Карьера Фернандо Алонсо – комедия или фарс?

30.07.2015 14:56

Фернандо Алонсо ДиасФернандо Алонсо Диас (исп. Fernando Alonso Diaz) родился 29 июля 1981 года в городе Овьедо испанской провинции Астурия. Младший ребенок в семье со средним достатком с детства увлекся автоспортом. Первый раз Фернандо сел за руль карта в возрасте 3-х лет. «К тому моменту я уже умел ходить, и даже весьма хорошо. Так что не верьте тем, кто заявляет, что гоняться я начал ранее, чем передвигаться на ногах», - вспоминает этот миг Алонсо не без иронии.

В 1988 г. к семилетнему испанцу пришел первый серьёзный успех - Алонсо выиграл кубок Астурии, одержав 8 побед в 8 гонках. Равных по таланту в местных землях ему просто не было. После этого Фернандо стал колесить по всей Испании, собирая трофеи региональных чемпионатов и наголову разбивая конкурентов. В 12 лет Фернандо достаточно без труда выиграл кубок по картингу в собственной возрастной категории и повторил этот удача еще 5 раз к ряду, собрав 6 чемпионских трофеев на родине.

Успехи молодого пилота не прошли мимо внимания Адриана Кампоса, известного гоночного менеджера и бывшего гонщика Формулы 1. В 1998 Алонсо дебютировал в мировой серии «Ниссан» в команде Кампоса. Уже вторую гонку Фернандо выиграл и по итогам сезона стал чемпионом. Молодой испанец привлек внимание менеджеров Ф-1 и в 2000-м провел успешные тесты за Minardi. К тому времени у Нандо возникло и надежно вошло в гоночную жизнь одно суеверие - испанец постоянно сперва надевает левую перчатку и левый ботинок, а лишь после правые. Тогда же Алонсо дебютировал за команду Astromega, дочернем подразделении Minardi, в чемпионате Формула-3000, где выиграл последнюю гонку сезона в Спа и стал четвертым по итогам сезона. Ворота в Формулу 1 были открыты!

В 2001-м Алонсо стал боевым пилотом Minardi. После прихода в Формулу 1 Алонсо оброс и другими суевериями. Например, чтоб гонка была успешной, нужно сперва спеть песню с механиками в боксах, хоть на момент дебюта ему не исполнилось и двадцати. Однако болид традиционного аутсайдера с прошлогодним мотором Cosworth, не позволил набрать Фернандо ни единого очка. Вместе с тем молодой испанец показывал в квалификациях и гонках результаты, которые были лучше, чем у его партнеров Тарсо Маркеса и Алекса Йонга. Несмотря на то, что дебют испанца оказался «в тени» молодых Хуана-Пабло Монтойи и Кими Райкконена, его выступления буквально пленили Флавио Бриаторе – директора новой заводской команды Renault F1. Бриаторе всерьез рассматривал возможность найма Алонсо в боевой состав, однако остановился на месте третьего пилота.

В сезоне 2002 Фернандо не выступал в Формуле 1, находясь в тени Ярно Трулли и Дженсона Баттона. Но у Алонсо буквально крышу сносило когда он начинал говорить о своих перспективах в Формуле-1. Везде звучала 1 нота - мне бы машину лучше и я бы доказал, что я наилучший. Оставалось одно - проверить испанца в топ-команде. Такую возможность, правда, не немедленно, ему предоставила команда Renault (выкупившая угасший Benetton).

Фернандо в РеноУ Бриаторе небыло и тени сомнения в скорости испанца, поэтому в следующий сезоне Алонсо занял место ушедшего в BAR Баттона. Фернандо с самого начала показал, что вторые роли в команде не для него: в Малайзии он завоевал первую поул-позицию, стал вторым в Испании, а в Будапеште добыл первую победу. Кроме того, он классифицировался третьим в Бразилии, однако тот подиум носил оттенок курьеза. Гонка проходила в дождь, и после аварии Марка Уэббера на 55-м круге на трассу булл выпущен SC. Между тем Алонсо не снизил скорость, и не полном ходу врезался в покрышку от разбитой машины Марка. Болид Фернандо ударился в отбойник и отскочил к противоположной стороне, а обломки буквально засыпали всю трассу. Гонку организаторы остановили, и на этот момент Алонсо оказался третьим, что и зафиксировали в протоколе. Однако на подиум пилот не вышел, т.к. был отправлен в больницу с легким сотрясением мозга. После финиша Берни Экклстоун высказал свое возмущение поведением испанца, однако очень скоро сменил гнев на милость, как только Алонсо провел серию прекрасных гонок.

