Будущий титан автомобильного спорта родился в неприметном городке Хюрт-Хермюльхайм (неподалеку от Кельна) 3 января 1969 года. Семья Шумахеров не была очень богатой семьей: отец Рольф был каменщиком и строил милые немецкие дома, а мама Элизабет работала официанткой в небольшом кафе. Но именно родители повлияли на выбор Михаэлем столь опасной профессии.
Папа, очень увлекающийся машинами, собственноручно сделал для Шуми первый карт, поставив на него старый двигатель от газонокосилки. Едва 4-х летний немец проехал первые метры по дорожке вокруг дома, как его тут же потянуло на городскую улицу. Первый опыт пилотирования завершился не очень удачно - юный гонщик врезался в фонарный столб, но все же Михаэль был на седьмом небе от счастья.
Вскоре Рольф стал управляющим местного карт-клуба и тем самым предоставил сыну неограниченную возможность совершенствовать навыки вождения. Шумахер был самым маленьким участником городских соревнований, но, несмотря на это, выигрывал у более опытных соперников и уже в шесть лет завоевал скромное чемпионское звание, победив всех ребят в округе.
Но увлечение картингом было не единственным хобби, захватившим паренька. 'Я обожал играть с друзьями в футбол, лазить по деревьям, устраивать маленькие проделки', - вспоминает звезда Формулы 1. - 'Мне хватало времени на все, и впервые дилемма возникла лишь в 11 лет, когда мне надо было выбрать между соревнованиями по дзюдо и картингу. Я сконцентрировался на дзюдо, но в итоге оказался лишь третьим в группе. Это было неверным решением, ведь я проиграл. За рулем карта я чувствовал себя гораздо уверенней и не боялся идти колесо в колесо с соперником'.
Талант Михаэля не остался незамеченным и у него появился первый спонсор - это был Юрген Дилк, бизнесмен и давний друг его отца Рольфа. Именно благодаря Дилку Шумахер смог купить новый карт и собрать порцию победных кубков в своем регионе. Важно, что Юрген помогал Шуми не только деньгами, но и мудрыми советами - карьера немца развивалась в нужном направлении.
1984 - Чемпионат Германии по картингу среди юниоров: 1-е место
До 14 лет Михаэль гонялся только в ранге гостя, поскольку в силу своего возраста не имел гоночной лицензии. Он набирался опыта, учился сохранять стабильный темп на протяжении длинной дистанции и разбирался в нехитрых настройках карта. Если поначалу скорость немца обуславливалась природными способностями, то вскоре Шуми стал гораздо чаще задействовать технические знания.
Исключительная одаренность вкупе с инженерной подготовкой привели к тому, что Михаэль просто раздавил всех соперников уже в первый год своих официальных выступлений. Чемпионский титул в юниорской серии стал первым серьезным успехом немца на треке и впервые заставил его задуматься о профессиональной карьере гонщика.
1985 - Чемпионат Германии по картингу среди юниоров: 1-е место;
Чемпионат мира по картингу: 2-е место
Надо было идти дальше и Шумахер в 1985 году параллельно выступал сразу в двух чемпионатах. В Германии ему удалось повторить свой успех, а в чемпионате мира, где была более высокая конкуренция, он также отметился весьма достойным результатом, заняв 2-е место. Одним словом, все шло по накатанной колее, пока в начале сентября всех не потрясло страшное известие.
Молодой и перспективный пилот Штефан Беллоф, выступающий за команду Tyrrell в Формуле-1, разбился на тестах в Спа. В одну минуту угасла жизнь самого знаменитого немецкого гонщика того времени. Новость об этой аварии шокировала Михаэля и даже отразилась на манере его пилотажа - он стал раньше тормозить перед опасными поворотами и избегать драматичных поединков на трассе. Юрген Дилк, видя, как его подопечный на глазах теряет свою прежнюю форму, временно прекращает оказывать спонсорскую поддержку Шуми.
1986 - Чемпионат Германии по картингу: 3-место;
Чемпионат Европы по картингу: 3-место
Следующий сезон Шумахер начал осторожно, постепенно набирая все большую скорость. Магия гонок заставляла забывать об опасности, все больше погружаться в волшебный мир скорости. Ему не хотелось верить, что это может быть сказка со страшным концом. В конце концов, Михаэль верил в свою судьбу и удачу. Но самым важным было чувство контроля над машиной и невероятная способность адаптироваться к трассам.
'Не знаю даже, как объяснить, но я ближе к своему пределу, чем другие пилоты', - заявлял Шуми в интервью журналу Karting. - 'При этом я не перехожу грань разумного риска и знаю, что могу прибавить на каком-то отрезке, не закончив гонку в гравии. От круга к кругу я стараюсь максимально изучить трассу, чтобы затем использовать полученную информацию для прохождения идеального круга. Главное - отдавать себя делу целиком и всесторонне развиваться, тогда это отразится и на результатах'.
1987 - Чемпионат Германии по картингу: 1-место;
Чемпионат Европы по картингу: 1-место
Готовность Михаэля к новым свершениям почувствовал Юрген Дилк и вновь стал оказывать помощь юному немцу. Вместе они добились абсолютного триумфа в картинговых сериях. Победа у себя дома в Германии была относительно простой и Шумахер опередил ближайшего преследователя на 15 очков, а вот добиться чемпионства в Европе было более сложной задачей.
Из-за огромного числа участников (более ста) серия была разделена на Северную и Южную зоны. В Северной вели ожесточенную борьбу сам Шуми, Рене Боллингтофт и Конни Эрикссон. В Южной хозяйничали Алессандро Занарди и Валентино Орсини.
У Михаэля не вышло оформить титул на предпоследней гонке на трассе 'Генк' (окрестности Хоренсбергдама), хоть он завоевал поул. Пока он разбирался на старте с Эрикссоном, инициативу перехватил Боллингтоф и растворился вдали. Шумахер не сдался и, сбросив с хвоста Конни, кинулся в погоню за Рене, с каждым кругом сокращая отставание. Смелый маневр Михаэля вернул ему лидерство, но и Боллингтофт не хотел так просто уступать и предпринял несколько острых контратак.
Тем временем пару лидеров догнала остальная часть пелотона и один из пилотов, Мартин Коен, воспользовавшись неразберихой, юркнул вперед по внутреннему радиусу. Как ни старался Шуми достать соперника во второй части дистанции, ничего не вышло. Все должно было решиться в напряженном финале. Было отчего нервничать - финальный заезд проходил на общей трассе в Геттенбурге, где встречались лучшие пилоты Северной и Южной зон, а значит, чтобы добиться победы, необходимо было опередить огромное число соперников!
Михаэль вновь стартовал с поул-позишн, но вынужден был уступить бесшабашному дуэту Занарди и Орсини. Эти гонщики вели между собой борьбу, которая до сих пор считается чуть ли не лучшей в истории картинга. Алессандро и Валентино поочередно обгоняли друг друга, проходили повороты бок о бок и так 22 круга, в то время как вся дистанция состояла из 25! Шумахер ничего не мог поделать и уже смирился с 3-м местом, отставая все больше. Но тут судьба подарила ему роскошный подарок, что потом случалось не раз.
Орсини на последнем круге допустил небольшую ошибку, но этого было достаточно, чтобы Занарди наконец-то смог создать задел. Далее, со слов Алессандро, случилось фатальное: 'Я подумал, что победа уже в руках, ведь знал, что Валентино не сможет достать меня на прямой. Но он перед заключительным поворотом предпринял абсолютно отчаянный маневр и вынес меня с трассы! Он пошел ва-банк, даже не подумав притормозить!'.
Обидчик в результате этого маневра сошел, а вот Занарди не смирился с таким положением дел и пытался завести карт, ведь он имел почти полуминутное преимущество над Шуми. Но тут опять вмешались посторонние силы - на трассу выбежал темпераментный отец Орсини и стал молотить Алессандро кулаками по спине. Спокойный Шумахер между тем пересек линию финиша и стал чемпионом Европы!
Журнал Karting взял у неожиданного победителя интервью. Шуми был немногословен и хладнокровно прокомментировал свой успех: 'Круг за кругом я ждал, пока два дерущихся итальянца совершат какую-нибудь глупость, и они ее сделали!'. Уже тогда нашлись первые критики, обвинившие Михаэля в 'бесцветной' езде, однако это было сильным преувеличением. Действительно, в том заезде Занарди и Орсини продемонстрировали красивую борьбу, но в гонках важен конечный результат. Безошибочное пилотирование Шумахера в условиях острой конкуренции оказалось самым важным козырем в борьбе за титул.
