Хроника чемпионата Европы 1938 года. Часть вторая.

19.07.2018 20:43

Часть вторая: Нойбауэр там, Нойбауэр тут, Нойбауэр крут.

80 лет назад, 24 июля 1938 года, на автодроме Нюрбургринг состоялась гонка за Большой Приз Германии. Также эта гонка являлась вторым зачётным этапом очередного чемпионата Европы среди автомобилей класса Гран-При.

Высокие кураторы обеих немецких команд потребовали от своих подопечных участия в домашнем Гран-При не менее чем четырьмя машинами. В «Мерседес» штатный состав гонщиков в лице Рудольфа Караччиолы, Манфреда фон Браухича и Германа Ланга дополнили Ричардом Симэном. К гонке командой было подготовлено семь гоночных автомобилей: четыре основных и три резервных.

Германия-38 01

Групповое фото членов команды «Мерседес» накануне Гран-При Германии 1938 года. Слева направо: Манфред фон Браухич, руководитель команды Альфред Нойбауэр, Ричард Симэн, Герман Ланг, Рудольф Караччиола.

 

У «Ауто Юнион» ситуация была совсем иной. Высокая аварийность в ходе практик и гонки на предыдущем этапе во Франции привела к тому, что команда смогла подготовить к домашней гонке только два автомобиля, разработанных по регламенту сезона 1938 года. Ещё две машины им пришлось подготавливать на базе прошлогодней техники. С составом тоже были проблемы. Резервный гонщик Кристиан Каутц не заслужил доверия руководства команды по итогам своего неубедительного и очень недолгого выступления во Франции, а Рудольф Хассе и Герман Мюллер, едва-едва восстановившийся после травмы, полученной две недели назад в практике перед французской гонкой, составляли только половину требуемого состава и по меркам тех лет были молоды и недостаточно опытны. За неделю до гонки в «Ауто Юнион» сумели уладить все формальности с переходом в команду самого Тацио Нуволари, покинувшего ради возможности выступать на немецкой технике команду Энцо Феррари. Также от безысходности руководителям «Ауто Юнион» пришлось снова обратиться к Хансу Штуку, которого они уволили за слабые результаты в конце прошлого сезона.

Германия-38 02

Один из лучших гонщиков Европы того времени итальянец Тацио Нуволари вернулся в гонки за Большие Призы уже в составе «Ауто Юнион» (фото сделано на первом круге Гран-При Германии).

 

Предгоночные практики сильно огорчили тех, кто тешил себя иллюзиями об эпичном сражении между «Мерседес» и «Ауто Юнион». В каждой немецкой команде определились свои лидеры и свои аутсайдеры. В «Мерседес» аутсайдером оказался Рудольф Караччиола, который весь гоночный уикенд испытывал сильное недомогание, но, тем не менее, исполнял свои гонщицкие обязанности, уступив в практиках самому быстрому партнёру по команде Манфреду фон Браухичу целых 15 секунд на круге. Но при этом быстрейший из гонщиков «Ауто Юнион», которым оказался Тацио Нуволари, впервые ознакомившийся с новой техникой за неделю до гонки, не смог показать время лучше, чем у Караччиолы. Самым медленным из гонщиков «Ауто Юнион» оказался Ханс Штук, хоть ему и доверили наравне с Нуволари актуальную технику команды. Штук оказался на 20 секунд медленнее Нуволари, наглядно подтверждая правоту руководства команды насчёт упадка своей спортивной формы. Но, тем не менее, даже самый быстрый и объективно самый сильный гонщик не на немецкой технике Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео» показал в практиках время на 7 секунд хуже, чем у «никакого» Штука.

Помимо «Мерседес» и «Ауто Юнион» в Германию приехали для участия в гонке ещё двенадцать заводских и частных гонщиков, имевших в своём распоряжении технику марок «Альфа-Ромео», «Мазерати» и «Деляж». Но в свете указанного выше расклада сил по итогам предгоночных практик, я подготовил данный материал только с позиции единоборства немецких автогоночных коллективов с минимальным упоминанием гонщиков на иной технике.

Автодром Нюрнбергринг был в то время одним из немногих в мире, оснащённых автоматизированной стартовой системой с применением светофора. 28 июля 1938 года перед самым началом гонки эта система дала сбой. Красный сигнал светофора в установленном порядке сменился жёлтым, а зелёный свет так и не загорелся. Регламент не предусматривал в подобном случае проведения повторной процедуры старта. Всё было отдано на откуп гонщикам, которым предстояло каждому самостоятельно сообразить, что светофор неисправен и начать гонку. В результате, пелетон тронулся с места очень неоднородно. Кто-то поехал раньше, кто-то позже, кто-то сразу ускорился, кто-то некоторое время ехал не быстро, словно в сомнениях, что всё уже началось.