По итогам сезона Фернандо стал шестым и уверенно опередил своего напарника Ярно Трулли. Со стороны могло показаться, что вопрос о первом номере в конюшне уже решен. Но Ярно не сдался без боя, назревала трагедия в испанском стиле. В условиях непререкаемой гегемонии Ferrari Шумахера и Барикелло, Трулли смог оказать достойное сопротивление Алонсо в 2004-м. В первой половине сезона итальянец выглядел, как минимум, не хуже испанца, а в Монако даже завоевал победу.

Ни аналитики, ни болельщики, ни соперники не ждали от Алонсо настолько быстрого взлета. Однако в 2004-м уже никто не сомневался, что Алонсо - потенциальный чемпион мира, как и отлично показавшие себя в процессе сезона Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя. Триумвират формульных принцев всерьез вознамерился низложить, в кратчайшие сроки, с трона главного короля - уже шестикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера.

Алонсо против Шумахера Итоги 2004 г. были совсем неплохи. Впрочем, Монтойя отстал от испанца всего на очко и мог отобрать 4-ю позицию в итоговом сезонном протоколе. Алонсо уступил только семикратному чемпиону мира, его бразильскому напарнику и британскому сверстнику. Кажется, что Фернандо мог бы с успехом посоревноваться за бронзу, однако стабильные результаты Баттона по сравнению с взлетами и падениями испанца перечеркнули его шансы. В планы Бриаторе не входило равное отношение к обоим пилотам, хоть он и был по совместительству их менеджером. Главным протеже Флавио стал Алонсо, а отношения с Трулли стремительно устремились к нулю, а трагедия к фарсу. Возможно это совпадение, но на болиде итальянца стали очень часто возникать технические проблемы, а за три гонки до окончания чемпионата Ярно вообще выставили за двери, а его место временно занял Жак Вильнев. В следующим сезоне напарником Алонсо стал Джанкарло Физикелло, а испано-итальянское противостояние, но уже с элементами комедии, начало продолжало набирать обороты.

2005-й начался с победы именно Физикеллы, однако потом Алонсо выиграл три гонки подряд и стал безоговорочным лидером чемпионата. Его основным соперником стал Кими Райкконен на McLaren, который одержал такое же количество побед. Однако финн страдал из-за плохой надежности болида, заставлявшей часто менять мотор и, в соответствии с новыми правилами, терять 10 позиций на стартовой решетке. В то же время Фернандо не знал таких проблем.

Лирическое отступление. Вам не кажется, что эта ситуация очень смахивает на последние два сезона между моторами Mercedes и Renault? Только с точностью до наоборот. Чем не элемент траги-комедии?

Между тем стабильность Алонсо была очень высокой: из 19-ти гонок сезона 2005 он не набрал очков только в трех, и ещё в одной финишировал четвертым. все остальные были доведены до подиума, в том числе семь побед. В результате, хотя на финише сезона Райкконен и начал стремительно сокращать разрыв, стабильно финишировав на 2-3 местах, Алонсо хватило запаса прочности, чтобы стать чемпионом досрочно. Благодаря своему титулу Алонсо стал самым молодям обладателем титула на тот момент, остановив чемпионскую серию из пяти титулов подряд Михаэля Шумахера.

Еще до наступления следующего сезона испанец буквально огорошил формульную общественность, объявив о подписании контракта с командой McLaren на переход через год. Между тем, это событие никак не повлияло на его выступления в 2006-м. Алоксо снова вышел в лидеры с самого начала сезона. Он финишировал всякий раз не ниже второго места в первых девяти гонках, при шести победах, из них четыре подряд. Но вторая половина чемпионата стала диаметрально противоположной. Завоевав семь побед Михаэль Шумахер полностью нивелировал преимущество испанца, который нередко стал испытывать технические проблемы. За две гонки до конца чемпионата Михаэль и Фернандо сравнялись по очкам, но Алонсо смог победить в Японии и приехать вторым в Бразилии, что обеспечило ему второй чемпионский титул.

