Авторская заметка: Максы до Макса были не Макси-Максами

09.06.2016 12:27

Максы до Макса были не Макси-Максами.

 

Нынешняя заметка изначально предполагалась как перечень всех гонщиков по имени Макс, когда-либо выступавших в Ф1, с небольшой описательной частью. По сути, план реализован. Но заметка как-то сама по себе оказалась с "двойным дном" и дополнительно представляет собой историю рента-драйверства в различные периоды истории Ф1. За исключением последнего раздела, который в настоящее время пишется Максом Ферстаппеном.

В заметке все участники чемпионатов мира в высшей категории автоспорта по имени Макс приведены в хронологическом порядке

 

1. Макс де Терра.

Самый первый гонщик по имени Макс появился в Ф1 почти в начале начал. И было это появление в самом чистом виде связано с изменением регламента гонок высшего формульного класса. Для привлечения дополнительных участников чемпионата было решено, начиная с 1952 года, проводить мировые чемпионаты на болидах, соответствующих спецификации Ф2. Это не только расширило число марок, участвующих в чемпионате, но и открыло широкие возможности для совсем небольших частных команд, использующих клиентскую технику. Как грибы после дождя стали появляться национальные гоночные коллективы, которые за немалые стартовые премии от организаторов домашнего Гран-При стали давать возможность выйти на старт гонки популярным в данной стране автоспортсменам из других гоночных категорий, чем привлекали дополнительный интерес к гонке.

Макс де Терра был именно таким гонщиком. Он был весьма известен в Швейцарии, благодаря таким популярным в то время соревнованиям, как гонки по подъёму на холм.

И вот, в двухлетний период господства в Ф1 техники Ф2 Макс получил предложения сначала от одной, а потом от другой частной команды выйти на старт родного Гран-При Швейцарии. И ни разу не отказался. Каждый раз в распоряжении швейцарского Макса техника была, что называется, допотопная даже по меркам своего времени, а посему и результаты были отнюдь не выдающиеся. В первый раз (в 1952 году) организаторы даже разрешили Максу не участвовать в квалификации. Первый же его выезд на трассу в тренировочных заездах на стареньком "Симка Гордини" почти сразу закончился серьёзной поломкой техники, после чего хозяин частной команды просто развел перед организаторами руками: денег на повторный ремонт и так дышащей на ладан техники у него не было. Организаторы вняли и авансом допустили Макса де Терру к участию в гонке с последнего места стартового поля без каких бы то ни было предварительных заездов. В гонке Макс продержался менее половины круга: техника вновь отказала.

Годом спустя Макс принял предложение уже более серьёзной частной команды. И технику ему дали аж "Феррари". Правда пятилетней давности и прошедшую один капитальный ремонт после аварии. Результаты "попёрли в гору". В квалификации Макс показал предпоследний результат, уделав последнего из квалифицировавшихся участников аж на восемь секунд, правда уступив времени поул-позишн сорок две секунды. И в гонке отказа техники не случилось, что позволило Максу занять восьмое место в итоговом протоколе гонки с четырнадцатикруговым отставанием от лидирующей группы на настоящих, т.е. актуальных, "Феррари" и с одиннадцатикруговым отставанием от седьмого места.

Потом же регламент снова изменился, спецификация Ф1 вновь вошла в силу, и для таких гонщиков как Макс де Терра дальнейшее участие в Гран-При стало невозможно.

Феррари, модель «166», 1948 года выпуска. На таком же болиде и даже под таким номером (хоть вряд ли в музее та самая машина) стартовал в 1953 году Макс де Терра (фото на врезке) на Гран-При Швейцарии.

Феррари, модель «166», 1948 года выпуска. На таком же болиде и даже под таким номером (хоть вряд ли в музее та самая машина) стартовал в 1953 году Макс де Терра (фото на врезке) на Гран-При Швейцарии.

 

2. Макс Жан.

Фамилия этого французского гонщика полностью соответствует по английскому написанию популярному французскому имени, но, тем не менее, это фамилия.

