11.03.2016 00:50

Заметка на данную тему зрела уже давно, после появление в декабре первой защитной системы от Mercedes, но к сожалению до конца дело довести удалось лишь сейчас. Ну может оно и к лучшему)
Итак - Hello Halo?
После смерти Жюля Бьянки и Джастина Уилсона организаторы гонок озаботились вопросом улучшения защиты голов пилотов. Одно из решений предложила команда Mercedes – каркас безопасности особой формы, который будет предотвращать насение повреждений голове гонщика.
Рeчь идeт o нeoбычнoм жecткoм кoзыpькe, кoтopый пpизвaн зaщитить гoлoву пилoтa oт удapoв oблoмкoв бoлидa. Дaннaя кoнcтpукция должна нe cлишкoм cильнo пoвлиять нa oбзopнocть кoкпитa, нo вce жe зaмeтнo измeнит внeшний вид гoнoчных aвтoмoбилeй. Интepecнo, чтo дaннoe peшeниe пpeдлoжилa кoмaндa Mercedes, a отнюдь нe функциoнepы данной cepии или cпeциaлиcты пo бeзoпacнocти.
Для тех кто уже подзабыл данное "чудо" гения конструктора, предлагаю восполнить пробел, просмотрев промо-видео по данному чудо-девайсу:
(для просмотра видео - клик по картинке)
Ладно. Посмотрели, покачали головами, поулыбались и... Благополучно забыли.
Утром третьего дня второй серии тестов в Ferrari опробовали прототип системы еще одной защиты головы, защитное устройство Halo, одна из версий которой уже будет включена в регламент на сезон 2017 года. Новинка вызвала весьма противоречивую реакцию в паддоке, но в Ferrari предупредили, что это лишь временное решение. Так сказать, первый блин, точнее второй, после глубокомысленной попытки гансов.
Ладно, первый блин комом, расслабим булки.

Протестировавшие этот прототип Кими Райкконен и Себастьян Феттель, после пробных кругов заявили, что хоть ухудшение обзора и имеет место, особенно в "12-часовом" секторе, то есть ровно по курсу движения, но преимущества защиты перевешивают некоторые неудобства.
Конечно, если непосредственно голове гонщика угрожает удар, эта система вполне может спасти жизнь, или по крайней мере свести к минимуму повреждения, однако не стоит забывать, что подобные травмы происходят довольно редко, и в процентном отношении к общему колличеству травм, вероятность получить травму именно головы, крайне мала, практически ничтожна.

Вместе с тем, аварий из-за недостаточной видимости, повлекших за собой серьезные травмы, намного больше. По словам Кими - "Очевидно, что обзор немного меняется, впереди чуть ухудшается, но это не окончательная версия системы. К удивлению, разница невелика, и к ней можно привыкнуть." - ухудшение обзора происходит в большей степени именно прямо по курсу, то есть там, где глаза пилота напрягаются больше всего, поскольку им приходится улавливать картинку на большем отдалении.
При возникновении перед глазами пилота помехи в виде вертикальной опоры системы защиты, у каждого глаза возникает так называемая слепая зона, перекрываемая этой самой опорой. Рассмотрим сначала ситуацию для одного правого глаза:

Как вы понимаете, это всего лишь схематическое приблизительное отображение. Желтым цветом показана просматривая глазом зона, серым - недоступная. Как видим, за опорой возникает слепая зона, причем если сразу после опоры эта зона шириной всего несколько сантиметров, то можно легко представить, какой она будет метрах в 100 впереди.
Пойдем дальше. Теперь посмотрим на ситуацию при взгляде двумя глазами:

Голубым обозначена зона, прсоматриваемая левым глазом, желтым, как вы помните - для правого, серым - недоступная, ну а зеленым - зона оптимального стереоизображения.
Чем дальше расстояние до места, куда устремлен взгляд гонщика, тем шире становится эта самая зона. Несмотря на то, что у правого и левого глаза эти самые зоны разные, и по идее, соседний глаз должен компенсировать пробел в картинке, на практике этого не происходит в полной мере.
Дело в том, что для точной оценки расстояния до объекта, и его трехмерному положению в пространстве, человеку требуется стереокартинка, которая складывается путем наложения синала левого и правого глаза. В случае потери сигнала от одной из "камер", 3D превращается в 2D, что неминуемо ведет к ошибочному, и даже неуверенному восприятию расстоянию до объекта. Особенно учитывая, что две таких достаточно обширных зоны на расстоянии могут существенно исказить воприятие пилотом действительности, особенно если впереди произошло что-то экстра-ординарное. Я уж молчу про сложные погодные условия.
Как вы прекрасно понимаете, в случае с пилотом Формулы 1, когда все решают доли секунды, подобный промах на десяток метров может вполне привести к потере контроля над болидом, и как следствие, аварии.
Конечно, многие мне возразят, что, мол, и одноглазые ездят, и ничего. Да, такое бывает, но природа не дура, и при ухудшении одного из органов восприятия, организм пытается компенисировать недостаток информации за счет увеличения чувствительности второго глаза, улучшенному осязанию, слуху и обонянию. Но это все происходит долго, годами, и все равно значительно уступает точности зрения нормальной здоровой пары глаз. В нашем же случае, гонщик, привыкший к стандартной картинке, садится в болид и пытается воспринимать происходящее впереди как обычно, с помощью двух глаз, которые в некоторых сегментах обхора дают искаженное восприятие.
То привыкание, о котором говорит Кими, больше касается психологического дискомфорта, когда чет там маячит перед носом, причем именно там, где раньше ничего не было. Со временем к помехе привыкаешь и перестаешь ее замечать, но это отнюдь не означает, что ты начинаешь лучше видеть.
И еще момент. Кими с Себастьяном прокатились в прогулочном темпе пару кругов. А что будет, когда глаза будут вынуждены перенапрягаться всю дистанцию гонки? Это уже чревато ухудшением четкости зрения, особенно учитывая перегрузки и те наитяжелейший условия, в которых работает организм гонщика - жара, обезвоживание, перепады давления и постоянное насилование вестибулярного аппарата - словом все то, что так или иначе влияет именно на мозг.
А теперь представьте, что к усталости, и неминуемому снижению концентрации еще добавится снижение остроты зрения. Это уже не шутки, согласитесь. Это я уже не говорю, что гонщик оказывается в катастрофической ситуации, если у него начнут слезиться глаза, а жжение и повышенное увлажнение в этом случае явление абсолютно закономерное. И мы получаем в лучшем случае просто сход, а в худшем...
Насколько я помню, данная система позиционируется как защитная. Так каким образом система может защитить, если помогая в одном, она угрожает в другом?
Тем не менее, помимо данных "стрингов", существует еще и вариант защиты с прозрачным колпаком кокпита. Разумеется, эта система так же обладает недостатками, но это означает лишь что? Правильно, что не стоит рубить с плеча и спешить в тех вопросах, в решении которых нужно соблюдать искючительно 100% уверенность в том, что это необходимо и работает. И ни о каком вводе какой-либо "сырой" системы защиты в 2017 году не может быть и речи. Это просто абсурд - обозначать сроки введения в эксплуатацию того, чего еще не существует толком.
Напоследок предоставляю вашему вниманию несколько различных вариантов защитных колпаков, которые различные специалисты и энтузиасты набросали с целью попробовать представить, что же нас может ждать в будущем.












Но вообще, надо заметить что лучшая защита всегда была, есть и будет это... Прально, против лома нет приема)


Всем спасибо за внимание, отдельная большая статья по болидам будущего ожидается, но уже после начала сезона.
