Влади́мир Генна́дьевич Ча́гин - Наша Легенда и Наша Гордость

20.01.2013 14:33

Начальная веха в спортивной карьере Владимира Чагина, которая стала достоянием не только команды «КАМАЗ-мастер», но и всего российского автоспорта, датируется 1996 годом. Впервые сев за руль гоночного автомобиля, он выигрывает сверхпротяжённый супермарафон «Париж — Ульяновск — Улан-Батор». В этом году команда «КАМАЗ-мастер» впервые в истории отечественного автоспорта также стала чемпионом мира в этом виде спортивных состязаний, где до этого господствовали экипажи ведущих автомобильных корпораций мира. Чагин стал самым молодым за всю историю международных супермарафонов пилотом спортивного грузовика.

Он рубеж за рубежом покоряет самые знаменитые этапы розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, а также непревзойдённый по сложности и трудностям трансконтинентальный супермарафон «Париж — Дакар».

2002 год становится новой вехой в истории команды «КАМАЗ-мастер». Она сама разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики с маркой «КАМАЗ» и выступает на них в соревнованиях. Для подобной работы она имеет хорошо продуманную и организованную структуру, которая включает в себя необходимые функциональные звенья, объединённые в департамент специализированной техники. Владимир Чагин, в быту начальник бюро организации процессов производства департамента специализированной техники НТЦ ОАО «КАМАЗ», принимает самое непосредственное участие в этом процессе — от проектирования до сборки.

15 февраля 2011 Владимир Чагин объявил, что покидает большой спорт. Прекращая выступления в гонках, Владимир не уходит из команды. Он продолжает возглавлять некоммерческую организацию «КАМАЗ-Автоспорт»[1]. Как отметил руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов, «это было мужественное решение предоставить другим пилотам возможность побывать на подиуме».

Карьера

Началом карьеры Чагина стала победа на Кубке Мира в ралли-марафоне «Париж-Ульяновск-Улан-Батор» в 1996 году. В 1999 году Чагин выиграл «Дезерт Челендж», а уже год спустя он впервые выиграл «Дакар».

В 2002 году команда «КАМАЗ-Мастер» стала сама разрабатывать, проектировать и собирать спортивные грузовики марки КАМАЗ. Чагин как начальник бюро организации процессов производства департамента специализированной техники НТЦ ОАО «КАМАЗ» принимал в этом активное участие. В этом же году Чагин выиграл и «Ралли Дакар», и «Дезерт Челендж». Оба этих титула он выиграл так же в 2003 и в 2004 году.

В 2005 году Чагин в шестой раз выиграл «Дезерт Челендж», а в 2006-м в пятый раз выиграл «Ралли Дакар».

Чагин так же 4 раза побеждал в «Мастер-Ралли» (1995, 1996, 2000, 2002), 2 раза побеждал в «Оптик-2000 Тунис» (2000, 2001) и 2 раза выигрывал «Хазарские степи» (2004, 2006).

Начальная веха в спортивной карьере Владимира Чагина, которая стала достоянием не только команды «КАМАЗ-мастер», но и всего российского автоспорта, датируется 1996 годом. Впервые сев за руль гоночного автомобиля, он выигрывает сверхпротяжённый супермарафон «Париж — Ульяновск — Улан-Батор». В этом году команда «КАМАЗ-мастер» впервые в истории отечественного автоспорта также стала чемпионом мира в этом виде спортивных состязаний, где до этого господствовали экипажи ведущих автомобильных корпораций мира. Чагин стал самым молодым за всю историю международных супермарафонов пилотом спортивного грузовика.

Он рубеж за рубежом покоряет самые знаменитые этапы розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, а также непревзойдённый по сложности и трудностям трансконтинентальный супермарафон «Париж — Дакар».

2002 год становится новой вехой в истории команды «КАМАЗ-мастер». Она сама разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики с маркой «КАМАЗ» и выступает на них в соревнованиях. Для подобной работы она имеет хорошо продуманную и организованную структуру, которая включает в себя необходимые функциональные звенья, объединённые в департамент специализированной техники. Владимир Чагин, в быту начальник бюро организации процессов производства департамента специализированной техники НТЦ ОАО «КАМАЗ», принимает самое непосредственное участие в этом процессе — от проектирования до сборки.

15 февраля 2011 Владимир Чагин объявил, что покидает большой спорт. Прекращая выступления в гонках, Владимир не уходит из команды. Он продолжает возглавлять некоммерческую организацию «КАМАЗ-Автоспорт»[1]. Как отметил руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов, «это было мужественное решение предоставить другим пилотам возможность побывать на подиуме».

Механик Чагин

Мало кто знает, что первой любовью Владимира Чагина был... хоккей! Будущий «Царь» вышел на лед в четвертом классе, и довольно долго не мыслил своей жизни без шайбы и клюшки.