Появление указанного персонажа на сцене Больших Призов также связано с любопытной историей.

Команда "Марч" проводила всего второй сезон в Ф1. Тем не менее, эта фирма уже имела, по сути, среднесерийное производство комплектующих деталей ко всем моделям своей техники, производящимся для клиентов по всей вертикали формульных гонок. Эта серийность, а также высокая унификация большинства комплектующих для разных моделей техники "Марч" позволили снизить себестоимость изготовления гоночной техники настолько, что натолкнули руководство команды на интересную бизнес-мысль: вновь открыть калитку в Ф1, казалось бы навсегда уже захлопнутую усиливающейся коммерциализацией, всем желающим, кто в новых условиях уже не обладал необходимыми для этого финансовыми возможностями. "Марч" ввёл в действие удивительную для того времени схему "Заплати и лети". Энтузиастам, желающим вкусить участия в Гран-При, больше не надо было искать финансирования для участия минимум в половине чемпионата (условие большинства заводских команд того времени, продающих места рента-драйверам). Не надо было организовывать собственную команду, со всеми связанными с этим делом хлопотами и издержками. Не надо было обязательно быть другом или деловым партнёром кого-либо из владельцев уже существующих частных команд или принимать участие в некотором аукционе за право разово стартовать в составе частной команды. Достаточно было всего за неделю до Гран-При, в котором энтузиасту хотелось принять участие, сделать заказ фирме "Марч" и за фиксированную, вполне подъёмную для большинства тех, кто мог себе позволить углублённое любительское занятие автоспортом, разовую выплату, получить не только гоночную технику, но и полный пакет технического обслуживания от заводской команды. Ну, конечно, существовало ограничение по объёму заказа, неделя была минимальным сроком, но лучше было подсуетиться немного заранее, чтоб не оказаться в хвосте очереди страждущих за пределами технических возможностей фирмы по подготовке нужного количества техники к требуемой гонке.

Этой ситуацией и воспользовался Макс Жан, чтоб принять участие в домашнем Гран-При 1971 года. Причём, поначалу Макс оказался в числе «опоздавших». В той французской гонке количество гонщиков, имеющих право на обслуживание от заводской команды, составило шесть человек вместо трёх (штатное число гонщиков заводской команды). Большего «Марч» не мог себе позволить ни физически (из-за фиксированного числа персонала гоночной бригады), ни территориально (боксы трёх клиентов соседствовали с боксами заводской команды, но и на суммарной площади просто не нашлось бы места бОльшему числу гоночной техники). Макс в число этих шести не вошёл, ибо не успел. На счастье Макса была в пелетоне команда, закупавшая гоночную технику также у «Марч», но имевшая собственную гоночную бригаду. Это была частная команда Фрэнка Уильямса. Именно с Фрэнком договорился Макс Жан о предоставлении технического обслуживания для своего болида. При этом Макс сохранил полную самостоятельность в части приобретения гоночной техники и в соответствии с собственными финансовыми возможностями заказал у производителя «Марч» прошлогодней модели. Какими именно были взаиморасчёты между гонщиком и руководителем частной команды не скажу точно. Но похоже было на своеобразный бартер: Макс получил техническую поддержку и регистрацию участника гонки, а Фрэнк разместил рекламу спонсоров своей команды на двух гоночных болидах вместо одного.

Спортивный же результат оказался для французского Макса разочаровывающим. В квалификации Макс сумел на несколько десятых опередить всего одного из конкурентов, зато времени поула проиграл более девяти секунд, а ближайшему из остальных соперников почти три секунды. В гонке Макс отстал от группы лидеров на девять кругов на дистанции в 55 кругов. На дворе стояли семидесятые годы, а не пятидесятые, поэтому с гораздо более приличным результатом, нежели его тезка-предшественник, Макс Жан не попал в итоговую классификацию гонки.

Больше Макс Жан стартовать в Ф1 не пытался.