Германия-38 03

Вот с этого пульта подавалась команда на включение светофора, по которой на светофоре загорался красный сигнал. Дальнейшая смена световых сигналов происходила в автоматическом режиме.

 

Произошли весьма значительные перестановки гонщиков относительно их стартовых позиций. Обладатель первой стартовой позиции Манфред фон Браухич пропустил вперёд всю немецкую автоколонну и даже пару «Альфа-Ромео», а Тацио Нуволари вывел свой «Ауто Юнион» на второе место, уступая только Герману Лангу на «Мерседес». Казалось, досадное предстартовое происшествие со светофором даст какой-либо импульс борьбе двух немецких команд, но на деле это лишь позволило «Мерседес» более наглядно подтвердить своё неоспоримое техническое превосходство.

К концу первого круга все четыре автомобиля «Мерседес» были впереди всей техники «Ауто Юнион». Поскольку делать ставку на нездорового Рудольфа Караччиолу было рискованно, в «Мерседес» определили на роль лидера команды Манфреда фон Браухича, который после стартовой заминки потратил первый круг на успешное преодоление бастионов «Ауто Юнион» (про «Альфа-Ромео» вообще умолчу, ибо их нахождение впереди хотя бы одной немецкой машины продлилось не больше полутора километров), а по ходу второго круга без борьбы был пропущен партнёрами по команде на первое место. Однако, вскоре произошли события, поднявшие борьбу за победу в этой гонке на совершенно иной уровень. Сначала на втором круге неожиданно разбил свою машину Тацио Нуволари. А после третьего круга Герман Ланг заехал в боксы для ликвидации утечки масла. Этот внеплановый пит-стоп отбросил Ланга в хвост немецкой автоколонны, насчитывающей теперь только семь машин.

А вскоре после этого в расположение команды «Мерседес» заявился обергруппенфюрер «CC» Эрвин Краус (куратор команды «Ауто Юнион» от своего ведомства) и в интересах обеспечения безопасности участников гонки категорически потребовал отозвать с трассы всю технику «Мерседес» для прохождения технического контроля за утечкой масла на каждой машине. По словам эсэсовского генерала Нуволари попал в аварию по причине загрязнения защитных очков маслом, которое вылилось с одной из впередиидущих машин «Мерседес». Это вполне могла быть машина Ланга, на которой утечка масла к этому моменту была ликвидирована. Требование высокого чина третьего рейха грозило команде «Мерседес» полной утратой каких-либо шансов на победу в гонке, и спас ситуацию только высочайший авторитет руководителя команды Альфреда Нойбауэра, вступившего в полемику с Эрвином Краусом и отказавшегося выполнять требования генерала. В конце концов, Краус был вынужден отступить, но в поисках каких-либо зацепок для будущего давления на «Мерседес» поинтересовался, не была ли воспринята его инициатива в части повышения безопасности гонщиков как признак протекции команде «Ауто Юнион». Нойбауэр дипломатично ответил, что и в мыслях такого не держал. Инцидент на этот раз оказался исчерпан.

Некоторое время после инцидента с визитом обергруппенфюрера, у руководства «Мерседес» были лишь приятные хлопоты. Выслушать на плановом пит-стопе жалобу Манфреда фон Браухича, что Ричард Симэн оказывает на него в гонке внеплановое давление, а на плановом пит-стопе Симэна сделать тому внушение, чтоб соблюдал командную установку и оставил фон Браухича в покое. Пересадить Ланга в машину Караччиолы, когда Рудольф из-за усилившихся болей в животе принял решение выйти из гонки, а в машину самого Ланга усадить резервиста Вальтера Баумена (в гонке значительной роли не сыграл, до финиша не добрался из-за отказа двигателя вскоре после преодоления половины дистанции).

Германия-38 04

Извините за плохое качество снимков. Это фрагменты видеохроники. Слева Ричард Симэн на своём первом пит-стопе, а справа Альфред Нойбауэр с секундомером и флагом. Обратите внимание на галстук на шефе команды. Этот отличительный признак очень поможет распознавать Нойбауэра на следующих картинках.

 

