03.03.2016 11:07
Предисловие от автора:
Вот какая получилась штука. Всё, что недавно выложила Елена (lissa) на Портале в этой заметке, я ранее читал и на приведённом источнике и на других ресурсах. Но только после труда Елены у меня возникло желание написать статью-рейтинг на такую тему. В этой статье нет ничего нового (откуда ему взяться, когда речь идёт об истории одной из самых популярных автоспортивных команд планеты, где все исторические годы, дни, часы, минуты и даже секунды уже десятки тысяч раз рассматривались и анализировались с тысяч разных ракурсов). И всё-таки, надеюсь, что-то авторское здесь всё же есть.
Без взаимности со стороны «Феррари» (ТОП-10)
Все или почти все гонщики мечтают когда-нибудь стать членами команды «Феррари». И выиграть при этом что-нибудь значимое. А вот команда «Феррари» не может (а иногда не хочет) обеспечить громкий успех каждому, кто в неё попадает. Заметка посвящена тем гонщикам Ф1, кто отдал «Феррари» значительную часть своей карьеры, но по разным причинам не получил взаимности от команды в виде чемпионских титулов.
Статья представлена в виде рейтинга (ТОП-10), состав гонщиков и их места в котором определены лично автором на основе его субъективного видения ситуации.
10. Эдди Ирвайн
Сезонов в «Феррари»: 4 (1996-1999). Лучший результат в ЛЗ за указанные годы: 2-е место (1999).
Открывает мой рейтинг Эдди Ирвайн. И делает он это потому, что, по моему мнению, его в наименьшей степени можно считать пострадавшим от отсутствия взаимности со стороны «Феррари». В состав Скудерии Эдди попал исключительно в качестве второго номера команды следом за премьером Михаэлем Шумахером. В этом плане «Феррари» даже не собиралась давать много экстравагантному ирландцу. Но свой шанс Эдди получил в 1999 году, когда Михаэль Шумахер выбыл на некоторое время из борьбы в чемпионате из-за перелома ноги, а команда «МакЛарен-Мерседес», являвшаяся лучшей конюшней того периода истории Ф1, вдруг стала слишком часто допускать тактические просчёты в отношении своих пилотов. Но в решающей гонке сезона англичане собрались и вывели в заслуженные чемпионы Мику Хаккинена. Эдди же довольствовался вице-чемпионским титулом, что было бы для него совершенно недоступно в иных условиях. Также, благодаря постепенно улучшавшимся выступлениям за Скудерию, Эдди добился уникальнейшего статистического результата: в течении семи лет (с 1993 по 1999 годы) он постоянно прогрессировал в ЛЗ по итогам чемпионата, проделав путь от двадцать второго до второго места в таблице. Такого результата в части постоянного (и постепенного) прогресса больше нет ни у одного другого пилота Ф1.
Уникальное статистическое достижение, увенчанное вице-чемпионским титулом - награда Эдди Ирвайна за долготерпение (впрочем, сопровождаемое откровенными комментариями для прессы) в составе Скудерии.

Если не скрывая называть вещи своими именами, многое становится проще. Эдди был оруженосцем Михаэля и никогда этого не камуфлировал. В результате, вице-чемпионский титул выглядит не символом угнетения, а подарком судьбы, увенчавшим пусть не чемпионскую, но весьма достойную карьеру.
9. Микеле Альборето
Сезонов в «Феррари»: 5 (1984-1988). Лучший результат в ЛЗ за указанные годы: 2-е место (1985).
Начинал свою карьеру итальянец в «Тиррелл» в качестве рента-драйвера. Но после определённых успехов в составе славной в прошлом, но успевшей поскромнеть команды, получил приглашение в «Феррари». Уже в третьей гонке за Скудерию Микеле одержал победу с поула, а в следующем сезоне повёл борьбу за титул с членом команды «МакЛарен-TAGПорше» Аленом Простом. Однако, эпидемия отказов техники, поразившая во второй половине чемпионата команду «Феррари», не оставила Альборето шансов на успех в чемпионате. А затем «Феррари» вступила в полосу относительных неудач. При этом «сдулся» и Альборето, уступая год за годом разным партнёрам по команде и, в конце-концов, лишившись места в алом болиде.
За пять лет в составе «Феррари» Альборето достался один вице-чемпионский титул. Но, строго говоря, это не столько символ неуспешности пилота, сколько счастливо реализованная возможность подержать синицу в руках. Это последний случай попадания итальянца в число призёров чемпионата в составе Скудерии.