Часть вторая
Выиграв титул чемпиона Европы по картингу, Михаэль Шумахер поступил на курсы механиков в Керпене. Это был запасной вариант на случай, если бы не сложилась карьера гонщика, но одновременно занятия помогли ему детально разобраться, как работает гоночная машина. Осенью и зимой 1987 года он осваивал специальность, а также по рекомендации Юргена Дилка учил английский язык.
1988 - Формула Кёниг: 1-е место (9 побед);
Европейский чемпионат Формула Форд 1600: 2-е место;
Немецкий чемпионат Формула Форд 1600: 6-е место
Новоиспеченный чемпион по картингу недолго отдыхал от гонок - в начале 1988 ему поступило сразу три предложения от команд младших формул. Шуми принял все три и ему предстоял тяжелый сезон - он должен был разрываться между Formula Kenig и немецким и европейским чемпионатом Formula Ford. Трудолюбие немца помогло ему добиться результатов во всех сериях, но именно в Формуле-Кёниг он произвел наибольший фурор, победив в 9 из 10 этапов!
Первую победу Михаэль добыл в буквальном смысле 'кровью'. В Хоккенхайме у него еще на первых кругах сломался рычаг коробки передач, но он мужественно продолжил гонку. Шуми переключал передачи острым обломком, который расцарапал ему ладонь. Когда машина работала нормально, другие пилоты и вовсе не могли ничего противопоставить юному гению, лишь в Зольдере немец упустил 1-е место из-за технических проблем.
У Михаэля не было денег на гостиницы, и он был вынужден спать в грузовике, зато был гораздо ближе к рабочему персоналу, которые принимали его за своего. Они с удовольствием учили Шумахера секретам регулировки автомобиля, вот почему, когда немец выходил на трек, у его болида был самый лучший баланс.
Гораздо тяжелее немцу пришлось в европейской Формуле Форд, где блистал Мика Сало, победивший в четырех из пяти этапов. Но Шуми смог прервать победную серию финна, захватив лидерство в дождевой гонке в Зальцбурге. 'Весь пелотон проходил первый поворот по внешнему радиусу, а я рискнул проехать по внутреннему', - вспоминает Михаэль. - 'Стартовав с 7-го места, я прошел ряд соперников, а потом уже не увидел никого в зеркалах. Помню, что решил ехать с холодной головой, не допуская никаких ошибок и финишировал с преимуществом в 20 секунд'. Эта единственная победа в серии помогла Шумахеру стать вице-чемпионом.
Менеджер Формулы 3 Вилли Вебер, заинтригованный быстрым прогрессом немца, осенью тоже года пригласил его на тесты в Нюрбургринг. Михаэль выехал на совершенно незнакомый ему трек одновременно с опытным пилотом Франком Биелой и в течение пяти кругов просто дышал ему в спину. Франк был просто поражен, когда ему показали распечатку времен по секторам - ведь Шуми впервые сидел в кокпите по-настоящему формульного болида! Вебер, недолго думая, встретил Михаэля в боксах с уже готовым контрактом. Немцу оставалось только поставить свой росчерк пера напротив фамилии первого пилота команды WTS в следующем сезоне.
1989 - Немецкая Формула 3: 3-е место (2 победы);
Гран-При Макао: 2-е место
Выступления в Формуле 3 стали проверкой Шумахера на прочность. Ему противостояли сразу три серьезных соперника - Хайнц-Харальд Френтцен, Карл Вендлингер и Мишель Бартельс. Каждый из них был крепким орешком.
Бартельсу удалось выиграть три этапа, но он часто попадал в аварии и потому не участвовал в финальной борьбе за титул. Френтцен также одержал три победы и стабильно набирал очки, но столкновение с Михаэлем на пятом этапе в Зельтвеге пошатнуло его позиции. Вендлингер каким-то образом сочетал езду на грани сумасшествия с высокими результатами и в итоге примерил чемпионскую корону (164 очка и 2 победы).
Шуми и Ха-Ха совсем чуть-чуть уступили Карлу, набрав по 163 очка каждый. Михаэль смог существенно пополнить свой баланс в последней гонке, когда его главные конкуренты попали в аварию в первом повороте, но ему все же не хватило усилий, чтобы склонить в свою сторону чашу весов. Не вполне удачно закончилась для него и гонка престижа в Макао. Шумахер лидировал в первом заезде, но во втором не устоял перед напором британца Джулиана Бейли и финишировал на 2-м месте.
1990 - Немецкая Формула 3: 1-е место (6 побед);
Чемпионат спортпрототипов, группа С: 5-е место (1 победа)
Победитель Гран-При Макао
1990 год начался с переговоров с главой спортивного отделения Mercedes-Benz Йохеном Неерпашем, который пригласил трех лидеров немецкой Formula 3 (Шумахера, Френтцена и Вендлингера) выступать в чемпионате спортпрототипов. Их наставником и партнером по гонкам стал опытнейший Йохен Масс, экс-пилот Формулы-1, выступавший в 'королевском классе' около десяти лет.
Масс с энтузиазмом воспринял идею Неерпаша и охотно играл роль гуру для молодых пилотов. Ветеран автоспорта добродушно посмеивался над яростным соперничеством молодых звезд, ведь ему самому ничего не надо было доказывать. Вместе с Михаэлем им удалось завоевать Гран-При Мексики (они менялись автомобилями по ходу гонки) и эта победа помогла Шуми занять 5-е место в группе C в первый же год выступлений.
Но в целом адаптация к огромным турбонаддувным спортпрототипам проходила нелегко. Шумахеру приходилось управляться с 700-сильной машиной, обладавшей в три раза большей мощностью, чем болид Формулы 3. Mercedes С11 в его руках выглядел довольно нервным и поначалу он заезжал на все бордюры на трассе. И все же гонки такого типа научили Михаэля правильно рассчитывать энергию по ходу гонки и беречь покрышки, что впоследствии не раз пригодилось ему в высших классах.
Параллельно немец продолжал выступать в Formula 3, что было абсолютно верным решением, поскольку Френтцен и Вендлингер в 1990 там не участвовали. Уровень конкуренции снизился и он просто обязан был взять титул, хотя Шуми иногда доставляли беспокойство очень быстрые новички - Отто Рензинг и Мика Хаккинен.
Шумахер не желал откладывать дело в долгий ящик и хотел выиграть чемпионат за несколько этапов до финала. Внушительный очковый баланс позволял ему это сделать на трассе в Нюрбургринге, надо было лишь опередить Рензинга в гонке. Михаэль, казалось, упростил себе задачу, завоевав поул, но на следующий день пошел дождь и они столкнулись в первом же повороте.
На болиде Отто было погнуто переднее антикрыло, и он был вынужден пропустить всех соперников, как бы 'стартуя' с последнего места. После этого Рензинг начал впечатляющий прорыв, поскольку единственным шансом не потерять математические шансы на титул было финишировать впереди Шуми. Немец был занят сложной борьбой с Вольфгангом Кауфманом и на предпоследнем круге пропустил атаку Отто, но судьи решили наказать его за опасный обгон под желтыми флагами. Михаэль, следовательно, победил в чемпионате.
Однако он еще стремился отыграться за прошлогоднее поражение в Гран-При Макао. Здесь его главным соперником стал Хаккинен, подобравший ключики к этой трассе. Мика лидировал по ходу всего первого заезда и опережал Шумахера более чем на 4 секунды, но затем сбавил темп и подпустил немца ближе. Это было крайне чревато для финна, ведь согласно правилам гонки в Макао отрыв от преследователя сохраняется и во втором заезде, а Хаккинен его частично растерял.
Шуми, естественно, воспользовался таким шикарным подарком, на старте обойдя конкурента, но и после этого финн вполне мог выиграть, поскольку держался непосредственно позади и по сумме времен был бы объявлен победителем. Не таков Мика, ему захотелось большего - вновь захватить лидерство и во второй части дистанции. На длинной прямой он слип-стримом почти обошел Михаэля и должен был раньше войти в следующий поворот, но немец, защищаясь, подрезал болид Хаккинена, снеся тому передний спойлер. Машину финна развернуло и он врезался в отбойник, а Шумахер смог дотянуть до финиша без заднего антикрыла и взошел на высшую ступеньку подиума ГП Макао.
