Как правильно и что такое есть Чемпионат Мира Формулы 1

11.06.2013 10:44

В тексте имеются фотоматериалы, но в связи с невозможностью их размещения на данном ресурсе, ссылки на снимки прилагаются. Сразу оговорюсь, предлагаемый материал ни в коем разе не имееет своей целью разъвеять с годами сложившиеся стереотипы названий и наименований в королевком виде автогонок. Текст большой, хотя и сильно сокращенный, и любителям чтения "пары строк" явно покажется неинтересным.
Потом не говорите, что вас не предупреждали :-)

Упрощенно-статистическая трактовка истории Формулы 1.

За последние годы очень много говорилось об упрощенно-статистической истории, которую раньше я называл традиционной трактовкой истории (ТТИ). Коль скоро каждый раз, как вопрос поднимается, приходится новой публике объяснять всё сначала, давно назрела необходимость какой-то базовой публикации, к которой можно было бы отправлять неподготовленную публику для знакомства с темой.

Но сначала должен сделать ряд пояснений. Поскольку жизни в целом и в интернете в особенности кто-то что-то кому-то постоянно доказывает, все друг с другом спорят и агрессивно пытаются навязать свою точку зрения, я сразу оговариваюсь, что не пытаюсь здесь кому-то что-то доказать. Не нравится или кажется глупым - ваше право, можете дальше не читать. Но, если кому-то интересна сама тема искажения истории, вы сможете в этой статье найти какие-то объяснения. Возможно, мне не удастся сделать это максимально кратко, информативно и доступно для понимания, но, по крайней мере, я изложу результаты многолетних изысканий, а дальше уже смотрите сами. Кстати, насчёт доступности для понимания. Тема - ОЧЕНЬ сложная, заранее настройтесь на это. Так что, если кому-то с ходу не стало понятно, не спешите делать вывод о бредовости написанного. Практика показала, что вникнуть в суть темы можно, достаточно много прочитав первоисточников, то есть публикаций, написанных ТОГДА, а современные публикации дают уже искажённую картину. Поэтому, возможно, эта статья может стать не более чем вектором, задающим направление для изучения истории, говорящим: смотреть надо туда-то, ориентироваться надо на то-то. Потребуется несколько лет изучения первоисточников, чтобы вы избавились от некорректных исторических формулировок. Если вам, конечно, это нужно.

Итак, а зачем всё это нужно? Это не попытка навязать определённое представление, а объяснение. Здесь нет ничего увлекательного, просто анализ ситуации, поэтому нормальным любителям истории лучше не портить нервы и не читать эту статью. Суть заключается в том, что существующий в наше время взгляд на историю "Формулы-1", в некоторой степени, сфабрикован. До 1981 года серия "Формула-1" вообще не существовала, а то, что существовало, имело совсем другие форму и содержание. Тема сложная, для её объяснения мне приходится пользоваться образными сравнениями. Поскольку меня неоднократно обвиняли в "чернокнижестве", "сектанстве", "диссидентстве" и просто нездоровом состоянии психики, я ещё раз подчёркиваю, что содержание статьи предназначено не для создания сенсации или промывки мозгов честным болельщикам, а для максимально подробного разъяснения ситуации тем, кому это действительно интересно.

1. Истоки сомнений

Я заинтересовался историей автоспорта в 2001 году, участвуя в викторине журнала "Формула". На тот момент в интернете уже было достаточно много информации, и в поисках ответов я нашёл пару сайтов с фотографиями "Формулы-1", отсортированными по годам и гонкам. Это был полный переворот в сознании, потому что раньше какие-то отдельные статьи рассказывали о каких-то событиях, но представить это было очень сложно. А тут много фотографий, замечательная визуализация - и я заболел историей "Формулы-1". Сразу возникла потребность всё найденное сохранить и пользоваться. Было очевидно, что фотографии каждой гонки надо складывать в отдельную папочку, их группировать по сезонам. То есть были папки от 1950 по, допустим, 2000 годы. Открываешь 1950, а там под первым номером - Великобритания, под вторым - Монако и т.д. Всё красиво, всё удобно. Но Франко Варани (автор одного из первых автогоночных фото-сайтов) не ограничивался только зачётными гонками, и публиковал интересные фотографии из других гонок. Возникла проблема: если этапы "Формулы-1" были под номерами, а у незачётных гонок номеров не было, то как назвать папки для незачётных и куда их поместить? То же самое было и в архивах других болельщиков, с которыми я общался. То есть система наименований, очевидная для начала XXI века (год номер этапа), как-то вот не работала для середины ХХ. Ну, ладно, бывает.

Возникла другая неувязка. На сайте "Форикс", который тогда не был платным, были базы данных гонщиков Ф1, и я стал сохранять информацию оттуда. Система была схожей: каждому гонщику - отдельную папку. Всё было хорошо до тех пор, пока не появилась информация о великих гонщиках, выступавших до 1950 года: Нуволари, Караччиоле, Антонио Аскари. Как-то вот хотелось и эту информацию сохранить, но куда? Это же не Ф1. Сделал отдельную папку "Разные гонщики" и всех "неформульных" ссылал туда, а потом задумался: как-то нелогично, что великий Нуволари оказывается гонщиком второго сорта. Все наперебой рассказывают, какой он был гений, а в свой архив гонщиков я его поместить не могу, ведь он - не из Ф1! В свою очередь, биографии случайных участников своих национальных гран-при разбирают в мельчайших подробностях, хотя их заслуги ничтожны, если вообще существуют, и для них у меня в архиве есть свои почётные места.

Потом я обнаружил форум "Ностальгия" (The Nostalgia Forum), лучшие участники которого отнюдь не ограничивались так называемыми зачётными гонками. Там я впервые попал в такую атмосферу, в которой так называемые незачётные гонки отнюдь не считались десятым сортом, "неофициальными покатушками", как гораздо позже выразится один из болельщиков. На форуме приводились описания, факты и фотографии самых разнообразных гонок без деления на "официальные" и "неофициальные". На фотографиях были видны толпы болельщиков, а рассказы о гонках изобиловали подробностями упорной борьбы. Спрашивалось: зачем бы зрителям смотреть эти гонки, а гонщикам рисковать в них жизнями и стремиться к победе, если эти гонки были совершенно незначительными, как об этом говорят разного рода публикации?

Ещё чуть позже мне у руки стали попадаться редкие книги об автоспорте, в которых вообще не было какого-либо разделения на зачётные и незачётные. В старых книгах такая терминология отсутствовала напрочь. И вообще, отсутствовали многие привычные нам понятия и термины, в том числе и сама "Формула-1". Она как будто не существовала! Но как же? Ведь мы же знаем, что она была! А почему тогда об этом не знали? Странно всё это.

2. Точка опоры

Постепенно обрисовались какие-то детали современной "Формулы-1", которых не было в пятидесятые годы, когда она вроде бы появилась. Ну, например, наличие у "Формулы-1" хозяина в лице Берни Экклстоуна или платы, которую он берёт за проведение этапа. Тогда всё время говорили о заявителях, а сейчас - о командах. Тогда были стартовые выплаты участникам, а сейчас их нет. Тогда были так называемые незачётные гонки, а сейчас их нет. Зачем они вообще проводились, и зачем в них принимали участие? Почему они пропали? Почему многие гонщики участвовали лишь в одном-двух этапах? Какой был смысл не стараться набрать очки в каждой гонке? Почему тогда вообще об очках не было разговора? А как же чемпионат? Почему тогда номера у гонщиков на всех гонках были разные?