Микеле Альборето на пути к победе в Гран-При Германии 1985 года. Это была вторая победа итальянца в сезоне, пятая в карьере. Лидирующая позиция Микеле в чемпионате после этой победы немного укрепилась. Но это был пик карьеры итальянца. Скоро в ЛЗ он окончательно откатится за спину Алена Проста из «МакЛарен» и больше до уровня борьбы за титул никогда не поднимется.
8. Герхард Бергер.
Сезонов в «Феррари»: 6 (1987-1989, 1993-1995). Лучший результат в ЛЗ за указанные годы: 3-е место (1988, 1994)
По мнению многих аналитиков, Герхард Бергер в ранние годы карьеры уступал в автогоночном мастерстве только членам «Банды четырёх». Что, в принципе, подтверждал, уступая в ЛЗ по итогам нескольких сезонов только кому-то из этих самых членов. Но когда «Банда четырёх» последовательно сошла на нет, постаревший Герхард вовсе не дождался своего часа, а ушёл в тень новых героев: Михаэля Шумахера, Дэймона Хилла, Жака Вильнева.
И немалую роль в отнюдь не ведущей роли Герхарда Бергера в Ф1 сыграла именно «Феррари». В первый период пришествия Бергера в стан итальянской команды Скудерия, а значит и её пилоты, не могла последовательно пробиться к вершине через клиентов «Хонда» в лице сначала «Уильямс», а затем «МакЛарен». А в следующий раз итальянская команда скромно находилась за спинами «Уильямс-Рено» и «Бенеттон», имевшего моторы то «Форд Косворт», то «Рено».
Две «бронзы» чемпионата - вот и всё чем наградила «Феррари» Бергера за шесть лет службы.

Герхард Бергер в 1988 году (кадр с Гран-При Великобритании). В тот момент молодой австриец всё ещё считался потенциальным кандидатом на титул в одном из грядущих сезонов. Но ради титула пришлось уйти из «Феррари». Но в «МакЛарен» был Айртон Сенна. Пришлось уйти из «МакЛарен». Но «Феррари» была уже совсем не та. Да и потенциальным кандидатом на титул Герхард уже не считался.
7. Жаки Икс
Сезонов в «Феррари»: 5 (1968, 1970-1973). Лучший результат в ЛЗ за указанные годы: 2-е место (1970).
В рамках автоспорта в целом, Жаки Икс - легендарная личность. В рамках Ф1 - один из нескольких талантов, так и не взошедших на главную вершину. Не последнюю роль в этом сыграла команда «Феррари». Именно в этой команде Жаки добился первых весомых результатов в отдельных гонках Ф1. Именно в этой команде Икс несколько лет подряд считался перед началом очередного сезона одним из претендентов на титул. Но именно благодаря Скудерии, один из самых титулованных автоспортсменов планеты, чемпионом Ф1 так и не стал.
Наиболее реальный шанс выиграть титул был у Икса в 1970 году, когда фаворит сезона Йохен Риндт из «Лотус» погиб за пять этапов до финиша чемпионата. Но, в итоге, Жаки был даже рад, что не вырвал титул из рук погибшего пилота. А потом Икса из года в год подводила то невысокая надёжность, то снижение конкурентоспособности алой техники.
Один вице-чемпионский титул (из двух за карьеру) и не менее чем двухлетнее разочарование от несбывшихся надежд - главная награда Жаки Икса за пять лет, проведённых в «Феррари».

