Куала-Лумпур - территория нестандартных начислений гонщикам.

27.09.2017 17:00

Трасса в Малайзии - единственная в двадцать первом веке свидетельница Гран-При, прекращенного до прохождения 2/3 дистанции гонки. Это случилось в 2009 году из-за крайне неблагоприятных для продолжения гонки погодных условий. В результате половинного начисления очков гонщикам, оказавшимся в зачётной зоне, в Ф1 вернулись такие редкие (порой редчайшие) начисления в ЛЗ, как 2,5, а также 1,5 и 0,5 очков.

Гран-При Малайзии 2009 года
Заплыв Ф1 в Куала-Лумпур в 2009 году, прерванный досрочно.


Строго говоря, 2,5 очка, которые получил за 4-е на момент прекращения гонки место Ярно Трулли на “Тойота”, являются уникальным для Ф1 результатом, так сказать, ноу-хау Ф1 двадцать первого века. Это если поглядеть с точки зрения начисления очков за отдельно взятые гонки, вырванные из контекста всего чемпионата. Но совсем в стародавние времена, то бишь в 50-е годы прошлого века, в Королевской серии было возможно практически всё. В том числе однажды исподвыподвертом получить те самые 2,5 очка в зачёт. Хосе-Фройлян Гонзалес в 1953 году в одной из гонок второй части чемпионата финишировал четвёртым (три очка), став соавтором лучшего времени круга (0,5 очка). Одновременно Хосе-Фройлян превысил установленный регламентом лимит гонок, результаты которых должны были идти гонщику в зачёт и один из ранее достигнутых менее значимых результатов должен был быть исключен из зачёта. Таким результатом стало одно единственное очко, заработанное аргентинцем за лучший круг в гонке, до финиша которой он не доехал. Вот так и стал Гонзалес в гонщицком зачёте “богаче” на 2,5 очка.

Получение гонщиками 1,5 очков на протяжении большей части истории Ф1 было доступно только в случаях досрочного прекращения гонок с половинным начислением очков (что случалось всего-то пять раз). Но в те же 50-е годы это было хоть и не рядовым эпизодом, но также отнюдь не сложной задачей. Достаточно было разделить между двумя гонщиками 3 регламентных очка за совместно добытое четвёртое место в гонке. Тот же Хосе-Фройлян Гонзалес в 1954 году поставил добычу 1,5 очков за гонку на конвейер более полно используя возможности текущего регламента. В начальной стадии чемпионата он разделил очки за четвёртое место с партнёром по команде, а в завершающей стадии заработал четвёртое место уже самостоятельно, но одновременно опять превысил установленный лимит зачётных гонок и “выбил” предыдущие 1,5 очка из числа зачётных результатов, снова пополнив свой очковый багаж лишь полутора очками. Вот и Марку Уэбберу удалось вкусить такой вот доли, а значит жизнь удалась!

Половина очка является исключительно ноу-хау половинного начисления гонщикам очков за последнее место зачётной зоны по итогам слишком досрочно прекращённых гонок. Ни при каких других обстоятельствах никто столько очков не получал. Случалось это, как я уже упомянул, всего пять раз, и Лелла Ломбарди является не только единственной женщиной, финишировавшей в зачётной зоне, но и самым первым лауреатом половины очка в зачёт. Нико Росберг может гордиться тем, что в Малайзии-2009 продолжил дело, начатое в Ф1 женщиной :).

Впрочем, три года назад автодром в Куала-Лумпур утратил эксклюзивность в части редких начислений гонщикам по итогам Гран-При. Автодром в Абу-Даби, благодаря усилиям Берни по продвижению идеи двойного начисления очков в финальной гонке сезона 2014 года, стал “монстром наисвежайшего и наиредчайшего эксклюзива”. 50, 36, 30, 24, 20 и, наконец, 16 очков - вот вознаграждения гонщиков, которые не встречались никогда прежде и без коренных реформ регламента в части касающейся никогда не повторятся впредь.

