28.03.2016 19:38

В свете обеспокоенности руководства Ф1 вопросами зрелищности спорта, хотелось бы спросить - а что нужно сделать, чтобы гонки стали более захватывающими и непредсказуемыми для Больших Призов? И стоит ли вообще делать шаги в этом направлении?
Последние сезоны не страдали от недостатка зрелищности, несмотря на жалобы со стороны определенной группы поклонников спорта. Ну а если принять-таки их жалобы за объективный болельщицкий взгляд (чтобы выяснить, действительно ли это так, нужно провести серьезное исследование) – то что может сделать сама Ф1, чтобы оправдать ожидания своих фанатов?
Для начала, давайте разберемся, что же именно повышает зрелищность самих гонок? Что именно позволяет еле подавляемый зевок превратить в боевой клич "болело Формуло Рас"? Все просто - форс-мажорные обстоятельства, вносящие хаос в привычную расстановкку пелетона.
Смог бы Грожан финишировать 6-м в последней гонке, если бы не столкнулись Алонсо с Гутьерресом? А смогли бы Haas попасть во второй сегмент квалификации, если бы не ее новый формат? Стали бы мы свидетелями блестящей победы Даниэля Риккардо, на заключительных кругах прошедшего Льюиса Хэмилтона и Алонсо, в Венгрии прошлого года, если бы Маркус Эрикссон не разбил свою машину об отбойник на восьмом круге дистанции? В общем, это были бы вполне заурядные гонки.
И всё это стало возможным, так как позиции внезапно перемешались, и мы стали свидетелями различных тактических схем. Разумеется, аварии и различные происшествия помогают гонки сделать более непредсказуемыми. Но форс-мажорные события невозможно предсказать или контролировать - аварии не могут происходить по чьей-то указке (иногда могут, согласен - см. фото, - но мы сейчас не об этом). Кроме того, нельзя гарантировать, что команды вдруг начнут выбирать разные невообразимые тактики на гонку, поскольку оптимальных вариантов всего пара.
С введением трех составов резины на гонку, ситуация в этой области немного исправилась, что несомненно можно читать важным и нужным шагом вперед. Но давайте пойдем все же дальше.

Скандальная авария Нельсона Пике, Сингапур 2008
Погода? Мы не заведуем небесной канцелярией (нет-нет, предложенные когда-то распылители и опрыскиватели на трассах не в счет!)
Что же остается? Что мы можем контролировать? Спросите у любого из главных инженеров команд - именно их часто обвиняют в том, что очередные поправки в технический регламент не смогли внести больше интриги в соревновательный процесс, - и многие из них скажут, что гораздо проще добавить зрелищности гонкам путем изменения спортивного регламента.
И хотя многие уверены, что достаточно поставить на машины более широкие слики или значительно снизить уровень прижимной силы, чтобы каждую гонку превратить в Гран При Италии 1971 года [тогда Монца была "царством слип-стрима" с постоянными обгонами, а на финише пятеро лидеров уместились в 0,61 секунды], ясно, что путем изменений в техническом регламенте сильно на ситуацию не повлиять.
Команды Ф1 - даже худшие из них - обладают достаточным техническим потенциалом, чтобы быстро адаптироваться к новым требованиям, и опять окажется, что разница кроется в мелочах.
Если же говорить о спортивном регламенте, то одним из самых простых способов, чтобы встряхнуть и перемешать пелетон, является изменение формата квалификации.
Расположение машин на старте в порядке их скоростных показателей на предшествующих гонке заездах не является неотъемлемой частью гонок, хотя, безусловно, является одной из давних традиций Формулы 1. Если уж на то пошло, в первой четверти века своей истории Большие Призы вообще как-то обходились без этого. Да, перемешивание стартовой решетки само по себе не является панацеей - каждая гонка не превратится в Сузуку-2005 [тогда квалификация прошла под дождем, а потом Кими Райкконен вышел в лидеры на последнем круге, стартовав 17-м], но это повысит вероятность подобного развития событий. И одного этого достаточно, чтобы рассмотреть такой вариант.
Реверсивная стартовая решетка
Формировать стартовое поле можно по-разному. Джонатан Нобл как-то предлагал вариант, используемый в картинге с короткими предварительными заездами - и в этом есть определенный смысл. Во-первых, возможные изменения не должны влиять на чистоту спортивного состязания, во-вторых – не могут вносить в спорт излишний элемент случайности, ну а главное – они призваны делать его более интересным и захватывающим.
В данном случае стоит вспомнить фактор, уже не раз приводившийся в качестве главного "генератора скуки: быстрые машины стартуют впереди, а медленные - позади. В итоге они ездят по кругу, пока судьи не выкинут клетчатый флаг. РАдости мало.
Но все меняется, когда быстрым пилотам приходится пробираться сквозь пелотон - поэтому лучшие Гран При случались именно тогда, когда лидеры по той или иной причине теряли свои позиции.
Единственным способом переставить быстрые машины назад, казалось бы, является введение реверсивной стартовой решетки, но по мнению многих, это было бы еще большей насмешкой над спортом, чем начисление двойных очков на последнем этапе.
Действи
тельно, очень легко и просто высмеять предложение внедрить в Больших Призах идею реверсивной стартовой решетки. В конце концов, это просто искусственно даст незаслуженное преимущество более слабым пилотам и командам, не так ли?
Но если основываться на прошлогодних итогах большого опроса среди болельщиков, несложно заметить, что 24,1% респондентов не против ввести в Ф1 перевернутые решетки - и они понимают, о чем они говорят, пусть и в меньшинстве.
Во-первых, перед тем, как проводить анализ, необходимо понять, что это решение не ставит целью искусственно поощрять посредственность. Наоборот, речь идет о том, из чего, по сути, состоит истинное гоночное мастерство, или что необходимо преодолеть гонщику, чтобы взойти на вершину.
Может показаться, что это надуманные аргументы, но в обсуждении всех вариантов и состоит суть любых дебатов.
В любом случае, стоит запомнить одну простую истину - медленные машины никогда не будут выигрывать гонки.
При условии, что распределение машин на стартовой прямой будет сделано согласно определенным принципам, а не случайным образом, спортивная составляющая не пострадает. В конце концов, единственной причиной, по которой сегодня машины располагаются на решетке в порядке времен, показанных на последней тренировке, является то, что в далеком 1933 году на Гран При Монако организаторы решили попробовать такую схему. Так что не стоит воспринимать это как бессменную и неотъемлемую часть гонок.

