Миф о силе «Феррари» в сезоне-2018. Разоблачение. Часть 2.

29.01.2019 06:53

Бытует стабильная убежденность среди значительной части болельщиков Ф1, что Себастьян Феттель с треском проиграл чемпионат мира 2018 года, имея в своём распоряжении лучшую технику на протяжении бОльшей части сезона… И не просто лучшую технику, а технику практически во всех составляющих компонентах намного более лучшую, чем у «Мерседес».  Но так ли это? Давайте пошагово разбираться…

Если кто-то не читал мой предыдущий материал, желательно с ним ознакомиться. Ссылка

Часть 2. Китай («Мерседес» перестал лажать в отношении «Феррари». И понеслось…)

Гран-При Китая 2018 года.

Самые захватывающие события, произошедшие в завершающей части указанного Гран-При усилиями гонщиков команды «Ред Булл», не имеют прямого отношения к теме моего многотомного материала. Тем не менее, эти события являются наглядным примером того, какие возможности предоставляют по факту более свежие шины, будучи даже всего на одну ступень мягче, чем у соперников. И этот пример будет в дальнейшем неоднократно использоваться мной при моделировании предполагаемых гоночных событий, не произошедших в реальности.

Миф о силе Фур в 2018-1

Тот самый эпизод с одновременным заездом в боксы под сейфити-каром обоих гонщиков команды «Ред Булл», который решил исход гонки, но не относится прямо к теме материала.

В рамках же данного раздела я хочу акцентировать внимание на более ранних эпизодах китайской гонки, так как считаю их в максимальной степени объясняющими многие будущие события сезона 2018 года, связанные как с ожиданиями результатов от Себастьяна Феттеля, так и с действиями немецкого гонщика в некоторых гоночных эпизодах, переросших в гоночные инциденты с его участием.

Для начала приведу некоторые вводные данные по итогам первых гонок сезона 2018 года (включая начальную стадию китайской гонки), внушившие некоторому числу болельщиков и даже специалистов из мира Ф1, вроде бы очевидное, но на самом деле неправильное мнение о расстановке сил в пелетоне.

1. Себастьян Феттель выиграл две первые гонки сезона, причём в одном случае команда «Феррари» продемонстрировала помимо силы техники также тактическую гибкость и грамотность.

2. Себастьян Феттель взял два поула из трёх возможных, а команда «Феррари» дважды полностью занимала первый ряд стартового поля.

3. В начальной стадии гонок в Бахрейне и Китае лидирующий Себастьян Феттель легко создавал отрыв от преследующего его Вальтери Боттаса, использующего технику «Мерседес».

И как вы думаете, по какому поводу Себастьян Феттель подвергся первой серьёзной обструкции со стороны некоторого числа болельщиков и даже специалистов из мира Ф1 (возможно, и со стороны кого-нибудь из руководящего состава «Феррари»)? Вовсе не из-за инцидента с Максом Ферстаппеном в Китае. В этом случае была очевидна вина Макса и Себастьяну больше сочувствовали в связи с подпорченным итоговым результатом. Феттеля критиковали за то, что он с позиции силы техники не отобрал назад у Боттаса лидерство, утраченное гонщиком «Феррари» после проведения собственного пит-стопа.

Анализ двух первых гонок сезона, выигранных Себастьяном Феттелем, мной уже проведён, и цена тех побед с позиции «силы техники» мной обозначена.

Ну а теперь приступим, собственно, к анализу событий начальной стадии Гран-При Китая. Выводы автора основаны на данных покруговки гонки и на официальных комментариях представителей команды «Мерседес», прошедших в своё время по всем новостным ресурсам интернета.

