06.10.2017 20:23

Кто он?
Марцин Будковски – инженер и специалист по аэродинамике. Он родился в Польше, получил образование во Франции. Отдельного упоминания заслуживают учебные заведения, которые он окончил.
Будковски учился в парижской Политехнической школе, которая готовит сильнейших в стране инженеров, финансистов и управленцев – ее заканчивали основатель Citroen Андре Ситроен и глава Renault Карлос Гон, там же учились два президента Франции. Получив диплом, Будковски поступил в Высший институт аэронавтики и космоса – один из самых престижных вузов Европы в области космонавтики. Его специализаций была аэродинамика. После этого он провел год в Имперском колледже Лондона – еще одном элитном учебном заведении.
В Формулу 1 Будковски попал в 2001 году, его первой командой была Prost GP, где он занимался аэродинамикой. С этой областью связана вся его дальнейшая карьера. Годом позже он перешел в Ferrari, где провел шесть лет, оттуда перебрался в McLaren. За это время Марцин создал себе репутацию хорошего специалиста и дорос до должности главы отдела аэродинамики в команде из Уокинга. Его полный послужной список до последнего назначения выглядел так: специалист по аэродинамике, специалист по вычислительной гидродинамике, руководитель департамента аэродинамики, ведущий специалист, руководитель гоночной бригады по работе с аэродинамикой.
В 2014 году McLaren активно занималась реструктуризацией перед началом сотрудничества с Honda, и в новом коллективе места для Будковски не нашлось – команда переманила на его позицию из Red Bull Питера Продрому, которого называют любимым учеником Эдриана Ньюи.
В том же году Марцин устроился в FIA, где стал техническим и спортивным координатором Формулы 1. В 2017-м Будковски пошел на повышение, возглавив отдел технического развития, но после восьми месяцев активной работы уволился, согласившись на предложение Renault.

Кем он станет в Renault?
У команды уже есть несколько директоров: Сириль Абитбуль является управляющим директором, Боб Белл – ведущим техническим руководителем, Ник Честер – директором разработки шасси, Реми Таффен – директором разработки двигателя.
Будковски станет исполнительным директором команды и помощником Абитбуля. В заявлении команды отмечается, что сферой его ответственности станет разработка и производство шасси, но при этом Честер, который с 2013 года отвечает за техническую сторону этого процесса, сохранит свой пост.
Будковски станет скорее связующим звеном между Беллом, Честером и Таффеном, и, по заявлению Абитбуля, технической стороной вопроса он заниматься не будет. Главная его задача – всестороннее развитие команды с прицелом на будущее. По сути, это роль, которую исполнял Фредерик Вассер, ушедший из Renault перед этим сезоном и недавно ставший боссом Sauber.

Почему переход разозлил соперников?
Соперники Renault негативно восприняли переход ключевого специалиста FIA во французскую команду. Работа Будковски в последние восемь месяцев заключалась в том, чтобы досконально изучать техническую деятельность участников чемпионата, анализировать их новинки (многие еще до отправки в производство) и разбираться в легальности ноу-хау машин этого года и – что гораздо важнее – следующего. Если у команд появлялся проект перспективного обновления, команды обращались к Будковски, чтобы выяснить, не заблокирует ли его FIA.
Говорят, что особенно шокировал переход Будковски команду Red Bull – за несколько дней до первых сообщений об этом он посетил с инспекцией базу коллектива в Милтон-Кинсе.
Но главной причиной недовольства стали даже не те конфиденциальные знания, которыми Будковски сейчас располагает, а вынужденный отпуск, в который его отправила FIA – всего три месяца. Для специалиста такого уровня это неслыханно короткий период.
Топ-команды сдержанно, но твердо настаивают, что этот срок нужно увеличить – как минимум до года, а лучше до 18 месяцев. За этот период разработки, с которыми знаком Будковски, перестанут быть передовыми.

Почему FIA не отправила его в отпуск хотя бы на год?
Дело в том, что у FIA две штаб-квартиры: в Париже и Женеве. По сведениям Sky Sports, Будковски работал на Международную автомобильную федерацию в рамках швейцарского законодательства. Закон этой страны запрещает работодателю отстранять сотрудника на срок более трех месяцев.
Другими словами, FIA просто не могла отправить Будковски в вынужденный отпуск на более длительный период.
В официальном заявлении Renault о начале работы с Марцином не указано, когда он приступает к своим обязанностям. Но Renault уже выразила готовность пойти навстречу командам и FIA, и по доброй воле отложить начало его работы до апреля 2018 года.
В Renault разумеется понимают, какой фурор произвели их действия, и всячески показывают, что не собираются ссориться как с соперниками, так и с FIA. Роль Федерации во всех эти процессах особенно важна, ведь если специалисты с таким уровнем допуска к данным всех команд могут устроиться в одну из них, то участники Формулы 1 просто перестанут доверять FIA и произойдет опасный раскол.
«С точки зрения контракта, он может начать работу в январе, – заявил Абитбуль журналистам в Японии. – Но мы ведем конструктивный диалог с FIA. Мы уже близки к тому, чтобы определить дату, которая устроит всех».