Вице-чемпион двух последних лет Жаки Икс позирует со своей «Феррари» в 1971 году. Именно начиная с сезона 1971 года вместе с упадком конкурентоспособности техники «Феррари» покатились под откос и чемпионские амбиции Икса.
6. Клей Регаццони
Сезонов в «Феррари»: 6 (1970-1972, 1974-1976). Лучший результат в ЛЗ за указанные годы: 2-е место (1974).
Щвейцарец ярко дебютировал в «Феррари», в первом же своём сезоне начав побеждать в гонках и получив «бронзу» чемпионата. Потом был спад результатов по тем же причинам, что и у героя предыдущего пункта рейтинга. А после одногодичной «командировки» в «БРМ» Клей возратился в стан Скудерии, прихватив с собой из английской команды молодого Ники Лауду. Первый сезон после возвращения в «Феррари» стал лучшим для Клея. Но, будучи одним из претендентов на титул накануне финального Гран-При сезона, Клей провёл одну из самых неудачных гонок в карьере. Есть свидетельства членов команды «Феррари» того времени, что после первых же технических проблем, возникших ещё на стадии тренировочных заездов, Регаццони настолько упал духом и разуверился в возможности победы в чемпионате, что этим пессимизмом невольно заразилась вся команда, что сыграло немаловажную роль в последовавшем блеклом выступлении Клея в гонке. Также отметился швейцарец в этой гонке не самым красивым эпизодом, когда уже отставая на круг от Эмерсона Фиттипальди из стана «МакЛарен», ещё одного претендента на титул, сделал попытку вынести того с трассы. Попытка, к счастью, не удалась, а Клей позже принёс свои извинения за некрасивый поступок. Тем не менее, после сезона 1974 года карьера Клея пошла на спад. Ещё два сезона в Скудерии он провёл в абсолютной тени Ники Лауды, не пытаясь никак переломить ситуацию, что принесло ему репутацию пилота второго плана и аукнулось в дальнейшей карьере подчинённым статусом в команде «Уильямс», в период её первых серьёзных успехов в Ф1.

Клей Регаццони (на фото слева) привёл в «Феррари» Ники Лауду (на фото справа). Чем и заложил фундамент будущего подчинённого статуса в команде, а потом и увольнения. Фото сделано в вице-чемпионском для Клея 1974 году.
5. Жан Алези
Сезонов в «Феррари»: 5 (1991-1995). Лучший результат в ЛЗ за указанные годы: 5-е место (1994, 1995).
Жана Алези я поместил на достаточно высокую строчку рейтинга, так как его приход в «Феррари», совпавший с началом одного из самых невзрачных периодов в истории команды, являлся одновременно отказом от совершенно иного пути развития карьеры. Ярко блеснувший в «Тиррелл» и, самое главное, сумевший убедить всех заинтересованных лиц в наличии у себя немалого потенциала, Алези по окончании сезона 1990 года получил предложения от «Феррари» и «Уильямс-Рено», считавшихся обитателями приповерхностного слоя Ф1 (поверхностный слой представлял дуэт «МакЛарен-Хонда»). О потенциале «Уильямс-Рено» в то время уже вовсю трубили аналитики и эксперты в мире Ф1. «Феррари» же в то время приближалась к вершине Ф1 периодически и являлась средоточием внутренних междуусобиц и дрязг на всех административных уровнях. Тем не менее, потенциальный партнёр по команде Ален Прост, ещё находящийся под впечатлением того душевного подъёма, который наблюдался у рядовых сотрудников «Феррари» по ходу сезона 1990 года, дал совет Алези выбирать не разумом, а сердцем (что было, по сути, незакамуфлированным советом выбрать «Феррари»). Алези выбрал сердцем. В итоге, через пару лет «Уильямс-Рено» утвердился на вершине Ф1, но в услугах Алези уже не нуждался, там и так была толпа желающих. А Жан честно отслужил в Скудерии весь невзрачный период её истории. Настолько невзрачный, что переход в «Бенеттон-Рено» в период схода этой команды с вершины оказался для Алези шагом вверх с точки зрения персональных достижений в ЛЗ. Одновременно, уход Жана Алези из «Феррари» открыл новый период в истории Скудерии.
Пять лет карьеры, за которые ушла дерзновенная молодость и утратили актуальность разговоры о высоком потенциале гонщика, и два пятых места в ЛЗ - вот что получил Жан Алези за свой выбор сердцем.

