1936 год. Хроника свержения. Часть 2

25.07.2016 00:16

1936 год. Хроника свержения "Мерседес" с автовершины (часть 2).

 80 лет назад, 26 июля 1936 года, состоялся Гран-При Германии - второй зачетный этап чемпионата Европы среди автопроизводителей гоночной техники класса Гран-При.

Разрыв между первым и вторым этапом составил три с половиной месяца. За это время успело пройти несколько крупных автосостязаний, определивших общую картину сезона: по скорости нет равных немецким командам "Мерседес" и "Ауто Юнион", но при этом в "Мерседес" беда с надёжностью и нет чёткого понимания как привести скорость и надёжность к общему знаменателю. После немецких команд, с большим отставанием по скорости, следовала команда, руководимая Энцо Феррари и использующая технику "Альфа-Ромео". Прочие участники чемпионата Европы были глубокими статистами.

К домашнему этапу в "Мерседес" провели, как им казалось, достаточные мероприятия по повышению надёжности техники, поэтому все три немецких гонщика, Рудольф Караччиола, Манфред фон Браухич и Герман Ланг, получили в своё распоряжение актуальную технику 1936 года с полным, как сейчас выражаются, набором пакетов обновлений, направленных на достижение максимальной скорости. Легионеры же команды, итальянец Луиджи Фаджиоли и монегаск Луис Широн, получили технику на базе прошлогодней модели (с укороченной колесной базой) с основным упором на надёжность в ущерб скорости.

У "Ауто Юнион" все было в порядке с техникой, но не в порядке во внутрикомандных делах. Проблемы были связаны с Акиле Варци. Для итальянского легионера команды эти три с половиной месяца оказались предельно насыщены самыми разноплановыми событиями.

Сначала Варци стал жертвой политики, запустившей свои щупальца в автоспорт. Он выиграл одну из крупнейших и популярнейших гонок того времени - Гран-При Триполи. Но эта победа стала лишь следствием командной тактики: по указанию высших чинов третьего рейха победить в этой гонке должен был итальянский пилот (Ливия, на территории которой проводился указанный Гран-При, находилась в то время под протекторатом Италии), а Варци был единственным итальянцем в команде "Ауто Юнион", гонщики которой и разыграли между собой первое место. Гоночные обстоятельства сложились так, что обеспечить видимость острой борьбы и заслуженности успеха Варци не удалось. На последних кругах Варци, вышедший к этому времени в лидеры гонки при совершенно не подозрительных обстоятельствах, потерял время на внеплановом пит-стопе для смены резины, а потом замедлился из-за проблем с коробкой передач. Тем не менее, руководство "Ауто Юнион" любой ценой выполняло "высшую волю" и обеспечило рокировку своих пилотов к финишу гонки. Но это выглядело уже настолько вопиющим нарушением спортивного принципа, что вызвало массовое возмущение зрителей. А на великосветской вечеринке, традиционно состоявшейся после гонки, губернатор Ливии не стал произносить тост в честь победителя гонки (это тоже была традиция), а предложил выпить за настоящего героя Гран-При, т.е. Ханса Штука, которому пришлось просто неприлично замедлиться на трассе, чтобы вновь пропустить Варци вперёд. Варци получил тяжёлый моральный удар от всех этих событий.

Неделю спустя на Гран-При Туниса Варци испытал другое не менее тяжёлое потрясение. Он попал в свою первую по настоящему опасную для жизни аварию. То, что в этой переделке, когда порыв пустынного ветра опрокинул автомобиль Варци на скорости более 200 км/час, Акиле отделался лишь незначительными ушибами, было настоящим чудом. Выброшенный из опрокинувшегося болида Варци приземлился в единственную в ближайших окрестностях горку песка, нанесенного всё тем же пустынным ветром, что и спасло ему жизнь. Если верить мемуарам руководителя команды "Мерседес" Альфреда Нойбауэра, именно в Африке, Ливии или Тунисе, текущая спутница жизни Акиле Варци, а по совместительству наркоманка по имени Элис Питч, подсадила на морфин и знаменитого гонщика, выдав сей наркотик за замечательное средство справиться с тяжёлым душевным состоянием, в котором пребывал в то время Акиле.

