Анализ стратегии Mercedes в Сильверстоуне

16.07.2019 00:22

 

Воскресная гонка на легендарном Сильверстоуне вряд ли кого оставила равнодушным. Это был тот самый случай, когда перед нашим взором промелькнуло всё - отличная борьба колесо в колесо (которой в этот раз было на удивление много), неожиданные тактические решения команд и гонщиков, эпичное столкновение и разумеется выезд машины безопасности. Не хватало лишь хотя бы небольшого дождика, но и без этого данная гонка наверняка надолго запомнится болельщикам Кололевы Автоспорта.

Победил в этой гонке тот, кто и должен был победить. Сильная машина и сильный пилот за рулём в симбиозе и должны побеждать - это закон гонок. Другой вопрос, что этот самый джентельмен выиграл уже седьмую гонку из десяти в этом сезоне, и его очередной, хотя и без сомнения заслуженный, победный кубок хотелось бы видеть и в других руках... Хотя бы ради разнообразия. Тем более, что предпосылки к этому на Сильверстоуне были. Да, здесь не произошло ничего неожиданного, и победу мог заработать другой парень лишь на точно такой же серебристой машине - слишком уж быстры были "Серебряные Стрелы" в своей домашней гонке.

Всё началось достаточно остро - лидеры стартовали довольно ровно, поэтому к первому кругу большинство сохранило свою стартовую позицию. Но дальше начало происходить то, чего обычно мы не наблюдаем - оба мерседеса начали упорно бороться за лидерство, как будто до конца гонки оставались считанные круги. Хэмилтон выглядел явно быстрее напарника и мощно наседал на финна, который хоть и несколько страдал от недостатка скорости, но явно не страдал от недостатка амбиций - Боттас 2.2 твердо намеревался отстоять свое первое место, добытое накануне, что называется, потом и кровью. И где! На родине своего именитого напарника, то есть именно там, где британец был традиционно силён.
Тем не менее, Льюис был явно быстрее, поэтому исход этой неожиданно острой дуэли для большинства был очевиден... И действительно, подловив напарника на неуверенном выходе, Льюис накатил и обошел финна к ликованию собственных трибун.

Но ликовали они недолго - Валттери не стал откладывать дело в долгий ящик и буквально в следующем же повороте успешно контратаковал Льюиса, который не стал слишком уж жёстко блокировать напарника, результатом чего стало возвращения статуса-кво - Боттас первый, Хэмилтон второй.

Как прокомментировали пилоты Mercedes после гонки, борьба доставила им огромное удовольствие, но учитывая весьма "нежные" шины современной Формулы 1, выбор Хэмилтона сыграть на стратегии, был в общем-то предопределен.

«Никогда не знаешь, получится ли выступить настолько здорово, как вышло сегодня, но у нас с Валттери было совершенно потрясающее сражение, - отметил Льюис на послегоночной пресс-конференции. - Валттери сражался фантастически, и я подумал: «Хорошо, тогда дождусь его пит-стопа, а потом попробую выйти вперед». Я рассчитывал проехать несколько кругов и позже переиграть напарника за счет тактики, воспользовавшись более свежими шинами, но вскоре на трассу выехала машина безопасности, что конечно очень мне помогло».

Дальше что называется началась битва стратегий - отвечая на пит-стоп Леклера, чтобы избежать так называемой "подрезки", мостик Mercedes первым зазвал лидера гонки Боттаса, который, в упорной борьбе с Льюисом несколько испортил свой комплект шин несколькими блокировками. Что касается Льюиса, который лучше сохранил свой стартовый комплект, то он остался на трассе, пытаясь "пересидеть" напарника и реализовать свой хитроумный план.

Вообще говоря, более ранний пит-стоп частенько приносит выигрыш. Не всегда, разумеется, но часто. Получив свежие шины, пилот обычно в состоянии ехать быстрее соперника на уже изношенном комплекте. Особенно это касается случаев, когда машины близки по уровню.

