Князь Потемкин Формулы 1

13.10.2016 22:05

 

 

Немногие болельщики помоложе знают, что вершитель судеб молодых гонщиков Red Bull сам когда-то был пилотом Формулы 1. И достаточно талантливым. В 1971 году он вместе с Porsche и Гийсом ван Леннепом выиграл Ле-Ман и установил рекорд дистанции гонки на выносливость, который продержался до 2010 года.

 
За кадром Формулы 1
В том же сезоне-1971 и годом позже он выступал еще в одной значимой гонке мирового автоспорта – Тарга Флорио. На Alfa Romeo 33/TT/3 австриец установил рекорд прохождения легендарной трассы. К слову, в начале прошлого года Хельмут Марко разрешил Даниэлю Риккардо сесть за руль своего болида, что австралиец с удовольствием и сделал…
Хельмуту сулили многообещающую карьеру. Он вырос в обеспеченной семье и поэтому неудивительно, что в свое время пошел учиться на юриста. Марко начал свою автоспортивную карьеру в небольшой группе, где среди прочих оказался и Йохен Риндт – будущий единственный посмертный чемпион мира. В дополнение к подвигам в гонках на выносливость австриец неплохо дебютировал в одноместных болидах, и Формула 1 открыла для него свои двери.


Porsche 917K Хельмута Марко и Гийса ван Леннепа на 24-х часах Ле-Мана 1971 года


Девять Гран-при
В 1971 году он впервые принял участие в Гран-при, но в Германии на устаревшем McLaren M7C команды Йо Боннье не прошел квалификацию. Следующая гонка состоялась на его Родине – в Австрии. Марко сменил команду. В Yardley BRM он составил компанию Йо Зифферту, Питеру Гетину и Хоудену Генли. Была лишь одна проблема – BRM постепенно увядал, но имел еще достаточно ресурсов, чтобы выступать в 1972 году.
Хельмут едва не поднялся на подиум на внезачетном этапе в Бразилии в начале сезона — он финишировал четвертым. Австриец частенько проваливал квалификации, но в гонке радовал зрителей яркими прорывами. Например, в Монако в дождь Марко финишировал восьмым после старта с 17-го места, правда, проиграл три круга своему напарнику Жан-Пьеру Бельтуазу, который в тот день был неудержим и добыл последнюю победу для BRM. Хельмут провел девять Гран-при прежде, чем приехал на свой последний этап на горный Центральный массив.
Вершина карьеры
2 июля 1972 года – день, когда вся жизнь Хельмута Марко перевернулась с ног на голову. Гран-при Франции, шестой этап чемпионата мира и живописная горная трасса близ Клермон-Феррана, которая теперь носит название La Charade (Шарада). Хельмуту впервые достался болид P160B, которым уже давно пользовались напарники. Это был выстрел в десятку, используя терминологию стрелков. Результаты мгновенно пошли вверх. Он стартовал с шестого места в квалификации непосредственно перед Франсуа Севером на Tyrrell 002, Эмерсоном Фиттипальди на Lotus 72D и Ронни Петерсоном на March 721G. Его напарники проиграли более трех секунд и оказались далеко позади.


Клермон-Ферран, трасса Шарада


На старте австриец опередил Тима Шенкена на Surtees TS9B и оказался на пятом месте, но вскоре уступил Фиттипальди, атаки которого сдерживал на протяжении четырех кругов. Затем наступил девятый круг.
Как уже было сказано, трасса проложена в горах, поэтому неудивительно, что она была усеяна камнями. И один из них вылетел из-под колес Lotus бразильского гонщика, пробил забрало шлема Марко и попал ему в левый глаз. Тогда многие говорили о том, что Эмерсон специально направил болид на усеянную гравием часть трассы, но эти пересуды быстро сошли на нет.
Уроженец Граца чудом удержал болид и избежал аварии. Джеки Стюарт (который выиграл ту гонку) — в то время главный борец за безопасность пилотов — получил еще один аргумент в своей борьбе. Этот инцидент положил начало ужесточению требований к шлему, привел к обязательному применению забрала, что, в том числе в 2009 году на Гран-при Венгрии, спасло жизнь Фелипе Массе. Но в отличие от Массы Хельмут Марко не смог вернуться в гонки. Вердикт врачей обжалованию не подлежал — потеря левого глаза автоматически отстраняла австрийца от автомобильных гонок.


Тот самый шлем Марко с отверстием от камня


Питомник Марко
Оставив гонки, Марко не оставил автоспорт. Он занялся продвижением молодых немецких и австрийских пилотов. Однако начало было весьма печальным. Его первые протеже Георг Бюргер, Маркус Хоттингер и Йо Гартнер погибли на трассе. В 1980-х годах он создал собственную команду RSM Marko, которая засветилась в DTM, но больше времени уделяла Формуле 3. Именно в команде Хельмута Герхард Бергер, Карл Вендингер и Йорг Мюллер стали чемпионами Ф3. Последний присоединился к команде в Формуле 3000 и сходу стал чемпионом в 1996 году.
Несколько лет спустя Марко уговорил основателя Red Bull Дитриха Матешица создать структуру по поиску молодых талантов, которую сам же и возглавил.

  Сегодня плоды его деятельности пожинают не только «красные быки» и Формула 1… Вместе с тем у Хельмута есть собственная сеть гостиниц и ресторанов. В свои 73 года Хельмут Марко продолжает наслаждаться жизнью, дополнив длинный список знаменитых и слепых на один глаз людей.


http://parabolike.com/2016/10/13/marko 


* Отредактировано автором 13.10.2016 в 22:14
3 Отзыва