Скандальный дебют Гран-при Сингапура

15.09.2016 18:22

 

Трасса Марина Бей появилась в календаре в 2008-м. Старт сразу решили давать вечером – впервые в Формуле 1 гонка проводилась при искусственном освещении, что позволило европейцам смотреть её в привычное для себя время. Но куда более важно то, что ночная гонка, в сочетании с фантастическим урбанистическим пейзажем, наделила Гран При Сингапура особой, совершенно уникальной атмосферой. Гран-при выдался особенным и богатым на события. Пожалуй, можно смело утверждать, что скандалов и знаковых моментов того этапа с лихвой хватило на несколько Гран-при Сингапура наперед. В результате та гонка испортила карьеру двум пилотам и еще двум представителям Формулы 1.

 

 
Новаторский подход

Началось все, собственно, с самой гонки, которую было решено проводить в темное время суток. Для Формулы 1 такая идея стала абсолютно новаторской. Несмотря на то, что этап на трассе Marina Bay Circuit стал 800 в истории Королевских автогонок, ранее заезды в темное время суток не проводились. Компания, которая отвечала за освещение гоночного трека, сумела обеспечить стабильный световой поток в 3000 люкс, установив на трассе 1500 прожекторов. Общая мощность освещения составила больше 3 миллионов Ватт.
Во время Гран-при Сингапура 2008 года впервые были использованы так называемые «электронные маршалы» — табло, сообщающие о состоянии трассы (о наличии флагов или автомобиля безопасности). Эта информация дублировалась маршалами

 

Главная авария года

Гран-при Сингапура начинался в обычном режиме: первым квалифицировался Фелипе Масса, вторым стал Льюис Хэмилтон, а третьим — Кими Райкконен. К слову, ситуация в чемпионате на тот момент была накалена до предела: британский пилот лидировал в сезоне, но накануне гонки в Сингапуре Масса отставал от него всего на одно очко. Во время старта бразилец сохранил свое преимущество и постепенно начал его наращивать, отрываясь от McLaren Хэмилтона. Но на 14 круге произошла одна из самых знаковых аварий в истории Формулы 1 – Нельсиньо Пике разбил свой болид.

 

Подготовка...

 

... и сам цирковой номер



Сначала все происходило как обычно: авария, автомобиль безопасности, рестарт гонки и удивительная победа Фернандо Алонсо, стартовавшего с 15 позиции. Правда, особо наблюдательные поклонники Формулы 1 сразу заподозрили неладное: мол, Фернандо Алонсо стал единственным пилотом, заехавшим на пит-стоп очень рано, на 12 круге. И буквально через два круга его напарник разбил свой болид, что дало испанцу преимущество. Но дальше разговоров внутри фан-клубов дело тогда не пошло.

 

Скандальное признание

Ситуация кардинально изменилась в августе 2009 года, после увольнения Нельсиньо Пике из Renault. Видимо, решив отомстить Флавио Бриаторе за досрочно разорванный контракт, бразилец направил FIA письмо, в котором признался о заранее спланированной аварии в Сингапуре:

Конечно же, заявление Пике-младшего имело эффект разорвавшейся бомбы. Первым начал действовать именно Флавио Бриаторе. Вооружившись принципом «лучшая защита – это нападение», он подал в суд на Нельсона и Нельсиньо Пике за лжесвидетельствование и попытку шантажа.


Наказание виновных

FIA провела свое расследование. После расшифровки радиопереговоров Renault на Гран-при Сингапура 2008 года, длительных выяснений обстоятельств и нескольких заседаний Всемирного совета по автоспорту было принято решение дисквалифицировать команду Renault. Учитывая смягчающие обстоятельства, наказание было заменено на условную дисквалификацию команды до завершения сезона-2011 с оговоркой, что если повторится похожий инцидент, то команда будет дисквалифицирована немедленно.

 


Нельсиньо Пике и Фернандо Алонсо не получили наказаний от FIA. Бразилец получил имунитет от FIA в обмен на его свидетельские показания, а испанец был признан невиновным и непричастным к данной ситуации. Хотя позже некоторые представители Формулы 1 предположили, что Алонсо тоже знал об особой стратегии…


Флавио Бриаторе было навсегда запрещено принимать любое участие в этапах Формулы 1, включая посещение гонок в виде гостя паддока. Также FIA запретила выдавать суперлицензию пилотам, которые будут сотрудничать с итальянцем. Столь суровые меры были приняты не только из-за неспортивного поведения, но и по той причине, что итальянец продолжал отрицать факт сговора, несмотря на все доказательства против него. Пэт Симондс получил аналогичное наказание, но со сроком давности – 5 лет, поскольку технический директор Renault признался в содеянном.


