Сенна vs Прост. Испытание на разрыв. Часть III - начало

23.06.2013 14:45

Сенна vs Прост. Испытание на разрыв.

Часть 3.

Однажды Берни Экклстоун, президент FOCA и самый главный промоутер Формулы-1, произнес такие слова: "Прост? Сенна?! П-ф-ф... стоит Шумахеру выиграть еще пару-тройку гонок, как о них напрочь забудут". С тех пор как Берни потряс мир этим откровением, Шумахер успел выиграть уже почти два десятка Гран-при. Но разве от этого что-нибудь изменилось? Разве кто-нибудь из тех, кто знал и видел, какой была Формула-1 до Шумахера, забыл великих братьев-врагов? Формула-1 сегодня стала другой. И продолжает меняться. Хотя большинство действующих лиц этого грандиозного театра остались прежними, играют они несколько иные роли. И живут по другим часам. Но, пытаясь обрести утраченную гармонию, снова и снова оборачиваются назад в поисках эталона. Годы, прожитые Формулой-1 под магической аурой противостояния Алена Проста и Айртона Сенны, за девять лет лишь дважды уступавших титул чемпиона кому-то третьему, были еще более несвободны от потрясений, чем сейчас. Да, это была война. Но война красивая, ведшаяся двумя искуснейшими противниками по правилам, священным для обоих, и в чем-то не совсем настоящая. Ибо, где вы видели противников, которые стремились не уничтожить друг друга, во что бы то ни стало, а – сохранить?! Они вдвоем составляли единое целое, сотканное из противоречий щедрое до безумия, взбалмошное, чудовищно эгоистичное, сверхамбициозное, в чем-то – очень щепетильное и в высшей степени благородное, в чем-то – склочное, по-детски мстительное и ревнивое. И, тем не менее, в их отношениях было та самая гармония, которая исчезла с их уходом. Может, поэтому Флавио Бриаторе как-то сказал: "Самое лучшее, что может случиться с Формулой-1, это возвращение Алена и Айртона".
Ольга ЛИНДЕ.


Снова и снова перебирая бесчисленные вырезки из старых газет и журналов, рассматривая архивные фотографии или кадры видео хроники, перечитывая многочисленны биографии и автобиографии моих героев, я снова и снова убеждаю себя: об ЭТОМ надо ПИСАТЬ роман или снимать многосерийный фильм. И снова и снова понимаю, что, даже написав и сняв, все равно не смогу быть уверена, что рассказано о самом драматическом противостоянии за всю историю Формулы-1 в самом деле ВСЁ. Ибо ключевой момент этой страстной эпопеи до сегодня остается тайной за семью печатями...


9 августа 1991 года. Пятница накануне Гран-при Венгрии. Два часа жизни двух великих гонщиков, о которых мы знаем только то, что знаем: что за эти два часа, проведенных за закрытыми дверями моторхоума фирмы Эльф, двое мужчин с глазу на глаз сумели освободиться от тяжелой ноши прошлого и заглянуть в будущее. Во время этого очень личного и очень трудного разговора, по сей день остающегося достоянием только их двоих, они чем-то изрядно озадачили друг друга. Озадачили – и обезоружили одновременно, ибо после того дня их отношения на трассе и вне ее уже не носили характера обнаженного острого противостояния. Нет, они не перестали ворчать друг на друга, ссориться и мириться, но все это скорее в силу некоей привычки. После Венгрии-91 даже такая опасная тема, как две серии Сузуки, стала всего-навсего поводом для шуток.
8 сентября 1991 года. Гран-при Италии. Гонка приближается к финишу. Лидирует Найджел Мэнселл на Вильямсе, Сенна на МакЛарене 2-ой вынужден заехать в боксы за свежей резиной, после чего Прост на Феррари, обнаруживает себя на третьем месте! Это – после трех-то сходов подряд! Но в этом году Феррари не конкурирует не только с набирающим силу Вильямсом, но и теряющему ее МакЛарену, а потому за пару кругов до клетчатого флага Айртон Алена нагнал. Очевидцы, хорошо запомнившие, чем кончилось итальянское примирение 90-го, затаили дыхание – и... ничего не произошло: Ален спокойно позволил Айртону пройти себя в повороте по внутреннему радиусу – мир, брат... А на пресс-конференции воцарилось вдруг такое легкомысленное веселье, от которого за последние пару лет журналисты уже отвыкли. Мэнселл, сохранивший еще надежды на чемпионский титул, рассказал, что намерен не позволить Сенне перевести дух. Сенна, которому было вполне комфортно в той позиции, в которой он находился (18 очков преимущества над англичанином), улыбнувшись, заметил, что намерен, выиграв две следующие гонки, решить вопрос в свою пользу не с помощью Сузуки. Пресс-центр, окунувшийся в воспоминания, сначала затих, потом робко засмеялся, а поймав озорной взгляд, адресованный бразильцем подхватившему тему французу, расхохотался, ибо Прост произнес: "Какое счастье, что я смогу наблюдать за развитием событий на Сузуке со стороны!"
