Как вы думаете, кто лучший конструктор Формулы 1? Попробуйте набрать это в поисковиках, и вы, главным образом, увидите имя Эдриана Ньюи, что не удивительно, учитывая прошлогодний успех Red Bull. Но так ли это на самом деле, и как вообще можно определить лучшего конструктора? Ответ на этот вопрос рискует быть очень и очень субъективным, но давайте попробуем.
Первым делом надо определить, по каким критериям можно оценить конструктора. В идеале, нужно учитывать количество и качество реализованных идей, количество набранных очков, надежность техники и т.д., но такой путь представляется чрезвычайно сложным и выходит за рамки данного материала. Поскольку в Формуле 1, как говорят, 95% успеха зависит от техники, а 5% - от пилота, то выигрыш чемпионского титула может быть достаточно хорошим показателем эффективности конструктора, поэтому давайте примем его за основу и подсчитаем, сколько титулов выиграли разные конструкторы за последние два десятка лет, начиная с 1990-го года. Вторым делом учтем, что ведущие конструкторы создавали свои болиды не в одиночку, над каждой машиной трудились целые отделы, поэтому включим в список сразу нескольких ключевых сотрудников: технических директоров, главных конструкторов, главных аэродинамистов. По логике, в список должны были попасть и главные мотористы, но поскольку в Формуле 1 самостоятельно строят моторы только Ferrari, Renault и Mercedes, а остальные команды получают их со стороны, правильнее будет их не учитывать.
Итак сводная таблица , команды разработчиков чемпионских машин с 1990 по 2012 годы, а также, команды разработчиков чемпионских машин с 1990 по 2012 годы:
Год-Машина-Техн.директор-Глав.конструктор-Глава аэродин.-Пилот--КК
1990 McLaren MP4/5B-нет ------Нил Оутли--------- нет-Айртон Сенна -----КК
1991 McLaren MP4/6--нет----Нил Оутли--Анри Дюран-Айртон Сенна-----КК
1992 Williams FW14B-П.Хэд-Э.Ньюи------Э.Хамиди---- Н.Мэнселл---------КК
1993 Williams FW15C-П.Хэд- Э.Ньюи-----Э.Хамиди-----Ален Прост--------КК
1994 Benetton B194--Р. Брон-Рори Бёрн-Н.Томбасис--М.Шумахер
1994Williams FW16В- П.Хэд- Э.Ньюи- Э. Хамиди-----------------------КК
1995 Benetton B195- Р. Брон- Рори Бёрн-Н.Томбасис-М.Шумахер ------КК
1996 Williams FW18- П.Хэд- Э.Ньюи- Э. Хамиди-Деймон Хилл------------КК
1997 Williams FW19- П.Хэд-Э.Ньюи- Д.Уиллис-Жак Вильнев--------------КК
1998 McLaren MP4/13- Э.Ньюи- Нил Оутли- А.Дюран-Мика Хаккинен--КК
1999 McLaren MP4/14-Э.Ньюи-Нил Оутли- А.Дюран-Мика Хаккинен
1999 Ferrari F399- Р.Брон- Рори Бёрн- Н.Томбасис--------------------КК
2000 Ferrari F1-2000- Р.Брон- Рори Бёрн- Н.Томбасис-М.Шумахер------КК
2001 Ferrari F2001-Р.Брон- Рори Бёрн- Н.Томбасис-М.Шумахер---------КК
2002 Ferrari F2002- Р.Брон- Рори Бёрн- Н.Томбасис-М.Шумахер--------КК
2003 Ferrari F2003- Р.Брон- Рори Бёрн- Н.Томбасис-М.Шумахер--------КК
2004 Ferrari F2004- Р. Брон-Рори Бёрн- Джон Айли-М.Шумахер---------КК
2005 Renault R25- Б.Белл-Тим Деншам- Дино Тозо-Ф.Алонсо-----------КК
2006 Renault R26- Б.Белл- Тим Деншам- Дино Тозо-Ф.Алонсо----------КК
2007 Ferrari F2007-М.Альмондо- Н.Томбасис-Джон Айли- К.Райкконен
--------------------------Альдо Коста------------------------------------------------------КК
2008 McLaren MP4/23-Пэдди Лоу-Нил Оутли-Дуг Маккирнан-Л.Хэмилтон
2008Ferrari F2008-А. Коста - Н.Томбасис-Джон Айли -------------------------КК
2009 Brawn BGP-001- Йорг Цандер- Лоик Бигуа-Дженсон Баттон ----КК
2010 Red Bull RB6- Э.Ньюи- Р.Маршалл- П.Продрому-С.Феттель----КК
2011 Red Bull RB7- Э.Ньюи- Р.Маршалл- П.Продрому-С.Феттель ----КК
2012 Red Bull RB8- Э.Ньюи- Р.Маршалл- П.Продрому-С.Феттель ----КК
*На самом деле Альдо Коста в 2007-ом занимал «переходный» пост главы разработки и внедрения, а техническим директором был Марио Альмондо. Коста стал техническим директором в 2008 году.
Стоит заметить, что в таблицы не попали конструкторы, работавшие в командах в роли консультантов - Стив Николз в McLaren в 1998 и 1999 годах и Рори Бёрн в Ferrari в 2007 - поскольку очень сложно оценить их вклад в разработку болидов.
Кроме этого, непонятно, какую команду считать победителем зачета конструкторов в 2007 году, поскольку, как мы помним, McLaren набрал 218 очков против 204 у Ferrari, но Кубок достался Ferrari по политическим причинам.
По сумме двух таблиц получаем количество титулов, выигранных каждым тех директором ,главным конструктором, главным аэродинамиком:
В качестве технического директора :
1)Росс Брон7(чемпионство)+7(КК)=14+2 титула в качестве владельца
2) Эдриан Ньюи 5+5=10
3)Патрик Хэд 4+5=9
В качестве главного конструктора
1) Рори Бёрн 7+7=14
2) Нил Оутли 5+3=8
3)Эдриан Ньюи 4+4=8
4) Боб Маршал 3+3=6
В качестве главного аэродинамиста
1) Николас Томбасис 7+8=15
2)Эгбал Хамиди 3+4=7
3) Питер Продрому 3+3=6
3)Анри Дюран 3+2=5
3)Джон Айли 2+3=5
Стоит заметить, что связка Брон-Бёрн-Томбасис – та самая «команда-мечта», которая обеспечила Михаэлю Шумахеру все его 7 чемпионских титулов, сперва в Benetton, затем в Ferrari (за исключением, пожалуй, 2004 года, когда Томбасиса сменил Джон Айли).