10.09.2025 13:57

Эксперт издания The Race Скотт Митчелл-Малм выразил недоумение по поводу штрафа Олли Бермана на Гран-при Италии.
На 41м круге гонки Гран-при Италии гонщик Williams Карлос Сайнс в 4м повороте пошёл в атаку на гонщика Haas Оливера Бермана, в результате чего машины столкнулись и вылетели с трассы. Стюарды рассмотрели данный инцидент и признали виновным гонщика американской команды.
«Стюарды рассмотрели видеозаписи и записи с борта автомобиля», — говорится в документе стюардов FIA. «Автомобиль 55 попытался обогнать автомобиль 87 по внешней траектории в четвёртом повороте, и его передняя ось оказалась впереди передней оси автомобиля 87 на апексе, что позволило ему занять место на траектории гонки».
Водитель автомобиля № 87 защищал свою позицию на внутренней части трассы вместо того, чтобы уступить её, и спровоцировал столкновение. Стюарды считают, что водитель автомобиля № 87 в основном виновен, и поэтому к нему применяется стандартное наказание за подобные инциденты».

Скотт Митчелл-Малм: «Я понимаю, почему основная механика столкновения на второй шикане выглядит неубедительно для Бермана. Но, как и в случае с Сайнсом на прошлой неделе, я просто не понимаю, как это можно считать штрафом, а не просто гоночным инцидентом.
Гоночные правила кажутся в некоторых отношениях слишком конкретными, в других — слишком расплывчатыми, а зачастую и слишком жёсткими. Они отдают приоритет действиям автомобиля, находящегося снаружи, чтобы занять место Сайнса, и при этом отсутствует информация о том, какую ответственность автомобиль, находящийся снаружи, несёт перед автомобилем, находящимся внутри, в данном случае.
Похоже, это явный пробел в правилах, поскольку то, какое пространство каждый гонщик должен оставлять другому, является основополагающим фактором в жестких, но справедливых гонках.
В этом случае стюарды установили, что Сайнс заслужил «право на гоночную траекторию», оказавшись впереди на апексе, что по сути означает, что это был «поворот Сайнса».
В этом нет ничего плохого. Сайнс имел полное право занять место рядом с Берманом, поскольку он делал совершенно законный ход и вырвался вперёд.
Но это было не то же самое, что инцидент Сайнса с Пьером Гасли в Венгрии, когда Гасли ехал позади на входе во второй поворот, а затем откровенно выехал слишком далеко, не оставил места на краю трассы и врезался в Сайнса.
На этот раз у Сайнса было место. Берман не вытеснил его, потому что контакт произошёл так рано, что они так и не добрались до этого участка трассы. И в этом можно винить обоих гонщиков. Ведь если бы Сайнс оставил чуть больше места, а Берман всё равно в него врезался, то вина, без сомнения, была бы на Bearman. Но это было похоже на ненужное столкновение, в котором участвовали оба гонщика, и, следовательно, на гоночный инцидент.
Сайнс не полностью завершил маневр по внешней траектории перед зоной торможения, хотя и был практически впереди, а переднее крыло Bearman висело рядом с задней осью Сайнса, когда они ударили по тормозам.
Берман мог просто смириться с поражением. Стюарды даже заявили, что Берман защищал свою позицию, «вместо того, чтобы сдать её», что странно видеть в официальном документе, поскольку это можно истолковать так, будто Берману следовало просто позволить себя обогнать. Если машина гонится за безнадёжным исходом или теряет управление, это может быть справедливо, но Берман, похоже, не был таковым, и в отчёте сюзеренов нет никаких доказательств обратного.
В конечном итоге Берман получил право попробовать пройти по внутренней траектории, сблизился на торможении и задолго до поворота приблизил передние колёса к задним колёсам Сайнса. Таким образом, Сайнс полностью контролировал дальнейшие события, и его траектория в повороте близка к нормальной.
Как только Сайнс выехал на эту траекторию, у Бирмана не осталось ни единого шанса избежать столкновения, поскольку его траектория была определена, и он уже тормозил на пределе своих возможностей. Сайнс видел ситуацию иначе и утверждал, что оставил машину на ширине траектории, что спорно, поскольку сложно представить, где машина могла бы поместиться между его внутренними колёсами и приподнятым поребриком на апексе.
Он также утверждал, что сам затормозил так поздно: «Не думаю, что тот, кто ехал по внутренней траектории, мог бы затормозить позже», но Берман затормозил, и «именно это стало причиной столкновения». Стюарды, безусловно, согласились, но жаль, что в их отчёте не упоминается ни положение Сайнса, ни недостаточная ширина машины по внутренней траектории, ни тот факт, что эти факторы способствовали инциденту. Понимание того, имеет ли это какое-либо значение для принятия решения, крайне важно для определения того, что разрешено, а что нет.
Единственный логичный вывод, который можно сделать, заключается в том, что гоночные правила снова привели к ситуации, когда всё, что имеет значение, — это расположение двух машин в фиксированной точке — в данном случае на апексе. Следствием этого является то, что пока машина X находится в каком-то положении относительно машины Y, они могут делать всё, что угодно.
Это не поможет гонкам, в которых и заключается суть правил. Всё наоборот. Это полностью исключает контекст и общую ответственность из уравнения.
Если так будет продолжаться, «гоночные инциденты» со временем прекратятся, будет только больше вины, и навязчивая идея о том, что кто-то прав, а кто-то другой наказан, выйдет из-под контроля».
Стоит отметить, что в этом инциденте британский новичок заработал два штрафных балла за столкновение с Карлосом Сайнсом. Таким образом, в его суперлицензии уже 10 баллов. Ещё два, и Берман будет автоматически отстранен на одну гонку.
Ситуация усугубляется тем, что ближайшие штрафные очки пилота Haas сгорят лишь 1 декабря, то есть когда в календаре текущего сезона останется только финал в Абу-Даби. Это значит, что семь предстоящих Гран-при Берман должен провести максимально осторожно, чтобы избежать новых штрафных баллов и отстранения...