Нет, эти двое ничего не забыли. Но, сохраняя свое человеческое, чемпионское достоинство, сумели простить.
20 октября 1991 года. Гран-при Японии. Выиграть в Эшториле и Хересе Сенне не удалось – вопрос о короне должен был решиться снова на Сузуке, хотя отлетевшее в Португалии правое заднее колесо Уильямса и сделало шансы Мэнселла лишь арифметическими. В 5 часов 20 минут утра по среднеевропейскому времени, в тот момент, когда отказавшие тормоза вывели из игры усатого англичанина, на 9-м круге Гран-при Японии Сенна стал трехкратным чемпионом мира. И на пресс-конференции, словно задавшись целью не тащить за собой в будущее, где они с Аленом будут на равных, на законном основании, ничего из груза прошлых лет, признал, что год назад пошел на столкновение сознательно!
Сенна: "Да, я способствовал тому, что случилось. Но я за это не ответственен!"
А Прост? Он мог только смеяться сквозь слезы, слушая эти слова...
30 октября 1991 года. Австралия. Порт-Дуглас. Пляжи Большого барьерного рифа – традиционное место коротких каникул Формулы-1 между японским и австралийским этапами. Роскошные номера пятизвездочного отеля Шератон Мираж Порт Дуглас Ресорт были в эти несколько дней временным пристанищем Алена Проста и Айртона Сенны. Ранним утром в номере 1116, где квартировал француз, раздался телефонный звонок – адвокат Алена Жан Шарль Руге известил своего клиента о том, что в 15 часов 29 минут (а в Европе была еще вторая половина дня 29 октября) Феррари специальным коммюнике расторгла контракт с Простом. Сезон-91 для трехкратного чемпиона мира был закончен – разрыв вступал в силу немедленно. Поначалу взбешенный Прост хотел дать в Аделаиде пресс-конференцию, но его адвокатам, намеревавшимся передать дело в суд, удалось погасить пожар.
Вечером 31 октября 1991 года толпы пишущей и снимающей прессы осаждали зал прилетов международного аэропорта Аделаиды. Ждали Проста. Дождались... Сенну, прилетевшего последним рейсом. Поскольку больше спросить было не у кого, то с вопросом – "где Прост?! " – пресса ринулась к Айртону.
Сенна: "Ален? Мы разговаривали сегодня утром. Он был спокоен. А днем улетел в Европу, - пресс-конференции в Аделаиде не будет. Его отсутствие в гонках – огромная потеря и самая злая несправедливость. Я хочу, чтобы он вернулся!"
Этого хотел не только Сенна. Этого хотели многие. В первую очередь – Рено. Патрик Фор, генеральный директор фирмы из Вири-Шатийон, сказал: "Черт бы побрал эту Феррари! Мы в дурацком положении – все контракты на будущее подписаны, а Прост без работы"… Засуетился Фрэнк Уильямс, осторожно намекнувший, что всегда мечтал иметь француза в своей команде. Более конкретно выразился Рон Деннис, патрон Макларена: "Я готов восстановить дуэт Сенна - Прост. Но... не завтра, а в несколько более отдаленном будущем".
92-й оказался самыми длинными каникулами в жизни гонщика по имени Ален Прост. Хотя вплоть до старта первого этапа очередного чемпионата – Гран-при ЮАР в Кьялами сохранялось ощущение, что Прост-таки выйдет на старт за рулем... Лижье! Несколько дней Ален тестировал на Поль Рикаре в Ле-Кастелле новенький JS 37 и даже установил на нем рекорд круга, побитый лишь Уильямсом FW14 Риккардо Патрезе.