Этот поступок Михаэля оценили по-разному, кто-то даже назвал его черным пятном в карьере немца. Мика, естественно, был недоволен и сказал: 'Шумахер зашел в поворот очень широко и, естественно, потерял скорость. Я же был подобен ракете и из-за разницы в скорости мог легко пройти его. Но долей секунды позже он изменил траекторию движения и подрезал меня, после чего я беспомощно улетел в стену'.
У Шуми было другое видение ситуации: 'Думаю, надо быть сумасшедшим, чтобы атаковать в таком месте. Было глупо рисковать. Естественно я не собирался позволить Мике легко себя обойти. С него достаточно было и второго места'.
С логической точки зрения Михаэль был абсолютно прав, ведь если бы Хаккинен хладнокровно следовал за ним, то в итоге оказался бы выше на пьедестале почета. Атака финна заслуживает аплодисментов, поскольку он поступил как истинный гонщик, рискуя и атакуя. Такой пилотаж нравится зрителям. Но Шумахер лучше усвоил очевидную истину автоспорта - очки даются не за красоту пилотажа, а за результат:
1991 - Чемпионат спортпрототипов, группа С: 9-е место;
Дебют в Формуле-1
В 1991 году Михаэль продолжил выступать за Mercedes в чемпионате спортпрототипов. В других гоночных сериях он участвовал лишь эпизодически, но неизменно оставлял о себе приятное впечатление. В группе С ему платили хорошие деньги + ко всему концерн планировал в ближайшие годы вернуться в Формулу-1, поэтому Шуми рассчитывал воспользоваться этим как трамплином для прыжка в 'королевские гонки'.
Немец терпел даже временный спад в результатах команды, на которую обрушились в том сезоне сразу две напасти - недостаток скорости и отсутствие надежности. В первой же гонке машина Шумахера вспыхнула сразу после выезда с пит-стопа, но он мужественно продолжал оставаться на дистанции, огненной стрелой проносясь мимо заполненных зрительских трибун, пока его не остановил приказ по радио.
Затем Михаэля несколько раз подводил двигатель, а вот в Сильверстоуне он взошел на подиум, уступив только победителям из экипажа Jaguar. На сложнейшей трассе в Ле-Мане он показал быстрейший круг и набрал очки, финишировав 5-м. А тем временем в Формуле-1 глава команды Jordan Эдди Джордан неожиданно остался без одного пилота:
Часть третья
За выступлением Шумахера на Нюрбургринге в гонке спортпрототипов очень внимательно наблюдали. Эдди Джордан, босс команды Jordan в 'королевских гонках' находился в довольно неприятной ситуации. Один из его боевых пилотов, Бертран Гашо, угодил в тюрьму за драку с таксистом и надо было срочно найти пилота, который заменит француза до конца сезона. После ознакомительных тестов в Сильверстоуне, где Михаэль показал неплохое время, с ним подписали предварительный контракт.
Немец дебютировал на сложнейшей трассе в Спа, на которой никогда не гонялся раньше, хотя она расположена всего в 50 милях от его родного дома в Керпене. Когда Джордан узнал об этом, он был в шоке и даже не рассчитывал, что новичок сможет пройти квалификацию перед Гран-При Бельгии.
Чтобы помочь молодому Шуми, босс попросил его напарника, опытного Андреа де Чезариса, прокатиться с Михаэлем на легковой машине по трассе, чтобы хотя бы показать тому правильные точки торможения. Но когда они вернулись в паддок, взволнованным выглядел скорее итальянец: 'Поездка оказалась полезной. Я узнал много нового о бельгийском кольце', - смущенно отшутился Андреа.
Все стало ясно, когда Шумахер сел за руль гоночного болида. На свободных заездах он последовательно улучшал свое время (1.59.254: 1.58.318: 1.57.333: 1.55.322), пока не вошел в десятку лучших пилотов. Его результат в субботней квалификации и вовсе выглядел феноменальным - 1.51.212 (!) и немец вклинился между двумя Benetton, едва не опередив трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике. Чезарис смог ответить лишь 1.51.986, и это было полным разгромом по сравнению с юным дебютантом.
Но психологические проблемы итальянца мало волновали Михаэля, он сразу бросил вызов не только напарнику, но и признанным авторитетам. Хотя Шуми и был невероятно доволен своим 7-м местом на старте в первом же Гран-При, он успел погрозить кулаком самому Алену Просту за то, что тот ненароком испортил новичку один из быстрых кругов.
Также резво немец начал и гонку, потеснив Алези и Пике, а затем устремившись в погоню за Простом, Мэнселлом и Сенной. К сожалению, на первом же круге у Шумахера сгорело сцепление (возможно, из-за слишком энергичных атак самого пилота) и зрители не увидели, как бы ответили на эту спортивную наглость признанные асы. Однако дебют Михаэля в Формуле-1 получился действительно эффектным.
Весь паддок только и говорил о молодом таланте, сумевшем так сильно заявить о себе. Ему прочили поистине большое будущее, а Флавио Бриаторе, директор Benetton, просто был убежден, что Шуми станет мега-звездой. Почему же адаптация немца к Формуле 1 прошла так безболезненно и удачно? Этому послужили как минимум три причины.
Во-первых, исключительный талант самого Михаэля, который был основан не только на гоночном инстинкте, но и на великолепных технических познаниях. Во-вторых, он уже имел опыт управления сверхмощными машинами после почти двух сезонов в чемпионате спортпрототипов и скорости 'королевских гонок' не явились для него чем-то экстраординарным. В-третьих, Шумахеру достался весьма неплохой болид Jordan (команда заняла по итогам сезона 5-е место в Кубке Конструкторов), потенциал которого не всегда могли до конца раскрыть Гашо и Чезарис. Главная заслуга немца заключалась в том, что он смог сложить все эти факторы в один большой плюс для себя и положить начало своей успешной карьере в Большом цирке.
Шуми наделал много шума не только на трассе, вскоре разразилась скандальная история с его очень быстрым переходом из Jordan в Benetton. Дело в том, что юристы Михаэля посоветовали немцу подписать с Эдди Джорданом только предварительный контракт, в котором говорилось, что он будет пилотировать J191 в Бельгии, а долгосрочный контакт, касающийся дальнейших Гран-При, будет обсужден уже после гонки.
Вот как сам Шумахер комментирует эту ситуацию: 'Эдди давил на меня, требуя подписать долгосрочное соглашение, и это был критический момент, ведь мое место в кокпите в случае разногласий мог занять кто-то другой. Я все же настаивал на встрече с моим менеджером и когда дал ему прочитать копию договора, он посоветовал мне изменить в нем всего лишь несколько слов. Я поставил свою подпись под фразой 'при согласии', что означало, что следующий договор будет подписан только по моей инициативе. А ее я после гонки в Бельгии в отношении Jordan не проявлял, так что все было честно'.
Конечно, Михаэль мог остаться и в ирландской конюшне, но возник более выгодный и перспективный вариант. Директор Benetton Флавио Бриаторе сразу поверил в то, что именно Шуми может принести команде чемпионский титул и не постеснялся пойти на ряд радикальных мер. Итальянец молниеносно принял решение уволить не слишком талантливого второго пилота Роберто Морено и это положило начало судебным процессам. В суд одновременно подали и расстроенный бразилец и обиженный Эдди Джордан.
Первый выиграл процесс, а второй - проиграл. Это означало, что у босса Jordan больше нет никаких прав на услуги Шумахера, и что Морено должен выступать за Benetton по крайней мере до конца 1991 года. Выходило так, что не у дел оставался уже Шумахер. Это не понравилось хозяину Формулы-1, всемогущему Берни Экклстоуну, который всегда ратовал за появление в 'королевских гонках' неординарных пилотов. Немец под такое определение вполне подходил.
Из дебатов в зале суда разговор плавно переместился в роскошный отель Вилла да`Эст возле озера Комо. Туда прибыли все главные участники действия, включая Берни. Тот по- отечески потрепал Михаэля по макушке и сказал 'Иди спать, мы все устроим'. Утром Шуми узнал, что он выйдет на старт за рулем Benetton на Гран-При Италии. Роберто Морено выплатили компенсацию в полмиллиона долларов за то, чтобы тот отозвал свой иск и согласился завершить сезон в Jordan.