(Слева: Плакат, посвящённый Гран-При Триполи 1936 года и преподносящий это автосостязание как лотерею среди гладиаторов скорости с неизвестным заранее результатом. Справа: Горькая насмешка над сутью плаката. Акиле Варци первым пересекает линию финиша не потому, что был лучшим из лучших, а потому, что решение о победе именно итальянского пилота было принято в высоких кабинетах третьего рейха.)

 

После возобновления гонок в Европе ухудшившаяся спортивная форма итальянца бросилась в глаза. Во время тренировок перед внезачетной гонкой в Барселоне Акиле обвинил в своих слабых результатах руководство команды, предоставившее ему экспериментальный болид с укороченной колёсной базой. В гневе итальянец отказался стартовать в гонке, хоть в команде и взывали к Варци не нарушать условия контракта.

Но на последующих гонках в Германии (знаменитая, но также внезачётная Эйфельренская гонка) и Венгрии Варци выглядел на трассе всё бледнее и бледнее, но, главное, впал в апатию и перестал возмущаться по поводу собственной неконкурентоспособности.

Руководство "Ауто Юнион" было немало обеспокоено сложившейся ситуацией. Хоть в команде и имелся в наличии принцип "в самых важных гонках - победа отечественных гонщиков на отечественной технике", сильный легионер им был нужен и с политической и со спортивной точки зрения. Подозрения о том, что во всем виноваты наркотики, уже будоражило умы руководства команды. Такой поворот событий мог сильно ударить по престижу команды. И как раз в тот год, когда их техника была как никогда близка к тому, чтобы считаться лучшей в Европе. Перед Гран-При Германии в "Ауто Юнион" был разработан масштабный, но секретный план по подтверждению или опровержению версии о наркотиках. Планировалась непрерывная слежка за Варци и тайные обыски всех помещений, включая гостиничные номера, в которых побывал бы итальянец. Также планировалось под самыми разнообразными предлогами не давать Варци встречаться со своей любовницей-наркоманкой и наблюдать, как меняется поведение гонщика в предполагаемых условиях невозможности получить дозу наркотика.

 

(Взвешивание «Ауто Юнион» Бернда Розенмайера перед гонкой. Регламент того времени предписывал осуществлять контрольное взвешивание полностью «сухого» автомобиля без колес.)

 

Все приготовления пошли псу под хвост. Без какого бы то ни было предупреждения Варци не прибыл в расположение команды накануне начала первых тренировочных заездов. Оперативный розыск не дал результатов, и в "Ауто Юнион" были вынуждены задействовать в гонке резервного пилота Рудольфа Хаасе, для которого это был первый старт в официальном Гран-При. Ещё тремя гонщиками этой немецкой команды в домашнем Гран-При стали Ханс Штук, имеющий на тот момент статус приоритетного лидера команды, Бернд Розенмайер и молодой, но уже достаточно опытный Эрнст фон Делиус.

Проведение квалификационных заездов на скорость было признано слишком опасным на огромном 23-километровом кольце Нюрбургринга. Тем не менее, в тренировках техника "Мерседес" по скорости превзошла технику "Ауто Юнион". Действующие чемпионы Европы с нетерпением ждали гонки, чтобы окончательно и бесповоротно поставить конкурентов-соотечественников на их законное второе место.

Слепой жребий определил самую лучшую стартовую позицию самой слабой технике в лице французской марки "Бугатти". Также на первый ряд стартового поля попали "Ауто Юнион" (эту позицию командным решением отдали Хансу Штуку, который на тот момент был лидером команды в Личном Зачёте) и "Альфа-Ромео" (конечно же, на эту позицию поставили Тацио Нуволари). Главные ударные силы "Мерседес" сосредоточились во втором ряду, куда были определены Рудольф Караччиола и Манфред фон Браухич. Остальная немецкая техника более-менее равномерно распределилась по всей глубине стартового поля.

 

(На фото: Тацио Нуволари сопровождает свой «Альфа-Ромео» к месту на первом ряду стартового поля. Многие немецкие болельщики опасались повторения прошлогоднего триумфа невероятного итальянского мастера. Но гонка прошла на сухом асфальте, что лишило Тацио его единственного козыря в борьбе с непобедимой немецкой техникой. К тому же машина итальянца продержалась в гонке чуть больше половины дистанции.)

 

При прекрасной погоде и огромном стечении зрителей был дан старт гонке.