21 февраля 1992 года парижская газета L'Equipe вышла с шапкой "Прост стартует!" А 25 февраля 1992 года в 16 часов 30 минут по среднеевропейскому времени Лижье в официальном коммюнике сообщил, что великого француза за рулем синих в сезоне-92 не будет... Мир гудел, а Прост катался на лыжах в Мерибеле, готовясь – впервые за последние тринадцать лет! смотреть Формулу-1 по телевизору. (24 февраля у Проста день рождения, – примечание)
92-й поначалу ничем не нарушал венгерского перемирия лучших из всех врагов: начиная с Гран-при Испании Прост поселился в комментаторской кабине французского канала TF1, с которым подписал трехлетний контракт в качестве консультанта, Сенна в одиночку – и безуспешно – сражался с набравшими наглость хода Уильямсами. Объективно говоря, в 92-м Сенна вел машину лучше, чем когда-либо прежде. Но, впервые за пять последние лет в его руках был болид, не позволявший бороться за титул чемпиона мира. И, тем не менее, на доходяге - МакЛарене он ухитрился выиграть три гонки, правда, при этом черпая резервы откуда-то из запредельных глубин собственного гения.
20 марта 1992 года. Гран-при Мексики. Пятница. Первая квалификация. Пытаясь хоть как-то нейтрализовать ужасающее преимущество FW14В, Сенна вел МР 4/6В на пределе возможного – и в быстром S-образном повороте на высочайшей скорости сорвался с апекса...
Сенна: "Это был очень сильный удар. Когда я попытался самостоятельно выбраться из машины, почувствовал сильнейшую боль в ногах. Я был уверен, что сломал обе". Спустя десять минут после удара Айртона извлекли из поврежденного МакЛарена и в медицинском центре автодрома имени братьев Родригес профессор Сид Уоткинс констатировал, что Сенна - очень счастливый человек: оказалась повреждена лишь левая голень – трещина.
17 мая 1992 года. Гран-при Сан-Марино. После четырех подряд сходов Сенна наконец-то финишировал на подиуме. Третьим. Но церемония награждения прошла без него – довести МакЛарен до финиша потребовало от бразильца столько сил, что в закрытом парке он двадцать минут оставался в кокпите в полусознательном состоянии...
31 мая 1992 года. Гран-при Монако. Первая победа Сенны в сезоне-92 – и пятая на улицах карликового княжества. Эту гонку невозможно забыть. Мэнселл в шестой раз подряд в этом году стартовал с поул-позишн и всю гонку лидировал. Сенна мог надеяться только на чудо. И оно произошло – Мэнселл, повредив в тоннеле колесо (на самом деле, Биг Найджа застал врасплох неожиданно просевший зад машины на огромной скорости в туннеле, и он отправился в боксы, думая, что произошел медленный прокол, механики завозились, но, наконец, поменяли резину, как впоследствии оказалось, от вибраций на кочковатой трассе раскрутилась гайка заднего колеса, – примечание), на 71-м круге был вынужден заехать в боксы. Оттуда он вернулся на трассу вторым. Семь кругов до финиша – и почти семь секунд преимущества для Сенны. Бразилец был предельно уставшим, его резина – предельно изношенной, а его преследовал могучий соперник, пусть тоже уставший, но на свежей резине и за рулем самой совершенной машины чемпионата. За три круга до финиша Мэнселл Сенну догнал. А вот обогнать не смог. Уильямс уперся в задний спойлер Макларена, чей пилот едва заметными поворотами руля удерживал единственно правильную траекторию. Он не метался из стороны в сторону, как это делают нынешние лидеры, защищая свое, он вел машину холодно и спокойно, но каждый раз, когда Мэнселлу казалось – вот он, коридор для обгона – пространство оказывалось "уже необходимого" ровно на ширину колеса... 50-й Гран-при Монако был бенефисом Айртона Сенны.
Прост: "Ни одна другая победа Айртона не была столь вызывающе красивой. Нет в этом мире другого человека, который бы мог побеждать в гонках на машине, абсолютно для этого не приспособленной".