«Феррари» представляет пару пилотов на сезон 1991 года: Жана Алези и Алена Проста. А Фрэнку Уильямсу пришлось обратиться к уже заявившему о завершении карьеры Найджелу Мэнселлу. В момент когда делалось фото, Алези (на фото слева) ещё не сомневался, что сделал правильный выбор на пути к будущему успеху.
4. Жиль Вильнев
Сезонов в «Феррари»: 6 (1977-1982). Лучший результат в ЛЗ за указанные годы: 2-е место (1979).
«Феррари» дала Жилю Вильневу статус легенды Ф1. «Феррари» дала Жилю Вильневу безмерное уважение и любовь огромного числа болельщиков по всему миру. Но «Феррари» и отняла у Жиля Вильнева самое ценное, что есть у человека - жизнь, хоть и произошло это не специально, а по воле рокового стечения обстоятельств. А ещё раньше «Феррари» наградила Жиля Вильнева статусом второго пилота в том единственном полном сезоне, который Жиль провёл за рулём по настоящему конкурентоспособного автомобиля. Так Жиль стал вице-чемпионом вслед за своим партнёром по команде Джоди Шектером. После «серебряного» сезона Жиль преданно служил Скудерии в переходный период, когда спортивные показатели были намеренно принесены в жертву завтрашнему успеху (чемпион Шектер переходного периода не выдержал и завязал с гонками). Но ожидаемый успех (относительный) пришёл к «Феррари» уже после гибели Жиля.
За пять сезонов в Скудерии Жиль Вильнев добился статуса идола болельщиков и легенды Ф1. По мелочи был ещё вице-чемпионский титул. Но могло бы быть больше. И должно было быть. Но приязнь со стороны высшего руководства не всегда означает адекватную отдачу от команды, как от исторической фигуры.

Энцо Феррари души не чаял в Жиле Вильневе. Но когда в «Феррари» ещё строили технику чемпионского уровня, статус первого номера команды, имеющего однозначный приоритет перед вторым номером, имел отнюдь не Жиль Вильнев.
3. Рубенс Баррикелло
Сезонов в «Феррари»: 6 (2000-2005). Лучший результат в ЛЗ за указанные годы: 2-е место (2002, 2004).
Рубенс сменил в «Феррари» Эдди Ирвайна. Соответственно, роль Рубенсу в команде отводилась та же, что и гонщику, открывшему данный рейтинг. Вот только такого момента, который однажды случился у Эдди, у Рубенса не было. Зато были другие моменты. Когда в Австрии-2002 случилась общая минута позора для всего коллектива «Феррари», то впоследствии, на протяжении того сезона и через пару лет, имели место периодические попытки «вернуть долг» Рубенсу, что несколько позитивно отразилось на статистических показателях бразильца по итогам всей карьеры, но никак не повлияло на обидное прозвище «Вторикелла», которое имеет свои синонимы и на других языках мира. Собственно говоря, это прозвище и позволяет мне поставить двукратного вице-чемпиона мира на ступень рейтинга более высокую, чем у многих других гонщиков, с меньшим количеством таких регалий или даже вовсе таковыми регалиями обделённых.
Два вице-чемпионских титула и обидное прозвище - вот итог шести лет пребывания Рубенса Баррикелло в «Феррари».

Подиум Гран-При Австрии 2002 года, мягко выражаясь, не самый лучший момент в истории Ф1. Но он лучше всего подчёркивает, каким может быть отсутствие взаимности со стороны «Феррари».
2. Фелипе Масса
Сезонов в «Феррари»: 8 (2006-2013). Лучший результат в ЛЗ за указанные годы: 2-е место (2008).
Дошла очередь и до одного из действующих пилотов Ф1. С одной стороны, «Феррари» очень много дала Фелипе, в том числе и возможность продолжать карьеру после тяжёлого несчастного случая в 2009 году, чуть не стоившего Фелипе жизни. С другой стороны, далеко не у каждого топ-пилота, приставка «топ» воспринималась в кавычках практически всеми экспертами и аналитиками из мира Ф1. А в период с 2010 по 2013 год именно так и было. Предельно подчинённая роль Фелипе Массы в команде. Расхожие мнения, что Фелипе не выгоняют из команды из «жалости». Подозрения, что вместо гонок на результат Фелипе занимается банальной тестовой работой по ходу гоночных уикендов. Всё это часть истории «Феррари» начала второго десятилетия двадцать первого века. Подарила «Феррари» Фелипе Массе и короткую минуту славы в 2008 году в Бразилии, обернувшуюся перед лицом соотечественников одним из самых сильных разочарований какие только может испытать пилот Ф1. Всё это вместе взятое дало мне основание поставить Фелипе Массу в рейтинге выше Рубенса Баррикелло у которого чемпионская корона в самый последний момент с головы не слетала, ибо ни секунды не находилась даже близко к той голове.

