23.08.2018 19:02

Зоркие болельщики наверняка отметили, что в последнее время предстартовые приготовления Ferrari имеют одну интересную особенность – когда машина находится на решетке, механики накрывают ее бортовые камеры специальными охлаждающими чехлами.
Ярко-желтые мешочки с сухим льдом также можно было увидеть на камерах перед выездом пилотов из боксов во время тренировок или квалификации.
Поскольку ни одна другая команда не действует подобным образом, это сразу породило гипотезы о том, что в Маранелло отыскали новый способ добавить машине скорости. Причем охлаждение камер может быть как средством получить преимущество, так и способом отвлечь внимание от чего-то более важного.
Официальные представители Ferrari объяснили действия команды необходимостью охлаждать электронику бортовых камер. В этом случае используется беспроигрышный аргумент о том, что камеры должны работать без сбоев, так как это важный элемент телетрансляции.
Однако никто и никогда в Ф1 не говорил о перегревах камер – потому-то соперники очень скептически отнеслись к таким словам. В этом спорте никто и никогда не будет делать что-то, что не обещает ему хотя бы небольшого выигрыша. Так что «охлаждающие мешочки» Ferrari сразу оказались в центре очередной теории заговора. Однако однозначного ответа, зачем команда это делает, пока так и нет.
Некоторые эксперты полагают, что это действительно способ снизить температуру, но не только камер, а всего подкапотного пространства, ведь холодный воздух от сухого льда попадает в воздухозаборники. Это действительно позволяет силовой установке работать в чуть более комфортных условиях.

Ранее по ходу нынешнего сезона технический регламент был скорректирован, чтобы исключить возможность использования переохлажденного воздуха. Статья 5.6.8 в нынешней редакции гласит, что в двигатель должен поступать воздух, температура которого должна быть минимум на 10 градусов выше атмосферного.
Контроль температуры воздуха на входе в двигатель со стороны турбины осуществляется с помощью датчика контроля температуры FIA. Датчик расположен в заранее определенном месте и опечатан, данные он передает в режиме реального времени.
Температура внешнего воздуха определяется, исходя из данных метеорологического сервиса FIA. Для вычислений используется величина, зафиксированная за час до начала тренировки или квалификации и за два до старта гонки.
Зачем же FIA использовала столь сложную процедуру, явно не укладывающуюся в рамки взятого курса на упрощение?
Дело вот в чем. В последнее время были неоднократно зафиксированы случаи, когда по ходу квалификации или гонки в цилиндры подавался холодный воздух. Он более плотный, а потому позволяет сжечь больше топлива, то есть повысить мощность. Такая картина вызывала озабоченность у технических комиссаров.
По сути, дополнительное охлаждение наддувного воздуха – это прием сродни сжиганию масла в цилиндрах, которому теперь должен, как будто бы, прийти конец.
Похожая история и с охлаждением воздуха. Если бы существовал простой способ контролировать температуру, не пришлось бы придумывать сложный регламент с датчиком и фиксированием погодных данных. Но простого способа нет, а если не контролировать ситуацию вовсе – команды обязательно начнут использовать «серую» зону себе во благо. Таких примеров в новейшей истории Ф1 предостаточно.

Однако, как и всегда, при выполнении правил есть ряд тонкостей. В частности, ограничение работает на протяжении всего уик-энда, но с оговорками.
«Первый круг гонки, круги позади автомобиля безопасности, въезда и выезда из боксов, а также все круги, которые являются аномальными (по мнению технического делегата) не учитываются при вычислении средней температуры», – сказано в правилах.
Потому, возможно, Ferrari удается «подхлестнуть» свои моторы в квалификации и на старте гонки благодаря дополнительному охлаждению.
В частности, это может касаться теплового мотор-генератора MGU-H. Если на старте обеспечить этому элементу системы рекуперации энергии более комфортный температурный диапазон, это прямо скажется на его эффективности.
Есть и еще одна теория – она основана на том, что важна не температура мешочков, а их размер и местоположение. Они мешают увидеть что-то, что Скудерия подольше хочет сохранить в тайне. Кадры, сделанные в Германии и Венгрии, явно демонстрируют, что дополнительные охладители не позволяют увидеть, что происходит в кокпите в последние минуты перед стартом. А именно – какие настройки переключателей установлены на руле.
Не секрет, что старт уже долгое время остается козырем Ferrari, и в Mercedes в этой связи даже провели серьезные исследования, пытаясь понять, где они уступают главным соперникам.
Поговаривают, что под силиконовыми накладками боковин руля скрыты дополнительные кнопки – иллюстрация технического эксперта Джорджо Пиолы показывает, где именно они располагаются.

Руль Ferrari SF71H Себастьяна Феттеля
Анализ действий пилотов Ferrari на старте позволяет предположить, что большим пальцем (Феттель – правым, а Райкконен – левым) они удерживают кнопку во время предстартовой процедуры и отпускают ее, как только гаснут все пять огней.
Что это, и как оно работает, пока можно только догадываться, но в прошлом году такого элемента точно не было. Скорее всего, система каким-то образом помогает точнее работать со сцеплением.
Учитывая, сколь сложно обгонять в современной Ф1, позиции, отыгранные на старте, невероятно важны. Потому-то Ferrari и прикладывает такие усилия, чтобы оберегать свой секрет от посторонних глаз.
Тем интереснее будет посмотреть, продолжится ли практика использования «охлаждения камеры» в осенних Гран При, когда уже не будет так жарко. Ну а в том, что по ходу предстоящего уик-энда в Спа к рулям Ferrari будет приковано повышенное внимание, уже можно не сомневаться.
Автор: Джонатан Нобл, редактор F1 (Global)
- Слышал новость? Ferrari снова подозревают в нарушении регламента!
- Что, снова нарушили??
- Снова подозревают...

По материалам