Ограничение бюджета: выстрел в ногу или кара?

15.01.2023 15:31

ФИА

Проблема ограничения бюджета не нова для Формулы 1. На мой взгляд основная причина, которая заставила БигБоссов Ф1 ввести эту процедуру заключается в том, чтобы исключить доминирование одной из команд. Очевидной и единственной целью в таком случае является Мерседес, который на протяжении восьми сезонов подряд забирал все Кубки Конструкторов. Я уже слышу возмущенные отзывы фанатов и радостные вопли соперников – цель в сезоне 2022 достигнута! Однако я бы не был так однозначен. Свято место пусто не бывает. Низложив нового гегемона, на арену вернулся старый. Однако давайте посмотрим на эту проблему с разных точки зрения.

Официальная высказана президентом FIA Мохаммедом бен Сулайемом, который считает, что ограничение бюджетов в Формуле 1 – более действенная мера, чем ограничение подачи топлива или установка балласта в других сериях.

Точка зрения команд. Те у которых бюджет значительно снизился жалуются на сокращение возможности в плане разработки и внедрения технологических инноваций. Другим коллективам, там, где бюджет не изменился или его потолок до сих пор не достижим, «выравнивание бюджетов» кажется чуть ли не возможностью бросить вызов своим продвинутым собратьям. Ключевое слово в данном случае – кажется. Но лидеры как были далеко впереди, так и остались. Только технические проблемы сегодня мешают отдельным болидам топ-команд закончить гонку, а сногсшибательное везение или проливной дождь позволяют аутсайдерам победить в квалификации или приехать на подиум. Это результат работы FIA по ограничению бюджетов?

Старые и быстрыеМнения болельщиков тоже разделились. Одним не нравится, что искусственно ограничены возможности топ команд, другим нравится, что борьбы между гонщиками на трассе стало больше, а значит гонки стали более зрелищными и менее предсказуемыми. Сколько людей, столько мнений. Статистика говорит об увеличении количества обгонов. Заметьте, количества, а не качества. Обгоны давно стали опережениями по причине включения ДРС или повышенной жесткости или износа резины у обгоняемого болида. Это результат борьбы за зрелищность? Как, в данной ситуации, найти общий знаменатель, который бы более-менее устраивал всех. Задача не из простых.

Попробую высказать свою точку зрения на эту проблему. Для меня Формула 1 всегда была платформой, на которой разрабатывались и внедрялись смелые технические решения, которые со временем перекочевали в нашу реальную жизнь. Не буду перечислять, об этом уже много сказано. Если смотреть на разноплановость конструкций, то мне сегодняшняя гибридная эра не очень симпатична. Все болиды как двоюродные братья близнецы. Попробуем убрать рекламные наклейки с болидов и экипировки пилотов и выстроить болиды на решетке в стиле так сказать «ню». Не многие фанаты с 20 метров смогут найти любимого пилота любимой команды. Скажу больше, в режиме гонки далеко не каждый журналист или иксперд из паддока смогут правильно определить объект, который буквально вчера описывали.

Макс и РиккиИными словами, работа ФИА по унификации узлов, агрегатов и систем привела к тому, что на стартовой решетке выстроились клоны. Истинные знатоки мне возразят – зато под капотами они абсолютно разные и результаты на треке это подтверждают. Все так, но на мой взгляд было интересней видеть 3-5 разных решений внешней компоновки пусть и с одинаковым двигателем. Через гребенку Его Величества Регламента сегодня выходят монстры, которые различаются по мощности мотора на 1,5 – 2,0 %, а по времени прохождения круга не более чем на 7%. При этом многие пилоты буквально из кокпитов выпрыгивают чтобы добыть эту самую победу. По факту на треке мы видим не борьбу времен Сенны и Шумахера, а опережения времен Феттеля и Хэмилтона. Сомневаюсь, что наступающая эра Ферстаппена – Расселла будет веселей. Какие перспективы, если ситуация сродни той, что описал Высоцкий – Где деньги Зин?

Скажу честно, я не знаю рецепта для лечения этой болезни. На стадии обсуждения нового регламента на моторы и Спортивного регламента высказывалось много революционных идей, но по факту они так и остались воплем вопиющего в пустыне. Поэтому в то, что рецепт повышения зрелищности Формулы 1 лежит в области унификации систем и выравнивания бюджетов не верю категорически. Но еще больше не верю мноюуважаемому президенту FIA Мохаммеду бен Сулайемому, когда он говорит, что команды не будут пытаться скрыть расходы. Будут, и еще как будут - ибо в Формуле 1 ради славы, КК и титула в личном зачете могут продать не только мать родную.

5 Отзывов