Весь автогоночный мир (по крайней мере, значительная его часть) переживает по поводу несчастья, случившегося с Михаэлем Шумахером, и желает Михаэлю выздоровления и восстановления.
Между тем, жизнь - очень сложная штука. И уже не раз выкидывала такие фортеля, что человек, прошедший через все перипетии опаснейшей профессии гонщика «Формулы-1» (а в 50-е … 70-е годы прошлого века эта профессия была куда как опаснее, нежели в наше время), погибал или умирал в течение небольшого срока после завершения карьеры пилота.
Я составил этот список не потому, что ищу какие-нибудь аналогии со случаем, произошедшим с Михаэлем Шумахером (напротив, я привёл сроки, уже не имеющие отношения к Михаэлю, перешагнувшему их), а просто потому, что каждый человек из этого списка по своему уникален и, несмотря на небольшой срок жизни, выпавший каждому из них после завершения карьеры пилота «Формулы-1», достоин того чтобы о нём вспомнили. Просто вспомнили, без привязки к каким-либо событиям настоящего времени.
Не претендую на полноту списка, но вот те люди, которых я вспомнил опираясь на своё знание истории «Формулы-1».
Имена приведены в хронологической последовательности.
1. Майк Хоторн
Причина завершения карьеры: гибель на этапах Гран-При коллег по команде и друзей по жизни.
Майку было всего 29 лет. По меркам тогдашней «Формулы-1» возраст почти детский. Поэтому возраст ни в коей мере не мог являться причиной завершения карьеры. Причина была более жестокой.
Майк был весёлым и общительным человеком, поэтому при желании легко сближался с людьми. Так и с коллегами по команде «Феррари» Луиджи Муссо и Питером Коллинзом у него установились дружеские отношения. Особенно с Коллинзом, с котоорым они стали, что называется, закадычными друзьями и партнёрами по многочисленным совместным приключениям на светском, увеселительном и любовном фронтах.
Гибель Муссо на Гран-При Франции (точнее в госпитале через несколько часов после Гран-При от полученных травм) в первых числах июля 1958 года заставила Майка впервые задуматься о завершении карьеры. А когда всего через один этап Гран-При месяц спустя в Германии погиб и Коллинз, Майк был готов немедленно покинуть автогонки. Но тогда Энцо Феррари лишался бы претендента на титул в личном зачёте, и Инженьери приложил максимум усилий, чтобы уговорить Майка завершить сезон и в память о погибших друзьях поборотьсяч за титул. Но решение Майка о завершении карьеры по окончании сезона было окончательным и обжалованию не подлежало.
Дата и результат последней гонки: 19 октября 1958 года, Гран-При Марокко. Второе место в гонке, чемпионский титул по итогам сезона.
Диспозиция перед последним Гран-При (единственный из всех проведённых Гран-При Марокко, удостоившийся чести быть зачётным этапом Ф1) была следующей. Майку для гарантированного получения титула необходимо было просто набрать хоть какие-то очки в гонке. Задача на самом деле была не самой простой. Учитывая, что в ЛЗ учитывались только шесть лучших результатов из десяти (вообще-то одиннадцати, но на этапе в Индианаполисе никто из пилотов Ф1 не стартовал), очки Майк мог получить только за финиш не ниже второго места. Можно было обойтись и вовсе без набранных очков, но только в том случае если Стирлинг Мосс, единственный конкурент в ЛЗ, не набрал бы возможного максимума очков (победа плюс быстрейший круг, за который в те годы полагалось одно очко).
Выполнили свои задачи-максимум оба пилота. Стирлинг победил и показал лучшее время круга. Майк финишировал вторым и стал чемпионом мира.
С 1953 года Майк носил почётный титул первого британского пилота, победившего на зачётном этапе Гран-При Ф1. Теперь Майк стал и первым британским пилотом, выигравшим титул чемпиона Ф1. На этой мажорно-минорной (учитывая потерю друзей) ноте Майк и завершил карьеру пилота Ф1.
Дата и причина смерти. 22 января 1959 года. Автокатастрофа.
В интернете есть много версий того, что произошло утром 22 января 1959 года. У этих версий есть одна общая черта. На дороге общего пользования, мокрой после дождя, состоялось состязание на скорость между владельцами дорогих и престижных спортивных авто: Майком Хоторном на «Ягуаре» и Робом Уокером (владельцем одной из самых успешных частных команд Ф1, не строившей собственных болидов, а пользовавшейся исключительно клиентскими) на «Феррари».
