09.03.2016 00:34

В 2015 году в Mercedes дали старт проекту по резкому сокращению времени, необходимого для выгрузки с бортового компьютера машин собранных данных. Реализуется он в партнерстве с Qualcomm.
В нынешнем сезоне вступают в силу новые правила работы с шинами, вдобавок, появляется новый состав UltraSoft. Все это говорит, что начинание Mercedes потенциально обещает принести команде преимущество в споре с соперниками.
Исполнительный директор Падди Лоу полагает, что программа, которая 12 месяцев назад выглядела просто интересной идеей, сейчас в состоянии обеспечить важное преимущество при необходимости быстрого принятия решений.
«Обработка данных о поведении шин всегда была сложной задачей, – сказал он во время недавних тестов в Барселоне. – Один из важнейших моментов здесь в том, что у сликов большая рабочая поверхность, а вам хочется увидеть распределение температуры в каждой из четырёх шин.
Это фактически требует объема данных телеметрии, сравнимым с видео, а вовсе не показаний одного датчика по одному каналу. Объём этой информации отличается от всего прочего на порядок.
У нас не было инструментов, позволяющих быстро скачивать её с машины. В новом решении, разработанном вместе с Qualcomm использован WiFi-канал, и теперь все данные оказываются у нас даже раньше, чем машина приезжает в боксы. Прежде нам приходилось ждать гораздо дольше.
Мы тратили от 20 минут до получаса, чтобы выкачать весь этот объем, размер которого был сравним с видео».
Быстрое принятие решений
Лоу уверен, что новая система прежде всего позволит Mercedes сэкономить важное время.
«Речь идет о принятии решений, – объяснил он. – Когда вы в плотном графике тренировки, то за час нужно отправить машину на трассу, совершить серию кругов, провести анализ, внести изменения в настройки и снова дать пилоту команду покинуть боксы. Здесь все решают в буквальном смысле слова секунды.

Прежде у нас не было возможности задействовать в этом процессе данные о работе шин, но теперь – будет. Мы сможем учитывать их, получать необходимые ответы, принимать решения и точнее менять регулировки машин по ходу сессии».
С учетом нового регламента на шины такой объем данных должен принести Mercedes ощутимую пользу.
Лоу продолжил: «Думаю, это позволит нам продвинуться в нынешнем сезоне еще дальше, поскольку теперь выбирать надо из пяти составов, пусть даже в каждой конкретной гонке их и будет три. Но ведь раньше нам приходилось иметь дело всего с двумя.
Все это значит, в особенности по пятницам, что количество работы возрастёт в полтора раза.
И за две полуторачасовых сессии нам предстоит разобраться с тремя составами и решить, какими из них мы будем пользоваться в квалификации и гонке.
Так что, повторюсь, чем быстрее у нас будет доступ к данным, чем быстрее мы увидим, как каждый из составов работает с настройками и как – в идеале – нужно скорректировать регулировки под конкретную резину, тем быстрее мы сможем показывать хорошую скорость, что и является главной целью.
Больше времени на трассе по ходу тестов
Новая беспроводная система принесёт пользу Mercedes не только во время уик-эндов Гран При. Она также очень полезна, когда нужно получить весь тот колоссальные объем данных, который оказался в распоряжении команды по итогам рекордного километража по ходу первой тестовой сессии в Барселоне.
«Падди уже говорил о быстром получении информации – именно поэтому мы смогли проезжать столь много кругов каждый день, – отметил Льюис Хэмилтон, который в общей сложности пересекал финишную черту целых 343 раза. – Прежде мы заезжали в боксы и вынуждены были подолгу ждать, пока инженеры скачают данные.
Они присоединяли кабель, но я ни разу не выдержал, чтобы не спросить: "Ну как, скоро уже?". Они всегда отвечали что-то вроде: "Нам непременно нужно выгрузить всю эту информацию". Теперь все стало быстрее, а значит – лучше.
На самом деле, сейчас все происходит почти мгновенно, это просто нереально. Я возвращаюсь с трассы и едва успеваю сделать пару глотков из бутылочки для питья – а все уже готово и можно выезжать на следующую серию».
Подчеркивая важность произошедших изменений, трёхкратный чемпион мира добавил: «Для меня кажется просто невероятным, как теперь можно работать с шинами.
Сложно объяснить, но в нынешней Ф1 всё ощущение от машины по сути определяется именно резиной. Тот пилот, кто знает о ней больше и понимает её поведение лучше, определенно сможет лучше использовать шины.
Именно поэтому порой мы видим, что кому-то удается проехать на одинаковом составе больше кругов. Порой меня спрашивают: "Что позволяет тебе так здорово проводить квалификации?" И ответ именно в том, что ты лучше разобрался в поведении резины.
При этом нельзя сказать, что по ходу тренировок мы все время посвящаем только шинам. Есть всего несколько комплектов на уик-энд. Потому нужно использовать их с максимальной пользой. И любая дополнительная информация очень полезна».
Отказаться от проводов
Вице-президент Qualcomm по технологическим вопросам Грэм Дэвисон уверен, что Формула 1 является для его компании идеальной возможностью продемонстрировать качества своих продуктов.
«Гонки стали для нас фантастическим полигоном, позволяющим быстро опробовать свои технологии в очень жестких условиях, – сказал он в интервью Motorsport.com. – Та работа, что мы проделали вместе с Mercedes, служит тому отличным примером.
Им необходимо собрать гигабайты важных данных от систем, отслеживающих параметры каждого из четырёх колёс, и прежде по ходу тренировок для этого приходилось присоединять к машине провода.
Разъемы находились под кузовными панелями, так что для начала приходилось снимать часть деталей, затем подключаться, выгружать информацию – и только потом инженеры могли приступить к работе с ней, чтобы понять, сработали внесённые изменения или нет. После этого они передавали свои выводы тем парням, что меняют настройки. Всё это время машина просто стоит в боксах, и время уходит впустую.
Мы предложили возможность скачивать данные по существенно доработанному WiFi-каналу с частотой 5 гигагерц. Он работает таким образом, что процесс запускается в тот момент, когда машина только подъезжает к боксам.
К тому времени, когда механики поднимают её на домкратах, чтобы что-то изменить, вся выгрузка уже произведена, и инженеры могут приступать к её анализу, давая советы, что именно делать с регулировками.
По сути все стало проще: обмен информацией происходит без физического контакта с автомобилем. Если в тренировке у вас есть время на десять кругов – это принесёт важные данные. Но если график позволяет проехать 11 – информация будет еще более полной. На десять процентов».