Фелипе Масса после победы в Гран-При Бразилии 2008 года. Подарив Массе такой вот «праздник со слезами на глазах», Скудерия в дальнейшем ещё не один год «поддерживала и ограждала» Фелипе, сделав его вполне достойным кандидатом на одну из высших ступеней такого вот рейтинга пилотов.
1. Фернандо Алонсо
Сезонов в «Феррари»: 5 (2010-2014). Лучший результат в ЛЗ за указанные годы: 2-е место (2010, 2012, 2013).
Вот тот товарищ, который попав в заметку Елены (lissa), спровоцировал меня на написание отчётной статьи. Для Фернандо сразу была определена главенствующая роль в указанном рейтинге, потому что, видит бог, это действительно так. По совокупности всех факторов «Феррари» была вполне достойна, чтобы первый же сезон Лучшего Гонщика Современности в её составе прошёл под девизом «Пришёл, Увидел, Победил!». Но… Грубый тактический просчёт в заключительной гонке сезона с определением главного соперника в чемпионате, а во вторую очередь категорическая неуступчивость и непроходимость на трассе первого российского пилота Ф1, привели к первому поражению Фернандо Алонсо в схватке за титул в составе «Феррари». Спустя два года Фернандо усилиями своей команды подвергся одной из самых жестоких пыток, какие только можно вообразить для гонщика уровня Алонсо. В тот год введение шоу-шин Пирелли привело к небывалому в двадцать первом веке разнообразию победителей в первой части чемпионата. Стабильность, с которой в этих условиях набирал очки Фернандо, вывела его на вершину текущего ЛЗ. Проблемы с надёжностью, некоторое время преследовавшие «Ред Булл», сделали лидерство Фернандо достаточно уверенным и достаточно продолжительным. Но когда с техникой у «Ред Булл» всё стало ОК, а «Феррари» явно перестала справляться с «гонкой обновлений», и началась та самая пытка. Себастьян Феттель из стана «Красных Быков» с каждой гонкой сокращал отставание, так что смена лидера чемпионата становилась неизбежна, а Лучший Гонщик Современности, ничего не мог этому противопоставить и вынужден был с некоторой долей обречённости наблюдать, как уплывает из рук чемпионская корона. Что в итоге и произошло. А в остальные годы, даже несмотря на ещё один вице-чемпионский титул, всё было у Фернандо очень далеко от ожиданий. В общем, по мнению Алонсо, он был слишком сильно закрепощён своей командой и атмосферой вокруг команды, а по мнению тогдашнего руководства Скудерии, Фернандо демотивировал команду собственным мнением, что в других конюшнях (сначала в «Ред Булл», потом в «Мерседес») он был бы более успешен, да вот влип, понимаете, в какую-то левую «Феррари».
А в результате, за пять лет в «Феррари» Фернандо скопил три вице-чемпионских титула, которые с радостью бы отдал всего за один, но без приставки «вице», и получил право на первую строчку в моём личном рейтинге пилотов, не вызвавших взаимности у команды «Феррари», как у исторической фигуры.

Фернандо Алонсо: эволюция воодушевлённого оптимиста образца 2010 года (слева) в измождённого пессимиста образца 2014 года (справа). Вот такой он - лидер рейтинга «Без взаимности со стороны «Феррари».
Можно со мной не согласиться по поводу мест пилотов в рейтинге или по поводу именно такого состава рейтинга. Жду отзывов и предложений!
Автор статьи: ROMAN grosjean (март 2016 года).