20.09.2017 10:29


Воскресный дождь, охладивший воздух и смывший с асфальта слой резины, резко изменил расстановку сил. Джонатан Нобл и Джеймс Аллен рассказывают, как в Mercedes смогли обернуть ситуацию себе на пользу.
После сложной квалификации, в которой у действующих чемпионов мира не нашлось аргументов в споре с Ferrari и Red Bull, в команде выходили на старт с главной целью просто свести потери к минимуму.
Но ливень, прошедший перед стартом, и столкновение на первых метрах, выбившее из борьбы обоих гонщиков Ferrari, открыли Льюису Хэмилтону путь к лидерству, а затем и уверенной победе.
Однако одного лишь первого круга было недостаточно, чтобы выиграть. Хэмилтон демонстрировал впечатляющий темп, соперничая с Даниэлем Риккардо, а под конец к гонщику Red Bull смог подтянуться и Валттери Боттас.
Финн рассказал, что ощущал в кокпите возросшую стабильность задней части машины, что привело к росту уверенности и возможности атаковать.
«Если говорить о стабильности сзади, то в гонке она была гораздо выше, чем когда-либо по ходу уик-энда, – рассказал он. – Именно это позволило ехать так быстро.
Температура была ниже, при этом на асфальте оставались сырые участки. Думаю, изменения условий помогли нам. Они позволили больше полагаться на машину. Главным фактором стала стабильность задней части».
Но дело далеко не только в более прохладной погоде. В конце концов, отличие между воскресеньем и предыдущими днями составило всего несколько градусов. Были и другие факторы, сыгравшие на руку Mercedes.
Старт на сырой трассе получился очень успешным для пилотов команды. Хэмилтон вновь продемонстрировал свой талант, а W08 вновь смотрелась здорово на промежуточной резине.
При этом даже инженеры не смогли точно сказать, чем это обусловлено. Возможно, дело в увеличении дорожного просвета, которое стало неизбежным следствием перехода со сликов. Прежде у Red Bull было преимущество на промежуточных шинах, но в этом году его уже нет.
Но когда трасса стала подсыхать, расстановка сил практически не изменилась – темп Mercedes позволял сохранять лидерство.
Вдобавок, у Риккардо начались проблемы с коробкой передач. Они не были фатальными, но источники в команде оценили потерю темпа в полсекунды с круга.
Сам австралиец после финиша говорил, что даже будь машина на 100 процентов исправна, он едва ли сумел бы опередить Mercedes. Впрочем, после появления неполадок прессинг на Хэмилтона еще больше снизился.

Вторым фактором стал уровень сцепления – даже после перехода на слики он все равно оставался очень низким.
Это позволяло Mercedes сохранять преимущество на трассе, с которой дождь смыл весь резиновый слой. Сочетание условий привело к тому, что резина нагревалась не так сильно, как в квалификации, и от былых проблем с балансом W08 не осталось и следа.
Есть теория, что Mercedes в целом выглядит очень здорово там, где не хватает сцепления. В частности, именно поэтому Хэмилтон и Боттас всегда смотрятся так здорово в первой тренировке любого Гран При.
Когда асфальт «обрезинивается», уровень сцепления растет, и это играет на руку соперникам из Red Bull и Ferrari. Хэмилтон признал, что эти соображения небеспочвенны.
«В силу каких-то причин Ferrari, как и Red Bull, ощутимо сильнее, если более жарко и сцепление лучше, – сказал он. – Было здорово, что дождь "сбросил" условия, и уровень сцепления упал.
Стартуя на промежуточных шинах, они даже в таких условиях были бы очень близки к нам по темпу. Но, повторюсь, я очень люблю такие ситуации, этот тот шанс, когда умения пилота действительно играют роль. И сегодня мне удалось показать это».
Гоночный босс Mercedes Тото Вольф выразил уверенность, что гоночная форма команды обусловлена шинами, а точнее тем, как команда смогла использовать их в воскресенье.
«Мы постоянно оставались в ситуации, когда могли контролировать температуру шин, – сказал он. – А в квалификации все было иначе.
Чтобы выжать максимум на одном круге, резина должна прогреваться сильнее. [В гонке] трасса была "зеленой", сцепление – куда ниже, чем в квалификации. Вдобавок, не так жарко, что также снижало нагрузку».
При этом, несмотря на успех в Сингапуре, Вольф считает, что команде все равно очень важно разобраться в особенностях поведения машины по ходу уик-энда.
«Нас ждет довольно интересный анализ, – сказал он. – Так как каждый год мы приезжаем в Сингапур и испытываем здесь сложности.
В прошлом году мы выиграли 19 гонок, в том числе и здесь, но этот этап оказался для нас сложным. Я вспоминал квалификационные результаты 2015 года, мы были пятым и шестым с отставанием в 1,5 секунды, потому понимал, что паниковать не стоит.
Нам нужно сохранять голову холодной. В конце концов, первая десятка в квалификации оказалась составлена из тех же пилотов, что и в Венгрии. Конфигурация трассы не подходит нам, и требуется понять, почему».
Машины безопасности, которые помогли и помешали Хэмилтону

