«Я не повторю прошлых ошибок».

25.09.2017 17:04

Шотландский гонщик, который давно покинул пелотон Ф1 и, казалось, уже не имеет шансов вернуться, благодаря одному уик-энду в Венгрии получил шанс возобновить карьеру. Адам Купер побеседовал с ним о планах на ближайшее будущее.
В Формуле 1 все происходит с такой калейдоскопической быстротой, что про пилота, который теряет место в кокпите, забывают почти мгновенно. Команды всегда нацелены на поиск следующей звезды, и у тех, кто пропустил хотя бы сезон, шансы вернуться очень невелики, если только в дело не вмешается коммерческий фактор.

Пол ди Реста не выступал в чемпионате уже четыре года – и тем не менее, шотландец входит в число трех претендентов на место в Williams в 2018-м благодаря своевременному и очень успешно использованному шансу показать себя на недавнем Гран При Венгрии.

Для начала он стал резервным пилотом команды из Гроу, заменив в этом качестве своего бывшего напарника по Force India Адриана Сутиля. Это произошло в начале 2016-го. Как и в случае с немцем, Пола не привлекали к тестам, он вообще не садился за руль новой машины и, кто знает, мог бы сам уступить свою роль кому-то более «актуальному» через год-два.

Но приболевший в Будапеште Фелипе Масса подарил ему шанс, и хотя условия для выступлений оказались хуже не придумаешь, ди Реста смог обратить их себе во благо. Он сел за руль только в квалификации, что ставило перед ним невероятно сложную задачу, но в равной степени снижало ожидания. Вопреки всему, гонщик отлично справился, прибавляя с каждым кругом.

В гонке все складывалось несколько сложнее, Пол был не вполне доволен машиной и в конечном счете сошел.

Но этого оказалось достаточно, чтобы он стал неожиданным, но очень серьезным кандидатом на место призового пилота в 2018 году. Это особенно примечательно, если учесть, что до Венгрии он вообще никогда не управлял гибридными машинами с турбомотором, тогда как есть немало тех, кто обладает соответствующим опытом и выступал в Ф1 относительно недавно – достаточно назвать Сутиля, Пастора Мальдонадо, Фелипе Насра, Камуи Кобаяши, Жана-Эрика Верня, Эстебана Гутьерреса, Алекса Росси, Уилла Стивенса, Рио Харьянто и Роберто Мери.

Шансы любого из этих парней вернуться в Ф1 выглядят исчезающе низкими, тогда как ди Реста, которому уже 31 год, имеет реальную возможность оказаться в составе одной из старейших команд. Все решила одна квалификация на «Хунгароринге».

«Пожалуй, быть еще менее готовым просто невозможно, – рассказал Пол Motorsport.com. – Но когда я отключил ограничитель скорости в конце пит-лейна, то внезапно почувствовал себя комфортно. Предшествующие полтора часа я ощущал себя, словно возрожденный из мертвых, но стоило только отключить лимитатор, как все само собой пришло в норму.

Это природная способность – ощущать, что ты словно вернулся домой. Минуту назад я был просто одним из тех, кто сидел и смотрел за событиями по ТВ, но это новое ощущение позволило прибавлять, придавало уверенности. В тот день я не наделал глупостей, но важнее было то, что еще оставался запас. Мне было важно контролировать развитие событий, так я лучше всего познавал новое. Если появится еще одна возможность – действовать надо будет точно так же».

Лучшим результатом Пола ди Ресты за три года в Force India стали два четвертых места 
Фото: XPB Images

Многие уже забыли, что не так давно ди Реста считался гонщиком с серьезным потенциалом. Он завоевал титул в Евро Ф3 в 2006-м, опередив, среди прочих, Себастьяна Феттеля, а затем по приглашению Mercedes перешел в DTM и там тоже стал сильнейшим в сезоне-2010.