Я собрал некоторые вопросы и открыл тему In the beginning... , по названию которой видно, что я ещё верил в то, что 1950 год - это начало всех начал. Вопросы и несоответствия накапливались, и уже становилось понятно, что современное описание "Формулы-1" не соответствует действительности, по крайней мере, для пятидесятых годов. Собственно чемпионат назывался личным чемпионатом мира (World Driver's Championship), слово "Формула-1" в названии никак не присутствовало. Выяснилось, что переход на Ф2 в 1952 году произошёл не по централизованному решению ФИА, а по решению организаторов каждой из гонок самостоятельно. Это говорило о том, что класс Ф1 вовсе не был обязательным, тогда название «Чемпионат мира "Формула-1"» тем более не было корректным.

Эти частности лишь подтверждали ощущение того, что что-то в описании "Формулы-1" не так. Стало очевидно, что пятидесятые годы сейчас воспринимаются по нынешним же меркам. Тогдашние незачётные гонки не были таковыми, они были просто гонками. Вот сейчас есть серия "Формула-1", в неё приходят, в ней участвуют, в ней живут. А тогда не было такого набора гонок, в который приходили бы. Приходить было некуда, так как чемпионат мира не был организованным соревнованием. Всё это было понятно, но отдельные факты, наблюдения и соображения не складывались в единую картину. Чего-то не хватало. И оно появилось.

В январе 2004 года модератор "Ностальгии" Дон Кэппс открыл тему RIP CSI WCD 1950-1980 and long live FIA F1 WC 1981-present, в которой я нашёл недостающее звено: тот самый момент, когда была создана существующая ныне система. Серия "Формула-1", а точнее, «Чемпионат мира "Формула-1"» брала своё начало не в 1950, а в 1981 году с отменой прежде существовавшего личного чемпионата мира. Это была та самая точка опоры, от которой можно было отталкиваться в понимании того, что как устроено и почему так получилось. Перечитал статьи Кэппса о войне ФОКА против ФИСА.

Получилось так, что чемпионат мира образца 1950 года был совсем другим соревнованием, нежели существующая в наше время "Формула-1". Анализ других чемпионатов показал, что существуют два вида многоэтапных соревнований: с общим управлением (как нынешняя "Формула-1") и без общего управления (как личный чемпионат мира образца 1950 года). Поскольку слово "серия" появилось только в конце восьмидесятых - начале девяностых, когда соревнования с общим управлением стали получать широкое распространение, логично их сериями и назвать. Таким образом, появляется адекватная терминология.

Чемпионат - это многоэтапное соревнование без общего управления. Его суть заключается в том, что любой заинтересованный субъект (печатное издание, автоклуб, коммерческая или общественная организация, отдельная личность) могут учредить приз и звание чемпиона, не проводя при этом собственно гонок, а засчитывая участие в проводимых кем-то гонках. Учредитель объявляет условия, считает очки и объявляет победителя. Поскольку учредитель чемпионата и организаторы гонок - это совершенно разные лица, проведение гонок никак не зависит от чемпионата, а на чемпионат нельзя заявиться, так как основным условием является участие в гонках, на которые учредитель чемпионата не влияет. Именно таким соревнованием был личный чемпионат мира образца 1950 года. ФИА учредила звание чемпиона и очковую систему, а потом объявила итоги. Чемпионаты существовали вплоть до начала восьмидесятых годов, в период, когда клубы самостоятельно организовывали не связанные друг с другом гонки. Они смотрели на интерес публики и участников к тому или иному классу, объявляли о проведении гонок в этих классах, а уполномоченная организация просто брала информацию об этих гонках и сама определяла, сколько очков кому начислить и кого назвать победителем.

Серия - это многоэтапное соревнование с общим управлением. Привычная нам схема, когда учредитель и организатор всего набора гонок - это одно лицо, то есть некий хозяин. Правда, в случае "Формулы-1" учредитель и функционер - ФИА, а хозяин - Экклстоун. Хозяин придумывает технический и спортивный регламенты, набирает участников и договаривается с трассами, спонсорами, телевизионщиками. Участники договариваются теперь не с организаторами гонок напрямую, а с организатором серии. Главным в серии считается накопление очков, от чего зависят и призовые выплаты. Отдельные гонки не значат ничего, они равны своём статусе. Соответственно традиционные гонки теряют свою индивидуальность. Появление новых серий обычно идёт по следующей схеме. Рождается идея. Например, есть "Формула-1", это вершина. Давайте будет серия типа последняя ступенька перед вершиной, и назовём её "Формула-2". Придумали основные технические параметры, которые были бы выше, чем в "Формуле-3", но ниже, чем в "Формуле-1". Заказали партию машин и стали набирать участников. Предложили им определённые финансовые условия. Параллельно придумали список трасс, где было бы неплохо видеть гонки новой серии и договорились с организаторами, а также с телеканалами насчёт телетрансляций. Большинство серий не являются первенствами по географическому признаку (то есть чемпионатом страны, континента или мира), это "междусобойчики", в них определяется лучший в данной конкретной серии, а идея определения чемпиона (лучшего из лучших) подменяется устроением для болельщиков шоу.

3. Реальное положение вещей

В 1922 году в рамках Ассоциации признанных автоклубов (АИАКР) была создана Международная спортивная комиссия (МСКом), которая ввела институт гонок гран-при. До сих пор международного автоспорта как такового не было. Законодателями мод были французы, они проводили свой "Большой приз", на который собирались лучшие гонщики мира, но формально гонка оставалась чисто французской, ибо проводилась Автоклубом Франции по придуманным им самим правилам. АИАКР не была постоянно действующим органом. Представители автоклубов собирались в конце года в Париже по случае тамошнего автосалона и заседали в помещении АКФ, принимая какие-то решения по поводу развития автомобилизма и автоспорта. Но только в начале двадцатых они придумали создать общие для всех организаторов больших гонок правила. В 1922 году они ввели 2-литровый лимит, в 1925 учредили чемпионат мира, который, однако, разыгрывался среди марок автомобилей. В 1926 году рабочий объём двигателей автомобилей для гонок гран-при уменьшился до полутора литров, и это привело к нежеланию впоследствии организаторов гонок проводить их именно для этого класса и признанию последующих чемпионатов мира несостоявшимися.

