Почему в Ф1 не в восторге от Майкла Андретти?

16.01.2023 10:20

Andretti Cadillac

В начале этого года из-за океана пришла новость - Andretti Global объявили о сотрудничестве с General Motors – американская команда планирует выступать в Формуле 1 вместе с Cadillac. Желание Майкла Андретти получить право выступать в Формуле 1 известно давно, но все шаги в этом направлении разбивались о европейскую бюрократию, не оставляя и малейших шансов на положительное решение. Однако объявленный альянс не просто союз по интересам, это уже нечто большее.

В четверг (05.01.2023) Андретти подтвердил, что если его заявка будет одобрена, то команда будет выступать в Формуле 1 при поддержке бренда Cadillac, который принадлежит General Motors. Базироваться Andretti Cadillac будет в США, а в Великобритании команда откроет вспомогательную базу.

Andretti Global

Формула 1 ответила на это сообщение достаточно сдержано. Лично у меня создалось впечатление, что бренды калибра Cadillac приходят в приемную Мохаммеда бен Сулайема чуть ли не еженедельно и он отбивается от них как от назойливых мух. Однако, как выяснилось через три дня Болидоуважатый босс внимательно прислушивался к реакции своих подчиненных и остался несказанно удивлен неоднозначной реакции. По ходу что-то непонятное творится в этом королевстве, если король узнает о мычании подчиненных через СМИ. Однако Босс продемонстрировал власть и сказав грозное «фу», пообещал скорый прием заявок для желающих посадить на диету свой банковский счет.

Не секрет, что для того, чтобы стать новым членом Королевской Конюшни недостаточно согласия ФИА или его босса, необходимо еще и одобрение всего сообщества команд. И тут выяснилось, что «за» готовы сказать только в Alpine, да и то при условии, что американцы будут покупать у них силовые установки, которые будут брендироваться как Cadillac. Короче, все в стиле Ф1 – с паршивой овцы хоть шерсти клок.

Майкл АндреттиЧерез некоторое время Майкл заявил о том, что у него уже два союзника в Ф1, к союзникам присоединились Маки, а основная причина в негативной реакции автогоночного сообщества заключается в чрезмерной жадности боссов команд. Дословно: «Всё дело в деньгах. Во-первых, они думают, что потеряют десятую часть призовых. Но ещё больше они волнуются, что к нам уйдут все американские спонсоры. Команды слишком жадные, они думают только о себе, а не о том, что будет лучше для развития Формулы 1. Нас поддерживают только Alpine и Зак Браун из McLaren Racing – это два наших союзника».

Прошло еще парочка дней и промелькнула новость, что команды предлагают увеличить вступительный взнос для нового коллектива с 200 до 600 вечнозеленых лимонов. Конечно, для дядей из General Motors это не сумма, чтобы отказаться от намеченных планов, но факт остается фактом, команды начинают быть похожими на меркантильных шакалов в сезон дождей.

Теперь попробую сформулировать свое видение проблемы. Я абсолютно уверен лишь в том, что весь сыр-бор между Андретти и остальными командами Ф1 заключается далеко не в финансовой стороне вопроса. Но если честно, то озвученные аргументы: потеря части призовых, потеря спонсоров и увеличение вступительного взноса – не более чем ширма. Для того, чтобы понять причины негативной реакции команд надо копать глубже.

HAASВспомните последних соискателей в ухажеры к Королеве Автоспорта, корни которых происходили из Америки. В первую очередь на ум приходят Virgin и HAAS. Если кто-то расскажет мне, что от их яркого участия Формула1 что-то конкретное в своем имидже прибавила, то я как минимум засмеюсь. Может они привели великих американских пилотов? Значительно расширилась география гонок? Глобально увеличилась аудитория? Команды способствовали технологическому прорыву и привнесли инновации? На все вопросы ответ один - нет. Тогда в чем их польза? По большому счету они юзали европейские человеческие ресурсы и слегка раскошелились на аренду помещений и производственных площадей. Всё! Новые трассы это не для европейцев, эти трассы будут работать на Америку и в Европу особых поступлений не принесут.

Вы можете представить себе дополнительную стаю из пары сотен самолетов Boeing 787 Dreamliner которые 3-4 раза в год перевозят в Америку и назад фанатов Ф1 на гонки, которые проходят на американских трассах? Я не могу, но если этого нет и никогда не будет, то зачем Европе забугорные трассы? В Европе есть десяток своих, пустующих или редко используемых. Мне возразят – а расширение глобального рынка, популяризация Ф1, реклама и прочая лабуда! Да фигня все это на постном масле. Новый рынок, пусть даже такой большой как Америка – это прежде всего геморрой, и не каждый готов его приобрести по собственной воле одномоментно.

Нет, подвижки, безусловно, есть. Чего стоят «радости» просмотра прямой трансляции в 24-00 или в 5-00 утра. Особая удача для европейцев - просмотр культурной программы с участием заокеанских звезд в «удобное» для зрителей время. Тогда, где плюсы, я Вас спрашиваю? Американский рынок уже перенасыщен автоспортивными мероприятиями различного калибра, на любые вкусы и в удобное для потребителя время. Вклинить туда еще 2-3 мероприятия в принципе можно, но при дальнейшем расширении придется задвигать за плинтус кого-то из своих. А оно им надо?

Особый бонус для боссов Ф1 – личное участие в американских Гран При. Посмотрите на их удивительно свежие (серовато-зеленые) лица и ответьте на вопрос: «Как увеличение расписания на 2-3 заокеанских гонки скажется на их самочувствии?». И это с учетом того, что американцы просят развести гонки по календарю, чтобы зажечь аудиторию и поднять хороший кэш. Помнится Берни не каждый год посещал гонки в Японии и Гонконге, только потому что это удар по организму ниже пояса. Понятно, что нынешние боссы помоложе, но радости от этого у них больше не становится.

Есть еще несколько «кривых» аргументов, которые по моему мнению далеко не способствуют энтузиазму боссов Ф1 при решении вопроса о принятии в свой круг конюшни Майкла Андретти. Наверняка у каждой из команд свои аргументы, которые не все готовы вынести на суд общественности. Кроме того, усилия ФИА по повышению привлекательности Ф1 для автопроизводителей путем фиксирования верхнего уровня бюджета пока не привели к буму заявок, да и не известно, клюнут ли европейцы в своей массе, а ведь есть еще Япония, да и Китай, как целина для автопрома пока никак себя не проявил. Кроме того, не стоит забывать, что Формула 1 всегда была вершиной, а вершина не может быть резиновой, чтобы уместить всех желающих.

2 Отзыва