Историческая заметка: Гонщики «Феррари», которые отыгрывались

20.09.2017 06:31

1958 год. После первых трёх зачётных этапов чемпионата  гонщик «Феррари» Майк Хоторн уступал в Личном Зачёте десять очков гонщику «Вануолл» Стирлингу Моссу, что по нормам начисления очков того времени было эквивалентно одной победе и одному пятому месту. До конца чемпионата оставалось семь этапов и Майк, в итоге, смог  стать чемпионом мира. Залогом успеха гонщика «Феррари» стали несколько факторов. Во-первых, ненадёжность техники оппонента: четыре схода у Мосса в семи оставшихся гонках. Во-вторых, благородство оппонента. Известнейшая история о том, как Стирлинг Мосс притормозил около заглохшего за круг до финиша Майка Хоторна, посоветовал запустить мотор, раскатив болид под горку, а после свидетельствовал перед стюардами о том, что раскат был хоть и против движения гонки, но вне трассы, что не являлось нарушением правил. Это позволило Майку избежать схода с дистанции и дисквалификации, получив взамен важнейшее второе место. В-третьих, правило начисления очка за быстрейший круг в гонке. Несмотря на во-первых и во-вторых, Мосс всё равно стал бы чемпионом на одно очко опередив Хоторна, если бы за быстрейший круг в гонке в то время не начисляли бы очко. В тех самых оставшихся семи гонках сезона Майк получил четыре очка за быстрейшие круги, а Мосс только два, что и склонило окончательно чашу весов на одно очко уже в пользу британца на итальянской технике.

Майк Хоторн и Стирлинг Мосс

Майк Хоторн (рядом с автомобилем) и Стирлинг Мосс (в автомобиле) – оппоненты в борьбе за чемпионский титул в 1958 году. Майк выиграл титул, Стирлинг не проиграл честь.

1964 год. После пяти первых зачётных этапов чемпионата гонщик «Феррари» Джон Сертиз уступал в Личном Зачёте двадцать очков гонщику «Лотус» Джиму Кларку и шестнадцать очков гонщику «БРМ» Грэму Хиллу. В первом случае это было по нормам начисления очков того времени эквивалентно двум победам и одному пятому месту, во втором – одной победе, одному второму и одному шестому местам. До конца сезона оставалось пять этапов и Джон, в итоге, смог стать чемпионом. Джима Кларка он обошёл за счёт того, что конструктора команды «Лотус», увлёкшись поиском ещё большей скорости, по которой «Лотус» и так был «впереди планеты всей», ввергли технику в катастрофическую ненадёжность. За пять этапов Кларк один раз добрался до финиша, да и то далеко за спинами лидеров из-за потерь на ремонте техники в боксах. А вот Хилла Сертиз опередил как за счёт потерь «БРМ» вследствие ненадёжности техники, так и в результате одного из самых антиспортивных событий в мире Ф1. На последнем этапе ещё один гонщик «Феррари» Лоренцо Бандини намеренным маневром выбил из гонки Грэма Хилла, без чего титул для Сертиза был недоступен. Впоследствии Бандини уступил свою гоночную позицию Сертизу, что и стало последней каплей, принёсшей титул британцу на итальянской технике. Остаётся добавить, что Грэм Хилл в том году стал одним из немногих гонщиков, кто не стал чемпионом из-за того, что в зачёт шли не все результаты, а только некоторое количество лучших результатов. Грэм недосчитался всего двух исключённых из зачёта очков. Но если учесть, что Сертизу он проиграл всего очко…

Титул Сертиза. Коллаж.

Сначала произошёл эпизод слева вверху (Бандини «убрал» Грэма Хилла, сам оставшись в гонке), потом эпизод справа (незадолго до финиша Сертиз проходит Бандини, выходя на требуемое для получения титула второе место), и вот уже эпизод третий (Джон Сертиз – чемпион). Сам Сертиз был не при чём, но исход чемпионата оставил неприятный осадок у многих ценителей Ф1 того времени. А Бандини получил подарок от Хилла на Рождество – справочник для начинающего водителя.

2007 год. В том году максимальное по ходу сезона отставание гонщика «Феррари» Кими Райкконена от лидирующего в чемпионате Льюиса Хэмилтона из стана «МакЛарен» составляло 26 очков. Но следует, вероятно, акцентироваться на ситуации за шесть этапов до финиша, когда отставание Райкконена от Хэмилтона составляло двадцать очков (цена двух побед), а ещё от одного гонщика «МакЛарен» Ферандо Алонсо – тринадцать очков (цена одной победы и одного шестого места). В оставшихся гонках сезона круговерть ситуаций и результатов сложилась так, что на финише Кими на одно единственное очко одолел обоих оппонентов. Для такого результата сложилось воедино всё: хорошие результаты Райкконена и не менее хорошая командная работа его партнёра по команде Фелипе Массы, в тот момент не подозревавшего, что через несколько лет командная работа станет его основной специализацией, ну и, конечно, несколько форс-мажоров технического характера у главных соперников…

Гран-При Малайзии 2007 года. Подиум.

Ни разу за весь год участники борьбы за титул не располагались на подиуме, если втроём туда попадали, в «правильном» порядке. Для итога Гран-При Малайзии относительно итога всего чемпионата справедливо изречение: «И станет третий первым, а первый третьим… Второго не трогаем!»

Хорошо видно, во всех трёх вышеперечисленных ситуациях есть одна общая черта. Проблемы с надёжностью или прочие форс-мажоры у одного или у нескольких основных соперников по чемпионату. И если нынешний «Мерседес» не имеет (а он не имеет) склонности к увлечению форс-мажорами на свою пятую точку, то 2017 не имеет шансов встать в один ряд с 1958-м, 1964-м и 2007-м годами.

Автор заметки: ROMAN grosjean (сентябрь 2017 года).

10 Отзывов