Схема работы МСК была примерно следующей. Представители автоклубов собирались в конце года на конгресс АИАКР в Париже и сводили воедино все свои предложения в международный календарь, который затем публиковался официально. И тут появляется одно важное нововведение. Иногда предлагавшиеся клубами даты гонок совпадали, и это было невыгодно всем сторонам, ибо потенциальным участникам пришлось бы разделиться, и каждая из гонок получила бы ослабленный состав. Проблема совпадающих дат привела к необходимости выработки каких-то правил по разрешению таких конфликтов. Придумали следующее. Каждая страна выбирала из своего списка наиболее важное соревнование, которому давался приоритет по сравнению с прочими. Предварительные списки привозились в Париж в сентябре, и там утверждался список основных соревнований, после чего можно было ещё двигать даты других гонок, а также "дозаявлять" их. В декабре в Париж привозились уточнённые предложения, и календарь утверждался окончательно. Вот как это иллюстрирует заметка из газеты "Таймс" от 27 сентября 1930 года.
http://livetalkracing.ru/img itemprop="image"/article/2012/254-1332771498.jpg

Эти основные соревнования (principal events) получили во французском языке название Grandes Epreuves, что на русский можно перевести как "большие гонки" (дословный перевод - "большое испытание"). Позже официальный английский вариант в Международном спортивном кодексе (МСКод) был classic events - классические гонки. Переводное название как-то не прижилось. Видимо, понтоваться не только у нас любят. В общем, в обиход вошёл французский вариант: "гранд-эпрёв" (созвучно с гран-при).
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332771850.jpg

К 1939 году МСКом так описывала философию "больших призов" и "больших гонок".
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332775017.jpg
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332775055.jpg
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332775081.jpg

Принцип деятельности не изменился после войны (вышеприведённые страницы на самом деле относятся к изданию 1950 года, и я их поместил здесь потому, что они лучше читаются, чем сфотографированные страницы издания 1939 года, но в обоих изданиях текст практически один и тот же), только АИАКР сменила название на ФИА. Тут начинается самое интересное. Наш горячо любимый личный чемпионат мира, учреждённый в конце 1949 года и впервые прошедший в 1950 году, по форме проведения был чемпионатом, то есть многоэтапным соревнованием без общего управления (см. выше). Были самостоятельные гонки, никак не связанные друг с другом ни организационно, ни финансово; был учредитель, который не имел к организации гонок никакого отношения (ФИА), только придумал правила определения чемпиона, выбрал зачётные гонки и подвёл итоги. Чемпионат мира не был специально организованным соревнованием, зачётные гонки проводились не для чемпионата мира, а потому, что проводились и раньше много лет подряд. На участие в чемпионате нельзя было заявиться, так как участниками автоматически становились все, кто попадал в зачётную пятёрку, но не все участники гонки.

Теперь немного поподробнее о чемпионате мира образца 1950 года в начале и середине пятидесятых годов.

Спортивный регламент. Как таковой не существовал. Не было какой-то книжки, даже в Международном спортивном кодексе и приложениях чемпионат никак не упоминается. Историкам пока не удалось найти каких-либо документов. Есть предположение, что правила чемпионата существовали, как и многое в то время, в виде конкретных решений комиссии, закреплённых в протоколах заседаний, а также джентльменских соглашений представителей автоклубов. Полный контраст с современными подробными спортивными правилами "Формулы-1".

Технический регламент. Отсутствовал вообще. Технический регламент был у каждой гонки индивидуально, причём, мог варьироваться. Именно поэтому организаторы перешли на Ф2 в 1952 году, а входившая в зачёт "Инди-500" проводилась по собственным техническим условиям. У классов Ф1 и Ф2 также не было какого-то регламента. Историки предполагают, что также имело место конкретное решение только о рабочих объёмах классов, закреплённое в протоколах заседаний. Полный контраст с современными подробными техническими правилами "Формулы-1".

Календарь. Зачётные гонки проводились не специально для чемпионата мира. Это были как раз те самые "большие гонки", они же "классические соревнования", они же "гранд-эпрёв". Когда возникла идея чемпионата, это была не идея проведения специальных гонок. Зачем, если уже существовали подходящие и престижные гонки? Решили просто приспособить существовавшую уже два десятилетия систему и по результатам таких гонок определять лучшего из лучших. Таким образом, в конце 1949 года, как и годом ранее, как и в тридцатые годы, был составлен список "больших гонок", то есть самых престижных соревнований основных членов МСК. Раз они самые престижные, значит, все ведущие участники в них будут выступать, значит, их результаты и пойдут в зачёт. Полный контраст с современной "Формулой-1", когда в календарь попадают не гонки, а трассы, владельцы которых обеспечат определённый уровень технического совершенства и гламура и заплатят Экклстоуну запрошенную сумму.

Организационное и наблюдательное участие ФИА в проведении гонок. Отсутствовало. ФИА не была постоянно действующим органом и не нанимала работников. Роль наблюдателей выполняли представители национальных автоклубов. В этом смысле сказанное выше, что "учредитель (ФИА) ... не имел к организации гонок никакого отношения", несколько некорректно, потому что гонки организовывали национальные автоклубы, имевшие членство в ФИА, и последняя в некоторой мере делегировала свои полномочия своим участникам на местах. Полный контраст с современной "Формулой-1", где всю спортивную и техническую составляющие контролируют оплачиваемые сотрудники ФИА.

Итоги. Определялись на итоговой конференции МСК в декабре в Париже. Поскольку ФИА и МСК не были постоянно действующими органами, никто не занимался в Париже или где-либо ещё компетентным подсчётом очков. Кому надо было, те считали сами. Если МСКом что-то не понравилось бы в проведении определённых гонок, на их результаты повлиять нельзя было, так как всем заправляли организаторы этих гонок, но очки за эти гонки не присуждались бы, и расклад мог бы поменяться. К счастью или к сожалению, но таких прецедентов не было (кроме чемпионата мира двадцатых годов). Полный контраст с современной "Формулой-1", где ФИА официально публикует полную турнирную таблицу сразу же после гонки.

Ну, собственно и что? А то, что не просто тогда было как-то иначе, а ПРИНЦИПИАЛЬНО иначе. В наше время пятидесятые годы представляются так, что была "Формула-1" (то есть личный чемпионат мира, а не класс), в которой, как и сейчас, целенаправленно участвовали для получения очков и погони за титулом. Известно также, что были какие-то другие гонки, которые называются незачётными, и считается, что они носили роль тренировочных для чемпионата мира, а иные и вовсе были "неофициальными покатушками", в которых участвовали из чудачества. Считается, что гоночный сезон - это зачётные гонки чемпионата мира, а участие в так называемых незачётных гонках как бы за спорт не считается. Считается, что только участие в зачётных гонках чемпионата мира является статистически корректным событием, то есть дебюты, победы, модернизации считаются только в зачётных гонках, в любых остальных как бы ничего и не существовало. Гонщик может выступать на определённом автомобиле полгода, но дебютом на этом автомобиле считается первая зачётная гонка чемпионата мира.

Вот мы и заговорили очень часто о так называемых незачётных гонках. Что тут неправильного? Были зачётные, значит, были и незачётные. Проблема в том, что это современное изобретение для того, чтобы притянуть тогдашние гонки под современные стандарты. В наше время есть серия "Формула-1", круче которой может быть только её российский голос. Всё, что находится за её рамками - это просто другой мир (см. выше объяснение серии). Эта схема переносится на пятидесятые, и подразумевается, что зачётные гонки личного чемпионата мира, задним числом называемого "Формулой-1", - это тоже отдельный самостоятельный мир, за пределами которого - что-то совершенно иное.

Действительность была другой. Существовало такое явление как гонки гран-при. У него не было чёткого определения, не все гонки, автомобили или гонщики могли быть однозначно причислены к этому явлению, но для некоторых однозначность была чёткая. Выражение "большой приз" в названии гонки ещё не означало, что был действительно самый настоящий "большой приз". Все "большие гонки" ("гранд-эпрёв") однозначно воспринимались частью гонок гран-при, большинство прочих "больших призов" на машинах класса гран-при (который с 1948 года стал называть "формулой-1") также считались частью гонок гран-при. Были и другие гонки на машинах гран-при, короткие или длинные, которые в той или иной степени также относились к гонкам гран-при. Всё это была некая обойма под названием "гонки гран-при". Можно считать, что именно это - аналог современной "Формулы-1". Просто за какие-то гонки давали какие-то очки, а за какие-то - нет. Но в тогдашних условиях это имело небольшое значение.