 Макс Жан (фото на врезке) на Гран-При Франции 1971 года пилотирует болид «Марч», защищая цвета частной команды Фрэнка Уильямса. Принадлежность к этой команде выдаёт хорошо просматриваемая на снимке спонсорская надпись «Политойс». Эта компания была спонсором команды Фрэнка Уильямса в начале 70-х годов прошлого века.

Макс Жан (фото на врезке) на Гран-При Франции 1971 года пилотирует болид «Марч», защищая цвета частной команды Фрэнка Уильямса. Принадлежность к этой команде выдаёт хорошо просматриваемая на снимке спонсорская надпись «Политойс». Эта компания была спонсором команды Фрэнка Уильямса в начале 70-х годов прошлого века.

 

3. Макс Папис.

Этот Макс был итальянцем и полное его имя было Максимилиано. А ещё он бы типичным рента-драйвером середины девяностых годов прошлого века: не без таланта, но при этом без заметных успехов в младших сериях, не без спонсорской поддержки, но и с не самым большим спонсорским пакетом, не позволяющим получить место в нуждающейся в деньгах команде Ф1 на весь сезон. Итальянский Макс вынужден был ловить момент, когда у кого то из более обеспеченных спонсорской поддержкой рента-драйверов возникнут проблемы по ходу сезона с этой самой поддержкой, и возникнет соответствующая вакансия. В результате, шанс проявить себя в Ф1 выпал для Макса только один раз, когда трудности со спонсорским пакетом заставили гонщика команды "Футуорк-Харт" Джани Морбилелли взять паузу в своих выступлениях после первых семи этапов чемпионата мира 1995 года.

Следующие семь гонок за "Футуорк" провёл именно Папис. Удивительно, но Морбиделли, вновь сменивший Макса в команде на последних этапах сезона, в обоих своих гоночных отрезках в 1995 году сумел по одному разу воспользоваться благоприятными гоночными обстоятельствами в виде обильных сходов более быстрых гонщиков и дважды попасть в очки, более того, однажды побывав аж на подиуме. Имел шанс стать первым в истории Ф1 Максом, заработавшим зачётные очки, и Папис. Но как будто судьба хранила первенство в такой статистической номинации для совсем другого Макса.

Думаю, многие болельщики со стажем хранят воспоминания о Гран-При Италии 1995 года. Это была для Паписа пятая гонка в карьере и первая, где он добрался до финиша. Событий на ту гонку выпало, мама не горюй. Ждали первой победы Дэвида Култхарда в составе "Уильямс" (ну уже неприлично было более чем полтора сезона в составе такой команды ездить без единой победы в гонке), но шотландец упорно совершал ошибку за ошибкой. Вылет на круге прогрева был ему прощён за счёт рестарта, а вылет в гонке (и опять по собственной инициативе) отложил первую победу до следующей гонки. Партнёр итальянского Макса по команде Таки Инуэ внёс свою лепту в веселье. Начудил своими манёврами при пропускании связки Шумахер-Хилл на круг, в результате чего Дэймон вынес с трассы Михаэля, а тот, не оценив степень вины кругового, помчался бить британца. Слава богу, маршалы встали стеной на защиту Хилла-младшего и не допустили реализации немецкой агрессии. Потом были чудеса от "Феррари". Безо всякого намёка на командную тактику, а исключительно по воле обстоятельств, они после проведения пит-стопов поменяли местами лидировавшего ранее Герхарда Бергера и Жана Алези, повредив в ходе пит-стопа крепление видеокамеры на болиде француза. И эта камера, отвалившись немного погодя от вибрации, отлетела прямо в болид Бергера, разрушив ему переднюю подвеску. Ну а техника француза чуть позднее отказала сама по себе. Были на более ранних этапах гонки и другие сходы гонщиков из верхней части протокола гонки. Но именно после отказа техники у Алези, Макс Папис на своём "Футуорк" оказался на шестой зачётной позиции в гонке. Учитывая, что к этому времени Папис был уже круговым по отношению к лидерам, ему оставалось продержаться всего семь кругов на этом зачётном месте, но испортил итальянскому Максу всю обедню француз с кулинарной фамилией Бульон, который за два круга до финиша вытеснил коллегу из зачётной зоны. В результате, ещё в двух гонках лишь один раз добравшись до финиша за пределами первой десятки, Максимилиано Папис покинул "Футуорк" и Ф1 навсегда.