В данном случае, после своего пит-стопа Боттас ехал примерно в темпе Хэмилтона, хотя свой последний круг на первом отрезке британец проехал всего на 0,164 секунды медленнее Валттери. Но тем не менее, при нормальном течении гонки Боттас, скорее всего, вернул бы себе лидерство после пит-стопа Льюиса, хотя отрывы были бы по-прежнему минимальными.

Но в их дуэль вмешался внешний фактор – решение судей выпустить машину безопасности после вылета Джовинацци. Момент, когда об этом уже объявлено, но гонщики еще не сформировали «паровозик» за Mercedes Бернда Майландера, идеально подходит для остановки в боксах. На трассе уже действует ограничение скорости (пилотам надо снизить скорость так, чтобы время круга выросло на 40 %) – и за то время, что гонщик проводит на пит-лейне, его соперники проезжают гораздо меньшее расстояние , чем можно было бы проехать в гоночном режиме.

Именно это позволило Льюису вернуться в гонку в восьми секундах перед напарником – хотя под пейс-каром затем этот отрыв, разумеется, сократился всего до нескольких десятых.

 

 

Почему же в итоге Боттас поехал с двумя пит-стопами, а Хэмилтон – с одним? 

Судьбу победы в гонке еще до выезда машины безопасности решили тактические действия Mercedes. Когда лидировавший Боттас отправился в боксы на 16-м круге, ему сменили один комплект шин Medium на другой. Из этого автоматически следовало, что финну придется в дальнейшем возвращаться в боксы, чтобы получить (в соответствии с требованиями правил) какой-то другой состав. 

«Наши стратеги проанализировали множество возможных вариантов и в воскресенье утром на командном брифинге представили с десяток разных стратегий на случай, если мы потеряем позиции, удержим позиции или обменяемся ими, - поделился Хэмилтон на всё той же пресс-конференции. - В этом плане команде приходится очень непросто, ведь мне и Валттери одинаково хочется финишировать первым, и стратеги вынуждены искать для нас обоих варианты, обеспечивающие более-менее равные шансы.

Конечно, в большинстве сценариев преимущество получает тот, кто лучше сработал в квалификации, и зачастую опередить напарника можно разве что на трассе. Мы обсуждали разные схемы, быстрее всего преодолеть дистанцию гонки можно было с вариантом Medium – Medium – Hard, но были и альтернативы. Для себя я решил, что на второй отрезок возьму шины Medium, а до этого постараюсь дотянуть на стартовом комплекте до 20-го или 21-го круга.

Знал ли я, что в моем случае команда ограничится единственным пит-стопом? Нет, но гонщики сами должны быть отчасти стратегами и ориентироваться по ситуации, ведь по ходу гонки всегда появляются новые факторы».

 

В Mercedes объяснили свои тактические действия тем, что до старта наилучшей схемой им представлялась Medium-Medium-Hard. После финиша, разумеется, не вызывало сомнений, что такой вариант был избыточно консервативным. Но нельзя обвинять Джеймса Воулза и его коллег из тактического штаба в непродуманных действиях. 

 

Причиной таких оценок во многом был новый асфальт «Сильверстоуна», уложенный в этом году. Давайте вспомним в этой связи историю из недавнего прошлого. Когда в 2014-м Формула 1 впервые приехала в Сочи, то до начала уик-энда звучали оценки, что гонку получится проехать минимум с тремя сменами шин. Но затем по ходу тренировок выяснилось, что хватит двух пит-стопов, после квалификации говорили об одном, а в итоге оказалось, что Нико Росберг вообще преодолел почти всю дистанцию на одном комплекте шин, который ему поставили в конце первого круга.

Вот и в Сильверстоуне новый асфальт оказался не таким страшным. В командах Ф1 вообще склонны оценивать ситуацию так, чтобы гарантированно избежать проблем. Это же, кстати, свойственно и Pirelli – их оценки «предельных» возможностей составов не раз и не два перекрывались пилотами в гонках.