Понаблюдав за теми пытками, которыми оказывалась для Сенны в 92-м практически любая гонка, легко понять, почему ему так хотелось сменить образ жизни. А сделать это можно было лишь одним способом – оказавшись в Уильямсе. Мир Формулы-1 – тесный мир, здесь ничто и никогда не бывает тайной по-настоящему. И все прекрасно знали, что Фрэнк Уильямс ведет игру за право обладать в будущем году Аленом Простом. Но разве мог такой боец, как Сенна, спокойно наблюдать за тем, как его главный соперник прибирает к рукам машину его мечты?
В Монреале, на пресс-конференции с победителем квалификации (а на автодроме имени Жиля Вильнева Айртон впервые с Аделаиды-91 стоял на поуле) Сенна позволил себе первую шпильку в адрес отсутствующего Проста: "Ален в настоящий момент не гонщик, а телекомментатор, но он весьма силен и вне кокпита".
Прост, участвовавший в авиационном шоу в Ле Бурже, во Франции, не мог остаться равнодушным к проявлению внимания со стороны Сенны
Прост: " Не вижу никаких препятствий к тому, чтобы восстановить наше партнерство с Айртоном. Честно говоря, возможность возобновления подобных отношений с Мэнселлом тревожит меня гораздо больше".
А сам, прекрасно сознавая, насколько Сенна лакомый кусок для любого владельца команды, но, не желая еще воссоздать прежний дуэт (что такое голодный до побед Айртон, он знал на собственной шкуре!) – поторопился оговорить за собой контрактное право получить свободу, если Фрэнк захочет посадить с ним рядом бразильца.
Окончательно на приступы бастионов Уильямса Сенна ринулся летом, после того, как стало известно: Хонда прекращает участвовать в Формуле-1. Разгорелась третья серия "нормальной войны", как называл ее Прост (смотрите вырезку из книги Хилтона о словесной дуэли Сенны за место боевого пилота за рулем Уильямса’93, адресованной Просту, в конце этой статьи, – примечание).
Прост: " Айртон – немыслимо другой человек, и иногда отчужденный до какого-то непередаваемого уровня, но весь буквально напичканный достоинствами. Нужно очень хорошо его знать, чтобы предвидеть поступки, хотя все равно невозможно поручиться за то, что происходило в его голове. Ему постоянно был нужен кто-то, с кем бы он поддерживал состояние войны. И еще он всегда хотел всем управлять. Даже когда мы мирились, а это происходило довольно часто, он сам выбирал, когда, где и как нам нужно это сделать. Летом 92-го мы много разговаривали по телефону – он пытался выяснить мои планы в отношении Уильямса, как-то смягчить свою позицию. Говорил, что ему трудно без меня, что он не в состоянии как следует мобилизоваться на схватку с Мэнселлом и что было бы здорово снова оказаться в одной команде... Я, смеясь, соглашался – да, в самом деле, здорово, но лучше уж я останусь дома! Он смеялся в ответ – мол, понимаю... Мы согласились друг с другом: да, нам еще трудно – быть вместе. А потом я сказал – ничего не буду перекрывать тебе на 94-й".
16 августа 1992 года. Гран-при Венгрии. Последний раз Ален и Айртон разговаривали друг с другом по телефону как раз накануне Будапешта. Прост прекрасно понимал мотивы Сенны, Сенна превосходно отдавал себе отчет в том, что доводы Проста справедливы. Но быть паинькой и так просто отказываться от борьбы за место в Уильямс-Рено – это не в его характере! Отыскав в паддоках Хунгароринга экс-чемпиона мира Джеймса Ханта, исполнявшего на Би-би-си "роль Проста", Айртон поделился с ним та-а-кой и-информацией!
Хант: "Ключевая ситуация этого года – три гонщика не могут поместиться на двух местах. Прост, насколько удалось выяснить, если еще ничего не подписал, то уже связал себя с Уильямс-Рено некоторыми обязательствами. Мэнселл запросил у Фрэнка 23 миллиона долларов за свои услуги в будущем году. А сегодня утром Сенна лично сказал мне – цитирую, – что "готов выступать за Уильямс за сумму, на 23 миллиона долларов меньшую, чем та, которую просит Мэнселл". И добавил, вспоминая 88-й, когда он и Прост были вместе в МакЛарене: "Господи, какой же это был волшебный год!"
30 августа 1992 года. Гран-при Бельгии. Сенна пошел дальше – на пресс-конференции он во всеуслышание заявляет, что контракт Проста с Уильямсом уже подписан и что в нем имеется пункт, налагающий вето на его, Сенны, прихода в команду!