«Хоккей был моим первым увлечением», – рассказывал Чагин в интервью радиостанции НИА «Нижний Новгород». – Я следил за выступлениями нашей сборной, знал всю историю советских хоккеистов, начиная с первой Олимпиады. И сам очень серьезно спортом занимался, после школы сразу же бежал на тренировки по хоккею. Тогда еще не было крытых стадионов, мы чистили снег с площадки. Возможность тренироваться еще нужно было заработать своим трудом».

Но, закончив школу, Чагин выбрал стезю автомобильного механика: в 18 лет Владимир поступил на работу на завод «КАМАЗ», а в 1989 году присоединился к новообразованной команде «КАМАЗ-мастер». В первую очередь, Чагин занимался ремонтом и обслуживанием гоночной техники, но в душе всегда надеялся стать профессиональным гонщиком.

Впервые маленький Володя сел за руль в шесть лет, когда во дворе дома отец усадил его на водительское место старой «Копейки» и показал, как управлять машиной. Между водительским «дебютом» Чагина и его приходом в гонки прошло 13 лет: первый раз челнинцу доверили «Ниву», бывшую машиной сопровождения, в 1989 году.


В 1995 году Чагин подумывал об уходе из команды, но руководитель «КАМАЗ-мастера» его отговорил

А спустя год Чагин дебютировал на «Дакаре»: будучи механиком экипажа Владимира Марченкова и Александра Кузьмина, Владимир воочию увидел легендарный ралли-рейд из кабины «КАМАЗа». Да, это был всего лишь грузовик быстрой технической помощи, и за результат в общем зачете ралли-марафона он не боролся, но начало было положено: Чагин стартовал на «Дакаре».

После этого были долгих шесть лет в качестве механика, в ходе которых Владимир Чагин почти потерял надежду когда-нибудь стать пилотом. В 1995 году он даже подумывал об уходе из команды, но руководитель «КАМАЗ-мастера» его отговорил: видя целеустремленность и колоссальное желание Чагина сесть за руль, Семен Якубов пообещал 25-летнему механику сделать из него пилота. При этом Якубов лично сел в соседнее кресло штурмана, чтобы разделить со своим протеже все радости и трудности предстоящих баталий.

Великолепная тройка

«У пилотов на сон считанные часы. Все еще только укладываются, а Володя Чагин уже умылся и спит. Его организм устроен таким чудным образом, что он способен спать в любых условиях. Если есть свободная четверть часа, он не поленится «кроватку» расстелить. Впрочем, для того, чтобы уснуть, Чагину совсем не обязательно иметь раскладушку – достаточно сесть на стул. Если идет совещание и раздается грохот, то с большой вероятностью можно предположить — это задремал Володя и уже успел проснуться, налету ухватившись за стол».

Так о «Царе Дакара» рассказывает его ближайший друг Сергей Савостин. В 1996 году вместе с 49-летним Семеном Якубовым и 25-летним Владимиром Чагиным Савостин вошел в «великолепную тройку» «КАМАЗ-мастера», которой впоследствии суждено было пять раз выиграть культовый ралли-марафон.


Главные спортивные достижения пришли к Чагину в связке с Якубовым и Савостиным

Первый триумф пришел далеко не сразу: в таком составе экипаж добился победы только в 2000 году. А до этого команда активно экспериментировала с различными сочетаниями гонщиков, штурманов и механиков: за прошедшие пять лет Чагин успел поассистировать первому в истории «Дакара» российскому победителю гонки Виктору Московских, а с Ильгизаром Мардеевым Владимир несколько раз менялся креслами — из механика в гонщики и обратно. Правда, большинство таких экспериментов приходилось на другие автомарафоны, в которых будущий «Царь Дакара» также преуспел.

В 1996 и 2000 годах Владимир Чагин становился победителем Кубка мира по ралли-рейдам, несколько раз выигрывал сложнейший марафон «Оптик 2000» в Тунисе и четыре раза занимал первое место на российском «Мастер-ралли». Но самые главные достижения к Чагину пришли именно в связке с Якубовым и Савостиным.

«Отношения сложились с самой первой гонки, – вспоминал Чагин в интервью журналу «Элита Татарстана». – Мы сошлись характерами, несмотря на то, что возраст у всех очень разный. Психологический климат в коллективе, безусловно, играет большую роль. Во время гонки мы практически не разговариваем, не считая обсуждения самой трассы или того, что написано в роуд-буке. Ни одной лишней фразы не произносится, каждый занят своим делом. Партнерам не приходится объяснять, как и что делать, даже смотреть друг на друга не нужно».

«При этом у каждого из нас существует огромное уважение к двум другим соратникам, – дополняет слова коллеги Сергей Савостин. – Плюс – дружеские отношения на протяжении многих лет. Безусловно, имеется какая-то дистанция, мы прекрасно осознаем, что Семен Семенович – наш руководитель. Но служба с дружбой прекрасно уживаются в нашем коллективе. В любой ситуации мы умеем находить общий язык».


