Гран-При на территории Российской Империи.

28.01.2013 16:20

7 июня 1913 года (26 мая по старому стилю) под Петербургом был дан старт первой в России кольцевой автогонки, названной по примеру европейских соревнований такого рода Большой Приз Петербурга.
Сигналом к началу соревнований был пушечный выстрел.
Восемнадцать участников гонки с интервалом в одну минуту отправились на трассу. Сама трасса представляла собой замкнутый четырёхугольник между Красным Селом, Лиговым, станцией Александрово и снова Красным Селом. Длина круга составляла приблизительно 30 километров (точно не измерялась). Гонка состояла из семи кругов. Именно такое количество кругов было обусловлено ограничением на общее время проведения Гран-При. Дороги, по которым проходила гонка, являлись дорогами общего пользования и губернатор Петербурга запретил перекрывать на них движение более чем на пять часов.
К организации первой на территории Российской империи кольцевой гонки за подошли с огромной ответственностью. Меры принятые для обеспечения безопасности участников гонки и зрителей, а так же меры для слежения за ходом спортивной борьбы на дистанции были на таком уровне, который далеко не всегда обеспечивался в европейских Гран-При того времени.
Зрители непосредственно к дорогам, по которым проходила гонка, не допускались. Вся трасса была оцеплена войсками и полицией. Дорога около старта была ограждена забором. Каждое дорожное препятствие (чаще всего неровности дороги, это же Россия) и мостики отмечены флагами. Рядом с такими флагами располагались контролёры, следившие, чтобы гоночные автомобили проходили эти участки на невысокой скорости. На всех опасных поворотах располагались пункты медицинской помощи, по своему оснащению напоминавшие хорошо оснащённый полевой военный госпиталь (медикаменты, любые виды перевязки, первая помощь при переломах и даже возможность оперативного проведения некоторые видов операций). Через каждые 1,5 версты по всей трассе гонки стояли контролеры, которые следили за соблюдением правил, предписывавших, что спортсмены обязаны были уступать друг другу дорогу при обгоне и максимально содействовать отсутствию столкновений гоночных автомобилей между собой. При возникновении опасной ситуации или при несчастном случае контролеры должны были остановить гонку, подняв красный флаг.
На участке трассы, проходящей через Красное Село (там же была линия финиша), удалить зрителей от трассы было невозможно. Что за финиш гонки без зрителей? Нашли выход. На въездном контрольном пункте перед Красным Селом, каждому участнику гонки контролёрами вручался секундомер, который включался непосредственно перед его передачей в руки гонщика. Выезд из Красного Села через выездной контрольный пункт, мог состояться не раньше чем через десять минут после въезда. Контролёры проверяли время по секундомеру, возвращаемому гонщиком на выезде. Соответственно не было необходимости быстро ехать в непосредственной близости от зрителей.
Именно этот пункт правил непосредственно повлиял на итоговый результат гонки.
Новизна этого типа гонки привела к некоторым смешным ситуациям. Так, оба водителя одной из команд-участниц остановились сразу после окончания первого круга, считая гонку завершённой, и только после разъяснений контролёров, поспешивших к остановившимся на финишной линии автомобилям, продолжили гонку, теперь хотя бы представляя длину дистанции, которую им необходимо было преодолеть.
Во время второго круга начался сильный дождь, что вызвало большие проблемы для участников гонки, управлявших маленькими автомобилями. Дождь послужил причиной схода с дистанции половины участников гонки.
За два круга до финиша лидером гонки был русский гонщик по фамилии Иванов, выступавший на автомобиле «Руссо-Балт» («Russo-Baltique»). На въездном контрольном пункте ему был вручён не включённый секундомер. Пока разобрались с ошибкой, и секундомер всё-таки был включен одним из контролёров (секундомер, благодаря хитрому устройству, мог включаться и отключаться только контролёрами, имевшими для этого специальный ключ), общая потеря времени составила около пяти минут, что отбросило Иванова на третье место.
На последних двух кругах Иванов, сильно рискуя ради погони за лидерами, дважды показал лучшую среднюю скорость на круге (в современном понимании, лучшее время прохождения круга). И это на мокрой трассе!
Но выше второго места подняться не смог, проиграв своему соотечественнику Суворину, выступавшему на автомобиле «Бенц» («Benz»), чуть меньше трёх минут.
Отечественный журнал «Автомобиль», поместивший на своих страницах отчёт о первом российском Гран-При, написал по этому поводу: «Иванов фактический победитель, Суворин юридический».
Надо отметить, что ошибки контролёров с секундомерами не исчерпывались случаем с Ивановым.
Пострадали также российские гонщики Эффрон на «Воксхоле» («Vauxhall») и Шишкин на «Стевере» («Stoewer»), но они в отличие от Иванова ничего не потеряли, так как вряд ли могли занять места выше пятого и шестого, которые и достались им по результатам гонки.
Ну и для полноты картины можно сказать, что между двумя парами российских гонщиков втиснулись два француза, выступавшие на автомобиле «Металлурж» («Metallurgique»): Нотомб (его опередил Иванов в ходе своих подвигов на последних кругах дистанции) и Дюре (не был соперником Иванову ни при каких обстоятельствах).
Удивительные призы вручались по результатам гонки, кроме Приза, врученного непосредственно за первое место на финише.
Приз за регулярность хода получил россиянин Гребенщиков на «Хапмобиле» («Hupmobile»). За наилучшую регулярность принималось наименьшее отклонение средней скорости на каждом круге от средней скорости на всей дистанции. При этом сам Гребенчиков стал последним из всех участников, преодолевших полную дистанцию Гран-При и уложившихся в установленный лимит времени.
Приз за отдачу двигателя достался французу Дюре. Отдача двигателя рассчитывалась по формуле, учитывающей вес автомобиля в полном снаряжении вместе с гонщиком и механиком, число и диаметр цилиндров, ход поршня и среднюю скорость на дистанции.