В деталях версии расходятся, но остаётся фактом, что на скорости более чем в два раза превышающей разрешённую для данного участка трассы, Майк потерял контроль над своим автомобилем (возможные причины, приводимые в разных источниках: аквапланинг, попытка увернуться от встречного грузовика, приступ острой боли в почках - эта проблема преследовала Майка много лет) и врезался в придорожное дерево. Смерть экс пилота и чемпиона мира Ф1 наступила мгновенно.
С момента завершения Майком Хоторном карьеры в «Формуле-1» прошло 95 дней.
2. Грэм Хилл
Причина завершения карьеры: возраст, стремление сосредоточиться на управлении собственной командой.
46-летний Грэм проводил свой 19-й сезон в «Формуле-1». Третий год подряд он совмещал функции владельца команды Ф1 «Эмбасси-Хилл» и пилота своей собственной команды. Но после нескольких первых гонок 1975 года решил полностью сосредоточиться на управлении командой и вывел сам себя из числа боевых пилотов.
Дата и результат последней гонки: 10 мая 1975 года, квалификация к Гран-При Монако. Не прошёл квалификацию.
К моменту проведения Гран-При Монако Грэм был только руководителем команды. Но надо было знать отношение Грэма к Гран-При Монако. В тот момент он был единоличным рекордсменом по числу побед на этой легендарной трассе (пять триумфов). На один этот Гран-При Грэм волевым решением вернул себя в действующие пилоты. Кстати, благодаря этому Грэм стал третьим (и до настоящего времени последним) пилотом Ф1, после Джека Брэбэма и Брюса МакЛарена, принимавшем участие в официальных заездах гоночного уикенда на болиде, разработанном силами собственной команды Ф1.
До этого Грэм выступал за свою же команду только на клиентских шасси «Шедоу» и «Лола». Но, учитывая, что конструктор фирмы «Лола», отвечавший за клиентский болид для Ф1, был в 1975 году фактически командирован в «Эмбасси-Хилл», все дальнейшие доработки велись не на заводах «Лола», а внутри команды Ф1 и на средства, выделяемые командой, болид, получивший к Гран-При Испании (на котором Грэм уже не был пилотом команды) солидный пакет обновлений, был по сути не клиентским продуктом «Лола», доступным любому «частнику», имеющему желание и деньги, а настоящим ноу-хау команды «Эмбасси-Хилл». В связи с этим Грэм принял решение (согласовав его с руководством «Лола») о смене индекса болида. «Лола Т371» превратилась в «GH1» (Graham Hill model 1). Теперь все очки, зарабатываемые пилотами команды, шли не в копилку «Лола», а непосредственно самой «Эмбасси-Хилл».
Вот на ГП Монако Грэм Хилл единственный раз в своей карьере (и под самый занавес карьеры) отпилотировал болид Ф1 своего собственного имени. Как уже упоминалось в заголовке, не прошёл квалификацию. На этом карьера пилота Ф1 Грэма Хилла завершилась окончательно.
Было ещё несколько кругов по трассе перед глазами «своих» болельщиков на ГП Великобритании, но это был просто демонстрационный заезд, не вошедший ни в один из официальных протоколов того Гран-При.
Дата и причина смерти: 29 ноября 1975 года. Авиакатастрофа.
После тестов в Ле-Кастелло в конце ноября 1975 года, на которых на старом болиде обкатывались некоторые узлы и агрегаты для болида следующего сезона, команда «Эмбасси-Хилл» отправилась на родину. По установившейся к тому времени традиции, те сотрудники команды, кому не вменялось в обязанность сопровождать имущество команды, перевозимое наземным транспортом, добирались в Англию на личном самолёте своего босса, т.е Грэма Хилла, под его же личным управлением. Грэм был к тому времени уже опытным пилотом. Но обстоятельства…
Практически весь путь до Лондона сопровождался сильным встречным ветром, что привело к перерасходу топлива. За несколько километров до окраины Лондона, где находился аэропорт назначения, самолёт Грэма попал в сплошной туман с практически нулевой видимостью. Одновременно стало ясно, что на остатках топлива до аэродрома не дотянуть. Грэм принял решение идти на вынужденную посадку. А вот такого опыта, да ещё в таких метеоусловиях, у Грэма не было. При заходе на вынужденную посадку, самолет задел крыльями верхушки деревьев и упал на землю. Погибли все кто находился в самолёте. Помимо Грэма это были менеджер, конструктор и три механика команды. Эта трагедия положила конец и существованию команды «Эмбасси-Хилл».
С момента завершения Грэмом Хиллом карьеры в «Формуле-1» прошло 203 дня.
3. Гуннар Нильссон
Причина завершения карьеры: заболевание раком.
В 28 лет Гуннар проводил свой второй сезон в «Формуле-1» (и второй сезон в топ-команде). Казалось, что всё только начинается, но всё уже заканчивалось.