В общем, если нужна статистическая приближённость пятидесятых годов к "Формуле-1", надо считать результаты в гонках гран-при в целом, ибо это была адекватная обойма. Например, в общепринятой статистике победы Фанхио в так называемой "Формуле-1" (серии, которая не существовала), начинаются с Гран-при Монако 1950 года, а в гонках гран-при - с Гран-при Сан-Ремо 1949 года.

Но если подходить к вопросу ещё корректнее, то надо взять шире. Весь автоспорт был как трёхуровневая пирамида. Основание - это многочисленные клубные гонки (для участия в них нужно было только разрешение клуба-организатора), средний уровень - гонки национального масштаба (требовалась лицензия национального автоклуба), высший - международные гонки (по международной лицензии). Именно последние были реальной обоймой, в рамках которой можно было разглядеть некий аналог современного "Большого цирка". Ведущие гонщики, производители и команды могли выбирать разнообразные гонки в зависимости от наличия техники, уровня конкуренции, стартовых и призовых выплат, удобства транспортировки и т.п. За честь было стартовать не только в "больших гонках", но и в "Ле-Мане", "Милле Милье", "Тарга Флорио", прочих гонках на выносливость, а также некоторых престижных коротких. "Скудерия Феррари" не была "командой Ф1", потому что участвовала и в гонках Ф2 и спортивных автомобилей. Или вот Стирлинг Мосс не был "гонщиком Ф-1", потому что ездил вообще на всём, что движется. Иногда так и говорили: "международный гонщик", "международная карьера".

Это можно проиллюстрировать, во-первых, календарями международных событий, в которых видны все санкционированные ФИА гонки.
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332775147.jpg

Во-вторых, таблицами результатов отдельных гонщиков, в которых видно, как много было так называемых незачётных гонок в их персональных календарях. Они просто участвовали в гонках из обоймы международных и иногда статуса пониже. Выделение из этих списков только так называемых зачётных искусственное и искажает картину их карьеры. Вот часть полного списка гонок Стирлинга Мосса за 1954-56 годы.
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332775199.jpg
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332775222.jpg
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332775243.jpg

Такой была картина все пятидесятые, но в шестидесятые начались некоторые изменения, а в семидесятые международный автоспорт де-факто принял вид почти современного. В 1980 году оставалось только утвердить этот вид де-юре. Как это произошло, мы рассмотрим чуть позже, а сначала пройдёмся по эволюционным изменениям в шестидесятые и семидесятые. Надо сказать, что я мало занимался этим периодом и не готов утверждать некоторые вещи определённо, для этого нужны дополнительные исследования.

Во-первых, заметно сократилось число гонок в высшем классе. Вероятно, это произошло из-за увеличившихся скоростей, что по соображениям безопасности отбросило многие городские трассы. Во-вторых, заметно сократилось число частников, возможно, из-за повысившейся технологичности гоночных автомобилей и, соответственно, их цены. В-третьих, британские участники, которых было явное большинство, организовали своего рода профсоюз (Ассоциацию конструкторов Ф1) для совместных переездов к местам гонок и воздействия на организаторов с целью обеспечения адекватных стартовых выплат.

Таким образом, уже к концу шестидесятых календарь состоял из зачётных гонок чемпионата мира и редких теперь уже без кавычек незачётных, от гонки к гонке перемещалась одна и та же компания участников, централизованно договаривавшаяся с организаторами. В семидесятые был добавлен только один штрих, чтобы сформировать квази-серию: постоянные номера в рамках чемпионата мира.
При этом принцип соревнования без общего управления оставался. Вовлечённость ФИА в чемпионат и правила значительно возросла, но сами правила по-прежнему издавали организаторы гонок, с ними же напрямую договаривались участники. Остаётся открытым вопрос о заявке на чемпионат в целом. Если этого не было, то как с 1974 года централизованно раздавались номера?

Вот мы и подошли к созданию собственно серии "Формула-1", точнее, "Чемпионат мира "Формула-1"". Истоки произошедшего в 1981 году лежат в начале шестидесятых, когда британские команды организовали вышеупомянутую ассоциацию для извлечения некоторой материальной выгоды. Во-первых, они теперь могли ставить перед организаторами условие: или берёте нас всех и платите такие-то стартовые, или не получите никого. Причиной стало появление в конце пятидесятых практики квалификаций, когда в некоторых гонках для допуска на старт надо было ещё показать определённое время. Некоторые участники тратили деньги и вынуждены были уехать не солоно хлебавши, хотя раньше они хотя бы получали стартовые. Во-вторых, на гонки в Америке и Африке дешевле и проще было лететь одним специальным рейсом, чем каждому искать способы транспортировки самостоятельно.

Ф1КА благополучно просуществовала в таком виде все шестидесятые и начало семидесятых, пока в этой компании не появился Берни Экклстоун как новоиспечённый владелец "Брэбэма". Он несколько освоился и, будучи ещё тем торгашом, предложил более выгодную схему транспортировки. Говорят, для него самого она была более выгодна, чем для команд, но ведь и для команд была выгодна тоже. Они и согласились. К подробному описанию дальнейших событий позвольте отправить вас к следующим источникам.

Статьи Дона Кэппса (Don Capps)
http://atlasf1.autosport.com/2003/jan22/capps.html
http://atlasf1.autosport.com/2003/jan29/capps.html
http://atlasf1.autosport.com/2003/feb05/capps.html
http://atlasf1.autosport.com/2003/feb12/capps.html
http://atlasf1.autosport.com/2003/feb19/capps.html

Статьи Маттейса Дипрама (Mattijs Diepraam)
http://www.forix.com/8w/fiasco-introduction-timeline.html

Книги Терри Ловелла (Terry Lovell)
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332775266.jpg
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332775307.jpg

Для нас важным является финальная схватка между ФОКА в лице Экклстоуна и ФИСА в лице Балестра. Пока Экклстоун занимался шантажом организаторов с целью выбить из них больше денег за участие команд ФОКА в гонках, это мало волновало ФИСА, но когда он стал требовать отмены или введения определённых правил, Балестр счёл, что это уже слишком. Решение, которое он принял, было поистине гениальным: личный чемпионат мира образца 1950 года в его первозданной форме был ликвидирован, а вместо него с 1981 года был учреждён новый чемпионат под названием «Чемпионат мира ФИА "Формула-1"». Так это объявлялось в ежегоднике ФИА за 1981 год.
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1332775421.jpg

Вот когда появилось это название, которым теперь задним числом называют и чемпионаты с 1950 по 1980 годы. Но не только вывеска сменилась, а была создана одна из первых типичных серий, то есть соревнований с общим управлением. Это управление было сразу же заложено с тем, чтобы не дать ФОКА возможности что-либо предпринять. Соревнование было новое, на него были установлены коммерческие права, чего не было у прежнего чемпионата. Для Экклстоуна это означало потерю законности всех прежних контрактов, потому что они были с организаторами отдельных гонок, а теперь сразу заявлялось, что юридическую силу имеют действия со всем набором гонок целиком.