Сенна: "В следующем году я намерен ездить либо в Уильямсе, либо нигде вообще. Фрэнк на моей стороне, но наши переговоры зашли в тупик. И виной всему – Прост. Мы разговаривали по телефону, и он сам сказал, что не хочет, чтобы что-то помешало ему в будущем году стать чемпионом мира. Это "что-то" – я. Он не боится Мэнселла, он боится меня. Но если уж он такой "великий чемпион", каким хочет казаться, мог бы согласиться выступать со мной в одной команде. Но он – трус, а не чемпион, потому что хочет завоевать титул без борьбы!"
Прост: "Мне казалось: мы друг друга поняли. Но он снова ведет себя, как капризный мальчишка, которому кажется, что его игрушка хуже, чем у соседа. Да, я сказал Фрэнку: ты можешь посадить рядом со мной кого угодно, кроме Сенны. Рядом с ним я умер бы еще до старта. Не было бы игры - снова война .."
13 сентября 1992 года. Гран-при Италии. Найджел Мэнселл объявляет о том, что в конце года уходит из Формулы-1. Место второго пилота в Уильямсе стало свободным.
27 сентября 1992 года. Гран-при Португалии. Утром в день гонки, приехавший в Эшторил, Ален Прост вместе с официальными лицами Рено объявил о том, что в 93-м году он будет пилотировать чемпионскую машину.
Сенна: "Вы спрашиваете, останусь ли я в МакЛарене на будущий год? Я не смогу дать вам короткого ответа. Единственное, чего я хочу – это быть участником борьбы за титул чемпиона мира. Если Прост хочет называться чемпионом мира, то должен отыскать для этого спортивные пути. Он должен быть готов к схватке с любим соперником в любых условиях, а не в тех тепличных, на которые рассчитывает. Во мне растет ярость, из-за действий Проста. Если я останусь, то не дам ему совершить ни одного круга без борьбы! Я готов сражаться с ним вечно. Согласен даже на более медленную машину. Но не знаю, стоит ли эту схватку гигантов вообще затевать: в руках некоторых болид Формулы-1 может оказаться страшным оружием".
Прост: "Только полный кретин может предположить, что мы способны быть вместе в одной команде! Он так привык к безнаказанности... Я просто видеть его не могу!"
Мир Формулы, получив столь яростное подтверждение непримиримости, казалось бы, примирившихся соперников, с дрожью ждал первой схватки "братьев-врагов". Она состоялась еще до исхода 92-го.
29 сентября 1992 года. Эшторил. Впервые после почти годичного перерыва, Прост сел за руль призового болида – на тестах в Эшториле – в кокпит FW/14В. Вместе с Уильямсом здесь были еще несколько команд, в том числе МакЛарен, проводившие официальные тесты FOCA с резиной новой конфигурации. Сенна, игравший в Эшториле роль наблюдателя, не смог сдержать искушения и, заменив своего партнера Герхарда Бергера в его МР 4/7А сел за руль, чтобы совершить пару кругов на новой резине. Прост был уже на трассе. Траектории неприятелей пересеклись в самом опасном месте трассы, в Параболике.
Увидев в зеркале заднего вида приближающийся Уильямс, Сенна, ехавший не очень быстро, освободил дорогу. Прост спокойно собрался его обогнать. И в этот момент они узнали друг друга. Уильямс с дикой яростью ринулся на Макларен, но на этот раз Сенна Просту дороги не уступил. Два болида с диким ревом летели по трассе, словно привязанные друг к другу. Стоявший в Параболике фотограф из L'Equipe Жан-Люк Тайяд отшатнулся с возгласом: "Вот скоты!" Правда, неизвестно, чего в этом возгласе было больше - ужаса или восхищения.
Поединок же двух трехкратных закончился... вничью: словно протрезвев, оба одновременно сбросили скорость – и болиды, слегка соприкоснувшись колесами (угроза? предупреждение? приветствие?), оставили друг друга в покое. Этот маленький, но такой яркий образчик того, что ждало Ф-1 в будущем сезоне, неожиданно стал последним всплеском осенней "кампании": противники, словно по команде, прекратили обмениваться залпами в прессе.