Бриаторе и Симондс не приняли эти наказания, подали апелляцию, и судебные разборки растянулись еще на несколько месяцев. В результате сторонам удалось договориться, и наказание для экс-руководителей Renault было ослаблено – FIA запретила принимать им участие в жизни Формулы 1 до 31 декабря 2012 года.


Спустя 7 лет

С момента Гран-при Сингапура 2008 года прошло уже 8 лет, а с момента расследования запланированной аварии – 7. За это время Фернандо Алонсо успел погоняться за команду Ferrari и сейчас продолжает свою гоночную карьеру в McLaren. Нельсиньо Пике выступает в чемпионате Формула Е и других гоночных сериях. Пэт Симондс с 2014 года занимает пост технического директора команды Williams. А Флавио Бриаторе неоднократно заявлял в интервью, что не видит смысла возвращаться в Формулу 1, поскольку сейчас в его жизни совершенно другие интересы.

 


Флавио Бриаторе и Ники Лауда на Гран-при Италии 2016 года


Ошибка, лишившая чемпионства

Тем временем гонка в Сингапуре 2008 года стала ключевой и в биографии Фелипе Массы. Во время пит-стопа бразильца механик, отвечающий за работу светофора (который впервые заменил человека с леденцом), раньше времени дал гонщику зеленый свет. Масса рванул вперед, прихватив за собой и заправочный шланг.

 

Оторванный заправочный шланг в Сингапуре лишил Массу не только победы в гонке, но, вполне вероятно, и чемпионского титула в 2008 году, ведь по итогам сезона он уступил всего 1 очко Льюису Хэмилтону. Хотя конечно, справедливости ради, в 2008 году у Фелипе были и другие косяки в сезоне, впрочем как и у победившего тогда Хэмилтона. Но тем не менее.

 

Гонщик сразу сориентировался, что что-то пошло не так, однако он не мог просто остановиться и подождать свою команду. Бразильцу пришлось проехать все боксы, остановиться в самом конце пит-лейн в безопасном месте и ждать, когда к нему подбегут механики команды. Ситуация усугублялась еще двумя факторами. Во-первых, боксы Ferrari находились в самом начале пит-лейн. А во-вторых, в режиме гонки под автомобилем безопасности практически все гонщики отправились на пит-стоп, поэтому механики Скудерии были заняты остановкой в боксах Кими Райкконена. Прождав около минуты и вернувшись на трассу последним, Масса еще раз заехал в боксы, чтобы отработать штраф за опасный выезд из них.
Когда накануне Гран-при Италии 2016 года бразилец сообщил о том, чтоуходит из Формулы 1, он назвал Гран-при Сингапура 2008 года наихудшим эпизодом в своей гоночной карьере. Масса уверен, что если бы не роковая ошибка на пит-стопе, то он выиграл бы сезон-2008.

 

Взболтать, но не смешивать

 

В прошлом году Масса так же отличился в Сингапуре, столкнувшись на круге выезда с Нико Хюлькенбергом. Машина Нико врезалась в стену, и дирекция гонки объявила режим виртуальной машины безопасности, который тогда многим внес некоторую сумятицу в стратегию. Тот же Даниил Квят, который также только-только посетил боксы, потерял два места, опустившись с 6е на 4е. Правда вскоре появился и реальный автомобиль безопасности, который пробыл на трассе до 19 круга.

 

 

Правда на 37 круге автомобиль безопасности выехал вновь, но на этот раз по очень необычной причине – на трассе оказался посторонний человек. Его появление было неожиданным, но кратковременным, что не помешало Mercedes Майландера сдерживать пелотон целых четыре круга, после чего, наконец, был дан рестарт.

 

Будет ли уик-энд в нынешнем году столь богатым на события, или же нас ждет сонная гонка, в духе Монцы?

Посмотрим. Осталось всего ничего!

 


* Отредактировано автором 15.9.2016 в 20:39
7 Отзывов