Статья: Сентябрь 1934 года. Эскалация напряжённости в «Мерседес»

20.04.2015 12:38

Сентябрь 1934 года. Эскалация напряжённости в «Мерседес»

Эту заметку я хотел опубликовать немного поближе к началу Гран-При Испании. Но по логике, эта заметка должна предшествовать другой моей заметке, строго привязанной к определённой дате, поэтому публикую сейчас.

23 сентября 1934 года. В этот день в девятый раз в истории состоялась гонка за «Большой Приз Испании». Традиционно турнир под такой громкой вывеской проходил на трассе в Лазарте и собрал практически все сильнейшие автогоночные коллективы того времени.

Команда «Мерседес» была представлена в этой гонке двумя болидами под управлением Рудольфа Караччиолы и Луиджи Фаджиоли.

Тренировочные заезды за день до гонки не имели статуса квалификационных заездов. Положение пилотов на старте определялось жребием. Команде «Мерседес» достались места в первом и четвёртом стартовых рядах. На внутрикомандном совещании уже не в первый раз в сезоне итальянца Фаджиоли отправили в середину стартовой решётки, а немца Караччиолу на первый ряд.

В начальной стадии гонки пилоты «Мерседес» шли на втором и четвёртом месте. Однако, по мере возникновения технических проблем у соперников, к середине дистанции оба пилота «Мерседес» находились на двух первых местах в гонке. А когда после проведения плановых пит-стопов всеми участниками гонки, стало ясно, что ни у кого из соперников нет никаких тактических козырей против «Мерседес», команда вывесила для своих пилотов табличку с приказом «Сбавить темп». Этот короткий приказ одновременно содержал в себе и указание на запрет внутрикомандной борьбы. Пилоты должны были финишировать в том порядке, в котором шли на момент получения командного указания.

Само по себе подобное указание было вполне естественным. Ранее по ходу сезона пилоты «Мерседес» трижды в полном составе не добирались до финиша, по ходу гонки претендуя на самые высокие места вплоть до полного занятия подиума.

И с точки зрения борьбы пилотов ничьи права вроде бы не ущемлялись. На момент выдачи командного указания Караччиола более чем на полминуты опережал Фаджиоли, полностью подтвердив обоснованность своих притязаний на победу в гонке, так что команда не ожидала эксцессов со стороны Фаджиоли. Однако эксцесс последовал.

Караччиола дисциплинированно сбавил темп. Фаджиоли - нет. Более того, итальянец свой темп взвинтил, за несколько кругов ликвидировал отрыв и перехватил лидерство у не оказавшего сопротивления Караччиолы.

Для того, чтобы лучше разобраться с причинами такого поведения Фаджиоли, следует перенестись на две недели назад во времени, в 9 сентября 1934 года, когда состоялась предыдущая гонка с участием пилотов «Мерседес» - Гран-При Италии в Монце.

Эта гонка проходила на трассе, конфигурация которой ничем не напоминала ту трассу, на которой проходили гонки по 1933 год включительно, и ту трассу, что стала известна уже во времена проведения чемпионатов мира Ф1. Это была первая гонка в Монце со времени проведения печально знаменитого «Гран-При Монцы» 1933 года по ходу которого погибли сразу три пилота. Конфигурация трассы претерпела глобальные изменения. Все знаменитые прямые Монцы были исключены из состава трассы. Вместо них кольцо замкнули специально построенным участком трассы, состоящим из одних поворотов, изгибов и шикан. Так же были построены дополнительные повороты и шиканы и на том участке трассы, что позаимствовался от старого варианта десятикилометрового кольца Монцы. И теперь Гран-При Италии прошёл на почти в три раза укороченном кольце, являвшем собой почти непрерывную связку медленных поворотов.

Для преодоления классической дистанции Гран-При того времени - пятисот километров, пилотам пришлось преодолеть аж 116 кругов по этой уродливой трассе, затратив на это лишь немногим меньше пяти часов. И всё это время пилотам приходилось практически непрерывно работать с механическими коробками передач своих гоночных болидов. Даже для пилотов того времени, многие из которых успели поездить в те времена, когда классическая дистанция Гран-При составляла восемьсот километров, это стало тяжелым физическим испытанием. Те пилоты, кому пришлось, волей обстоятельств, провести за рулём своих болидов всю гонку, последние круги ехали очень медленно из-за банальной физической усталости, проигрывая тем гоночным машинам, в которых пилоты сменяли друг друга, до полуминуты на круге. И это на коротком-то кольце.

Подобный сценарий с заменой пилота в болиде произошёл и в «Мерседес». Фаджиоли прекратил гонку после тринадцати кругов, причём на момент своего схода шёл впереди Караччиолы, хоть и стартовал с привычной более низкой позиции стартового поля. Караччиола же гонку продолжал и отчаянно сражался с «Ауто Юнион» Ганса Штука за победу. И в этот момент у Караччиолы возник рецидив старой травмы, из-за которой он не участвовал в гонках почти весь предыдущий год и в начале текущего сезона. Наиболее пострадавшей частью тела у Караччиолы в той прошлогодней аварии была левая нога, которая теперь не справилась с необходимостью постоянно работать с педалью сцепления. В зависимости от того, как сильно болела нога, время на круге стало у Караччиолы «гулять» в пределах 15…20 секунд, и это на таком коротком кольце. Если в этот момент команда «Мерседес» не утратила окончательно шансы на победу, то только из-за того, что лидирующий Штук так же жестоко страдал в своём «Ауто Юнион» от того, что радиатор жёг ему ноги.