Лидирующее трио после старта составили гонщики нечётной половины стартового поля, так что основным соперником захватившего лидерство Себастьяна Феттеля вновь стал Вальтери Боттас. Ввиду того, что ещё ни  разу со старта сезона ни гонщикам команды «Феррари», ни гонщикам команды «Мерседес» не удалось перехватить лидерство друг у друга непосредственно в борьбе на трассе, в «Мерседес» был разработан в отношении Себастьяна Феттеля план так называемой подрезки. Это был весьма непростой план, но, как оказалось, составленный на адекватной оценке руководителями «Мерседес» возможностей техники и людей. По этому плану необходимо было дождаться самых первых признаков снижения темпа Себастьяна Феттеля вследствие начавшейся деградации шин типа «софт» (на этом же типе шин стартовали и гонщики «Мерседес») и провести пит-стоп на опережение. Но… Этот же план предусматривал, что Боттас в то же самое время должен был иметь возможность на фоне упавшего темпа «Феррари» без потери темпа проехать круг перед заездом на пит-стоп. Этого невозможно было бы добиться без некоторой предварительной экономии ресурса шин на машине финна. Чем и объяснялся более низкий темп Вальтери в начальной стадии гонки, неправильно истолкованный ура-патриотами «Феррари». Но и отставать слишком сильно было нельзя, ибо существовал риск не срабатывания подрезки при дефиците от четырёх секунд и выше. И вот в период с 19-го по 21-й круг по указанию командного мостика сводным оркестром техники, гонщика и гоночной бригады «Мерседес» была гениально исполнена симфония «Китайская подрезка». Отставание Вальтери Боттаса от лидера гонки по итогам 18-го круга составляло 3,5 секунды. Сначала Вальтери выполнил указание команды насчёт круга перед пит-стопом, затем заезд финна в боксы, стал для этой гонки самым коротким по затраченному времени, а потом был ураганный темп финна на свежем «медиуме» на 20-м круге… На том же 20-м  круге Феттелю отдали приказ максимально взвинтить темп и заехать в боксы, ибо даже один лишний круг на старой резине в сравнении с более жёсткой, но и более свежей резиной вылился бы в немалые дополнительные потери (в отчёте команды «Мерседес» немаловажной частью сложившегося пазла подрезки указан факт, что Феттель не только не смог в это время взвинтить темп, но и продолжил терять относительно собственного более раннего темпа, ибо износ шин стал уже критичен).

Командный мостик «Феррари» показали крупным планом в тот момент, когда Себастьян Феттель выехал на трассу примерно в секунде позади Вальтери Боттаса (тайминг на первом минисекторе и после выезда с пит-лейн показал отрыв в 1,1 секунды) Сказать, что там были ошарашены, значит ничего не сказать. Неужели и впрямь верили, что вся гонка у них под контролем? А всё дело было в том, что только на этих кругах, включая 22-й, к исходу которого Вальтери довёл преимущество над Себастьяном до полутора секунд, «Мерседес» показал свою настоящую силу, несдерживаемую желанием действовать рационально с экономией того или иного ресурса тех или иных комплектующих.

Миф о силе Фур в 2018-2

Финальный аккорд симфонии «Китайская подрезка». Себастьян Феттель выезжает с пит-лейн на трассу позади Вальтери Боттаса.

А что же дальше? А дальше, темп лидирующего Боттаса упал в среднем на 0,6 секунды с круга. Чтоб не дай бог не создать слишком большого задела относительно Феттеля (наверное, в «Мерседес» в начале сезона очень ругали за слишком большое преимущество). Сильнее темп Вальтери упал только тогда, когда его здорово сдержал Кими Райкконен, гонку которого, по сути, разрушили, оставив на несколько лишних кругов на трассе ради помехи соотечественнику из «Мерседес», из-за чего потери Райкконена на старом «софте» относительно основных соперников в гонке, идущих на свежих шинах, составляли по 2 с лишним секунды на круге. Правда, после того, как в результате помощи партнёра по команде «Феррари» Феттеля буквально упёрлась передним антикрылом в задний спойлер «Мерседес» Боттаса, гонщик немецкой команды стабильно начал штамповать круги быстрее соперника. Причём мной замечена чёткая тенденция: едет быстрее Себастьян, едет быстрее и Вальтери, едет медленнее Себастьян, едет медленнее и Вальтери, не забывая при этом по чуть-чуть наращивать отрыв. Всё вышеуказанное позволяет мне сделать вывод, что небольшой, в принципе, отрыв Боттаса от Феттеля (до тех пор, пока на трассе не появился сейфити-кар и гонщики «Ред Булл», посетив боксы, не получили карт-бланш рвать на трассе всех и вся) был не следствием усилий немца, а следствием контроля со стороны финна. Когда Вальтери себя не контролировал, случилась волшебная подрезка, во время которой, как по повелению некоего немецко-финского Хоттабыча на трибунах, испарилось преимущество «Фур», трансформировавшись в лидерство «Мерседес».

Миф о силе Фур в 2018-3

Шансы Себастьяна Феттеля вернуть утраченное лидерство оказались ещё более размытыми, чем автомобиль Себастьяна на этом фото. Ввиду очевидного преимущества «Мерседес» в темпе.