Алонсо на Гран При Великобритании 2007Предварительный контракт Алонсо с командой Рона Денниса был подписан еще в 2005-м, но на момент его подтверждения в 2006-м выглядел достаточно спорным, особенно на фоне неудач McLaren. Выбор, теперь уже 2-х кратного чемпиона мира, выглядел, как минимум неудачным. На фоне Renault McLaren выглядела неубедительно, а порой просто бледно. Низкая скорость и отвратительная надежность мотора – только цветочки. Ягодки, как оказалось, были только впереди. Несмотря на то, что инженеры из Уокинга смогли построить конкурентный болид, в лице молодого новобранца McLaren – Льюиса Хэмилтона, Алонсо приобрел и сильного конкурента. Первые же гонки показали, что Renault не составит конкуренции новой команде испанца. Райкконен и Масса в алых комбинезонах Скудерии тоже не всегда могли оказывать достойное сопротивление, таким образом у Фернандо в руках снова оказался болид, способный привести его к новому титулу.

Партнером Алонсо сначала прогнозировался его соотечественник Пердо де ла Роса. Но испанская сага не состоялась, перед началом сезона Рон Деннис принял решение перевести в боевой состав своего молодого тест-пилота, темнокожего британца Льюиса Хэмилтона. Дебютант оказался неожиданно крепким орешком: во всех гонках первой половины сезона он финишировал на подиуме, трижды побеждал и в конце концов опередил Алонсо.

Это соперничество вылилось в протест, поданный Хэмилтоном против его блокирования испанцем в боксах команды во время проведения Гран При Венгрии. Согласитесь, такие вещи очень редко встречаются в практике, да еще между партнерами по команде. Стюарды пошли на встречу юному дарованию - Фернандо потерял пять позиций на старте гонки. Рон Деннис приобрел отчаянное противостояние между пилотами своей конюшни, которое, в конце концов, вылилось в обвинение команды в мошенничестве. Именно это противостояние помешало McLaren выиграть титул в личном зачете, а в Кубке конструкторов конюшню лишили титула по результатам «шпионского скандала».

Главным доказательством на суде послужило e-mail переписки с Педро де ла Росой, в котором Педро «по-дружески» переслал соотечественнику схему распределения масс болида Ferrari, которую он, в свою очередь, получил от Майка Кохлема, а тот от шеф-механика Ferrari Найджела Степни. Рон Деннис пытался защищаться, называя эти действия Алонсо шантажом в борьбе за лидерство в команде, но все закончилось грандиозным скандалом, после которого Фернандо пришлось покинуть Уокинг. Детали той трагедии, которая фактически превратилась в фарс, я не буду пересказывать, но Алонсо, почти как в сказке, остался у «разбитого корыта».

Гран При канады 2008Иначе сложно назвать его бесславное возвращение в Renault. Добыв за два сезона всего две победы Фернандо умудрился принять участие в комедии, которая произошла на Гран При Сингапура 2008. Почти через год после гонки стало известно, что своей победой он обязан сговору между руководством конюшни и очередным дебютантом Нельсиньо Пике. Чего только не было в той истории: предательство, лжесвидетельство, шантаж и пр.пр.пр. Короче говоря, все строго по законам театрального жанра, но только теперь Алонсо смог доказать свою непричастность к махинациям и сезон 2010 начал в алых цветах Ferrari, благодаря спонсорскому пакету банка Santander.

Фернандо в ФеррариВзаимоотношения Алонсо и Скудерии достойны того, чтобы им была посвящена отдельная повесть. Сотрудничество началось с красивой победы в Гран При Бахрейна, а закончилось взаимными упреками и нелицеприятными намеками через пять лет. В сухом остатке – одиннадцать побед в алом комбинезоне, но титулов, увы, завоевано небыло. Эти годы прошли под знаком тотального преимуществa RedBull и Себастьяна Феттеля, при этом Фернандо очень часто исполнял роль статиста, но не триумфатора.

Закономерно, что новый сезон 2015 Алонсо начал в цветах своей старой знакомой – команды из Уокинга. Амбициозные планы на первых порах превратились в настоящую пытку для опытного пилота. Неприятности начались с тестов, где Фернандо попал в некрасивую аварию и вынужден был пропустить первую гонку сезона. Затем последовали пять сходов по техническим причинам и только в Сильверстоуне Алонсо смог зубами вырвать свой первый зачетный балл. Последняя гонка в Венгрии принесла значительно больший успех, но он обусловлен скорее ошибками других команд и сходами, нежели возрастающей скоростью болида.

Новая эра сотрудничества со старой знакомой только начинается. Контракт с McLaren рассчитан на пятилетний срок. Хочется верить, что Фернандо вернется на топ-уровень и список его побед пополнится новыми вершинами, а на кубке, вручаемом победителю по итогам сезона, появится в очередной раз его имя. Удачи тебе Фернандо Алонсо Диас!

Кубок с автографом Алонсо


* Отредактировано автором 30.7.2015 в 15:29
6 Отзывов