Но вот пришло время одновременных вторых пит-стопов сразу для трёх машин «Мерседес», в том числе для двух лидеров гонки: фон Браухича и Симэна. Для фон Браухича планировалась замена шин и дозаправка, для Симэна только замена шин. В процессе дозаправки что-то пошло не так, топливо залило машину и гонщика, сидевшего в машине, а искра из выхлопной трубы вызвала возгорание. Этот эпизод стал немаловажным кирпичиком в легенду об Альфреде Нойбауэре. По своему обыкновению шеф команды лично руководил проведением пит-стопов, имея в руках неизменный флаг, при помощи которого условными знаками давал указания механикам и гонщикам. В тот момент, когда прозрачное пламя охватило машину и фон Браухича, Нойбауэр оказался ближе всего к кабине гонщика, первым пришёл на помощь и помог фон Браухичу покинуть пылающую машину. Убедившись, что один из механиков помогает Манфреду сбивать пламя с комбинезона, шеф умчался проверять, как проходит пит-стоп Симэна и незамедлительно дал отмашку флагом на возвращение англичанина в гонку, как только колёса на втором «Мерседес» поменяли. В этот момент ждал своего планового пит-стопа с дозаправкой ещё и Вальтер Баумен, для чего надо было срочно отодвинуть «Мерседес» фон Браухича с места на пит-лейн, оснащённого заправочным оборудованием. Но загасившие пламя механики почему-то не спешили этого делать. Увидев это, шеф метнулся к машине фон Браухича и личным примером показал, что «Мерседес» надо откатить в сторонку. Когда опомнившиеся механики, несколько грубовато оттеснив шефа, откатили машину в сторону, неукротимый руководитель команды своим флагом загасил пламя на том участке асфальта, что изначально находился под машиной фон Браухича и потому не был залит пеной. Забот хватало и дальше. У команды «Мерседес» тоже были свои кураторы в «СС». И один из них, корпфюрер Адольф Хюнляйн уже настойчиво призывал фон Браухича немедленно вернуться в гонку. Действия высокопоставленного офицера объяснялись просто, не упустить командной победы в формате первое-второе-третье места. Нойбауэр, несмотря на сильное нетерпение Хюнляйна, приказал тщательно осмотреть подвергшуюся возгоранию технику и сам лично принял участие в этом осмотре. Компетенции руководителя вполне хватило для того, чтобы на основе личных наблюдений, а также оценивая реакцию механиков, сделать заключение, что техника в огне не пострадала. В итоге, Нойбауэр не стал спорить с Хюнляйном так же, как до этого спорил с Краусом, хоть и был внутренне против возвращения фон Браухича в гонку, зная, что этот гонщик очень чувствителен к любым эмоциональным потрясениям.

Германия-38 05

Левое верхнее фото. Два «Мерседес» Ричард Симэн (стартовый номер «16») и Вальтер Боумен (стартовый номер «14») прибыли на второй плановый пит-стоп, когда там уже шла работа с автомобилем Манфреда фон Браухича (за кадром). Работы с автомобилем Симэна начнутся сразу же, ибо дозаправка ему была не нужна, а Боумен должен был дождаться окончания работ с машиной фон Браухича.

Правое верхнее фото. Начало знаменитого инцидента. Прозрачное пламя на кадре не видно. Человек в тёмном костюме у кабины гонщика – Альфред Нойбауэр, помогающий гонщику покинуть горящую машину.

Левое нижнее фото. Нойбауэр, отлично узнаваемый на фото по галстуку, смотрит как механик и Манфред фон Браухич на пару сбивают пламя с комбинезона гонщика (две фигуры в светлом перед шефом). Хорошо просматривается стартовый номер «12» на машине фон Браухича.

Правое нижнее фото. Ричард Симэн уходит в гонку навстречу своей победе. На заднем плане стоит Нойбауэр, опять-таки узнаваемый по галстуку, только что отправивший англичанина в гонку взмахом флага.

 

Германия-38 06

Левое верхнее фото. А вот уже Нойбауэр у переднего колеса автомобиля фон Браухича личным примером показывает, что надо откатить технику в сторону, чтобы освободить место для Вальтера Боумена.

Правое верхнее фото. Механики поняли намёк и налетели со всех сторон на машину фон Браухича. На этом кадре Нойбауэр уже у заднего колеса техники.

Левое нижнее фото. Нойбауэр уже оттеснён от машины, но остаётся рядом с ней недалеко от заднего колеса. А поза шефа кажется странной, только если не знать, что в этот момент он сбивает пламя с асфальта своим флагом.

Правое нижнее фото. Манфред фон Браухич возвращается в гонку. Нойбауэр даже в этот момент смотрит не на гонщика, а на его технику, пытаясь окончательно убедить себя, что решение вернуть фон Браухича в гонку не является ошибкой.

 

Всего круг спустя после возвращения в гонку фон Браухич на высокой скорости вылетел с трассы и только чудом избежал гибели. Сам гонщик сказал, что техника внезапно вышла из-под контроля, хотя Нойбауэр подозревал, что авария стала следствием того самого эмоционального потрясения.

Никаких других технических проблем у «Мерседес» не случилось, и оба оставшихся в строю гонщика привезли команде двойную победу. На финише Ричард Симэн опередил Германа Ланга на четыре с лишним минуты и стал первым за 14 последних лет гонщиком с британских островов, добившимся победы в Гран-При.