Берни и Абу-Даби 2014 года
Однажды Берни Экклстоуна озарило, и все призёры гонки а Абу-Даби в 2014 году получили очков больше, чем получают стандартные победители всех Гран-При с 2010 года по настоящее время…


И всё-таки, даже в нынешнем регламенте всё ещё кроится толика потенциального эксклюзива. Когда-нибудь, через несколько или через много лет, а может быть в конце этой недели, какой-нибудь апокалипсический ливень смоет с трассы пелетон задолго до конца гонки и в дело вновь пойдут половинные начисления в Личный зачёт. Это может случиться на любой трассе. Среди действующих автодромов Ф1 есть такие, которые помнят аналогичные ситуации (Монако в 1984, А1-ринг (под старым названием Остеррайхринг) в 1975 году). Но будет символично, если Куала-Лумпур тряхнёт не такой уж и сильной стариной и уравняется с “выскочкой” Абу-Даби в части нестандартных для двадцать первого века очковых начислений. Что мы имеем в скрытом потенциале?

12,5 очков для победителя гонки. Абсолютный эксклюзив в духе Абу-Даби.

9 очков для второго призёра гонки. Для нынешнего века это произойдёт впервые. Но первые 42 года существования чемпионатов мира Ф1 получение именно такого числа зачётных баллов было главной целью всех выходящих на старт гонщиков. “Девятка” царила в Ф1, казнила и миловала, награждала титулами и ниспровергала с вершины. С 1991 года была выведена из употребления и ныне пылится в глубинах архивных документов. Прекращение гонки до истечения 2/3 дистанции - единственный шанс “девятки” снова вернуться в официальный протокол. Да, теперь уже не с победителем гонки, но всё же…

7,5 очков для третьего призёра гонки. Ситуация та же, что и с 2,5 очками для Ярно Трулли. Если рассматривать каждую гонку в отдельности, то даже теоретически получить такое число очков при прежних системах начисления не представлялось возможным. Но если брать чемпионат в целом и рассматривать пополнение очкового багажа гонщиками по результатам очередной гонки чемпионата… Даже при таком подходе 7,5 очков оказались в деле лишь однажды в 1953 году, а лауреатом стал сам Хуан-Мануэль Фанхио. “Маэстро” при весьма драматических обстоятельствах выиграл завершающую гонку сезона, попутно установив лучший круг и заработав, таким образом, 9 очков. Но с результативными финишами у аргентинца оказался перебор и “лишними” оказались 1,5 очка, которые Хуан-Мануэль ранее получил за совместно добытое с партнёром по команде четвёртое место. За указанным вычетом и получилось начисление 7,5 очков на счёт “Маэстро”.

Фанхио и Гонзалес
Герои 50-х годов прошлого века, неоднократно упоминаемые в этой заметке. Хосе-Фройлян Гонзалес (слева) и Хуан-Мануэль Фанхио (справа). Им было не привыкать пополнять баланс Личного зачёта нестандартным количеством очков. Гонзалес с Фанхио, бывало, побеждали в гонках, пополняя свой счёт на 8,14 и 5,86 очков, соответственно. Это же были «лихие» 50-е!


В общем, кому как, а мне хочется дождя… Много дождя… Сильного дождя… Много сильного дождя... Вопрос только в том, когда же Ф1 снова уподобится хазановской деревне Гадюкино? И где?

Хэмилтон и Феттель. Беседа.
Себастьян: А мне, пожалуй, 12,5 очков в текущей ситуации мало будет...

Льюис: Тогда бери себе 9 очков и почувствуй себя победителем былых лет! А 12,5 я так и быть возьму себе!

Себастьян: Издеваешься?

Льюис: Ни в одном глазу! По статистике в 21-м веке победители гонок с половинным либо двойным начислением очков становятся чемпионами в том сезоне! Как раз условие для меня!

Себастьян: Пусть уж лучше такое случится в следующем сезоне...

Льюис: Не возражаю! Хоть каждый год! Мне чем больше титулов, тем лучше!

 

Автор заметки: ROMAN grosjean (сентябрь 2017 года).

4 Отзыва