В настоящее время мы слышим очень много критических замечаний в адрес Больших Призов. И большинство из них направлены на то, что гонки стали скучными, а пилотам лучших машин не требуется особенно стараться, чтобы выигрывать гонку за гонкой.
В связи с этим высказывается большое количество предложений, как можно исправить ситуацию, и это при том, что введение реверсивной стартовой решетки моментально удовлетворит всем желаниям и требованиям болельщиков.
Давайте подумаем, какие качества мы хотим видеть в лучших гонщиках современности? Очевидно, их скорость. Умение обгонять. Мужество. Стабильность. Решительность. Способность бороться с соперниками колесо в колесо и выходить победителем. И перевернутая решетка как ничто иное поможет пилотам обнажить все эти качества.
Но есть здесь и негативные моменты.
Во-первых, не стоит отрицать 80-летнее наследие Гран При прошлых лет - все же для многих болельщиков это не пустой звук.
К тому же, есть трассы вроде Монако, где более медленный пилот может практически бесконечно сдерживать быстрого соперника - для этого ему достаточно пилотировать аккуратно и не допускать серьезных ошибок. Так что придется либо принять все как есть, либо оставить в сезоне несколько этапов, в которых старт будет производиться "стандартно" - по итогам квалификации.
Также остается вопрос о том, что вообще в таком случае делать с субботними заездами. Идея о том, что квалификацию нужно оставить для определения реверсивной решетки и получения очков в чемпионате, просто нелепа - стартовые позиции должны определяться по спортивному принципу, которым нельзя будет манипулировать.
Но Формула 1 не должна терять субботу.
Квалификационные заезды? Квалификационная гонка!
Но все может быть очень неплохо, если пойти на определенный компромисс, коим является… квалификация с перевернутой решеткой. Вместо нынешних трех сегментов субботняя часовая сессия может вместить в себя полноценную квалификационную гонку.
Представьте, пилоты с хода отправляются в 22-круговой заезд – машины расположены в пелотоне в порядке, обратном текущему положению в личном зачете чемпионата.
А дальше начинается самое интересное: в конце каждого круга выбывает из борьбы гонщик, идущий на тот момент последним. Именно так формируется стартовая решетка на воскресную "настоящую" гонку. Последний финишировавший пилот стартует с поула.
Субботние события должны получиться очень зрелищными. Команды вынуждены будут настраивать свои машины не только на чистую скорость, но и на обгоны, к тому же, такая система изрядно перемешает стартовую решетку.
К перемешиванию решетки можно относиться двояко. Кто-то скажет, что это очередная хитрая уловка - кстати, к употреблению этого термина, мне кажется, стоит подходить довольно осторожно.
Систему DRS также называли уловкой, и основания полагать, что соперник, находящийся позади, получает искусственное преимущество, действительно есть. Но никто не станет отрицать, что внедрение подвижных крыльев позволило существенно изменить к лучшему ситуацию со скучными гонками, на которые жаловались все вокруг еще пять лет назад.
Если выработать достойную и умную систему смены позиций пилотов на стартовой решетке, это не будет походить на уловку. Конечно, если порядок старта будет определяться случайным образом, это ни к чему хорошему не приведет. Собственно, именно поэтому такой негатив вызывает идея с двойными очками в последней гонке: из всего долгого сезона был почему-то выбран одни этап, который стал вдруг вдвое ценнее остальных - и все для того, чтобы именно он решил судьбу титула.