Динамика разгона у немецкой техники была просто на космическом уровне по сравнению с итальянской и французской техникой. Уже после стартовой прямой во главе гонки находилось пять немецких болидов. А лучше всех старт удался правой половине стартового поля: Манфред фон Браухич, Бернд Розенмайер и Герман Ланг составили лидирующую тройку, уйдя в гонку со второй, третьей и четвёртой линии стартового поля, соответственно. Для Ланга это был первый в его карьере случай, когда он с самого начала гонки оказался среди лидеров. Азарт настолько опьянил молодого гонщика, что в излишнем рвении он умудрился сломать себе большой палец руки при переключении передач вскоре после старта гонки, но поначалу этого даже не осознал. Фон Браухич лидировал всего круг, а потом медленно покатил в боксы с отказавшими тормозами. Во всех предыдущих гонках этого года более чем в половине случаев технические проблемы у "Мерседес" были связаны именно с тормозами. И с самого начала домашнего Гран-При была наглядно продемонстрирована "эффективность" борьбы команды с этой бедой. Лидерство унаследовал Розенмайер и, собственно, на этом вся интрига и закончилась. На финише гонки преимущество Бернда над партнёром и формальным лидером команды Хансом Штуком составило почти четыре минуты. Гонщик, который имел с командой юридический контракт молодого пилота (в те годы любой гражданин Германии, не достигший возраста 28 лет, в любой сфере деятельности считался молодым специалистом), по факту стал новым лидером команды, по всем гонщицким показателям превзойдя Ханса Штука (об Акиле Варци и речи больше не шло).

Но это я забежал вперёд. Впрочем, все более-менее любопытные эпизоды этой гонки происходили только на пит-лейн. За одним исключением, когда Луис Широн чудом остался жив после того, как его гибридный "Мерседес" перевернулся в одном из поворотов в самом начале второй половины дистанции. Все примерно представляют какой вид имели автогоночные шлемы тех лет. Но факт остаётся фактом, именно такой шлем спас жизнь Широну.Какое то время его вместе с болидом волочило головой и плечом по весьма аброзивному асфальту, но шлем и комбинезон сделали своё дело: ссадины у гонщика остались, но жизни они не угрожали.

Теперь, собственно, об эпизодах на пит-лейн.

После седьмого круга Бернд Розенмайер, будучи одним из немногих, кто выбрал тактику с двумя остановками в боксах, заехал на свой первый пит-стоп, временно выпуская на первое место Германа Ланга. Для молодого немца это было первое в карьере лидерство в крупной гонке. Стадион с восторгом встретил такое знаменательное событие. А самому Лангу было не до восторгов. Из-за нарастающей боли в сломанном пальце, он подошёл к пределу собственной физической выносливости. Кое как продержавшись ещё круг (но держа при этом темп, не подпускающий позади следующих соперников на дистанцию атаки), Герман заехал в боксы и покинул болид для получения медицинской помощи. К этому времени уже и Рудольф Караччиола был вне гонки, а Манфред фон Браухич, по сути, просто странствовал по гоночной трассе, потеряв огромное время на ремонте тормозов. "Мерседес" в очередной раз сел в лужу с обеспечением надёжности своей техники. Команда мгновенно переориентировалась на тактику двух пит-стопов для последнего находящегося на высокой позиции актуального болида и, проведя требуемое обслуживание, выпустили машину обратно на трассу с Караччиолой за рулём. Со стороны это было похоже на применение командной тактики в пользу Рудольфа и в ущерб Герману. Родные трибуны устроили "Мерседес" такую мощную обструкцию, какой команда доселе не видывала. Ланг, после оказания ему медицинской помощи, вышел на пит-лейн и продемонстрировал публике руку с наложенной на палец шиной. Но мало кто понял истинную причину отстранения от гонки молодого гонщика. Недовольство и свист продолжались. Тогда Германа отправили в судейскую комнату, откуда он через стадионные динамики объявил о своей травме. Только после этого зрители на стадионе прекратили возмущаться.

Караччиоле эта замена не особо помогла, так как во второй половине гонки сломался и "Мерседес" изначально управляемый Лангом. Тем не менее и Ланг и Караччиола оказались в числе гонщиков, финишировавших в этой гонке. И это тоже весьма интересные истории.