Было ощущение, что Сенна, проиграв битву (о таком исходе, думается, он знал заранее, и весь его "артобстрел"– скорее дань традиции, чем серьезная попытка что-либо изменить), несколько растерялся. Помните? "Я буду либо в Уильямсе, либо нигде". Именно от некоторой растерянности всю зиму между 92-м и 93-м он мучил прессу и болельщиков намеками па то, что либо по примеру Проста возьмет годичный отпуск...
Прост: "Айртон удивительно вовремя начал учить французский – теперь он сможет занять мое место в кабине ТF1!"
...либо – по примеру Мэнселла – перекочует за океан в ИНДИКАР. В январе он даже с легкой руки Эмерсона Фиттипальди провел серию тестов на автодроме Firebird Raceway в Финиксе за рулем Пенске-Шевроле. Совершил 25 кругов, на лучшем всего 0,4 сек. проиграл рекордному времени самого Эмо – и до полубезумного состояния перепугал формулических фанов: а вдруг и впрямь уйдет?!

(Примечание. Из книги Хилтона «Ayrton Senna: Incorporating the Second Coming»:
…В декабре 1992 года Айртон Сенна прилетел на трассу Firebird Raceway в Фениксе и испытал индикар Роджера Пенске, что было устроено Эмерсоном Фиттипальди. Эта машина как бы всплывала из прошлого Сенны, довольно простая рядом со стандартами Формулы-1 – ручная коробка передач, обычные тормоза, а не углеродно-волоконные, рычащий двигатель.
Он проехал 25 кругов и вписался в пределы 0,4 секунды от времени Фиттипальди – 48,8 секунды. Сенна: "Это напомнило мне давние дни – человек управлял машиной, а не машина человеком. Очень необычно после стольких лет в Формуле-1 испытать такие эмоции. Это неожиданно, как будто стал намного моложе".
Мэнселл, делавший первые шаги на машине Ньюман-Хаас, показал время 44,9 секунды. Кто-то спросил его насчет того, не переходит ли Сенна в Инди или, по крайней мере, в Индианаполис-500. Мэнселл ответил, что: "Сенна многие годы взвинчивал людей, и мы, имеем то, что имеем".
Сам Сенна объяснил, что еще не определился насчет своего будущего и намерен вернуться домой и обдумать варианты. К этому времени McLaren еще не объявил о своих планах относительно двигателя на 1993 год. Двумя неделями позже Пенске заявил, что Фиттипальди и молодой канадец Пол Трейси будут их водителями. Третьей машины для Сенны не оказалось.
Сенна сказал, что новый McLaren с двигателем Ford НВV8 он испытает в Сильверстоуне и посмотрит, что из этого получится. Он добавил, что McLaren предлагал ему подписать контракт на весь сезон, но он еще не готов к ответу. Он действительно провел испытание в Сильверстоуне и показал время лучше чем у кого бы то ни было за все зимние тесты, лучшее даже чем у Деймона Хилла на Williams Renault. Ему в принципе хотелось бы провести все шестнадцать гонок. Он пока подписал контракт на проведение первой гонки в Южной Африке 14 марта, а после этого вновь продолжит переговоры.)

Только один человек взирал на все это со спокойной улыбкой. Ален Прост. Он лучше других знал, что никуда-то от него Сенна не денется: соперничество, ценимое обоими, как высшая драгоценность, давало им почти абсолютную власть друг над другом.
Конец февраля 1993 года. Сильверстоун. Впервые усевшись в кокпит новенького MP 4/8 , Айртон очень быстро показал на круге время, абсолютно лучшее для зимних тестов. Лучшее, чем даже у FW15...
Прост: "Он совершил настоящее чудо".
Сенна: "Свидетелем моей тренировки в Сильверстоуне был Ален. Мы сумели перекинуться лишь парой слов, но этого для меня было достаточно, чтобы понять: до тех пор, пока он здесь, я из Формулы-1 никуда не уйду!"