А теперь перечитайте, что я написал выше по поводу претензий к Себастьяну Феттелю после Гран-При Китая. Не правда ли, после поясняющего материала читается как анекдот? А ведь у многих первоначальное представление распространилось автоматом на весь сезон. А кратковременные (поверьте, действительно единичные случаи) всплески конкурентоспособности «Феррари» по ходу сезона, только убеждали всех имеющих таковое левое мнение в истинности своих представлений.

Миф о силе Фур в 2018-4

Твоё лицо, когда тебя искренне спрашивают, почему ты не обогнал Вальтери Боттаса на трассе с позиции силы техники…

А теперь обсудим пару эпизодов Гран-При Китая с несколько иной точки зрения. Кому очень захочется, может пересмотреть видео соответствующих эпизодов гонки.

Эпизод первый. Только что Кими Райкконен как мог помог Себастьяну Феттелю сократить отставание от Вальтери Боттаса до нескольких сантиметров. Немец даже маневрировал позади мерседесовского финна, демонстрируя намерение атаковать. Но атаковать именно там, где находились в этот момент Боттас и Феттель, было не совсем удобно, не совсем рационально, несло риски и т.д. И Феттель атаковать не стал. Ну, вроде как оставил на потом, когда и атака будет подготовлена и трасса позволит совершить манёвр с максимальной эффективностью. Но само понятие «потом» так и не наступило. Потому что Боттас уехал. Не очень далеко, но уехал. И зафиксировался, гад, в этом «не очень далеко».

Эпизод второй. Только что объявлен рестарт после ухода машины безопасности. Себастьян Феттель менее чем в секунде от Вальтери Боттаса. Волна «Ред Булл» катится пока где-то позади, и эти двое думают, что борются за победу в гонке. Сразу атаковать финна не совсем удобно, не совсем рационально, несёт риски и т.д. Надо получить право на активацию ДРС и дожать соперника. В реперной точке трассы выясняется, что финн более чем в секунде впереди. Нет ДРС, нет атаки, нет обгона. И нет больше ни одного шанса. Ибо волна «Ред Булл» уже подошла. Да если бы и не подошла, шансов от этого больше не стало бы.

Миф о силе Фур в сезоне 2018-5

Твоё лицо, когда ты с позиции силы одолел «Феррари» и её лидера, но гонку выиграл кто-то другой из-за лучшей тактической чуйки другого командного мостика.

Обратите, пожалуйста, внимание. Эти две ситуации как под копирку напоминали бы абсолютно все эпизоды, закончившиеся гоночными инцидентами с участием Себастьяна Феттеля, если бы немец каждый раз решал, что атаковать здесь и сейчас «не совсем удобно, не совсем рационально, несёт риски и т.д.». А атаковать «там и потом» было бы в итоге «негде и никогдА». И вместо радостных слов себофобов о том, что Себастьян прокакал чемпионат, растеряв в инцидентах кучу очков, были бы не менее радостные слова тех же товарисчей о том, что Себастьян растерял по ходу сезона кучу очков, не атакуя соперников и не отыгрывая позиций, когда представлялась такая возможность, с выводом: да он просто не гонщик.

Хрен редьки не слаще. Но, видимо, очень крепкий был прессинг на Себастьяна в команде. Вплоть до рекомендаций или приказов, что раз мы не быстрее, как хочешь (нам пофиг как) обгоняй их, когда в результате стечения обстоятельств они окажутся рядом ( а это, в основном, старты и рестарты), и запирай позади себя на замок. Пусть как в Бахрейне финишируют в десятых долях секунды позади. А 25 очков не пахнут. Так что вперёд, Себастьян. Тех, кто на третьем месте доехать может, пруд пруди. Им можно не платить такую зарплату как четырёхкратному чемпиону мира…

Ну, вот и довели гонщика до необходимости бросаться в первую же секунду на любую амбразуру, как только она объявится, ибо через несколько секунд эта амбразура обратно схлопнется, а если не бросился, значит, с тебя же за это и спросят.

Всё вышеперечисленное – авторское мнение. Готов к полемике. Главное, не игнорируйте, товарищи! Жду мнений и отзывов!

Миф о силе Фур в сезоне 2018-6

А вот так (зеркальное отражение подиума Гран-При Абу-Даби 2017 года) мог бы выглядеть наиболее правильный с точки зрения логики событий (без форс-мажорного столкновения гонщиков «Торо Россо») подиум Гран-При Китая 2018 года.


Автор заметки: ROMAN grosjean (январь 2019 года).

 


* Отредактировано автором 29.1.2019 в 19:17
48 Отзывов