Связи со штутгартской маркой привели Пола в Force India, где он выступал на протяжении трех лет и заработал немало очков. Однако в итоге шотландец утратил расположение и лишился места в конце 2013-го.

«Я мог бы делать все иначе, – рассказал он. – Но в тот момент я полагал, что… Force India – отличная команда, но вдали от посторонних глаз там происходили сложные вещи. В этой команде никогда не было просто, и это становилось для меня дополнительной сложностью. Но гоночная бригада, те парни, с которыми мы общались изо дня в день, были классными. Думаю, именно это позволяло выступать лучше, чем многие ожидали».

Серия DTM стала тихой гаванью, когда не осталось возможностей выступать в Ф1. Однако шотландец сохранял надежду как минимум стать резервистом и тест-пилотом в Mercedes.

«Тогда все завершилось совсем не так, как я предполагал, – признался он. – На подходе было новое поколение моторов, бюджеты взлетели. Мне хотелось как можно активнее участвовать во всем этом, я очень рассчитывал каким-то образом помогать Mercedes.

Мне казалось, что это позволит перезагрузиться и оценить другие возможности. Так я в итоге оказался на Sky TV. Это позволило мне оставаться в поле зрения, и в начале прошлого года Williams вышла со мной на контакт, причем довольно поздно, перед самым стартом сезона. Начиная с этого момента наши отношения постоянно укреплялись. Я очень благодарен Клэр [Уильямс] за все, что она делала. У нас сложились отличные отношения.

Думаю, никто не ожидал, что нам удастся так быстро выстроить столь крепкие связи. Десятью годами ранее Фрэнк уже пытался сделать меня пилотом Williams. В тот раз не вышло из-за различных причин, так что я начал выступать в DTM. Было очень необычно вернуться туда, где за десять лет до этого мы сидели и беседовали с Фрэнком, в ту же комнату. Но теперь разговор вела Клэр, и мы обсуждали другие вопросы».

«Хунгароринг» в этом году – особая трасса для ди Ресты. Кроме возвращения в Ф1, он одержал там победу в DTM

Фото: Александр Триниц

При этом никто не предполагал, что вскоре может возникнуть вариант с переводом ди Ресты в основной состав. Но из-за венгерских событий это стало возможно. За предыдущие полтора года он смог немного поездить на FW36 2014 года, но это не назвать серьезной подготовкой.

«Я сделал всего несколько кругов, – объяснил Пол. – Думаю, очень полезной оказалась работа на симуляторе. Для меня задача оказалась практически такой же, как там.

И даже парни, отвечающие за мотор, оказались теми же. Тот парень, с которым мы работали в Force India, теперь был в Williams. Просто по ходу разговоров за обедом ты уже начинаешь настраиваться на скорость, это было очень полезно.

С точки зрения команды мне предстояло убедиться, что я смогу разобраться со всем тем, что нельзя подготовить заранее. Все, что было в их силах – дать мне базовое понимание, проинструктировать перед гонкой, а дальше я уже действовал бы сам. Так мы и решили двигаться вперед».

Выступлением в Венгрии Пол смог кое-что доказать самому себе, а не только окружающим.

«Было бы неверно говорить, что я утратил аппетит [к Ф1], – сказал гонщик. – Но чем дольше длится перерыв, тем сложнее все оказывается. Так что, думаю, я смог доказать сам себе, что по-прежнему в состоянии хорошо выполнять работу, хоть я и всегда сохранял веру в это. Возможно, мне удалось продемонстрировать окружающим, что в случае реального шанса все будет куда серьезней, чем в таких ограниченных условиях».

Фелипе Масса по-прежнему остается претендентом на место в Williams, также весьма высоки шансы Роберта Кубицы, но создать условия для полноценных тестов поляка на FW36 будет не так просто. Свои претензии также обозначили Маркус Эрикссон и Джолион Палмер, за каждым из которых стоит серьезное финансирование. Правда, надежды обоих довольно призрачны.

Источник 

5 Отзывов