 

 

Наконец, не стоит забывать, что Ферстаппену на первом пит-стопе тоже сменили Medium на Medium. Но в Red Bull все сделали верно, мгновенно скомандовав своему пилоту вновь ехать в боксы после вылета Джовинацци и переобуваться на Hard, чтобы ехать на нем до финиша. В Mercedes почему-то решили иначе – и вот тут действительно можно говорить о довольно грубой ошибке. К счастью для команды, скорость ее машин в Сильверстоуне вкупе с аварией Феттеля и Ферстаппена позволили Боттасу спасти второе место.

Что до Хэмилтона, то ему вновь сопутствовала удача. В его случае мостик Mercedes изначально планировал обуть его в Medium, как и Боттаса, даже несмотря на то, что на предгоночном брифинге рассматривался вариант со стратегией Medium-Hard-Soft. Но заметив невысокий износ шин на машине Льюиса,  они приняли решение вернуться к первоначальному варианту с "Хардом" на втором отрезке, решив подумать насчет второго пит-стопа позже, в зависимости от износа самого жесткого комаунда в этот уикенд.

По большому счёту, второй пит-стоп Люиса ждал точно так же, как и Боттаса - обоим должны были поставить новые мягкие шины, обезопасив себя на случай выезда машины безопасности под финиш гонки, ведь на старом "Харде" Хэмилтону было бы весьма проблематично сопротивляться соперникам, которые были на свежих и мягких шинах.

Но тут сработал эффект "Чемпиона". Когда на мостике голоса "за" и "против" второго пит-стопа Хэмилтона разделились поровну, стратеги решили поинтересоваться мнением самого гонщика, трезво рассудив, что ему лучше знать, в каком состоянии его шины. Хэмилтон подумал, и... Решил отказаться от второго пит-стопа.

«Изначально мы планировали поставить мне на последний отрезок новый комплект Soft, - рассказал Льюис. - Но ближе к концу гонки, когда команда поинтересовалась моим мнением на этот счет, я спросил себя, а есть ли смысл так рисковать? Отрыв вроде бы позволял перейти на Soft без потери позиции, правда что называется "впритык", что повышало прессинг - нужно было не ошибиться на въезде на пит-лейн, безупречно провести саму смену шин - в сущности, помешать мог любой форс-мажор. Для механиков пит-стоп всегда связан с прессингом – нет, конечно я в них не сомневался, просто не хотелось испытывать судьбу.

Поскольку мне удалось сэкономить ресурс шин Hard, они позволяли ехать до самого финиша, но на поверхности образовывались пузыри, появилась некоторая вибрация, так что я засомневался, не стоит ли свернуть в боксы. Но затем я подумал: «Так, осталось всего семь кругов, с моим темпом соперникам будет сложно отыграть отставание в 21 секунду». Я редко позволяю себе поступать вразрез с мнением команды, но сегодня решил, что так всё-таки будет правильнее».

 

 

И действительно, план Хэмилтона блестяще сработал, причем он не только уверенно добрался на старых шинах до финиша, но даже еще и умудрился показать на них лучший круг в гонке!

«Знаете, на дистанции все стараются беречь машину и топливо, но на последних кругах гонщики резко прибавляют в скорости в расчете заработать дополнительное очко. Мне сообщили, какое время показал Валттери, я подумал: «Ого, не знаю, получится ли проехать настолько быстро», - а затем утопил педаль газа в пол.

Я атаковал так, словно это была квалификация, а круг должен принести мне поул – это было просто потрясающе! Нет лучшего способа завершить гонку, чем мчаться на пределе, едва удерживая машину на траектории – это был лучший финальный круг в моей карьере!»

 

Правы ли были в Mercedes, разрешив их пилоту не останавливаться второй раз? С одной стороны, это лишает возможности его напарника побороться за победу, что вроде бы как выглядит нечестно. С другой стороны, Хэмилтон действительно отработал просто великолепно, и вполне заслужил право выбора собственной стратегии на финише гонки. Но что самое важное - именно такая стратегия и оказалась верной в его случае, а победителей, как известно, не судят.

 

Полные варианты статей   


* Отредактировано автором 16.7.2019 в 00:38
5 Отзывов