Вообще то, у Паписа было прозвище «Безумный Макс». Но, явно, за какие то прежние заслуги. В Ф1 он это прозвище никак не подтвердил делами на трассе. А разве что только так, как на этом фото

Вообще то, у Паписа было прозвище «Безумный Макс». Но, явно, за какие то прежние заслуги. В Ф1 он это прозвище никак не подтвердил делами на трассе. А разве что только так, как на этом фото.

 

4. Макс Чилтон.

Дошла очередь до предпоследнего на данный момент формульного Макса. Макса из Великобритании. Этот персонаж ещё не успел совсем выветриться из памяти нынешних болельщиков Ф1, хотя рано или поздно это произойдёт. Карьеру этого Макса сделал, насколько это было в его силах, отец гонщика. И делал батя карьеру сына весьма оригинально. Покупал отпрыску место в одной из серий автоспорта и как только убеждался, что небольшой первоначальный прогресс в конкретной серии сходил на нет, тут же пропихивал сына на следующую ступеньку. И так поднял до уровня Ф1, где Макс честно отслужил в российской на тот момент команде "Марусся" чуть меньше двух полных сезонов.

Специально не проверял, но не исключено, что отсутствие сходов по техническим либо каким-нибудь другим причинам в первых двадцати пяти гонках в карьере британского Макса является лучшим результатом среди гонщиков за всю историю Ф1. С небольшим нюансом, что диапазон позиций Чилтона в итоговых протоколах этих гонок распростерся от двадцать первого до тринадцатого места, да и последующие результаты также не вышли за рамки этого диапазона. Так что никаких намёков в части самого первого попадания гонщика по имени Макс в очки со стороны Чилтона не было даже близко. Ну а когда "Марусся" из-за финансовых проблем была вынуждена досрочно завершить сезон 2014 года, тогда же подошла к завершению и карьера Макса Чилтона в Ф1.

Махровый папенькин рента-драйвер Макс Чилтон. И сейчас в Ф1 наблюдается схожее явление в лице Джолиана Палмера.

Махровый папенькин рента-драйвер Макс Чилтон. И сейчас в Ф1 наблюдается схожее явление в лице Джолиана Палмера.

На фото слева: возможно, хоть какая-то обратная связь от Макса всё-таки была. На фото справа: Чилтон в конкретный момент опережает в гонке партнёра по команде Жюля Бьянки (вечная память). Но чаще бывало наоборот.

 

5. Макс Ферстаппен.

Пятый по счёту Макс, теперь уже голландский, нарушил все статистические традиции имени Макс в Ф1. Интервалы между появлениями в Ф1 предыдущих Максов составили восемнадцать, двадцать четыре и снова восемнадцать лет. Пятый Макс ворвался в Ф1 уже на следующий год после исхода предыдущего Макса. Ни один предыдущий Макс не попадал в зачётную зону своего периода истории Ф1. Нынешний Макс уже со второго старта в гонке поломал эту традицию. Ни от кого из предыдущих Максов не ждали ничего стоящего никакие эксперты и прогнозисты из мира Ф1. Только самый ленивый эксперт или прогнозист не сделал уже какой-либо оптимистический прогноз в отношении Макса Ферстаппена.

Да, нынешний Макс не похож на предыдущих Максов: слишком МАКСимальный.

МАКСимальный результат в гонке Максу из Голландии уже покорился. Остаётся только смотреть и ждать покорится ли ему МАКСимальный результат в итоговой таблице Личного Зачёта в одном или нескольких будущих чемпионатах мира.

Да, нынешний Макс не похож на предыдущих Максов…

Да, нынешний Макс не похож на предыдущих Максов…

 

Автор заметки: ROMAN grosjean (июнь 2016 года).

1 Отзыв