Еще одним фактором, безусловно заслуживающим внимания в этой гонке, стал автомобиль безопасности. Во-первых, судьи предпочитали задействовать в каждом эпизоде именно его, не прибегая к VSC, а во-вторых, пилотам, отставшим на круг, на самом последнем рестарте не позволили опередить лидеров. Это необычно.
Хотя Льюис Хэмилтон и задавал вопрос, почему в эпизоде, когда улетел Маркус Эрикссон, не стали использовать виртуальную машину безопасности, позже он согласился, что работа судей на трассе, когда сыро и темно, а у них нет светоотражающих жилетов, и впрямь очень опасна.
Именно последний рестарт был особенно нежелательным для лидера сезона, так как он позволил Риккардо подтянуться вплотную, а трасса к этому времени уже полностью высохла. В пятницу темп Red Bull на сухой трассе был ощутимо выше, и потому возобновление борьбы давало австралийцу отличный шанс, так как на этот раз Хэмилтону было сложно от него оторваться.

По схожей причине в Mercedes не стали ставить Хэмилтону новый комплект промежуточной резины на 12-м круге: Риккардо мог поступить наоборот, остаться на трассе и выйти в лидеры, после чего отбить у него первую позицию Льюису оказалось бы крайне сложно.
Что же касается круговых, то процесс возвращения в лидирующий круг – дело небыстрое. Пару лет назад в Сингапуре после относительно небольшого инцидента подготовить все к рестарту удалось только за восемь кругов позади машины безопасности.
В этот раз гонка и так отставала от графика из-за дождя и предыдущих заминок, двухчасовой лимит времени неумолимо надвигался, потому решено было возобновлять борьбу как есть, без дополнительной потери времени на пропуск одного Верляйна.
Хэмилтон смог с минимальными хлопотами продолжать вести гонку по своему плану. Однако в районе 41-42 круга на командном мостике Mercedes пришли к выводу, что еще один выезд автомобиля безопасности может принести Риккардо решающее преимущество.
Они вышли на связь с лидером гонки и сказали, что озабочены величиной его отрыва от Риккардо и Боттаса. Дело в том, что Льюис на глазах уезжал от своего преследователя, позволяя тому делать то же самое. И если бы Даниэль оторвался от Боттаса на 14-15 секунд, то в случае нового выезда машины безопасности он успевал провести пит-стоп – и тогда на следующем рестарте получал бы преимущество свежих шин.
Потому-то тактический штаб и попросил Хэмилтона сбросить свой темп и поддерживать отрыв в некотором диапазоне. Сначала пилот не понял, что и зачем от него хотят, но очень быстро начал делать именно то, что требовалось.

Вы наглядно можете видеть это на графике хода гонки. Посмотрите, как быстро стал нарастать отрыв в паре лидеров в районе 42-43 круга (голубая линия уходит все дальше от фиолетовой). Затем картина становится уже совсем иной.
На самом деле у Red Bull просто не было темпа на реализацию подобного сценария. Но Хэмилтон в любом случае сбросил скорость и контролировал ход гонки до самого финиша.


По материалам