После нескольких локальных стычек всё устаканилось, и Балестр оставил себе политическую власть, а Экклстоун получил финансовую, что ему и нужно было. Он стал тем, чего не могло быть в принципе у чемпионатов и являлось главной особенностью серий - ХОЗЯИНОМ (иными словами, промоутером, как сейчас модно выражаться).

То есть в прежней системе классов и чемпионатов были участники и организаторы, договаривавшиеся друг с другом напрямую об участии, стартовых выплатах и прочих оргвопросах, а также учредители чемпионатов, которые никоим образом на общение участников и организаторов не влияли и находились где-то сбоку. Теперь учредитель встал между участниками и организаторами с условием: если участники хотят выступать, а организаторы хотят, чтобы участники у них выступали, обеим сторонам надо договариваться с учредителем. Организатор не может сам пригласить участника, а участник не может напрямую порешать вопросы с организатором.

В наше время по такой схеме существуют ВСЕ СЕРИИ. Причина, по которой мы тут всё это рассматриваем, - это перенос этой схемы на гонки пятидесятых годов и восприятие личного чемпионата мира как серию с замкнутым на себя управлением, из-за чего все гонки, не входящие в эту воображаемую серию, оказываются якобы соревнованиями абсолютно иной философии.

4. Ошибки и заблуждения упрощенной истории

В чём же, собственно, претензии к современному освещению гонок пятидесятых годов? В общих чертах упрощение заключается в том, что из обширной обоймы международных гонок выделяются зачётные гонки чемпионата мира, и считается, что они являются самостоятельной и изолированной обоймой с исключительными свойствами. Искажением истории при этом являются выводы о тех или иных событиях, которые якобы происходили в этом якобы изолированном наборе. Зачётные гонки чемпионата мира хорошо изучены, по ним существует довольно подробная статистика, и на этой статистике и делаются разнообразные выводы.

Например, если посмотреть на статистику Хуана-Мануэля Фанхио в рамках так называемой "Формулы-1", можно увидеть, что первые 15 зачётных гонок чемпионата мира он провёл на "Альфа-Ромео", а в 1953 году выступал на "Мазерати". Вывод: Фанхио в 1953 году дебютировал на "Мазерати". На самом деле первую свою гонку на автомобиле этой марки он провёл в 1948 году, но знатоки упрощенной истории оперируют статистикой, а насчёт 1948 года статистики нет, потому что там - типа не "Формула-1" (которая на самом деле и не существовала). Значит, и всё, что было до "официальной" статистики, как бы и не существовало.

Статистика в автоспорте - вообще штука вредная, так как она стремится всё свести к цифрам, в то время как есть много сопутствующих факторов, которые цифры описать не могут. Гениальный гонщик может всё время сходить с трассы из-за поломок техники, и статистика скажет, что он плохой гонщик, потому что ни разу не финишировал. Или четвёртое место в гонке в статистике - всего лишь самая обидная строчка: в шаге от призовой тройки. И статистика не говорит, что на пути к четвёртому месту гонщик проявил чудеса вождения и проводил обгоны чемпионов на чемпионских машинах. Но людям очень нравится разглядывать и сравнивать циферки. Отключить это нельзя, болельщикам всегда хочется понять, кто есть кто, и статистика - самый простой путь для этого. Он не самый корректный в смысле истины, но самый эффективный в плане удовлетворения любопытства. Не надо читать много книжек и изучать гонку за гонкой, просто открой справочник с таблицами и делай выводы.

Упрощение истории отчасти - объективная необходимость. Пока гонки существовали по схеме международного календаря, все оценивали события по всей широкой обойме международных гонок. Со временем автоспорт разросся, а его история стала довольно насыщенной. С каждым годом требовалось переписывать историю, чтобы она по-прежнему вмещалась в не сильно большой томик. Годы прибавлялись, а толщину томика хотелось сохранить прежней. А когда сформировалась и укрепилась схема серий, проблемой стало вообще объяснять отсутствие когда-то серий как таковых. Среднестатистический болельщик привык к тому, что гонки состоят из полностью автономных наборов гонок, так зачем его разочаровывать? Проще ТАМ найти серии, а все гонки, которые даже формально друг с другом не связаны, вообще не рассматривать. Так и делается.

Ошибки и заблуждения упрощенной истории можно разделить на три вида. Одни ошибки являются всего лишь определённой формой толкования событий. Другие - следствие путаницы в терминологии. Третьи однозначно противоречат реальным фактам, так как являются выводами на основе обрезанных данных или результатами подгонки событий под современные понятия.

Один из самых ярких примеров фактических ошибок - это переход на Ф2 в 1952 году. В реальности организаторы гонок один за другим приняли такое решения самостоятельно, но упрощенная история должна подогнать реальную под современные стандарты, а раз сейчас такими вопросами занимается ФИА в рамках всей серии, значит, было придумано, что это ФИА приняла решение для всего чемпионата в целом.

Приведу ещё несколько характерных примеров, подмеченных в разное время в разных источниках.

В 2009 году в программе "Обратный отсчёт", был небольшой сюжет об истории "Феррари". Сначала речь шла о довоенной команде "Скудерия Феррари", выступавшей на "Альфа-Ромео". Затем последовала фраза: "В пятидесятом, в Монако, "Скудерия" впервые выступила самостоятельно". Имеется в виду, на построенных под собственной маркой автомобилях (своими силами мастерская Энцо Феррари строила машины под маркой "Альфа-Ромео" и в тридцатые). На самом деле это началось в 1947 году, но в упрощенной истории это игнорируется.

На официальном сайте Стирлинга Мосса указано, что в своей карьере он выступал за команды, кроме прочих, "Купер" и "Лотос". На самом деле он только выступал на машинах этих марок и однажды был заявлен "Купером", но обслуживался своей командой во главе с механиком Альфом Фрэнсисом и никогда не выступал за сами команды. Мосс - очень уважаемый человек, но он живёт тем, что продаёт своё имя, и, похоже, ему кто-то объяснил, что надо продавать именно то, что "пипл хавает".

Схожий пример можно найти на ещё одном официальном сайте - теперь уже всей "Формулы-1" (!). В статистике, например, Руди Фишера указана команда: "Феррари". Но он никогда не выступал за "Скудерию Феррари", у него была своя машина "Феррари", но это не команда. В упрощенной истории тогдашние понятия подменяются сегодняшними. Сейчас производитель шасси, заявитель и команда - это одно и то же, а раньше могли быть три разных. В современной статистике это не учитывается, и для упрощения марка автомобиля считается названием команды. Но Фишер никогда не выступал за "Феррари".

Пара цитат из книги "Игра Берни" (Bernie’s Game) Терри Ловелла (Terry Lovell) 2003 года издания: "..."Нюрбургринг", колыбель немецкого автоспорта, где "Большой приз Германии" проводился с самого своего учреждения в 1951 году..."; "...Сильверстоун, бывшая военная авиабаза, чья Х-образная трасса приняла первый британский "большой приз" в 1950 году..." Конечно, и немецкий гран-при существовал до 1951 года, и британский - до 1950, но автор пишет в рамках упрощенной истории, значит, до первого появления этих гонок в зачёте чемпионата мира они не существовали в принципе.

Цитата из книги Криса Никсона "Мон ами, приятель" (Mon Ami Mate) о Питере Коллинзе и Майке Хоторне: "Фанхио и Гонзалес были, конечно, национальными героями, но особый интерес вызвал первый визит европейских команд на южноамериканский континент". На самом деле ведущие заводские европейские команды приезжали в Южную Америку и в тридцатые годы ("Ауто-Унион"), и в сороковые-пятидесятые ("Скудерия Феррари", "Мерседес"), но в статистике упрощенной истории это не отражено, значит, этого не было.

