Две трагедии в сериях IndyCar и MotoGP и последующее заверение Берни что в Багдаде ( в смысле в ф1) все спокойно, вызвали массу комментариев на тему безопасности. Звучали упреки в бездеятельности, предложения автоматически лимитировать скорость при появлении на траектории посторонних предметов, устанавливать датчики контроля целостности конструкции болидов, реорганизовать систему медицинского обеспечения гонок ну и т.д.
Память все нововведения не сохранила, пришлось освежить знания и порыться в различных источниках. Нарыл массу интереснейших фактов в сфере безопасности. Делюсь:
Итак, знаете ли вы…
- Что гонщики в полной защитной амуниции, производства компании DuPont из волокна марки Nomex, могут оставаться живыми в течение 11 секунд при температуре 840 градусов по Цельсию. При этом максимальная температура в сауне – 100 градусов, если пожар случается в квартире, то температура пламени может достигать 800 градусов, а температура раскалённой лавы в кратере вулкана находится на отметке между 750 и 1000 градусов.
- Что самые первые несгораемые костюмы носили в далёком 1979 году Ники Лауда, Марио Андретти и Карлос Рейтеманн. При изготовлении этих костюмов использовался несгораемый материал, применяемый НАСА в космических скафандрах. Пять слоёв такого материала обеспечивали довольно сносную защиту пилота. Сейчас комбинезон делается на заказ, чтобы максимально соответствовать физическим параметрам гонщика. Делают его из четырёх слоёв материала Nomex.
- Что перед сезоном четырёхлетней давности правила безопасности достигли своего пика. По новым требованиям ФИА носовые и тыловые структуры болида «Формулы-1» должны были разрушаться более мягко, а боковые элементы кабины стали защищать шестимиллиметровый слой карбона и армированные нити Zylon. Для развития вашего кругозора отметим, что Zylon применяется в производстве пуленепробиваемых жилетов. В «Формуле-1» его задачей является предотвращение попадания осколков внутрь кокпита.
- Что шины болида Ф-1 заполняются не воздухом, а азотом. В результате этого давление сохраняется постоянным, даже под сильными нагрузками. Это увеличивает безопасность, потому что даже незначительные изменения в давлении шин (всего 0.05 бар) уменьшают точность управляемости автомобиля.
- Что, начиная с 2003 года пилоты применяют дополнительную системы защиты HANS. Это Система Поддержки Головы и Шеи (Head and Neck Support). Шлем прикрепляется двумя упругими ремнями к специальной системе, которая опирается на плечи пилота.
- Что для повышения уровня безопасности, шины «Формулы-1» подвергаются тщательным проверкам на фабрике? Эти проверки включают в себя около 130 пунктов. Если хотя бы в одной шине находят даже малейший дефект, уничтожают всю партию.
- Для борьбы с пожаром, особенно на пит-лейн, на каждом этапе дежурят, минимум пять пожарных машин. Каждая из машин укомплектована четырьмя пожарными, и находится в постоянной готовности, располагаясь рядом с автодромом.
- Что техперсонал ФИА в каждом Гран-при прилагает огромные усилия, чтобы проверить все болиды на соответствие правилам техники безопасности.Проверки начинаются уже в четверг, а заканчиваются только в воскресенье на стартовой решётке.
- Что самый первый автомобиль безопасности в гонках «Формулы-1» использовался в 1973 году на Гран-при Канады.
- Что ограждение трассы Альберт-Парк, где проходит Гран-при Австралии, достигает 3.80 метра в высоту. Такая высота была установлена организаторами, после того как в сезоне 2001 года произошла авария, и оторвавшееся колесо вылетело за пределы трассы и убило маршала.
- Что каждая нить волокна повышенной прочности Т800, которое используется в производстве шлемов «Формулы-1», состоит аж из 12 000 микронитей. Представьте, каждая из этих микронитей в 15 раз тоньше человеческого волоса. Если собрать все нити из одного шлема и посчитать их общую длину, то получится примерно 16 000 километров. А это практически расстояние от Москвы до столицы Новой Зеландии - Веллингтона.
- Что инструкции, относящиеся к пит-лейн, такие же строгие, как и для трека. За любое превышение скорости (60 км/ч во время тренировочных заездов и 80 км/ч во время квалификации и гонки) стюардами выписывается штраф. В пятницу и субботу каждый километр превышения стоит 200 евро, а во время гонки назначается штраф в виде проезда по пит-лейн.
