22.10.2015 12:40

Инженерам удалось "оживить" две КПП, пострадавшие из-за чрезмерно высоких температур во время Гран При Сингапура.
В той гонке Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон сошли, поскольку температурные показатели в области КПП на их машинах вышли далеко за рамки допустимого.
За всю историю McLaren никогда ещё коробки передач не подвергались столь высоким нагрузкам.
Всё из-за мусора на трассе
Как выяснили журналисты Motorsport.com, перегрев был вызван ошмётками резины и опавшими листьями, забившими систему охлаждения КПП.
Масло в коробках начало нагреваться. Температура стала настолько высокой, что некоторые компоненты внутри электрических датчиков начали плавиться. Вследствие этого инженеры лишились возможности отслеживать ситуацию с повышением температуры с помощью телеметрии.
Приняв во внимание всё это, команда из соображений безопасности решила снять своих гонщиков с дистанции.
Возникли опасения, что эти коробки потеряны навсегда. Однако оказалось, что последствия не так уж серьёзны.
«Работа в таких жёстких температурных режимах приводит к тому, что внутренние компоненты коробки начинают разрушаться, – сказал главный исполнительный директор McLaren Джонатан Нил в интервьюMotorsport.com. – Сталь начинает размягчаться, а зубцы КПП ломаются.
Кроме того, происходят внутренние структурные разрушения. В частности, теряет свои структурные свойства карбон.
Но мы обнаружили, что кожухи коробок остались целы, несмотря на то что температура почти на 45 процентов превысила допустимый порог».
В заключение Нил поблагодарил поставщика масла, отметив, что именно по причине высокого его качества коробки удалось "оживить".

Коробка передач болида формулы один
Все шестерни трансмиссии формулы один, включая главную пару, имеют прямозубую конструкцию. Прямозубые зубчатые колеса могут передавать больший крутящий момент при прочих равных условиях (материал, размер итд.) В связи с этим, практически везде в профессиональном автоспорте, где разрешено вмешательство в трансмиссию, применяют прямозубое зубчатое соединение. Коробка передач формулы один имеет очень компактное строение и малый вес.

При больших оборотах двигателя та-же мощность достигается при меньшем крутящем моменте. Например при 20000 об/мин крутящий момент будет в 2 раза меньше чем на 10000 об/мин при одной и той же мощности двигателя. Поэтому при использовании в высокооборотистых моторах, трансмиссия получается гораздо более компактной, ведь шестерни всего лишь передают крутящий момент, а не мощность.
Коробка передач болида формулы один самым непосредственным образом соединена со сцеплением, выполненым из карбона. Сухое многодисковое сцепление выпускают две компании, AP racing и Sachs, которые создают их таким образом, что они могут выдерживать температуры близкие к 500 градусам. Сцепления являются электрогидравлическими элементами и имеют вес от 1.5кг.
Сцепление обладает очень малым моментом инерции и позволяет передавать без потерь относительно большой крутящий момент двигателя формулы один. Малый момент инерции достигается не большим диаметром конструкции (около 100 мм) и применением легких материалов при изготовлении сцепления. В качестве рабочего материала для дисков сцепления применяется карбон. Материал корпуса титан.
Чтоб хорошо передавать крутящий момент при столь малом диаметре сцепления, сделано оно многодисковым. Такая конструкция увеличивает свои возможности, с увеличением количества применяемых рабочих дисков сцепления, без необходимости увеличения прижимной мощности корзины.

Подобная конструкция сцепления, применяется в спортивных и гоночных современных мотоциклах, имеющих высокие рабочие обороты двигателя.
Каждое переключение скорости в КПП выполняется за 20-40 милисекуд и регулируется компьютером. Пилоты болидов не пользуются сцеплением вручную, теряя тем самым время и позволяя двигателю совершать холостые обороты(как это в обычных машинах, без автоматической кообки передач), а просто нажимают рычажок за рулем, для перехода к следующей скорости, сам же процесс полностью лежит на компьютере.

Стоимость одной семискоростной полуавтоматической коробки передач свыше 130 000$. Рассчитана на пробег 6000 км.
![]()