Планы о 60 гигагерцах
По ходу минувшего сезона в Qualcomm продолжали модернизировать систему скачивания данных, стараясь сделать все, чтобы она больше не была узким местом.
Дэвисон объяснил: «Теперь команда может получать всю необходимую информацию. А мы заняты некоторыми смежными вопросами.
Я могу лишь обозначить направления этой работы: прежде всего, речь о дополнительных датчиках, которые могли бы повысить общий объем данных. Также важен вопрос перемещения всего, что собрано, внутри машины и концентрация в одном месте, откуда затем можно произвести выгрузку.
Думаю, нынешняя система уже стала шагом вперед, но мы уже стремимся двигаться дальше. И уже несколько раз обсуждали с парнями из Mercedes вариант перехода от устройств с частотой 5 гигагерц по стандарту 802.11ac к 60 гигагерцам и 802.11ad.
Эта система разработана для использования в зданиях. Она имеет небольшой радиус действия, но ширина канала в ней очень велика.
Сейчас мы изучаем, смогут ли эти устройства работать в условиях, для которых они первоначально не предназначались. Это позволит нам понять, как нужно усовершенствовать технологии, чтобы туман, высокая влажность или дождь не мешали – для высокочастотного стандарта 802.11ad они являются источником помех.
Но для этого нам и нужен автоспорт: в этих условиях мы сможем продвигаться вперед гораздо быстрее».
В Qualcomm также заняты вопросом более скоростной обработки данных прямо на борту машины.
«Мы в состоянии проводить процедуру сжатия непосредственно на борту, – пояснил Дэвисон. – Это позволит сократить объем файлов, которые требуется физически перекачивать. А значит, процесс станет еще быстрее».
В реальном времени
Инженеры Qualcomm уже задумываются о том, как можно скачивать данные вообще без задержки во времени.
«Мы обнаружили очень интересную штуку, – продолжил собеседник Motorsport.com. – Наша система подключалась к машине на удивление легко.
На ряде трасс соединение происходило, когда пилот просто проезжал, завершая очередной круг, по стартовой прямой.
Мы поняли, что определенные изменения в архитектуре могут позволить нам скачивать данные "на горячую", когда машина находится на определённых участках трассы. И это еще одно направление для работы.
Пока что у нас не было возможности всерьез заняться этим, так как подобная задача перед нами не ставилась. Но если возникнет необходимость – мы охотно займёмся и этим направлением».

Но стратегическое сотрудничество Qualcomm и Mercedes не ограничивается одной лишь F1. Немецкий автопроизводитель Daimler AG (бренд Mercedes-Benz) и американский разработчик мобильных процессоров Qualcomm Technologies сообщили о стратегическом сотрудничестве. В рамках совместной работы компании будут продвигать концепцию "подключенных автомобилей" (Connected Car).
В частности, Qualcomm и Daimler займутся развитием текущих и созданием новых технологий беспроводного восполнения заряда аккумуляторов. Они найдут применение в электромобилях и гибридных машинах.
Работа по интеграции систем беспроводной зарядки Qualcomm в автомобили Mercedes только началась, и сроки появления первых таких машин пока не называются.
Совместные решения Qualcomm и Daimler будут направлены на зарядку не только автомобилей, но и мобильных устройств в транспортных средствах. Для этого планируется продвигать технологию Qualcomm Halo Wireless Electric Vehicle Charging (WEVC). Разработчики обещают, что в скором времени для зарядки телефона будет достаточно просто положить его на приборную панель автомобиля.
Вместе с ними новые автомобили Mercedes получат новые электронные компоненты, обеспечивающие их информационные системы доступом к сотовым сетям третьего и четвертого поколений. Они гарантируют передачу данных на высоких скоростях (4G) и голосовую связь (3G) в любой момент, что позволит всегда выйти в интернет и получить нужную информацию, например, для штатного навигатора. По ним же Mercedes сможет доставлять обновления программного обеспечения на свои автомобили.
Технологии беспроводной зарядки Qualcomm, которыми так интересуются в Daimler, будут работать «на два фронта». Автомобили марки Mercedes сами смогут выступать в качестве беспроводного зарядного устройства для мобильных гаджетов — в новом флагманском процессоре Snapdragon 810 реализована поддержка соответствующей технологии Qualcomm WiPower. Кроме того, Daimler активно интересуется разработкой под названием HALO Wireless Electric Vehicle Charging, которая предназначена для восполнения заряда батарей самих автомобилей.
Данная технология потенциально может передавать киловатты энергии с микроскопическими потерями на расстояние в несколько десятков сантиметров.

По материалам
А так же ряду иных изданий.