Гуннару повезло сразу попасть в «Лотус». И одновременно не повезло. Так как рассчитывать на стабильный успех в этой команде мог только её первый номер. А таковым в то время в «Лотус» был Марио Андретти.
Вот и под занавес сезона 1977 года наблюдалась картина, знакомая многим любителям Ф1 того времени. Команда переключилась на разработку болида следующего года (знаменитый автомобиль-крыло «Лотус 79», последний чемпионский болид Колина Чэпмэна), пренебрегая текущими вопросами. Андретти, команда ещё поддерживала ради более высокой позиции команды в Кубке Конструкторов (в то время в зачёт КК шёл только один (лучший) результат из показанных всеми пилотами одной команды, а Колин Чэпмен был любителем «складывать все яйца в одну корзину», ставя всё лишь на первого пилота и полностью пренебрегая вторым), а вот на Гуннара во второй половине чемпионата откровенно махнули рукой. Результаты не заставили себя ждать. В семи последних гонках сезона Гуннар не добрался до финиша ни разу. Ломалось всё, что только могло сломаться (в тех случаях, когда швед не попадал в гоночные инциденты). Сказывалась плохая подготовка болида к гонкам.
Может быть удручённость Гуннара своим положением в команде и постоянными отказами техники и не позволила пилоту сразу заметить признаки надвигающейся беды.
Не видя способов что-то изменить для себя к лучшему в «Лотус», Гуннар на сезон 1978 года подписал контракт с молодой, но очень в ту пору амбициозной командой «Эрроуз».
Однако в межсезонье проблемы со здоровьем стали настолько очевидны, что необходимость медицинского обследования уже не подвергалась сомнению. Обследование и выявило страшный диагноз – рак (так и не смог раскопать, какой же орган у Нильссона был поражён этим страшным недугом). Причём в той стадии, когда борьба уже ведется не за жизнь, а за величину отсрочки смерти.
На старт сезона 1978 года Гуннар уже не вышел. Он воевал на другом фронте.
Дата и результат последней гонки: 23 октября 1977 года, Гран-При Японии. Сход по техническим причинам за 10 кругов до финиша, до схода шёл вне очковой зоны.
Очень характерная гонка. Андретти на поуле. Гуннар, на таком же вроде бы болиде, во втором десятке стартового поля. Болиды соперников ломались, Гуннар понемногу поднимался вверх. Команда была не против тактически поддержать своего второго пилота, учитывая ранний сход Марио Андретти. Но Гуннар так и не смог претендовать на очки в этой гонке. Непонятная к тому времени повышенная утомляемость пилота в тех гонках, когда болид преодолевал таки большую часть дистанции, сказалась и сейчас. А потом в очередной раз отказала техника.
Дата и причина смерти: 20 октября 1978 года. Причина та же, что указана для завершения карьеры.
В последний год жизни Гуннар сделал очень много. Он основал Фонд, который должен был при высокой стоимости медицинских услуг в Швеции обеспечить широким слоям населения возможность проходить периодические медицинские обследования с целью выявления на ранней стадии опасного заболевания, а так же успешно лечить эту напасть. Очень удачно подобрал персонал для работы в Фонде, состоящий из увлечённых идеей и бескорыстных людей. Уже после смерти Гуннара, благодаря работе Фонда, смертность от заболевания раком в Швеции снизилась на многие десятки процентов. Были открыты филиалы Фонда и в других странах.
Одним из самых эмоциональных событий сезона 1978 года было посещение Гуннаром Гран-При Великобритании. Засвидетельствовать своё уважение экс пилоту Ф1, ведущему безнадёжную борьбу с раком на личном фронте, но начавшему успешную борьбу с этим врагом на фронте общественном, захотели многие люди из мира Ф1.
Одним из тех, кто побеседовал тогда с Гуннаром, был его соотечественник Ронни Петерсон. На примере этих двух людей видно всё коварство и опасность автоспорта. Обречённым на смерть из них двоих был Гуннар, но когда его сердце перестало биться в октябре 1978 года, на этом свете уже больше месяца не было Ронни.
Получив в стартовом завале Гран-При Италии переломы обеих ног и перенеся казалось бы удачную операцию, Ронни умер на следующий день. По официальной версии от жировой эмболии. По неофициальной от заражения крови вследствие врачебной ошибки при проведении операции.
Так в течение полутора месяцев Швеция лишилась обоих своих пилотов Ф1. Но Фонд Гуннара Нильссона действует и сейчас, продолжая благородное дело, начатое этим человеком.
С момента завершения Гуннаром Нильссоном карьеры в «Формуле-1» прошло 362 дня.