30.07.2015 12:16
«Чуть-чуть не чемпионы».
В истории Ф1 было три случая, когда пилоты, находящиеся перед последним этапом позади своих главных конкурентов в борьбе за титул, выигрывали последние гонки сезона, но чемпионами не становились из-за того, что конкуренты выполняли свою задачу минимум.
В хронологическом порядке:
1958 год. Гран-При Марокко.
Победитель гонки - Стирлинг Мосс («Вануолл»). Чемпион мира - Майк Хоторн («Феррари»), финишировавший вторым.
Расклад перед последней гонкой сезона был таков, что претенденту на титул Стирлингу Моссу нужна была только победа, при условии, что лидер чемпионата Майк Хоторн займёт место не выше третьего и не покажет лучшего времени прохождения круга, за которое в то время давали одно очко.
И победу в гонке, и лучший круг Мосс оставил за собой. Некоторую помощь ему оказывал партнёр по команде Тони Брукс, навязавший за спиной Мосса борьбу Хоторну и какое-то время удерживавший пилота «Феррари» за собой. Но потом Брукс прекратил участие в гонке из-за технических проблем. Между Моссом и Хоторном некоторое время был ещё Фил Хилл. Но американец был партнёром Хоторна по «Феррари» и без борьбы уступил свою позицию.
Мосс финишировал почти на полторы минуты раньше Хоторна и всё это время возглавлял Зачёт пилотов. Но Хоторн, если выражаться современной терминологией, был виртуальным чемпионом, а после финиша стал реальным.

Гран-При Марокко 1958 года.
Слева: Стирлинга Мосса («Вануолл», стартовый номер «8») прессингует в начальной стадии гонки Фил Хилл («Феррари», стартовый номер «4»).
Справа: Майк Хоторн («Феррари», стартовый номер «6») на пути ко второму месту в гонке и чемпионскому титулу в сезоне.
1984 год. Гран-При Португалии.
Победитель гонки - Ален Прост. Чемпион мира - Ники Лауда, финишировавший вторым (оба пилоты «МакЛарен»).
Перед последней гонкой сезона Прост уступал Лауде три с половиной очка. Учитывая силу команды «МакЛарен» в том сезоне, Просту, прежде всего, приходилось рассчитывать на какие-либо проблемы у Лауды, так как победный дубль в любом случае был в пользу Лауды, а отсутствие победного дубля и означало бы, что у кого-то из пилотов «МакЛарен» возникли проблемы.
Квалификация сложилась в пользу Проста. Француз взял поул, а мотор на болиде австрийца потерял мощность в самый ответственный момент, отбросив Лауду в глубину стартового поля.
В гонке Прост ехал из пункта «А» в пункт «Б» за победой, а Лауда, используя преимущество своей техники над конкурентами, неуклонно поднимался к вожделенному второму месту. Правда, когда Лауда был уже третьим, возникла заминка, связанная с рассредоточением по всей длине трассы более медленных круговых пилотов, которые в то время не были обязаны корректно уступать дорогу тем, кто обгоняет их на круг. Между Простом и Лаудой находился пилот «Лотус» Найджел Мэнселл. И все те секунды, что Лауда отыгрывал у Мэнселла на чистой трассе, он терял обратно, застревая за очередным круговым. Положение Лауды в этот момент, с точки зрения борьбы за титул, стало практически безнадёжным. Но за девятнадцать кругов до финиша на болиде Мэнселла возникли проблемы с тормозами, заставившие британца круг спустя прекратить гонку. С этого момента безнадёжным, с точки зрения борьбы за титул, стало положение Проста.
Немногим более тринадцати секунд Прост возглавлял зачёт пилотов после своего финиша, а потом виртуальный чемпион Лауда так же накатил на финишную черту и оформил реальное чемпионство. С преимуществом всего в половину очка, но всё-таки.

Гран-При Португалии 1984 года. На подиуме Прост - первый, Лауда - второй. В зачёте пилотов по итогам чемпионата всё наоборот.
2008 год. Гран-При Бразилии.
Победитель гонки - Фелипе Масса («Феррари»). Чемпион мира - Льюис Хэмилтон («МакЛарен»), финишировавший пятым.
Эту гонку, я думаю, хорошо помнят все пользователи Портала, так что подробно на ней останавливаться нет смысла. Но отмечу, что, в отличие от предыдущих эпизодов статьи, Фелипе Масса почти все без малого сорок секунд, прошедших от момента его финиша до финиша Льюиса Хэмилтона, сам являлся виртуальным чемпионом мира, и только последние несколько секунд таковым был Льюис, обогнавший в последнем повороте «Тойота» Тимо Глока в борьбе за столь необходимую пятую строчку протокола гонки. Но именно несколько секунд виртуального чемпионства Хэмилтона обернулись реальным чемпионским титулом.

Гран-При Бразилии 2008 года.
Вверху: Знаменитый эпизод завершающей стадии гонки: Льюис Хэмилтон («МакЛарен») обходит Тимо Глока («Тойота») и получает «чемпионскую» пятую позицию в гонке, утраченную немногим ранее под натиском Себастьяна Феттеля («Торо Россо»).
Внизу: Фелипе Масса: эмоции победителя и одновременно проигравшего не нуждаются в описании словами.
По разному сложились судьбы «Чуть-чуть не чемпионов» в дальнейшем.
Стирлинг Мосс по итогам сезона 1958 года стал обладателем рекордной серии из четырёх вице-чемпионств подряд. Три последующих года стали для Стирлинга «бронзовыми». Семь подряд сезонов в числе призёров чемпионата мира - уникальное достижение Стирлинга Мосса, не покорившееся даже Михаэлю Шумахеру!
Ален Прост, имея по итогам 1984 года репутацию лучшего пилота пелетона, проигравшего при этом два последних чемпионата мира в последней гонке сезона, с лихвой взял своё в последующие годы, став по итогам двадцатого века вторым после Хуана-Мануэля Фанхио по числу чемпионских титулов и первым по числу побед в гонках (ведь Михаэль превзойдёт Алена уже в двадцать первом веке).
Имеет шанс установить уникальное статистическое достижение и Фелипе Масса. Для этого ему надо до конца карьеры хотя бы один раз вспомнить вкус победного шампанского на подиуме. И тогда Фелипе Масса станет абсолютном рекордсменом по интервалу между двумя соседними победами в Гран-При.
Рекордсменом в этой категории на данный момент является Риккардо Патрезе с результатом две тысячи четыреста два дня и девяносто девять гонок между двумя соседними победами в Гран-При.
В день проведения Гран-При Бельгии 2015 года, у Фелипе Массы с момента его последней победы в памятном Гран-При Бразилии 2008 года пройдёт уже две тысячи четыреста восемьдесят пять дней и сто шестнадцать гонок без побед. Так что, в случае новой победы Фелипе в каком-либо из предстоящих Гран-При этого или другого сезона, рекорд будет гарантирован.
Автор статьи: ROMAN grosjean (июль 2015 года)