На пятничную практику в Монце Шумахер приехал в отличном расположении духа, как будто и не было никаких скандалов. А вот его новый напарник, титулованный ветеран Нельсон Пике был отнюдь не в восторге от появления молодого немца, поскольку тот обставил бразильца в первой же квалификации. Михаэль закончил гонку 5-м, создав почти десятисекундный отрыв от экс-чемпиона мира, который финишировал вслед за ним 6-м. После поражения в очной дуэли Пике даже разговаривать с Шуми перестал.
'Я знал, что гонщики Формулы-1 не разговаривают со своими коллегами по команде, поэтому ожидал трудных отношений', - описал эту ситуацию новобранец Benetton. - 'Поведение Нельсона не разочаровало меня и не поколебало моей уверенности, ведь я был быстрее его. Думаю, это и было главной причиной его закрытости. Он предпочел бы спрятаться и не работать со мной, но ему пришлось действовать по обстоятельствам'.
Надо сказать, что один из великих пилотов 'королевских гонок' не ударил лицом в грязь и, хотя проиграл Шумахеру в квалификационных дуэлях (1:4), опередил того в гонках (3:2). Первый реванш Пике взял в Португалии, где, несмотря на то, что Михаэль был выше его на стартовой решетке, набрал два очка против одного у соперника. В Испании же бразилец уступил из-за неправильных настроек Benetton`a и неполадок в электронике, в то время как немец в третий раз подряд вошел в очковую зону.
В двух последних Гран-При сезона удача отвернулась уже от Шуми - в Японии он сошел из-за отказа двигателя (Нельсон был 7-м), а в Австралии попал в заварушку на старте и также выбыл из борьбы (Пике великолепно провел дождевую гонку, закончив ее 4-м). В итоге по сумме тех пяти этапов, где они выступали за одну команду, бразилец победил с небольшим очковым перевесом в свою пользу (5:4). И это при своем гигантском опыте и практически полном отсутствии такового у Михаэля!
Несомненно, перспектива и дальше выдерживать такое же напряженное соперничество с набирающим силу немцем не слишком прельщала Пике. Он был застигнут врасплох и, поскольку ни одна другая топ-команда не предложила ему контракта на 1992 год, предпочел завершить карьеру. Шумахер же мог торжествовать - моральная победа над Нельсоном обеспечила ему репутацию потенциального чемпиона мира.
Сезон 1991 в цифрах и фактах
Очки: 4
Победы: 0 (лучший результат - 5-е место)
Поулы: 0 (лучший результат - 5-е место)
Лучшая гонка: ГП Италии (в первой же гонке за Benetton опередил в квалификации и гонке своего напарника, трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике и открыл счет призовым очкам в Формуле-1)
Часть четвёртая
Первый полный сезон в 'королевских гонках' Михаэль начинал уже в роли негласного лидера команды. На смену Нельсону Пике пришел опытный Мартин Брандл, карьера которого ранее развивалась не слишком удачно. Однако именно он стал наиболее сильным напарником Шуми в Benetton (5 подиумов против 8 у МШ), во многом потому, что на немца еще не работали как на безусловного первого номера и надеялись на хорошие результаты двух пилотов сразу.
Сам Михаэль поначалу довольно скромно оценивал свой старт в Формуле 1: 'Я был удивлен, когда понял, что могу так здорово управлять болидом. Я старался воспринимать вещи реалистично, ведь из-за отставания в технике мы не могли бороться с большой тройкой Williams, McLaren и Ferrari. На призовые места мы рассчитывали лишь тогда, когда у них случались проблемы или какая-то трасса особенно подходила нашей машине. И все же я оправдывал ожидания, а потому был счастлив'.
Уже на первом этапе в ЮАР Шумахер заработал неплохие очки, финишировав 4-м. Добрую половину гонки он вплотную шел за лидером Ferrari Жаном Алези и рассчитывал на два очка, пока сгоревший двигатель на болиде француза не подарил ему на одно больше. В Мексике же Михаэль сотворил настоящую сенсацию, квалифицировавшись на 3-м месте, позади непобедимых в том сезоне пилотов Williams. На той же позиции он и финишировал, впервые в карьере оказавшись на подиуме!
Интерлагос ознаменовался стычкой немца и трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны. Бразилец чуть зазевался на старте, чем не преминул немедленно воспользоваться Шуми, но ему тут же жестко ответили, перекрыв кислород в первом повороте. В конце концов, Сенна не собирался никому уступать у себя на родине. Но Михаэль был недоволен маневрами Айртона и раскритиковал того на послегоночной конференции.
'Меня подрезали в гонке, и я знаю, кого обвинить', - высказался немец. - 'Я был быстрее, но мной решили поиграть в какую-то странную игру. Я не ожидал такого от чемпиона мира'.
Вместе с тем, 'помеха' в лице Сенны ничуть не помешала Шумахеру опять взойти на пьедестал почета. А болельщики Айртона с тех пор невзлюбили юную звезду, особенно за то, что он посмел судить о действиях их кумира, безмерно почитаемого в Бразилии.
Следующий Гран-При Испании Михаэль провел очень сильно, уступив в квалификации только лидеру личного зачета Найджелу Мэнселлу. Впечатление не испортила даже авария в финале субботних заездов, когда немец разбил свой Benetton в хлам.
На запасной машине, в дождь, при практически полном отсутствии сцепления с дорогой, Шуми умудрился красиво обойти Алези и даже стал постепенно приближаться к Мэнселлу. Удивленный британец прибавил темп, и они финишировали без изменений - Большой Найдж, одержавший третью победу подряд и молодой Михаэль, впервые вспрыгнувший на вторую ступеньку подиума.
В Сан-Марино и Монако последовал небольшой спад в выступлениях. На трассе в Имоле Шумахера обогнал Мартин Брандл, немец занервничал и его болид развернуло на 360 градусов. 'Я сделал ошибку и заплатил за нее', - просто сказал Шуми. - 'Это только моя и вина, но пусть люди помнят о том, что мне всего 23 и я только учусь'. Тяжело ему пришлось и в Монте-Карло.
На сложнейшей трассе он стартовал с 6-го места, но был недоволен. В гонке Михаэль смог продвинуться вперед только за счет схода соперников - Патрезе и Алези, а все попытки обогнать их в реальной борьбе на улицах княжества завершались ничем, что его страшно раздражало. Зато мозг немца огромными порциями впитывал в себя информацию о Монако, и это послужило основой для многочисленных успехов в дальнейшем.
Гран-При Канады вновь стал торжеством надежности техники на машине Шумахера. Он квалифицировался 5-м, и перед ним последовательно сошли почти все лидеры - Мэнселл, Сенна и Патрезе. Пелотон возглавил Герхард Бергер. Неожиданно Михаэля лихо обошел Брандл, но буквально через минуту на его Benetton полетела трансмиссия. Шуми же, как ни в чем ни бывало, повторил свой лучший результат в карьере - 2-е место.
Во Франции немец умудрился спровоцировать второй по счету конфликт с Айртоном. Он пробовал на первом круге обойти бразильца в шпильке Аделаида, но неправильно просчитал маневр и просто вынес Сенну с трассы. Болид В192 был поврежден, но Шумахер смог продолжить гонку после заезда в боксы и даже показал быстрый круг. Однако другое нерасчетливое столкновение с пилотом Jordan Моденой лишило его возможных очков. 'По крайней мере, справедливо', - сурово ответствовал Айртон.
Недоразумение между пилотами продолжилось на ближайших тестах, несмотря на то, что в этом не было большой нужды. Из-за недопонимания на трассе, когда они чуть не столкнулись (Шуми слишком резко затормозил), Сенна пришел в бешенство. Бразилец прибежал в боксы Benetton и перед объективами журналистов схватил Михаэля за горло. Подоспевшие механики McLaren с трудом оттащили чемпиона мира, а немец невозмутимо отозвался, поправляя воротник: 'Видимо, он хотел сделать мне бесплатный массаж шеи'.