14 марта 1993 года. Гран- при ЮАР. 13:25 по местному времени. Формула-1 улыбалась. Формула-1 не скрывала своего счастья – сезон-93 начинался так же, как и три, и пять лет назад: Прост и Сенна – рядом, на первой линии стартового поля! Накануне француз завоевал поул после отчаянного "обмена ударами" с преимуществом всего в 0,088! Оба знали – это было красиво, а потому, столкнувшись в дверях пресс-центра во время традиционной пресс-конференции с победителями квалификации, обменялись крепким рукопожатием: Ален протянул руку первым, Айртон ее принял. В воскресенье старт выиграл Сенна, Прост ушел в гонку третьим. А на десятом круге, после того как аккуратной атакой француз вышел на второе место, завязалась дуэль, которой они оба ждали так долго! Прост атаковал – Сенна защищался. Схватка шла лютая, но в рамках осмысленного риска. На 24-м круге француз тонкой атакой в двойном повороте бразильца прошел. Они финишировали первым и вторым с разрывом 1м. 20сек. – и на подиуме, на глазах у всего мира, снова протянули друг другу руки.
Прост: " У Айртона были проблемы с управлением. Именно поэтому разрыв между нами на финише не отражает истинного положения вещей. Я был бы счастлив, если бы этот чемпионат мы с Айртоном разыграли дуэтом".
Сенна: "Я сделал отличный старт и, начав отрываться, понял: сегодня мы сможем совершить нечто удивительное! Но потом Макларен стал практически неуправляем".
Они начинали сезон так, словно и не было осеннего рецидива "нормальной войны". Весь сезон потом Ален не упускал возможности воздать должное сопернику. Это походило на укрощение строптивого. Но Айртон сопротивлялся.
Сенна: "Пилот – это крепость. Он должен быть бдителен и отражать любой приступ".
Прост: "Мы вообще-то довольно не похожи. И между нами свои проблемы. Но сейчас, когда напряжение ушло, и мы в состоянии нормально общаться, соперничество, которое всегда было необходимо нам обоим, доставляет истинное наслаждение!"
11 апреля 1993 года. Гран-при Европы. В Донингтоне шел дождь. На стартовом поле Сенна стоял четвертым. Со старта же он ушел лишь пятым, пропустив вперед себя, кроме стоявших впереди Проста, Хилла и Шумахера, и Вендлингера. Но еще до исхода первого круга бразилец стал первым! Шумахер был пройден в повороте Рэдгейт, Вендлингер оставлен позади в Крэнер керб, Хилл сдался в Коппис, и, наконец, в Мельбурн хэирпин холодно и расчетливо пройден главный соперник. Прост. В этой гонке, где Айртон менял резину четырежды, Прост – семь (!) раз, Хилл – шесть, бразилец утратил лидерство лишь на пять кругов после одного из пит-стопов. Быстрейший круг в Гран-при Европы-93 вообще из разряда фантастических: по радио Сенна отдал команду в боксы готовить замену резины, примчался на пит-лейн и, увидев, что механики еще не распаковали колеса, пронесся мимо боксов! Проста же, кроме дождя, мучили сцепление и коробка передач – на одном из заездов он простоял в боксах 45 секунд, после чего отстал от Айртона на круг. На пресс-конференции Ален, как всегда, постарался объяснить свои трудности, а в ответ услышал ехидное замечание Сенны: "Может, махнемся автомобилями?"
Сенна: "Эта гонка многое рассказала мне. Я доказал себе то, что хотел доказать. Здесь не было места диалогу – только монолог! Мотивация "антиПрост"? Не самая положительная составляющая, я не получаю от нее удовольствия. Я просто хочу побеждать – не имеет значения, кого. И быть при этом как можно дальше впереди!"
В Донингтоне одновременно произошли две вещи. Прост, загнанный в угол едкими нападками прессы, впервые задумался: а прав ли он, что вернулся? К Сенне с предложением о сотрудничестве в 1994 году обратился Фрэнк Уильямс.
Сенна: "Я воспринял это как награду за мои подвиги здесь и в Бразилии".
К Гран-при Монако они подошли со счетом 3:2 по победам в пользу Проста и с двухочковым преимуществом последнего в общем зачете. В Монте-Карло Прост, стоявший на поуле, получил штраф стоп-энд-гоу за неверный старт, к тому же из-за отказа сцепления простоял в боксах чертову прорву времени – и снова проиграл Сенне круг. Француз финишировал четвертым и вполне мог сразу после флага зарулить в боксы, но оставался на трассе – возле заднего спойлера сенновского МакЛарена – до тех пор, пока Айртон не закончил своего круга почета.
Прост: "Нас только двое в Формуле-1, пилотов, одинаково хорошо делающих свою работу. Мы не просто эксплуатируем инженерные разработки, мы доводим их до совершенства. И это порождает взаимный интерес и глубочайшее уважение. Но в достижении целей мы пользуемся одними и теми же методами. И именно поэтому не можем быть вместе".