На половине дистанции остановился для своего единственного пит-стопа фон Браухич. И поступил по своему обыкновению, т.е. отказался продолжать гонку ввиду отсутствия перспектив на высокое место. Три болида "Мерседес" были в тот момент на трассе, а в боксах находился только Ланг. Боль в пальце после оказания помощи у него поутихла и молодой гонщик вызвался продолжить гонку в автомобиле фон Браухича, о чём впоследствии пожалел, но всё-таки мужественно дотерпел до финиша гонки на невысокой позиции. Затем почти подряд последовали авария Широна и отказ уже второго автомобиля у Караччиолы.

 

(На фото: Плановый пит-стоп «Мерседес» под управлением Луиджи Фаджиоли. Гонщик в белом шлеме находится за механиком, осуществляющим дозаправку техники. Это ещё не скандал. Скандал будет пару кругов спустя.)

Фаджиоли после своего пит-стопа сначала проехал мимо опрокинутого "Мерседес" Широна, точно такого же как у него самого, очень неустойчивого в поворотах и так и норовящего выйти из под контроля, а потом его на круг обогнал лидер гонки Розенмайер, и разница в скорости, что называется, била в глаза. Фаджиоли плюнул на гонку, заехал вновь в зону боксов, покинул автомобиль, не стесняясь в выражениях высказал Альфреду Нойбауэру всё что он, Фаджиоли, думает о "Мерседес" с укороченной колесной базой и гибридными узлами и агрегатами, после чего в гневе покинул расположение команды. На автомобиле Фаджиоли гонку продолжил Караччиола, для которого это был уже третий гоночный автомобиль в текущем автосостязании. Этот автомобиль Рудольф довёл до финиша, но опять таки на невысокой итоговой позиции. Итак, сразу два гонщика "Мерседес" по ходу гонки отказались от её продолжения, и каждому нашлась замена.

А вот в "Ауто Юнион" ситуация была иной. Эрнст фон Делиус заехал на свой пит-стоп с ладонями, стёртыми до крови. Продолжать гонку он не мог. Но передать совершенно исправный автомобиль было просто некому, все прочие гонщики команды, включая резервиста Хаасе, были на трассе. Фон Делиусу смазали раны мазью, перебинтовали ладони и отправили обратно на трассу, так что "домучились" до финиша гонки сразу два молодых гонщика, по одному из каждой немецкой команды.

Гонка закончилась полным триумфом "Ауто Юнион". Три из четырёх их гоночных болидов преодолели полную дистанцию гонки в 22 круга. И только неопытность Рудольфа Хаасе вынудила его пропустить вперёд себя Антонио Бривио на "Альфа-Ромео". Акиле Варци, скорее всего, этого не допустил бы даже находясь в какой угодно плохой форме. А несчастный фон Делиус отстал на круг из-за категорический невозможности управлять автомобилем в полную силу. Два добравшихся до финиша "Мерседес" отстали от лидеров на круг (Карачиола впереди страдающего фон Делиуса, Ланг со сломанным пальцем - позади). "Мерседес" получил мощнейшую пощёчину, от конкурентов-соотечественников на домашней трассе. Не последнюю в сезоне.

Спортивный же итог по результатам двух зачетных гонок был следующим: лидерство в личном зачете захватил Ханс Штук, не выигравший ни одной зачётной гонки, но в каждой из них ставший призёром. Рудольф Караччиола и Бернд Розенмайер теперь соседствовали рядом недалеко за спиной лидера. Но, тем не менее, было практически очевидно, что Караччиола будет всё больше и больше отставать от гонщиков "Ауто Юнион", превратившихся в главных фаворитов сезона, а Розенмайер, в свою очередь, считался теперь претендентом на победу более реальным чем Штук. Были к такому раскладу, к сожалению, и внеспортивные предпосылки (Бернд был идеальным олицетворением молодого истинного арийца, да ещё плакатным лицом службы "СС"). Но надо отдать Бернду должное, он сделал всё для того, чтобы спортивное мастерство осталось на первом плане даже там, где многое решала политика.

 

(На фото: Вот оно - новое лицо германского автоспорта. Новый лидер «Ауто Юнион» и будущий чемпион Европы 1936 года Бернд Розенмайер.)

 

Автор заметки: ROMAN grosjean (июль 2016 года).

0 Отзывов