Тем временем активизировался Брандл. Хотя он потерял несколько призовых мест из-за технических проблем в предыдущих этапах, во Франции и в Великобритании Мартин смог приехать на подиум. Причем если в Маньи-Кур он был впереди из-за опрометчивости самого Михаэля, то в Сильверстоуне обошел его за счет чистой скорости в гонке. Пьедестал на домашнем треке очень сильно поднял мотивацию британца, тем паче все видели, что если Benetton должным образом готовит его машину, он часто может навязать Шуми нелегкую борьбу.
Естественно, немца напрягало присутствие сильного напарника и у себя на родине, в Германии, он сделал все, чтобы поставить Брандла на надлежащее ему место - за своей спиной. В Хоккенхайме Шумахер ощутил поистине фантастическую поддержку своих фанов - ведь впервые за долгое время у них появился гонщик, способный бороться в первых рядах пелотона. И он не разочаровал болельщиков!
Захватив 3-ю позицию после первых пит-стопов, Михаэль на протяжении почти 20 кругов героически сдерживал атаки более быстрого Патрезе. За их сражением, затаив дыхание, следили тысячи зрителей на трибунах. Риккардо искал брешь в обороне соперника буквально на каждом круге, но тщетно. Наконец, Шуми чуть подустал и пилот Williams таки оказался впереди. Видимо, итальянец был измотан борьбой с местным героем, потому что ему не хватило сил на результативную атаку Сенны. Патрезе пошел ва-банк на предпоследнем круге и вылетел в гравий, открывая Шуми путь к 5-му подиуму в сезоне.
Брандл финишировал 4-м, а вскоре дал комментарии газетам по поводу их сотрудничества. 'Михаэль очень талантлив и становится звездой первой величины', - похвалил напарника Мартин. - 'Тем не менее, не могу не сказать, что работать с ним рядом очень сложно. Он - специфичный человек и ему присуще высокомерие при общении. Кроме того, он абсолютно уверен в своей правоте и доказывать ему что-то практически бесполезно. Также он взял нехорошую привычку поучать старших и ему все прощается лишь за то, что он невероятно быстр'.
Британец не упустил случая слегка напугать Шумахера в их следующей гоночной дуэли на Гран-При Венгрии. После серии пит-стопов он вплотную преследовал первого номера команды и в одном из поворотов решился на обгон. Немец закрыл траекторию, но Брандл уже не мог сбавить скорость и ударил длинным носом своего Benetton в заднее антикрыло напарника. Крепления не выдержали и оно оторвалось, а болид Михаэля отправился в неуправляемый полет. B192 несколько раз крутануло, а потом швырнуло на гравий.
Шуми вылез из кокпита злой, как черт и немного напуганный. Но не самой аварией, а тем напором, который продемонстрировал Мартин, не постеснявшийся опередить 'любимчика' босса Бриаторе. Главное, это был не последний удар с его стороны. Брандл посмел стоять выше немца на пьедестале почета ГП Италии и надолго установил рекорд, который смог побить лишь в 1999 году Эдди Ирвайн.
Другие будущие напарники Михаэля (Патрезе, Ферстаппен, Лехто и Херберт) или были на подиуме в его отсутствии или были вынуждены смотреть на Шумахера снизу вверх, так как он все время стоял на ступеньку выше. Да и ирландец, по правде говоря, смог завоевать победу в Малайзии лишь благодаря тому, что лидер пропустил его на финише (см. статью о сезоне-99). Так что следующим гонщиком после Брандла, который в гоночных условиях реально смог одолеть Шуми, стал Рубенс Баррикелло (ГП Европы, 2002). Справедливости ради отметим, что бразилец мог сделать это и раньше, но два командных приказа в Австрии (см. статьи о сезонах 2001 и 2002) лишили его такой возможности.
Но вернемся в 1992 год. Шумахер, уязвленный поступком Брандла в Венгрии и раздраженный тем, что его опередили в Италии, имел долгий разговор с Бриаторе, намекая на то, что в целях усиления команды неплохо бы поменять Мартина на ветерана Патрезе. Формально повод придраться к британцу был - он постоянно уступал в квалификациях и отыгрывался по ходу гонок, что не всегда завершалось успешно. Итак, контракт с Брандлом не продлили, а Михаэль надолго обрел в своей душе спокойствие - его статусу примадонны в Benetton больше никто (даже теоретически) не угрожал.
Бриаторе же, после великолепного сезона в исполнении юной звезды, решил строить команду вокруг немца и во многом был прав, поскольку тактика ставки на лидера сполна оправдала себя в предыдущих сезонах (связка Сенна-Бергер и Мэнселл-Патрезе). Флавио не мог не догадываться, что великолепный талант Шуми рано или поздно приведет его к долгожданному титулу. В этой ситуации можно было не глядя жертвовать вторыми номерами. Это были большие гонки, жесткая спортивная жизнь, где побеждает сильнейший. А именно им был Михаэль.
После блестящей победы в Бельгии, где он наголову разбил, казалось, непобедимых в том сезоне Williams, сомнений в этом не оставалось. Тогда Шумахер впервые воспользовался своей способностью быстро ездить в дождь и заслужил сравнения с 'Человеком дождя', Айртоном Сенной.
Ливень хлынул на 2-м круге дистанции и внес хаос в стройные ряды пелотона. До поры до времени лидировал Мэнселл, за ним следовал Патрезе и оба пилота Benetton. Дождь утих после двух третей дистанции и Михаэль поспешил заехать в боксы, как только более-менее просохла трасса, чтобы одеть слики. Лидеры сделали это несколькими кругами позже, а немец уже смог уйти в отрыв. Преимущество Шуми над ближайшим преследователем - Найджелом, составляло почти 6 секунд. Британец вскоре смог сократить его до трех.
Все ждали интереснейшего поединка за победу между действующим чемпионом мира и ярким новичком, но два факта свели интригу на нет. Во-первых, у британца возникли проблемы с электроникой, и он слегка сбавил темп. Во-вторых, сам Шумахер впервые в карьере выдал быстрейший круг гонки - 1.53.791 и не собирался уступать. 'Бельгия - мой второй домашний Гран-При, так как этот автодром расположен всего в 100 километрах от моего дома', - сказал после финиша растроганный Михаэль. - 'Я очень взволнован и едва могу поверить в свой успех. Должен признать, что после победы в Спа на моих глазах выступили слезы'.
Следующие две гонки стали неудачными для немца. В Португалии он получил прокол колеса от наезда на обломки Williams Патрезе и был вынужден смириться с тем, что в тот день не наберет очки. В Японии отказала коробка передач. Зато впечатляющим был финал сезона в Австралии - там Шуми едва не выиграл вновь, уступив на финише Герхарду Бергеру менее секунды.
Это были просто потрясающие итоги года - 3-е место в личном зачете позади сильных и опытных пилотов Williams и впереди всех остальных, включая трехкратного чемпиона мира Айртона Сенну. Временами в это просто нельзя было поверить, но это был факт. В Формуле-1, впервые за долгое время, вновь появилась звезда первой величины.
'Я всегда был самим собой, не желая подражать ни одному из великих чемпионов', - объяснял секреты своего успеха Михаэль. - 'И я всегда знал, что могу соревноваться с ними. Со стороны кажется, что они люди из другого мира и мне было интересно проверить свои возможности по сравнению с ними. Уже через несколько гонок я понял, что они делают такую же работу, как и я, но пока лучше. И следующим моим шагом будет цель их превзойти'.
Сезон 1992 в цифрах и фактах
Очки: 53
Победы: 1 (ГП Бельгии)
Поулы: 0
Быстрые круги: 2 (ГП Бельгии, ГП Австралии)
Подиумы: 8 (ГП Мексики, ГП Бразилии, ГП Испании, ГП Канады, ГП Германии, ГП Бельгии, ГП Италии, ГП Австралии)
Лучшая гонка: ГП Бельгии (безошибочный пилотаж в условиях дождевой гонки, правильный выбор стратегии, первая победа и первый быстрейший круг в карьере)
Часть пятая
Найджел Мэнселл покинул Формулу-1, после долгих лет выступлений, наконец, став чемпионом мира. На его место в Williams пришел Ален Прост, стремившийся обогнать Сенну по числу титулов. Подавляющее превосходство команды позволяло ему надеяться, что он выиграет сезон в одну калитку, но все же его конкурентами могли стать вышеупомянутый Айртон, оставшийся в McLaren и Михаэль Шумахер, подписавший долгосрочный контракт с набирающей силу Benetton.