11 июля 1993 года. Гран-при Великобритании. Примерно за неделю до гонки домой из-за океана наведался прошлогодний обиженный чемпион Найджел Мэнселл и, обнаружив, что его популярность несколько поблекла, быстренько решил напомнить о себе... критикой в адрес Проста! Газеты немедленно подхватили напев – и за несколько дней Ален узнал о себе много интересного. К примеру, что он – жалкий узурпатор трона, а истинный король, Мэнселл, вынужден прозябать в изгнании. Прост не стал ввязываться в бой с тенью Мэнселла, а вот Сенна ...
Сенна: "Год назад на полумертвом Макларене я трижды побеждал Мэнселла. Будь в том чемпионате еще и Прост, все равно, на каком автомобиле, хоть и на Лижье, это происходило бы минимум в два раза чаще. И потом - кто здесь, а кто за океаном? На медведя безопаснее всего лаять издали".
Старт в Сильверстоуне выиграл Хилл. Прост ушел в гонку тяжело – только третьим, следом за Сенной. И состоялась очередная жесточайшая дуэль трехкратных чемпионов мира, позволившая позже назвать Гран-при Великобритании гонкой года. Схватка длилась 15 кругов. Атакующие и защитные действия сторон временами становились критически опасными, машины делали резкие выпады навстречу друг другу, раз или два Просту приходилось резко ударять по тормозам, чтобы избежать столкновения. Очевидец события, Найджел Роубак из английского журнала Autosport, не нашел иных слов для выражения эмоций, кроме: "И все на такой скорости! На такой скорости! О, Боже!"…
С кем еще они могли себе такое позволить?! Несколько раз казалось – все, сейчас полетят ошметки спойлеров, но бойцы брали себя в руки. Вдвоем они создали такую гонку, которые не забываются. Это была 50-я победа Проста, на пресс-конференции адресовавшего битком набитому английскими журналистами залу слова: "Извините за победу, господа..."
Прост: "Это было очень трудно и очень опасно. Я боялся за себя. И за него. Больше ничего говорить не хочу. Зачем?"
17 июля 1993 года. В этот день Сенна и Уильямс подписали соглашение о сотрудничестве сроком на два года. Однако, до того момента пока Прост не получит четвертую корону чемпиона мира (в том, что это лишь вопрос времени, не сомневался никто), свершившееся было решено держать в тайне. В том числе и от самого Алена. Но роковая фраза была произнесена. "Мы должны смириться с риском потерять Проста", – сказал Уильямс. - "Он должен либо согласиться гоняться с Сенной в одной команде, либо... уйти". Ультиматум. И кому!
Сенна: "Ален никогда не склонится перед чужой волей. И не унизится до того, чтобы последовать чужому совету". (Примечание. Прост сдержал свое слово, и в отличие от 1993, не стал блокировать появление бразильца в команде Фрэнка. Но на 1994 год так же распространялся пункт контракта Проста о возможности выбора за французом одного из вариантов. Остаться или если в команду будет подписан Сенна, то Ален сможет расторгнуть свой в одностороннем порядке и уйти.)
25 июля 1993 года. Гран-при Германии. Прост снова плохо стартовал и на входе в первый поворот, пропустив вперед Хилла и Шумахера, оказался колесо к колесу с Сенной. Короткое жесткое касание – Прост удержал болид на трассе, Сенна же после разворота был вынужден пропустить мимо себя весь пелотон и уйти в гонку последним. После финиша (Прост выиграл) МакЛарен подал протест на действия Алена, который был отозван. Как говорят, по настоянию Сенны.
Сенна: "Мы оба, войдя в поворот, слишком поздно сбросили скорость. И, честно говоря, я даже не понял, кто кого зацепил – Ален меня или я Алена. Но мы оба вышли за пределы допустимого риска".
Прост: "Прилипнуть к тебе в самой опасной ситуации – в этом весь Айртон! Мы шли, едва не касаясь колесами... Я не уступил – и это его удивило. Возможно, и Айртон, и я действовали слишком жестко, но, тем не менее, абсолютно корректно. Вот в Сильверстоуне все было немного слишком, но все равно – честно".
окончание следует...

0 Отзывов