Но если хорошо продумать, как именно будет составляться стартовая решетка, все будет нормально. В свою очередь это может даже привести к определенному "культурному сдвигу" в Ф1.
Еще один момент. На протяжении многих лет люди жалуются, что гонщики не могут ехать вплотную друг к другу в гонках из-за возникающей турбулентности. Мы помним Льюиса Хэмилтона на прошедшем гран-при Астралии, когда он вплотную прессинговал Макса Ферстаппена на заведомо более медленной Toro Rosso, однако так и не смог его обойти. И это ведь при всем том, что сам Льюис является одним из самых сильных мастеров обгона в современной Формуле 1. Под конец гонки уже сам Льюис, на капитально изношенных шинах (напомню, именно ему принадлежит рекорд этогого гран-при по продолжительности отрезка на одном типе резины) подвергся атакам Себастьяна Феттеля, который мало того что имел более свежую резину, так она была еще и более мгкого типа! И что? Мы помним, что - а ничего. После нескольких безуспешных атак, Себ ошибся, и на этом все закончилось.
А при введении правила реверсивной решетки, конструкторам придется отказаться от идеи проектирования машин, блестяще работающих на "чистом воздухе", но теряющих потенциал при движении в пелотоне.
Сегодня такой подход работает, но если стартовая решетка будет перемешана, автомобили должны будут одинаково хорошо справляться с самыми разными условиями - как к движению без помех спереди, так и в условиях сильной турублентности позади соперника.
Помимо этого, значительно повысится значимость компромисса между уровнем прижимной силы (лобового сопротивления) и скоростью на прямых. Коротко говоря, в игру вступит огромное количество самых разнообразных переменных и неизвестных, а это во все времена положительно сказывалось на гонках.
Так можно ли будет выиграть, стартуя позади? Ответ однозначный - да. Хорошо это для зрелищности и интриги? Несомненно.
Вообще, любые столь серьёзные вопросы с далекоидущими последствиями должны быть частью общей дискуссии об увеличения зрелищности гонок. И дискуссию эту следует проводить с полным пониманием текущей ситуации и ни в коем случае не сводить её к очередной ностальгической попытке вернуть Ф1 к ее истокам.

Взгляд Больших Призов всегда был устремлен в будущее, но для этого нужна абсолютная ясность ума, с чем на данный момент в нашем спорте есть серьезные проблемы.
Пришло время понять, какие предложения и идеи стоит рассмотреть, а какие недостойны внимания. Если главная проблема кроется в самих гонках, то стоит действительно рассмотреть вопрос с перемешиванием стартовой решетки. Но нужно не просто спрашивать, что люди хотят увидеть, необходимо постараться докопаться до сути проблемы.
И аргументы должны быть более взвешенными и серьезными, не стоит просто говорить, что это очередная уловка или попытка искусственно повысить зрелищность гонок.
И если подобные идеи будут признаны достойными внимания - а они таковыми и являются, поскольку обеспечат больше борьбы на трассе колесо в колесо, - не нужно считать их средством от всех невзгод.
Все изменения, которые производятся сегодня или завтра, должны являться лишь составной частью более обширной стратегии по изменению Формулы 1, которая сегодня рискует растерять свою ценность.

На основе многочисленных размышлений Эда Стро и Джонатана Нобла.