В исторической справке Андрея Лося к колонке Александра Кабановского на "Ф1 Ньюз" указано, что "в это время в новостях": "13/05/50 - В Сильверстоуне проходит первый Гран При Формулы 1". О гонке писали, да, но нигде, естественно, не говорилось, что это "первый Гран При Формулы 1". Как серия "Формула-1" ещё не существовала, а гран-при класса Ф-1 проводились уже как несколько лет. То есть в данном случае автор просто сочинил то, что, по его мнению, должно было быть написано.

Характерные терминологические ошибки вызваны в одних случаях переносом современных терминов на то время, когда они ещё не существовали. Например, первые квалификации относятся к концу пятидесятых, до этого были просто тренировки, но их всё равно называют квалификациями. Первые позиции на старте называют поулами, хотя тогда такого не было. Место в тройке призёров называют по-современному подиумом, хотя тогда в крайне редких случаях чествовали тройку призёров, тем более - на пьедестале почёта. Поклонники НАСКАРа знают, насколько это глупо звучит, ведь в НАСКАРе и сейчас награждают только победителя. Ещё один случай - это когда гоночные классы называют сериями, потому что сейчас как таковые классы отсутствуют, и их заменили серии, поэтому людям кажется логичным назвать серии что-то похожее из прошлого. Наконец, образную группу участников зачётных гонок называют "Большим цирком", а образное место их размещение на трассе - паддоком (хотя раньше команды размещались в гаражах в находящихся неподалёку от трасс городах). Бывает, напишут что-то типа: "Из Монако "Большой цирк" отправился в Зандфорт". А то, что между Монако и Зандфортом все участники участвовали в соревнованиях кто где в разных категориях и классах, не имеет значения. С современных позиций они ДОЛЖНЫ быть одним целым.

Другие терминологические ошибки связаны с настолько глубоким погружением именно в упрощенную, обрубленную историю, что какие-то базовые термины и понятия начинают распространяться только на неё, хотя на самом деле именно для неё надо делать пояснения. Например, есть слово "гонка". Все понимают, что оно означает, но люди, общающиеся в рамках упрощенной истории, подразумевают под словом "гонка" только зачётные гонки личного чемпионата мира. Любые другие гонки за гонки не считаются. Иногда их называют неофициальными покатушками. Понятно, что это глупо, если британский гран-при 1950 года - это гонка, а 1949 года - не гонка. Если до приверженца упрощенной истории доколупаться по такому поводу, он начинает нервничать и искать лазейки, может просто послать. Иногда объясняет примерно в таком духе: "С современных позиций это воспринимается именно так".

Например: "6 марта 1971 года Марио Андретти в Кьялами выиграл свою первую гонку в карьере". На самом деле его карьера началась в начале шестидесятых, и достаточно сказать, что в 1969 году он выиграл "Инди-500". Так что Гран-при Южной Африки 1971 года - отнюдь не первая победа в карьере. Надо было бы пояснить, что это в гонках гран-при первая победа, но в упрощенной истории действует особо глубокое погружение, в котором термины подразумеваются только в рамках зачётных гонок чемпионата мира. Вероятно, для той же "Инди-500" приверженец упрощенной истории должен написать, что это была победа в "другой карьере".

Упрощенная история и сама испытывает терминологические проблемы, когда оказывается уже не в состоянии игнорировать события реальной истории, не входящие в рамки зачётных гонок чемпионата мира. В последние годы стало модным зачётные гонки называть официальными. Толковые словари слову "официальный" дают значение имеющего отношение к государственным событиям или решениям, но, видимо, есть смысл подкорректировать это определение, чтобы оно означало имеющее отношение к любым уполномоченным организациям или лицам. В данном случае официальными гонками могли бы быть организованные автомобильными клубами или федерациями, входящими в систему мирового автоспорта. Если гонка вошла в международный календарь ФИА, её, вероятно, можно назвать типа "официальной", но такими были и так называемые незачётные гонки. В отношении к уполномоченности санкционирующего органа разницы между так называемыми зачётными и так называемыми незачётными гонками не было. Ещё один вариант - называть период существования чемпионата мира "общепринятым летоисчислением". Придуман в условиях, когда знатокам упрощенной истории стало уже ясно, что гонки гран-при появились отнюдь не в 1950 году, и "большие призы" до 1950 года были такими же, что и более поздние, но их статистика не содержит информацию о ранних гран-при. Как бы извиняясь, знатоки упрощенной истории пишут: "Провёл столько-то гонок в общепринятом летоисчислении".

Но самые многочисленные и самые неоднозначные ошибки - это трактовочные. Тут действительно можно спорить и всегда можно сказать, что "я, мол, так вижу". С чем это можно сравнить? Ну, например, если я родился в Томске в 1974 году, в какой стране это произошло? Строго говоря, в СССР, но раз РФ - правопреемница СССР, то кому-то будет проще считать, что место моего рождения - Россия. Это неправильно, потому что ТОГДА это была другая страна, но для многих людей это настолько неудобно, что они готовы пожертвовать исторической корректностью. Впрочем, с рождением пример не очень удачный, так как это всё-таки факт. А вот, если говорить, например, о неких абстрактных гражданах, скажем, выезжавших за рубеж в восьмидесятые и девяностые годы, то правильнее будет сказать: "советские и российские граждане, выезжавшие за рубеж". Но для многих людей слово "советские" - это дополнительные "многабукафф", которые надо избежать, поэтому речь пойдёт только о российских: "в восьмидесятые годы российские граждане...". Как хотите, но я считаю это некорректным.

Позволю себе ещё пару образных примеров для пущего понимания. Например, меня спрашивают, куда я завтра лечу. А я отвечаю, что надо проверить по билету: в Домодедово или Шереметьево. Я не грешу против истины, но никого не интересует, в каком аэропорту я приземлюсь, важен город, поэтому правильный ответ: в Москву. Или на подобный вопрос о месте деловой встречи я могу ответить, что она состоится "в пространстве внутри МКАД". Опять же, как бы всё верно, но никто Москву так не называет, и моего собеседника не интересуют геометрически-географические описания. И этот пример можно развить дальше. Допустим, Москву действительно возьмут и переименуют во Внутирмкадье. Такое вот будет название на географической карте: Внутримкадье. И, если я через тридцать лет в своих мемуарах напишу, что я "приехал во Внутримкадье на деловую встречу", то это будет неправильно, потому что в то время (то есть в наше) город назывался Москвой. Вот такие образные примеры. Перейдём к некоторым реальным.

Например: "Гран При Великобритании'50: В начале славных дел...". Факт: "Большой приз Великобритании" 1950 года был первой гонкой, шедшей в зачёт личного чемпионата мира. Факт: позже личный чемпионат мира был преобразован в серию "Чемпионат мира ФИА "Формула-1"", которая является его правопреемницей. Факт: в наше время "Формула-1" - это наикрутейшее соревнование. Славные дела - сейчас, а формальное начало - в 1950 году. Вроде бы всё нормально. Но если знать ситуацию на рубеже сороковых и пятидесятых годов, то совершенно очевидно, что никакого начала тогда не было, ибо уклад международного автоспорта никоим образом не изменился. Почему бы начало славных дел не вести, например, с создания института гонок гран-при в 1922 году? Или с первых битв гигантов в тридцатые годы? Или с полного переворота в укладе мирового автоспорта в восьмидесятые годы и с создания "Формулы-1" в 1981 году в частности? Но выбрали тот момент, когда гонщикам стали за результаты давать очки, хотя тогда чаще всего они об этом не подозревали, и им на это было глубоко наплевать.