Последней совместной гонкой великолепной тройки стал ралли-марафон 2007 года, закончившийся страшной аварией

На счету трио Чагин-Якубов-Савостин пять побед на «Дакаре». Их последней совместной гонкой стал ралли-марафон 2007 года, закончившийся страшной аварией. Не заметив в пыли груду камней, экипаж «КАМАЗа» на полном ходу въехал в трехметровую насыпь, несколько раз перевернулся и замер в неестественной позиции.

К счастью, все выжили, но компрессионный перелом позвоночника Сергея Савостина и сильнейшее сотрясение мозга Владимира Чагина поставили под сомнение их дальнейшую гоночную карьеру. Как это часто бывает, случилось ровно наоборот: ушел Якубов — уже не гоночный возраст руководителя команды дал о себе знать, а Чагин в 2009 году вновь вышел на старт «Дакара»: теперь его механиком стал молодой Эдуард Николаев.

Национальная гордость и молодое поколение

«Я знаю, как проехать «Дакар» и победить на нем. Теперь считаю своим долгом поделиться полученными знаниями с теми, кто вслед за мной встанет на этот путь. Нынешняя камазовская молодежь находится в более шоколадных условиях, чем мы когда-то. Нам никто ничего не объяснял и не показывал — просто не было таких людей. Сейчас же мы целенаправленно занимаемся с молодежью, готовим пилотов. Мне нравится работать с новичками. Когда в «КАМАЗ-мастер» появится молодой спортсмен, который сможет проехать также как я или даже быстрее, я пойму, что моя работа не прошла даром».

Что ж, похоже, момент, о котором Владимир Чагин говорил в 2008 году, настал: сменить «Царя» на троне готов 26-летний Эдуард Николаев. В прошлом году молодой спортсмен выиграл ралли «Шелковый путь», впервые приняв участие в гонке в качестве пилота. А в минувшем январе Николаев сходу занял третье место на «Дакаре» — дебютировав в легендарном ралли-марафоне на водительском кресле.

Но до этих успехов молодой надежды «КАМАЗа» было еще две победы Чагина на «Дакаре» в 2010 и 2011 годах, причем последняя гонка и вовсе завершилась историческим достижением отечественной команды: впервые в истории пустынного ралли-марафона первые четыре места в грузовом зачете заняли представители одной команды. «КАМАЗ-4396» оказался настолько надежным, что смог пережить всех иностранных конкурентов, день ото дня сокращавшихся в количестве из-за технических неполадок.


Последний «Дакар» завершился историческим достижением отечественной команды: «КАМАЗы» заняли первые четыре места

За свои многочисленные успехи Владимир Чагин получил целых 14 наград, в числе которых Орден Мужества, Орден «За заслуги перед отечеством» и звание почетного гражданина города Набережные Челны. Но, несмотря на все медали, Чагин остается простым в общении человеком, никогда не забывающим о том, что для него в жизни важнее всего.

«Нашему браку больше двадцати лет. Я понимаю, как нелегко моей жене, так как воспитанием сыновей занимается в основном она. Но я уверен, что в основе любой семьи лежит взаимопонимание. Она понимает меня и не противится такой жизни. В конце концов, другой-то у нас нет и не было: мы поженились в восемнадцать лет, и все время, сколько мы были знакомы, я работал в команде. Может кто-то и живет иначе, но мы не видели ничего иного. Поэтому нам, наверное, и легче дается все это».

***

Сообщив о своем решении оставить гонки, Владимир Чагин вернулся на место в заднем ряду, предоставив организаторам «Шелкового пути» завершить пресс-конференцию. Но Семен Якубов не дал своему гонщику забыть о его роли в команде: специально для него коллектив «КАМАЗ-мастер» подготовили видеоролик, посвященный их совместной истории на «Дакаре». В трехминутный клип вошли и победные подиумы, и фотоснимки жуткой аварии 2007 года, и невероятные кадры африканской природы, и, конечно, съемки из кабины гоночного КАМАЗа – тот самый вид, который каждый день открывался Чагину через лобовое стекло его грузовика.

В этот момент коронованный «Царь Дакара» выглядел как никогда эмоциональным: грустными-грустными глазами Чагин смотрел на хорошо знакомые ему картины и не мог отвести взгляда от кадров минувших гонок.

Для семикратного триумфатора ралли-марафона даже после завершения гоночной карьеры «Дакар» остается мечтой. Мечтой, наличие которой не зависит от результатов или возраста. Мечтой, которая может становиться явью вновь и вновь, даже если «Царь Дакара» не станет выходить на старт, а будет просто приезжать на знаменитую гонку в качестве руководителя команды. Мечтой, которая для Владимира Чагина исполнялась не семь, а целых 19 раз – именно столько лет гонщик принимает участие в пустынном ралли-марафоне.

Мечтой, которая рано или поздно заставит Чагина задуматься о возвращении. Ведь как сказал основатель культового ралли-рейда Тьерри Сабин, «Дакар всегда будет вызовом, для тех, кто решился, и мечтой, для тех, кто остался».
6 Отзывов