Следует отметить, что с точки зрения международного признания первая гонка за Большой Приз Петербурга имела всё-таки неофициальный статус. Для того чтобы какой-либо Гран-При был объявлен официальным соревнованием международного уровня с занесением в официальный перечень гонок, требовалось, чтобы организация, проводящая гонку, была официально признана Международной Ассоциации Признанных Автомобильных Клубов, в некотором роде аналогом нынешней ФИА.
Императорское Российское Автомобильное Общество, организовавшее кольцевую гонку 1913 года, на тот момент признанным автомобильным клубом не являлось. Но в марте 1914 года этот статус официально получило.

И вот, 18 мая 1914 года (6 мая по старому стилю), был проведён первый официальный Большой Приз Петербурга, включённый во все международные реестры автоспортивных соревнований того времени.
Та же трасса. То же количество кругов. Те же ограничения, наложенные губернатором Петербурга. Тот же серьёзный, практически передовой в Европе, подход к организации соревнований и безопасности.
На составе участников серьёзнейшим образом сказалось то, что сроки проведения российской гонки почти совпали с проведением Гран-При Автомобильного Клуба Франции - одной из известнейших и престижнейших гонок того времени. Поэтому не стоит удивляться тому, что большинство европейских производителей гоночной техники и европейских автомобильных клубов, получивших приглашение на гонку в Российской Империи, предпочли всё-таки Францию.
В гонке стартовали только двенадцать автомобилей. Единственным представителем заводской команды стал аргентинец с характерной фамилией д’Аргентине на «Аквила Итальяна» («Aquila Italiana»), занявший в итоге третье место. Остальные участники стартовали на частных автомобилях, собственными силами подготовленных к гонке.
Лишь два автомобиля, стартовавшие в гонке имели двигатель объёмом 15 литров: «Бенц» под управлением немца Шолля (второй и последний иностранный участник гонки) и «Ексельсьор» («Excelsior») под управлением нашего соотечественника Слубского. Остальные участники были оснащены гораздо более скромной техникой.
Слубский имел возможность выиграть эту гонку, но на второй половине дистанции ему пришлось потратить больше 20 минут на ремонт сцепления, что отбросило его на четвёртое место и, несмотря на превосходство в скорости над всеми кроме Шолля, подняться выше в итоговом протоколе гонки он не успел.
Шолль же, в виду проблем Слубского, победил без какой-либо конкуренции. До финиша добралось только семь машин. В отведённый лимит времени уложились шесть из них.
Второе место, между двумя зарубежными гостями, занял Овсянников на «Воксхоле». Именно Овсянникову достались первые призы за регулярность движения и отдачу двигателя.
На этот раз дождя не было и лучшее время прохождения круга у Шолля (13 минут 55,6 секунды) было на полминуты лучше прошлогоднего достижения несостоявшегося победителя Иванова.

Какие дальнейшие планы были у Императорского Российского Автомобильного Общества по поводу проведения гонок на Большой Приз Петербурга теперь уже не узнает никто.
Политическая обстановка в Европе была накалена до предела, и, меньше чем через два месяца после проведения гонки под Петербургом, грянула первая мировая война.
Мировая война, революция, интервенция и гражданская война на многие годы прервали развитие автомобилизма и автоспорта в СССР/России.

И всё-таки эти две гонки на Большой приз Петербурга (одна из которых неофициальная) - это история нашего отечественного автоспорта, его корни.
Об этом надо знать и помнить всем тем, кто очень хочет и ждёт российских успехов в Формуле-1.
4 Отзыва