- Что для повышения безопасности на скоростных трассах, и в поворотах с маленькой зоной безопасности, был разработан специальный быстродействующий барьер? Эта защита служит дополнением к обычным отбойникам из старых шин и в состоянии поглотить энергию удара на скорости 200 км/ч.
- Что организаторы немецкого Гран-при на трассе Нюрбургринг, инвестировали больше 50 000 000 евро в улучшение безопасности этапа за последние несколько лет.
- Что монокок болида склеен, примерно из 30 квадратных метров углеродистого волокна, и каждая нить этого волокна в пять раз тоньше волоса. Состоит монокок из двенадцати слоёв и весит меньше шестидесяти
килограммов.
- Что в болиде «Формулы-1» есть устройство подобное «чёрному ящику» в самолётах? Это устройство делает запись всех параметров скорости и замедления, которые призваны обеспечить данные для дальнейшего усовершенствования систем безопасности.
- Что медицинский центр, расположенный на автодроме практически ни чем не отличается от самой современной больницы. Он оборудован всеми необходимыми устройствами и в нём постоянно дежурят от одного до трёх специалистов в каждой области медицины, вплоть до хирурга-ортопеда и анестезиолога.
- Что ФИА организовала свой собственный Институт Безопасности в Автоспорте. Это произошло после трагически известного Гран-при Сан-Марино 1994 года. Президентом института является бывший главный врач «Формулы-1» профессор Сид Уоткинс.
- Что более 5 500 тысяч дополнительных барьеров устанавливаются на улицах Монте-Карло в дни проведения Гран-при Монако. Также для обеспечения безопасности пилотов, на всех городских треках во время проведения Гран-при, крышки люков привариваются к ободу. Это необходимо, так как когда гоночный болид едет по трассе, между его днищем и дорогой может создаваться очень низкое давление, достаточное для поднятия крышки канализационного люка.
- Что примерно 15 больниц находятся в дежурном режиме в дни проведения Гран-при.
- Что одним из врачей дежурящих на трассе является дантист.
- Что так называемые гравийные ловушки безопасности, примерно 25 см глубиной, и заполняют их сферическими камнями диаметром от 5-ти до 16 – миллиметров. Эти камни необходимы для создания максимально возможного сопротивления (как песок, который рассыпают на скользкой дороге). Они быстро и эффективно уменьшают скорость болида.
- Что ремни безопасности ввели в «Формуле-1» с 1972 года. Они должны мгновенно отстёгиваться одним движением руки, освобождая плечи, таз, и ноги. Напомним, что по инструкции пилот должен покинуть болид в течение пяти секунд.
- Что в дополнении 130 врачам и санитарам за безопасность зрителей отвечают ещё около 150-ти специальных работников.
- Что на трассе постоянно находятся две санитарные машины и вертолёт с медицинским персоналом на борту. Ещё один вертолёт дежурит рядом с автодромом, а четыре дополнительных санитарных машины находятся вокруг трассы.
- Что пит-лейн специально разделён на две части из соображений безопасности. Есть часть возле пит-уолл – «быстрый пит-лейн», и часть перед боксами – «внутренний пит-лэйн». Работать с болидом во время пит-стопа можно только в определённой области внутреннего пит-лейна.
- Что ФИА специально установила в 400 метровом туннеле в Монако улучшенное освещение. Начиная с 2001 года, специальная система передаёт свет солнца внутрь туннеля. Это создаёт конус света и обеспечивает оптимальное освещение, облегчая пилотам вход в тёмный туннель.
- Что гоночные шлемы стали обязательными с 1953 года. Современные шлемы производят из углеродистого волокна для жесткости, несгораемого арамида и полиэтилена, чтобы сделать внутреннюю часть шлема непроницаемой. При этом шлем очень лёгкий (1250 граммов).
- Что в 1985 году в «Формулу-1» были введены первые краш-тесты. Сегодня болид должен пройти три динамических и двенадцать статических тестов, перед тем как получить разрешение на участие в гонках. В конце процесса испытаний монокок должен оставаться совершено неповреждённым.
- Что в мобильные команды быстрого реагирования входят четыре автомобиля эвакуации (S-cars) и два автомобиля спасателей (R-cars), а также две команды эвакуации. Автомобили эвакуации оснащены мощным резаком и огнетушителями, и если возникнет необходимость, могут буксировать поврежденный болид. В автомобиле находятся два специально обученных сотрудника. В машине спасателей находятся врач, четыре медработника и водитель. До места аварии они могут добраться за 30 секунд.