Или вот утверждение о том, что Игорь Трубецкой был первым русским в "Формуле-2". Был Трубецкой русским? Вроде бы да. Выступал в гонках класса Ф2? Было такое. Были до него русские в этом классе? Нет. Значит, он - первый русский в Ф2. Логично. Но вопрос этот возникает в связи с существованием в наше время серии "Формула-2", и хотя она не имеет вообще ничего общего с классом Ф2 сороковых годов, этикетка у них общая, и людям хочется всё это как-то объединить. То есть исходный вопрос, если его сформулировать максимально корректно, будет таким: кто был первым русским, имевшим отношение к названию "Формула-2"? Ну да, Трубецкой. Но название - это всего лишь этикетка, а изучать надо суть вещей, и тогдашние гонки сравнивать с сегодняшними нельзя.

Новый сезон "Формулы-1" подкинул традиционное заблуждение об австралийском гран-при. Посмотрите запись второй тренировки в Мельбурне. За 1:19.08 до её окончания Алексей Попов рассказывает о том, что этот гран-при - 28-й, а первый прошёл в 1985 году. Правда, в -28.35 он не то чтоб поправляется, но упоминает про австралийские "большие призы" до 1985 года. Здесь как раз хорошо заметны трактовочные вариации: можно считать и по-другому, но мы будем считать так. И в дальнейшем Алексей придерживался только усечённой трактовки, отрицающей историю "Большого приза Австралии" до 1985 года.

Цитата: "Впрочем, со временем Нейлор начал предпринимать попытки выступать в чемпионате мира - первый шаг к этому был сделан в 1957-м на Нюрбургринге, где он за рулем CooperT43 приехал к финишу 13-м". Строго говоря, он не мог предпринять попытку выступить в чемпионате мира, потому что, если разбирать смысл фразы, то получается, что ему надо было подать заявку в орган, проводивший чемпионат, а это было невозможно, потому что чемпионат мира не был специально организованным соревнованием, и заявку подавать было некуда. Фактически в чемпионате участвовали те, кому присуждались очки, а кто просто заявлялся на гонку, в чемпионате не участвовал. Но в современных условиях факт участия Брайана Нейлора в зачётной гонке чемпионата мира ТРАКТУЕТСЯ именно так, что он участвовал в чемпионате мира.

Ещё цитата из того же источника про того же гонщика: "В 1959-м Нейлор стартовал только в Сильверстоуне..." Тут вообще - фактическо-трактовочно-терминологическая смесь, потому что автор применил упрощенную трактовку, выбрал из всех гонок, в которых стартовал Брайан Нейлор в 1959 году, только зачётные чемпионата мира и подменил терминологию, не уточнив, что "стартовал" - это "стартовал в зачётных гонках ЧМ", а в результате получилась ошибка фактическая, так как по фактам гонщик "стартовал" в нескольких гонках в течение сезона, а автор ему приписал только одну.

Ещё к трактовочным ошибкам можно отнести смещение акцентов с того, что было важным ТОГДА, на то, что является важным СЕЙЧАС.

Например, Стирлинг Мосс в упрощенной истории известен как "вечно второй", четырёхкратный вице-чемпион мира. Именно очки и титулы важны с точки зрения современного наблюдателя, так как именно это важнее всего в наше время, но тогда автоспорт был гораздо шире, и Мосс был известен как многочисленный победитель десятков престижнейших гонок, и мало кого волновало, что он несколько раз становился вторым в общем зачёте чемпионата мира.

Или вот: "...отблагодарив за это команду двумя очками, которые он заработал, финишировав пятым". Команде было наплевать на эти два очка, как и самому гонщику, но с сегодняшних позиций два очка - это очень круто, и это отношение надо перенести на пятидесятые.

Ещё: "Это была первая гонка Формулы 1, выигранная Ferrari!". Сначала идёт ошибка терминологическая, потому что серии "Формула-1" в 1951 году не было, гонки класса "формула-1" на "Феррари" выигрывались и раньше, и мы понимаем, что автор имел в виду зачётные гонки чемпионата мира. Потом идёт ошибка трактовочная, потому что примечательная эта победа на самом деле была тем, что впервые автомобиль "Феррари" победил "Альфа-Ромео". Конечно, это не отменяет первой победы в зачётных гонках, но тогда это не имело вообще никакого значения, потому что существовала другая схема автоспорта.

Трактовочные ошибки обычно не противоречат фактам, но зато явно показывают, что автор просто не разбирается в истории. Он, возможно, отлично ориентируется в упрощенно-статистической трактовке, но не в реальной истории. Коль скоро его писанину читают другие и как-то воспринимают, все эти ошибки распространяются дальше, что не есть хорошо. Поэтому, я считаю, искоренять надо и фактические, и терминологические, и трактовочные ошибки, хоть и вред от них от всех разный.

5. Как создавалась упрощенная история.

Если мы возьмём любую современную книжку об истории "Формулы-1", то прочтём в ней о начале всех начал, которое случилось 13 мая 1950 года, и дальше отчёты по так называемым зачётным гонкам, ибо подразумевается, что с 1950 года существовала СЕРИЯ "Формула-1", существенно отличавшаяся от всех других гонок и потому заслуживающая особого рассмотрения. Книги по-продвинутее обязательно содержат небольшую первую главу о "предыстории" "Формулы-1", в которую войдут и большие гонки начала ХХ века, и подъём "Инди-500", и "серебряные" битвы тридцатых годов. Иногда так и пишут: мол, всё это было, конечно, интересно, но это была лишь присказка, а вот теперь начинается настоящая история...

Если теперь обратиться к публикациям пятидесятых, можно обнаружить отсутствие каких-либо следов подобных пассажей. Да, чемпионат мира известен, чемпионов чествуют, но вот рассказов о битвах за титул не хватает. Также не видно статистики, сравнительных таблиц побед, поулов, очков, лучших кругов и т.п.

Если в биографиях гонщиков приводится статистическая информация, то фигурируют какие-то странные цифры, а таблицы гонок полны всяких "неофициальных покатушек".

В общем, одно и то же освещается совершенно по-разному. Тут два варианта: либо тогда люди не знали правильных ценностей и делали акцент на какой-то ерунде, а сейчас мы во всём разобрались и объяснили им, что есть что; либо тогда люди реально представляли свою жизнь такой, какой она и была, а сейчас это представление по какой-то причине подменено чем-то другим.

Интересно проследить, как появлялись те или иные заявления, "факты", постулаты, выводы современной версии истории и ... какой версии? И даже тут есть противоречие, ибо современная история - это история "Формулы-1", но ведь она не существовала, поэтому нет разных версий одной и той же истории. Есть две разных истории: реальная и ... Ну, вот как её назвать? Сфабрикованной? Да вроде не было тут заговора. Сначала я называл её традиционной, потому что на тот момент другой не было, но время идёт, и мы начинаем разбираться в реальной истории, так что небольшой промежуток времени, в котором была распространена история некорректная, уже на существование традиции не сильно тянет.

