14.09.2017 16:46
Несколько необычных фактов, связанных с победителями гонок или просто с гонщиками, набравшими очки в не самых стандартных ситуациях.
Вся информация приведена в виде убывающего рейтинга по километражу, набранному героями эпизодов в конкретных гонках. Цифры километража округлены, чтобы не утомлять тех, кто читает эту заметку, слишком подробными числами.
352 километра. Такую дистанцию проехал новобранец «Феррари» Хуан-Мануэль Фанхио на Гран-При Аргентины 1956 года, прежде чем первым встретил отмашку клетчатого флага. Второй призёр гонки Жан Бера на «Мазерати» отстал от аргентинца почти на 25 секунд. Необычность момента была в том, что второй призёр проехал в гонке 383 километра, что соответствовало полной дистанции Гран-При, а Фанхио, таким образом, преодолел лишь 81 процент всей дистанции. Причиной этого стала поломка автомобиля, на котором Хуан-Мануэль стартовал. До того момента как на штатном пит-стопе менее приоритетный гонщик «Феррари» Луиджи Муссо по командному указанию передал Фанхио свой автомобиль, аргентинский «Маэстро» пробыл вне гонки больше четверти часа, что и стало причиной укороченного километража. Случаи, когда два гонщика по очереди управляли автомобилем, прибывшим к финишу первым, бывали и помимо этого эпизода. Но именно за Фанхио числится рекорд по наименьшей в процентном отношении пройденной дистанции среди гонщиков лично финишировавших в победившем автомобиле в гонке, проведённой на полную дистанцию.

Хуан-Мануэль Фанхио и Луиджи Муссо (напротив Фанхио) в 1956 году в Аргентине.
209 километров. Именно такую дистанцию преодолел Михаэль Шумахер в дождевом Гран-При Монако 1997 года, прежде чем гонку прекратили из-за полной выработки двухчасового лимита времени. Михаэль, таким образом, является рекордсменом среди победителей гонок по наименьшей пройденной дистанции, за которую победитель получил полное число зачётных баллов. Все известные случаи, когда гонки прекращались при меньшем пройденном километраже, заканчивались начислением половинных зачётных баллов.

117 километров. Снова обращаемся к Гран-При Аргентины 1956 года. Луиджи Муссо, прежде чем передал свою машину Фанхио, проехал в гонке 30 кругов, что и соответствовало указанному километражу. В те годы нередко гонщикам, отдавшим свою технику более приоритетным коллегам, всё-таки находилась работа по доведению до финиша какой-либо другой машины, например, ранее отказавшей, но отремонтированной прямо по ходу гонки. Но в данном случае Луиджи так и не был возвращён в гонку. Таким образом, на счету Муссо числится рекорд по минимальной дистанции, пройденной одним из победителей гонки, проведённой на полную дистанцию.
86 километров. Случай уникальный, ибо Умберто Маджиоли, приехавший на Гран-При Аргентины 1955 года в статусе запасного гонщика «Феррари», не участвовал в квалификации, не стартовал в гонке и не финишировал в ней. Но по ходу гонки он был временно отправлен на трассу в машине Джузеппе Фарины, когда возрастной итальянец почувствовал себя плохо из-за страшной жары, стоявшей в день проведения гонки. Спустя 22 круга, что соответствовало указанному километражу, Умберто был возвращён на «скамейку запасных», уступив место Морису Тринтиньяну, машину которого забрал себе отдохнувший в прохладе боксов Фарина. Автомобиль, за рулём которого временно находился Маджиоли, финишировал в гонке третьим. Четыре очка за третье место разделили между тремя гонщиками, управлявшими этим автомобилем по ходу Гран-При. Так что Маджиоли достались 1,33 очка. Умберто Маджиоли, таким образом, стал самым результативным гонщиком, преодолевшим меньше ста километров в Гран-При, проведённом на полную дистанцию.

63 километра. Этот эпизод связан с такой особенностью начисления очков в 50-е годы прошлого века, как награждение зачётным очком гонщика, показавшего по ходу Гран-При лучшее время прохождения круга. Альберто Аскари на Гран-При Испании 1954 года уверенно лидировал на «Лянча» первые девять кругов, а вот десятый круг закончил медленно, еле дотянув до боксов на неисправной технике. Быстрейшее время круга, которое успел установить Альберто, так никто и не перебил, так что за нехитрый километраж Альберто получил полновесное очко в зачёт. Аскари – рекордсмен по минимальной дистанции, достаточной для пополнения очкового багажа в гонке, проведённой на полную дистанцию.

Альберто Аскари пока ещё на трассе испанского Гран-При 1954 года.
53 километра. Если быть немного более точным, то до 53 километров участники Гран-При Австралии 1991 года чуть-чуть не дотянули. Эта гонка была остановлена из-за дождя всего через 24 с половиной минуты после старта. Те участники гонки, кто оказался к этому времени в зачётной зоне, получили половину очков в зачёт. Победитель Айртон Сенна является рекордсменом по спринтерскому победному заезду. А из прочих лауреатов той гонки хочется отметить Джанни Морбиделли. Это был его единственный старт в составе «Феррари», где он заменил уволенного накануне Алена Проста. И к моменту прекращения гонки Джанни оказался на шестом месте, благодаря чему и получил половину очка. Получается, что Морбиделли в 100 процентах гонок за «Феррари» финишировал в долях очка (как звучит!), ухитрившись сделать это при таком мизерном общем километраже за итальянскую команду!

Автор заметки: ROMAN grosjean (сентябрь 2017 года).