В «Мерседес» на ситуацию с Караччиолой отреагировали незамедлительно, вывесив приказ заехать в боксы. Однако, для Караччиолы это означало отдать машину Фаджиоли, чего он категорически не хотел. И больше десятка кругов Рудольф игнорировал приказы из боксов.

Предел физической выносливости у двух немецких пилотов из двух немецких команд наступил почти одновременно. Один за другим Караччиола и Штук заехали в боксы и даже не смогли покинуть свои машины, потеряв сознание сразу после остановки у боксов.

В «Мерседес» гонку продолжил Фаджиоли, а в «Ауто Юнион» за руль посадили Хермана Лейнингена. Замены оказались неравнозначными. Фаджиоли всё-таки был звездой экстра-класса, а вот Лейнинген в классе значительно уступал. Фаджиоли в результате сравнительно легко довёл дело до победы в гонке, а вот в «Ауто Юнион» даже совершили обратную рокировку, вернув за руль Штука, после оказания ему медицинской помощь и унятия болей в обожженных ногах, чтобы не потерять и второго места в гонке.

Рудольф Караччиола (слева, в рубашке) и Луиджи Фаджиоли (справа, в гоночном комбинезоне) - победители Гран-При Италии 1934 года

Рудольф Караччиола (слева, в рубашке) и Луиджи Фаджиоли (справа, в гоночном комбинезоне) - победители Гран-При Италии 1934 года

После гонки Караччиола и Фаджиоли согласно протоколу вместе позировали с Большим Призом за победу в гонке. Оба улыбались. Но в душе каждого было своё понимание ситуации. Рудольф считал, что рецидив старой травмы стал лишь досадным эпизодом, не позволившим самостоятельно выиграть гонку без всяких там итальянцев. А Луиджи хорошо помнил то, что на момент своего схода именно он занимал более высокую позицию в гонке по сравнению с Караччиолой. Кроме того, Фаджиоли считал непростительным проступком долгое неподчинение Караччиолы командному приказу заехать в боксы, из-за чего было проиграно немало секунд на трассе, которые потом пришлось отыгрывать именно Фаджиоли. Так что Фаджиоли считал победу в гонке исключительно своей заслугой вопреки непростительному поведению своего немецкого партнёра по команде.

Теперь вернёмся в 23 сентября на трассу в Лазарте.

Когда Фаджиоли проигрывал своему партнёру больше тридцати секунд по ходу гонки, то, выражаясь современным языком, совершенно «не парился» по этому поводу. Луиджи был уверен, что у Рудольфа не хватит сил провести в высоком темпе всю гонку. Ведь с момента рецидива травмы у Караччиолы, заставившего его даже сознание от боли потерять, прошло всего-то две недели, а дистанция в Лазарте составляла пятьсот двадцать километров, больше чем в Монце, где сил у Караччиолы хватило лишь немногим больше чем на половину дистанции.

Фаджиоли априори посчитал Большой Приз Испании очередным своим трофеем. Поэтому командный приказ сбавить темп, а значит прекратить внутрикомандную борьбу, итальянец воспринял как форменный грабёж, ибо Караччиола получал право на победу в гонке даже в условиях вероятного упадка сил под конец дистанции. Фаджиоли же категорически считал, что если не можешь проехать в полную силу всю гонку, то вообще за руль не садись. Вот такой настрой Луиджи и привёл к тем последствиям, которые были описаны выше.

К слову, насчёт упадка физических сил у Караччиолы Фаджиоли оказался полностью прав. Последние круги Рудольф проехал очень медленно из-за дискомфорта в ноге и проиграл Фаджиоли, также сбросившему темп в конце гонки, более сорока секунд.

Фаджиоли (стартовый номер 18) побеждет в Гран-При Испании 1934 года, презрев командный приказ, отдававший победу Караччиоле.

Фаджиоли (стартовый номер 18) побеждет в Гран-При Испании 1934 года, презрев командный приказ, отдававший победу Караччиоле.

В команде предпочли сор из избы наружу не выносить, учитывая победный дубль «Мерседес». Но вот немецкая пресса вовсю травила «подлого итальяшку», обокравшего «немецкого героя».

Альфреду Нойбауэру, легендарному руководителю заводской команды «Мерседес», пришлось употребить всё своё влияние и связи в высших кругах третьего рейха, чтобы защитить Фаджиоли и отстоять для итальянского легионера возможность продолжить выступления в «Мерседес», так как по убеждению Альфреда в команде должны были выступать только сильнейшие пилоты, а других немцев, равных по классу Манфреду фон Браухичу и Рудольфу Караччиоле и не задействованных в «Ауто Юнион», просто не было в природе.

Однако, забегая вперёд, скажу, что своим заступничеством Нойбауэр только добавил себе головной боли на пару лет вперёд, но это совершенно отдельная история.

P.S. Да, было ещё одно последствие действий Фаджиоли в Испании-34. Караччиола поставил перед руководством «Мерседес» категорическое условие: если впредь будет отдаваться приказ на снижение темпа, обязательно информировать его, Караччиолу, насчёт выполнения этого приказа другими пилотами «Мерседес». К слову, это помогло ему не менее двух раз в следующем 1935 году сохранить первое место от аналогичных поползновений Фаджиоли. Такая вот история.

Автор статьи: ROMAN grosjean (апрель 2015 года).

1 Отзыв