Наверное, самым правильным будет назвать современную трактовку реальной истории упрощением, ибо современному болельщику преподносят сложные для понимания события в привычной ему оболочке, чтобы ему было проще её воспринять, ну а кому-то - её продавать как можно большими тиражами. Вот мы и будем искать публикации, в которых есть подчёркнутая значимость появления личного чемпионата мира в 1950 году, его обособление как исключительного события и придание ему свойств серии "Формула-1".

Тут надо учитывать одну особенность подобных исторических исследований. Мало кому приходит в голову писать книги и статьи, рассказывающие о том, что и как устроено прямо сейчас, потому что современному наблюдателю это и так известно. Также кажется, что навряд ли есть смысл объяснять читателю, как что было устроено в недавнем прошлом, потому что оно уже потеряло свою актуальность, а на историю ещё не тянет. Поэтому публикаций с объяснением, что, мол, ""Формулы-1" ещё не существует, её придумают позже", конечно, найти не получится. Можно только искать и не найти публикаций о том, что "Формула-1" сейчас (в пятидесятые) существует. Если никто не говорит о её существовании, то наиболее вероятно, что она и не существовала.

И ещё раз уточним, что под "Формулой-1" мы подразумеваем ровно то, что подразумевается в упрощенной истории: воображаемую СЕРИЮ гонок, входивших в зачёт личного чемпионата мира. На самом деле сначала был класс гонок гран-при "формула-1" (я его обычно пишу с маленькой буквы, чтобы как-то отделить от серии "Формула-1"), а потом его название поместили в название созданной в 1981 году серии, и люди стали автоматически понимать под этим именем чемпионат мира за весь период его существования.

Я ознакомился с большим количеством британских публикаций (так как владею только английским) и с отдельными иноязычными. Все пятидесятые годы автоспорт преподносился ровно таким, каким он традиционно был, начиная с тридцатых годов: международные гонки, гонки гран-при, очень редкая статистика. Постепенно значение чемпионата мира росло, и к середине десятилетия даже британская пресса стала уделять ему внимание, так как за титул боролся не один их соотечественник. Название Formula 1 (реже - Formula One; для английского языка это нормально) употреблялось исключительно по отношению к классу, а не к набору гонок.
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333939858.jpg

Чемпионат мира не рассматривался как самостоятельный набор гонок, никто не видел в занятых гонщиками местах прежде всего набранные очки. Любая из так называемых незачётных гонок могла рассматриваться с позиций не меньшей важности, чем "гранд-эпрёв". Не было выделения последних как "этапов чемпионата мира".

Первая попытка выделить гонки чемпионата мира в обособленный набор - это книга Грегора Гранта (Gregor Grant) "Чемпионат мира" (World Championship), изданная в 1959 году.
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333939932.jpg

На её написание автора вдохновил титул Майка Хоторна 1958 года. Просто всем в Британии вдруг стало интересно: раз их соотечественник стал лучшим в мире, как это определилось и откуда вообще эта традиция появилась? Автор не создаёт вымышленную серию зачётных гонок, которые, как тогда и было, он называет не этапами чемпионата мира, а "большими гонками" (Grandes Epreuves). Рассказывая о зачётных гонках, он не показывает, что они - это одно, а всё остальное - это "неофициальные покатушки".

В 1960 году появилась книга авторитетнейшего британского журналиста Дениса Дженкинсона "История "формулы-1"" (A Story of Formula 1).
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333939991.jpg

Здесь Formula 1 - это также не серия зачётных гонок чемпионата мира, а класс, причём, образца 1954 года. Перед введением в действие полуторалитровой формулы автор решил обозреть развитие 2,5-литровой. Временные границы - 1954-1960 годы, но здесь не идёт речь о гонках в хронологическом порядке, а обозреваются различные технические и спортивные аспекты.

Интересный момент произошёл в 1964 году: журнал "Мотор" (The Motor) начал отмечать этапы чемпионата мира особыми значками с номерами. Но самое здесь интересное - это то, что у репортажа о первом этапе (Монако) такого значка не было, а ко второму (Нидерланды) он появился. То есть идея возникла буквально "на ходу". Да, она, наверное, зрела давно, но не успела дозреть в межсезонье и окончательно стала актуальной именно в короткий период между двумя гонками.
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333940104.jpg
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333940131.jpg

В 1966 году вышла книга Энтони Притчарда "Формула-1": гонки гран-при с 1946 года" (Formula One: Grand Prix Racing Since 1946).
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333941237.jpg

Уже из названия следует, что речь опять-таки идёт не о серии чемпионата мира, которая должна была начаться в 1950 году, а о классе. 1950 год не преподносится как хоть какая-то граница. Первая часть книги посвящена периоду 1946-1951 годы. Но новинка: класс Ф2 причислен к Ф1 в 1952-53 годы. То есть книга посвящена гонкам гран-при, но на них уже навешивается ярлык "Формула-1". Кроме того, в списках гонок каждого сезона есть разделение на "большие гонки" (но они представлены именно как "гранд-эпрёв", а не этапы чемпионата мира) и иные "большие призы".

В 1968 году вышла книга Ричарда Гэрретта "Быстрые и яростные: история личного чемпионата мира" (Fast and Furious: The Story of the World Championship of Drivers).
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333941976.jpg

Но она посвящена не истории чемпионата мира, а, скорее, описанию текущего положения дел с подробностями сезона 1967 года. Фактически уже чемпионат мира стал самостоятельным явлением, заполнив собой бывшие гонки гран-при.

В 1969 году в журнале "Мотор Спорт" была опубликована примечательная заметка вышеупомянутого Дениса Дженкинсона о статистике чемпионата мира.
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333943722.jpg
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333943568.jpg

Приводится статистика по количеству побед в зачётных гонках, составленная одним из читателей. То есть на тот момент не существовало каких-то справочников, из которых всё это можно было бы взять. Более того, не было даже единого подхода к подсчёту побед, ибо сам Дженкинсон выражал уверенность в том, что две победы Фанхио, поделённые с другими гонщиками, надо считать как две половинки, то есть одну целую.

Дальше у меня есть довольно большой пробел в публикациях и изучении самого по себе периода семидесятых годов, когда и сформировался взгляд на гонки гран-при как на нечто "до и после 1950 года". Могу только отметить появление в 1979 году первого путеводителя Жака Дешено (Jacques Deschenaux) по "гонкам гран-при", содержавшего разнообразную статистику исключительно по зачётным гонкам чемпионата мира. По крайней мере, таково содержание самого раннего имеющегося в моём распоряжении издания (1988 года).
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333943965.jpg

А в предисловии к "Путеводителю по гонкам гран-при от фирмы "Гиннесс"" (The Guinness Guide to Grand Prix Motor Racing) Эрика Димока (Eric Dymock) 1980 года издания так прямо и написано: "Современные гонки гран-при, вероятно, по-настоящему начались не со взмаха флага на "Большом призе Великобритании" 13 мая 1950 года, но для очень большого числа людей именно этот момент стал значимым. Соответственно двадцатые и тридцатые годы оказываются не более чем тщательной репетицией перед последующим великим представлением". Насколько мне удалось установить, эта книга стала первой серьёзной публикацией по упрощенной истории.
http://livetalkracing.ru/img/article/2012/254-1333944127.jpg

Продолжение: https://www.f1-portal.ru/?id_notes=1592

2 Отзыва