'Все ждут от меня жесткой конкуренции с опытнейшими пилотами и мне ничего не остается, как принять эту роль', - иронично отзывался немец на многочисленные хвалебные статьи в его честь. - 'Могу лишь сказать, что мы быстро развивающаяся современная команда и попытаемся догнать Williams, как только они допустят ошибку. Единственное, что меня сейчас беспокоит - проблема с надежностью новой машины. Но, в конце концов, я молод и могу подождать и просто получать удовольствие от гонок. Рано или поздно я получу реальный шанс завоевать чемпионский титул'.
Но все же Шуми не мог игнорировать тот факт, что эксперты зачислили его в тройку лучших и в первой же квалификации сезона-1993 стоял на стартовой решетке позади Проста и Сенны. До первого пит-стопа Михаэль, хорошо принявший старт, шел на 2-й позиции, уступая только лидеру Williams, но небольшая заминка в боксах позволила Айртону опередить пилота Benetton. Шумахер 26 кругов преследовал бразильца и, потеряв терпение, попытался обогнать того по внутреннему радиусу. Последовал легкий толчок и немец вылетел с трассы, а Сенна продолжил гонку и финишировал 2-м.
В Бразилии все ждали продолжениями эффектной борьбы между этими пилотами, и она не замедлила состояться. Михаэлю удалось опередить Айртона в борьбе за 3-е место, что было весьма неприятно для трехкратного чемпиона мира в его домашнем Гран-При. Видимо, местные духи разгневались на Шуми, обрушив на него массу проблем. На пит-стопе его машина упала с домкрата и механикам пришлось тратить драгоценные секунды, чтобы поменять пилоту Benettonпокрышки. Кроме того, никак не хотела фиксироваться гайка на правом колесе и все преимущество немца, заработанное на трассе, испарилось.
Стиснув зубы, Михаэль помчался догонять Джонни Херберта, который оккупировал его законное место на подиуме. Он настиг британца за семь кругов до финиша и сразу взял быка за рога. Зрители затаили дыхание - сначала пилот Benettonна полкорпуса вышел вперед, затем последовала контратака Херберта и Шумахер едва удержался на треке, а в заключении немец смог сломить сопротивление соперника и впервые в этом году испил призового шампанского.
На следующем Гран-При Европы дебютировала новая версия шасси Benetton B193B, на которую в команде возлагали большие надежды. Шуми многообещающе выступил в квалификации, опередив на 0,1 десятую Сенну, но уступив более секунды двум Williams. Однако гонка пошла наперекосяк - со старта вырвался вперед Айртон, а Михаэлю не досталось даже и 4-е место. На его болиде возникли проблемы со сцеплением, заклинило колесо и немец сошел с дистанции.
Уже на следующем этапе в Имоле Шумахер взошел на подиум. Как и в Донингтоне, в Сан-Марино шел сильный дождь, но пилоту было не привыкать к таким условиям. Он вел интересную борьбу с давним соперником по Формуле-3 - Карлом Вендлингером, пока у того не взорвался двигатель. Позже немец устремился в погоню за Сенной, но тот самоустранился по причине отказа гидравлики. Алена Проста лидер Benetton достать уже не смог, ликвидировать отставание в полминуты было нереально.
Противоречиво сложился Гран-При Испании - с одной стороны Шуми вновь завершил гонку на подиуме (3-й), с другой стороны ему пришлось приложить для этого титанические усилия. На середине дистанции из-за вибрации шин начались проблемы со второй передачей, которая то пропадала, то вновь появлялась. Михаэлю пришлось ехать в рваном ритме, ежеминутно приспосабливаясь к меняющимся условиям пилотирования. Кроме того, когда он обгонял на круг Занарди, у того взорвался мотор, обдав болид B193B снопом дыма и масла. Шумахеру пришлось выскочить на гравий, чтобы миновать это препятствие и все-таки завершить дистанцию.
После трех этапов на новом шасси стали проявляться его многие негативные аспекты. К примеру, система управления, внедренная Benetton, была слишком инновационной, чтобы сразу принести пользу и также ненадежной. Команда буксовала и в ряде других технических вопросах, о которых инженеры предпочитали молчать. Но не молчал сам Шуми, сожалевший о том, что новинки на его болиде так и не позволяют реально бороться за победы. Усилился стресс, связанный с пристальным вниманием СМИ и фанатов и немец принимает решение временно переехать в Монако со своей подругой Коринной, чтобы отдохнуть от суеты и больше сконцентрироваться на результатах.
Комфортные условия жизни не замедлили сказаться на работоспособности Михаэля - в Монте-Карло он завоевал право стартовать из первого ряда вместе с Простом и впереди Сенны. Ален, опасаясь жесткого преследования со стороны Шумахера, попытался поставить все точки над 'i' еще в первом повороте, но сделал только хуже. Француз совершил фальстарт и получил штраф 'stop&go', лишившись шансов на победу.
Теперь задача лидера Benetton состояла в том, чтобы оторваться от Айртона и ему это удалось - к 30 кругу задел составлял почти 15 секунд. Шуми просто обязан был одержать вторую победу в карьере, но его в очередной раз настигли технические неисправности. 'Произошел отказ системы активной подвески', - вспоминает немец. - 'Болид загорелся и мне ничего не оставалось, как выпрыгнуть из него и наблюдать за тем, как мимо проносятся соперники'.
Михаэль провалил старт следующей гонки в Канаде из-за проблем с системой старта. Он чуть не заглох на прямой и его играючи обошли оба пилота Ferrari и Сенна. Айртон, чтобы отыграть позицию, заехал на бордюр и вышел вперед. Шумахер, скрипя зубы, стал наращивать темп, чтобы настигнуть конкурентов. Вступить в очную схватку с великим бразильцем немец смог только ближе к финишу, когда Сенна сбавил темп из-за проблем с генератором. Лидер Benetton сполна отплатил Айртону за жесткий стартовый маневр, при обгоне практически отправив того в отбойник. Прост, как и в Имоле, уже умчался слишком далеко и Шуми оставалось довольствоваться 2-м местом.
В квалификации во Франции Михаэль не был похож на самого себя, заняв лишь 7-е место на старте. Но дело было не только в нем, но и в том, что трасса в Маньи-Кур не слишком подходила для Benetton. Тот же напарник немца Риккардо Патрезе, всю первую половину сезона смотрящийся на фоне талантливого первого номера бледно, был лишь 12-м. В гонке Шумахер постарался максимально исправить ситуацию и финишировал на подиуме позади дуэта Williams.
Гран-При Великобритании стал лучшим уик-эндом для Benetton в сезоне-93 - пилоты набрали на двоих 10 очков (за 2-е и 3-е места на финише). В субботу произошла интересная ситуация между Шуми и Патрезе. Немец слишком активно атаковал в повороте Copse, потерял машину и поменялся болидами с итальянцем, чтобы все же показать высокий квалификационный результат. 'Я очень благодарен Риккардо за понимание и этот благородный поступок', - отозвался Михаэль.
Домашняя гонка в Хоккенхайме стала успешной для Шумахера - он провел почти идеальный уик-энд. Шансов опередить Williams как обычно, не было, но лидеру Benettonдостался подарок в виде схода лидирующего Хилла. Если бы не ошибка с выбором второго комплекта резины, он бы, возможно, даже смог потягаться с перехватившим эстафету Простом. Ален завоевал в Германии юбилейную 50-ю победу, установив эпохальный рекорд. Михаэлю же в любом случае было очень приятно покрасоваться на подиуме перед своими болельщиками.
Этап в Венгрии не принес ему ничего хорошего - заминка на старте обернулась нервной и безрезультатной борьбой с соперниками. Пытаясь достать Бергера в конце длинной прямой, Шуми заблокировал задние колеса и очутился на траве. На трассу он вернулся лишь 10-м и после допустил еще несколько мелких ошибок, в итоге завершившихся окончательным сходом. Для Патрезе эта гонка, напротив, стала наиболее сильной в этом году - он уверенно прошел всю дистанцию, уступив на финише лишь Дэймону Хиллу.