А что же «Ауто Юнион»? Эта команда тоже сохранила до конца гонки только две машины. Помимо разбитого автомобиля Нуволари и здесь не обошлось без отказа двигателя на машине Рудольфа Хассе. Но Ханс Штук проиграл победителю гонки Ричарду Симэну девять минут, а Тацио Нуволари, которого, конечно же, вернули в гонку, высадив Германа Мюллера, оказался ещё в тридцати секундах позади Штука. На огромном, почти 23-километровом кольце Нюрбургринга данные отставания были в рамках одного круга с победителем гонки. А прочие участники отстали на круг и более…

А уже после финиша гонки снова активизировался Эрвин Краус. Он обвинил руководство «Мерседес» в отправке гонщика на трассу на заведомо неисправной технике и под прежним предлогом борьбы за безопасность участников гонки был готов настаивать на пересмотре результатов в части исключения «Мерседес» из протокола гонки. Заступничество Адольфа Хюнляйна, признавшегося, что это он сам своим авторитетом заставил фон Браухича вернуться в гонку, воздействия не имели. Краус настоял на техническом осмотре разбитой машины фон Браухича. Тщательнейший осмотр показал исправность тормозной системы и других важных узлов гоночного автомобиля, а все повреждения были признаны не причиной, а последствием аварии. Результаты гонки остались в силе.

Впоследствии Альфред Нойбауэр в своих мемуарах писал, что если бы в тот день была обнаружена любая неисправность на машине фон Браухича после пожара, то никакой Хюнляйн не заставил бы Альфреда вернуть гонщика на трассу. Так что легендарного шефа легендарной команды вполне можно считать полноценным соавтором победы «Мерседес» на Гран-При Германии 1938 года. В тот день для победы мало было иметь абсолютно лучшую технику. Нужен был кто-то, кому нипочём были ни открытое пламя, ни генералы «СС». И у команды «Мерседес» этот кто-то был!

Германия-38 07

Победитель гонки Ричард Симэн (в центре кадра) и второй призёр Герман Ланг (слева в кадре) принимают поздравления от куратора команды «Мерседес» корпфюрера Адольфа Хюнляйна. Гонщики своё дело сделали, но впереди ещё «решающая битва за победу» с Эрвином Краусом.

 

P.S. Ну и теперь о положении в личном зачёте после двух этапов. Одновременно дам представление о некоторых нюансах спортивного регламента тех лет в части ведения этого самого Личного Зачёта.

Победитель гонки Ричард Симэн получил за победу высшую награду при реверсивной системе начисления в виде одного очка. Одновременно, ему было начислено 8 очков (по сути, «штрафных» баллов) за неучастие в предыдущей гонке чемпионата Европы во Франции. С 9-ю очками Ричард замкнул первую четвёрку Личного Зачёта, целиком состоящую из гонщиков «Мерседес».

Манфред фон Браухич и Герман Ланг получили по 5 очков за то, что их техника сошла, преодолев меньше трёх четвертей дистанции гонки. Учитывая, что во Франции они являлись победителем (фон Браухич) и третьим призёром (Ланг), в сумме вышло 8 очков у Ланга (3-е текущее место в ЛЗ) и 6 очков у фон Браухича (2-е текущее место в ЛЗ).

Предвижу вопрос, какие такие 5 очков у Ланга, финишировавшего вторым? Ответ такой. В то время начисление очков гонщику было жёстко привязано к тому автомобилю, в котором гонщик стартовал. А стартовал Ланг в автомобиле, который потом был передан Вальтеру Боумену и который сломался (автомобиль, а не Боумен) вскоре после преодоления половины дистанции, т.е. в третьей четверти гонки.

В свете вышеуказанного объяснения сразу становится ясно, что лидером ЛЗ после двух этапов стал Рудольф Караччиола. Да, он не смог проехать всю дистанцию из-за некоего заболевания накануне гоночного уикенда, от которого так и не успел оправиться ко дню гонки. Но он стартовал в Гран-При, а автомобиль, в котором Рудольф стартовал, приехал к финишу вторым, хоть и под управлением другого гонщика. Так что второй призёр гонки во Франции получил 2 зачётных очка и в Германии и с суммой в 4 балла возглавил зачёт.

Что же касается добравшихся до финиша гонщиков «Ауто Юнион», то им, как и Симэну, было задним числом начислено по 8 очков за неучастие в гонке во Франции. Также Хансу Штуку было начислено 3 очка за третье место, что оставляло его за спинами четвёрки гонщиков «Мерседес» в ЛЗ, а Тацио Нуволари получил 7 очков (не забываем, что финишировал он в чужом автомобиле, а свой собственный разбил на втором круге, т.е. сошёл в первой четверти дистанции) и по итогам двух этапов имел максимально возможный (наихудший) текущий результат: 15 очков.

 

Автор хроники: ROMAN grosjean (июль 2018 года)

3 Отзыва