В Бельгии Шумахер снова выглядел великолепно. Несмотря на то, что опять дала сбой система старта, он активно прорывался в лидеры. Лидер Benetton уже шел 3-м. когда из боксов прямо перед ним на трассу вернулся Сенна. Бразилец, не церемонясь, перерезал немцу траекторию. 'С его стороны это было некрасиво', - злился Михаэль. - 'Я едва не врезался в него и был вынужден срезать шпильку по траве'. Но в гонке расстраиваться было некогда и Шуми вскоре приблизился к Просту в Les Combes, где совершил феерический обгон, вплотную подобравшись к французу и очень поздно затормозив. Наверное, это была самая красивая битва за подиум в этом сезоне в исполнении Шумахера.
Трасса в Монце стала серьезным испытанием для болидов Benetton, которые ощущали каждую неровность покрытия. Михаэль несколько раз едва не разбил в хлам свой B193B. Ситуация усугубилась тем, что немец подхватил простуду и пилотировал с высокой температурой. Гонка, тем не менее, развивалась относительно неплохо, и он опять претендовал на подиум, но отказ мотора оборвал его полет.
Радостной компенсацией за все неудачи стал следующий этап королевских гонок в Португалии. Перед этим Гран-При Прост объявил о своем окончательном уходе из Формулы-1, повергнув в траур всю гоночную общественность. Все внимание СМИ сосредоточилось на французе, но Шуми был не против такого развития дел и особенно тщательно сосредоточился на стратегии в ближайшей гонке. 'Я никогда так напряженно не работал в паддоке', - честно признался потом Михаэль. - 'Я и так всегда покидаю боксы команды одним из последних, но на сей раз задержался до глубокой ночи'.
Сложно сказать, стало ли запредельное трудолюбие причиной успеха немца на следующий день, но факт остается фактом - 26 сентября на трассе Эшторил он одержал вторую победу в карьере. Со старта он шел в плотной лидирующей группе, среди которой был и Мика Хаккинен, его давний соперник, дебютировавший в качестве боевого пилота McLaren. Однако настоящими конкурентами Шумахера в этой гонки были, опять же, пилоты Williams.
В Benettonрешили поменять тактический план, заехав на ранний пит-стоп и это позволило Михаэлю выйти в лидеры, когда Прост и Хилл свернули в боксы. Он должен был беречь шины, чтобы дотянуть до финиша. Но надо было еще и удержать позади Алена, который был явно быстрее. Шуми несколько раз помогали неуступчивые круговые, которые мешали французу быстро сократить отставание. Но, в конце концов, Прост настиг немца и стал его прессинговать. Шумахер был непоколебим как скала и пересек финишную отметку, опередив смирившегося с поражением Алена на одну секунду.
Победа позволила Михаэлю превысить рубеж в 50 очков, и он рассчитывал побороться, как и в прошлом году, за 3-е место в чемпионате. Но на Гран-При Японии горячность лидера Benetton привела к столкновению с Хиллом и поломке подвески, а на Гран-При Австралии в пятый раз за сезон взорвался ненадежный мотор Ford. 'Я уверен, что смог бы догнать лидирующего Сенну и потрепать ему нервы', - раздасадованно прокомментировал он итог той гонки.
В конечном счете, Шумахер завершил сезон-93 на 4-м месте в личном зачете, намного опередив своего напарника Риккардо Патрезе (20 очков) и уступив Дэймону Хиллу (73 очка). Любители занимательной статистики не могли не заметить одну тенденцию в этом году - немец или не финишировал вообще из-за ненадежности техники, или непременно поднимался на одну из ступенек подиума. Одна победа в Португалии, пять вторых и три третьих места - солидный багаж для пилота, проводящего свой второй полноценный сезон в Формуле-1. Эта стабильность вкупе с несомненным талантом обещали великолепное будущее.
Сезон 1993 в цифрах и фактах
Очки: 52
Победы: 1 (ГП Португалии)
Поулы: 0
Быстрые круги: 5 (ГП Бразилии, ГП Испании, ГП Канады, ГП Франции, ГП Германии)
Подиумы: 9 (ГП Бразилии, ГП Сан-Марино, ГП Испании, ГП Канады, ГП Франции, ГП Великобритании, ГП Германии, ГП Бельгии, ГП Португалии)
Лучшая гонка: ГП Монако (со старта захватил лидерство, всю гонку шел в великолепном темпе, все больше отрываясь от Айртона Сенны, и должен был победить, если бы не возникли технические проблемы)
Часть шестая
Команда Benetton представила свой новый болид B194, оснащенный двигателем Ford, очень рано - в начале января. Цвета конюшни предстояло защищать, естественно, Шумахеру и заменившему Патрезе финну Юрки Ярвилехто (остроумные европейцы, которым было лень выговаривать сложное имя, прозвали его Джей-Джей Лехто). Но во время тестов шасси в Сильверстоуне финн попал в серьезную аварию, повредил шею и спину и был вынужден лечь на операцию. Вторым пилотом стал голландец Йос Ферстаппен.
Согласно новому регламенту FIA было запрещено большинство электронных систем, помогающих в управлении машиной, поэтому на первый план выходили способности гонщика. В этом отношении бесспорным фаворитом выглядел Айртон Сенна, перешедший в сильнейшую команду чемпионата - Williams. Конечно, запрет многих инновационных разработок ударил и по британской команде, но она обладала гигантским опытом и психологией победителей, чтобы справиться с такой ситуацией.
Михаэль же перед началом сезона рассуждал о гоночной психологии: 'Каждый пилот должен позаботиться о двух вещах. Во-первых, он должен ехать максимально быстро, чтобы создать отрыв от соперников. Во-вторых, он должен тщательно работать над настройками машины, которые и позволят ей развивать подобную скорость. И мне приятно, что в связи с запретом электронных примочек талант гонщика выходит на первый план'.
После ухода трех живых легенд - Пике, Мэнселла и Проста, в Формуле-1 оставалась по сути только одна эпохальная личность - Сенна. Происходила смена поколений и на место старых героев приходили новые. Но кто из них мог быстро заменить в глазах болельщиков признанных кумиров? Кто из них мог хотя бы сравниться с Айртоном? На фоне нескольких сильных пилотов, появившихся в 'королевских гонках' в последнее время (Хилл, Хаккинен, Култхард, Френтцен) выделялся именно Шумахер. Харизматичный немец, каждую гонку демонстрировавший свой искрометный талант на трассе, за два с половиной года выступлений завоевал симпатии публики.
Тем не менее, сам Шуми реалистично оценивал свои шансы за короткий срок стать звездой первой величины. Лидер Benetton искренне полагал, что в этом сезоне у него не будет больших шансов на победу в чемпионате. 'Конюшня такого калибра, как Williams и такой гонщик, как Сенна, как правило, не делают ошибок', - говорил Михаэль. - 'Да и Хилл, обладая быстрым автомобилем, представляет реальную опасность. Слишком много неприятностей должно случиться у соперников, чтобы наша команда завоевала титул'.
Однако уже первая гонка в Бразилии показала, что догонять дерзких конкурентов придется как раз Williams. Итог этапа во многом решила заминка в боксах опытнейшей британской команды и ошибка Сенны. Несмотря на то, что Шуми провалил старт, пытаясь опередить завоевавшего поул Айртона еще в первом повороте, дальше гонку он провел идеально.
Сначала немец реабилитировался, оставив позади Хилла, прикрывавшего лидера своей конюшни, а потом красиво обошел Алези и несколько раз отбивал его контратаки. Затем Михаэль в невероятном темпе стал догонять Сенну и к 20 кругу сократил отставание от него до 1,8 секунды. Бразилец не смог создать достаточного задела над соперником и его слегка затянувшийся пит-стоп позволил Шумахеру захватить инициативу.
Айртон, которого задела эта ситуация, бросился вдогонку, но пилот Benetton спокойно продолжал наращивать отрыв и довел его до девяти секунд! И здесь уже сдали нервы у Сенны - он превысил возможности машины и вылетел с трассы, потеряв и 2-е место! 'Полностью моя вина', - сокрушался бразилец. - 'Я пытался сделать невозможное. Что поделаешь - я не умею смиряться с поражением'. Шуми же хладнокровно довел болид до финиша и впервые с дебюта в Формуле-1 стал лидером чемпионата.
На Тихоокеанском Гран-При на новой трассе чемпионата в Аиде он закрепил свой успех, одержав вторую победу. К квалификации инициативу вновь взял Айртон, но в гонке получилось совсем наоборот. На первых метрах дистанции он пытался перекрыть путь резво наседавшему на него Михаэлю, но сам пострадал от Хаккинена, который отправил болид Williams за пределы трассы. В довершении всего в бразильца врезался еще и заменивший Алези (француз попал в аварию на тестах) новобранец Ferrari Никола Ларини и гонка Сенны была закончена.
Шумахер же, не испытывая ни малейшего давления со стороны конкурентов, положил в копилку еще 10 очков и сильно упрочил свое положение. Герхард Бергер, финишировавший 2-м, проиграл немцу почти круг. Технический пакет Benetton позволял на равных бороться с Williams, а остальные команды оставил далеко позади. Впервые Михаэль мог быть уверен, что имеет хорошие шансы побеждать в каждом Гран-При, если будет выступать безошибочно. 'Я берег шины и мотор и контролировал гонку от старта до финиша', - скромно прокомментировал он итоги этапа.
Мир, затаив дыхание, ждал продолжения битвы Великого бразильца и Солнечного мальчика (как прозвали Шуми в паддоке за его широкую улыбку), но, увы, она так и не состоялась. На Гран-При Сан-Марино Айртон Сенна трагически погиб. Страшные события начались еще в пятницу, когда на свободных заездах в тяжелую аварию попал Рубенс Баррикелло. Пилоту Jordan, можно сказать, 'повезло', он смог вернуться в гонки уже через несколько недель. Судьба была более жестока к молодому австрийцу Роланду Ратценбергеру, который на субботней квалификации разбился насмерть.
Эти две жуткие аварии потрясли многих пилотов, и Сенна начинал гонку с уже каким-то нехорошим предчувствием. Один из механиков Williams впоследствии утверждал, что Айртон как будто заранее знал, что следующей жертвой будет он. И, тем не менее, как истинный гонщик, все же вышел на старт. Бразилец лидировал до 7-го круга, а за ним тенью следовал Шумахер. Никто так и не узнает, смог бы Сенна в тот день опередить на финише немца - в повороте Tamburello болид Williams сорвался с траектории и с огромной силой врезался в стену, ограждающую трассу.
Гибель Айртона была трагической случайностью, которой могло и не быть, тем обидней сознавать, что уже не изменить ход тех далеких событий. Согласно официальной версии бразилец погиб в результате тяжелой травмы головы, полученной от острого обломка передней подвески. По стечению обстоятельств, удар пришелся в единственное уязвимое место в продуманной защитной экипировке пилота - в стык между забралом и корпусом шлема. Бразилец получил тяжелые повреждения черепа, произошел разрыв височной артерии и он потерял очень много крови. Спасти Сенну с самого начала не было никакой надежды:
Если анализировать предысторию этого черного уик-энда, то косвенно в смерти Сенны можно обвинить и FIA. Новые правила сезона, в корне изменившие многие положения регламента, оказались шоковой терапией для всех команд. Принимались они с благими устремлениями, чтобы попытаться хоть как-то уравнять шансы сильных и слабых команд, но на деле повлекли за собой новую трату денег, чтобы кардинально переделать болиды. Новые шасси без электронных помощников были подчас неуправляемыми и ряд тревожных звоночков в виде аварий Лехто и Алези должны были стать поводом для беспокойства. Должны были быть, но не стали: и на месте Сенны мог оказаться и Шумахер, который также бесстрашно и на грани вел по трассе свой болид.
Но наиболее подозрительными выглядят действия FIA именно в тот уик-энд в Имоле. После летальной аварии Ратценбергера необходимо было отменить Гран-При Сан-Марино вплоть до выяснения всех последствий инцидента. Но, естественно, это влекло за собой потерю огромных денег и чиновники из автомобильной федерации постарались замять скандал и все же добились проведения гонки. Конечно, смело будет заявить, что одной из косвенных причин гибели Великого Пилота стала элементарная человеческая жадность, однако и в этой версии есть своя правда.
Но вернемся к событиям того страшного воскресенья. После того, как тело Сенны увезли на вертолете в госпиталь, был дан рестарт и Михаэль возглавил пелотон. Айртон как бы передал ему эстафетную палочку. Шуми машинально доехал до финиша и будто в тумане поднялся на верхнюю ступеньку подиума. В тот момент он знал об аварии лидера Williams, но о том, что она оказалась смертельной, было объявлено спустя три часа после церемонии награждения. На подиуме не было привычной радости, шампанского и звуков национальных гимнов. Несомненно, это была самая мрачная победа немца в его долгой спортивной жизни.
Менеджер Шумахера Вилли Вебер рассказывал впоследствии, что тогда его подопечному впервые пришла мысль покинуть Формулу-1: 'Впервые в жизни он так близко ощутил вблизи себя смерть и это сильно его изменило. Долгое время он страдал, сопереживая Айртону и подумывал об уходе из гонок'. Тревога только возросла после новой серьезной аварии в королевских гонках - на свободных заездах в Монако разбился соперник Михаэля по немецкой Формуле 3 Карл Вендлингер. Австрийца увезли в больницу в состоянии комы и когда он спустя месяцы смог вернуться к нормальной жизни, на его гоночной карьере можно было ставить крест - большому спорту, как это не жестоко, не были нужны пилоты, потерявшие свою былую форму.
Шуми же выиграл в Монте-Карло четвертый раз в сезоне, там же он завоевал первую в карьере поул-позицию и Большой Шлем. В атмосфере всеобщего страха, когда гонщики переставали доверять собственному болиду, это был более чем смелый пилотаж. Возможно, больше всего этому удивлялся сам немец. Он все же смог довериться своей судьбе, которая хранила восходящую звезду, оберегая от фатальных происшествий. После 4 этапов сезона Михаэль имел на своем счету максимум очков - 40 из 40 и, казалось, что лидеру Benetton уже никто не составит серьезной конкуренции в борьбе за титул:
Часть седьмая
Итак, после четырех побед подряд на старте сезона Шумахер комфортно лидировал в чемпионате. Единственной угрозой на пути немца к короне чемпиона был второй пилот Williams Дэймон Хилл, по той причине, что он сидел за рулем, пожалуй, сильнейшего болида. Британцу предстояло выдержать серьезное психологическое давление, ведь он должен был попытаться заменить в роли лидера Айртона Сенну.
Мало кто верил, что Хилл сможет навязать действительно плотную борьбу своему оппоненту. Но уже на Гран-При Испании Шуми впервые проиграл, правда, только по причине отказа техники. Он уверенно взял поул-позицию и, чисто стартовав, начал наращивать отрыв, как вдруг после первой дозаправки дала сбой коробка передач. Немцу пришлось забыть о лидерстве и думать о том, как просто добраться на финише с заклинившей 5-й передачей.
'Мне помог опыт выступлений в спортпрототипах, так как там я часто по ходу заездов был вынужден менять свой стиль пилотирования', - объяснял Михаэль. - 'Постепенно я приспособился к неисправной машине и даже стал проходить довольно быстрые круги. Самой большой опасностью было заглохнуть на втором пит-стопе, да мотор испытывал сильную нагрузку'. Но Шуми сделал чудо и занял 2-е место по итогам гонки, проиграв Дэймону всего четыре очка, хотя по логике вещей должен был потерять все десять.
Следующий раунд дуэли в Канаде вновь остался за лидером Benetton. Сначала он в плотной борьбе вырвал поул у Жана Алези, а затем, пользуясь тем, что Хилла какое-то время сдерживали более медленные пилоты Ferrari, завоевал пятую победу по ходу сезона. После шести этапов Шумахер имел практически максимум - 56 из 60 возможных очков. Дэймон же набрал всего 23 и для пилота уровня Williams это было не очень хорошим результатом; в среднем британец набирал за гонку всего 4 очка.
Все шло к тому, что Хилл сможет стать только вице-чемпионом. Под вопросом была победа и в Кубке Конструкторов. Тест-пилот Williams Дэвид Култхард, получивший место боевого пилота после гибели Сенны, медленно входил в ритм и не мог пока претендовать на подиумы. Партнеры Михаэля по Benetton Джей Лехто (финн вернулся на два Гран-При, но после был окончательно уволен) и Йос Ферстаппен на двоих и вовсе не набрали ни одного очка! Но запаса Шуми вполне хватало, чтобы удерживать первое место в личном и командном зачете.
В целях шоковой терапии для всей конюшни в кокпит Williams на Гран-При Франции сел легендарный Найджел Мэнселл. Скорее всего, чемпиона мира 1992 г
Будет продолжение
<