22.08.2017 08:39
80 лет назад 22 августа 1937 года на трассе в Бремгартене состоялся Гран-При Швейцарии, ставший четвёртым этапом очередного чемпионата Европы в классе самых мощных гоночных автомобилей с открытой кабиной.
У обеих немецких команд, на пару доминирующих в сезоне, возникли кадровые проблемы перед этой гонкой. Команда «Ауто Юнион» в течение нескольких недель лишилась половины своего основного состава. Сначала в Германии получил смертельные ранения Эрнст фон Делиус, а затем в Монако травмировался Рудольф Хассе. Заменить их было практически некем. В поисках дополнительных вариантов с гонщиками были задействованы все средства. Луиджи Фаджиоли в самом начале сезона ещё защищал цвета этой немецкой команды, но потом был вынужден прервать свою гонщицкую карьеру в свете обострившегося ревматизма. Но ближе к концу лета ревматизм несколько сдал свои позиции, и Луиджи согласился вернуться в состав гонщиков команды, считая, что уж участие в одной гонке для него вполне по силам. На а решение вопроса по четвёртому гонщику команды стало настоящей сенсацией. Руководство «Ауто Юнион» смогло договориться с Энцо Феррари и ангажировало у него на одну гонку самого Тацио Нуволари! Так что по звёздности состав «Ауто Юнион» в Швейцарии был выше горы Эверест: Бернд Розенмайер, Ханс Штук, Луиджи Фаджиоли, Тацио Нуволари!

Эти фото Тацио Нуволари в болиде «Ауто Юнион» сделаны во время тренировочных заездов в дни, предшествующие гонке. Именно тогда был максимальный ажиотаж вокруг приглашения знаменитого итальянца в немецкую команду.
Проблемы с составом были и у «Мерседес». Гоффред Зехендер не оправдал доверия руководителей и после участия в Гран-При Монако был выведен из боевого состава гонщиков, а Ричард Симэн и Герман Ланг продолжали оставаться в лазарете команды. Незадолго до Гран-При Швейцарии для обоих этих гонщиков были устроены тестовые заезды, показавшие, что Симэн пока не оправился от травм, полученных в той же аварии, в которой смертельные раны получил Эрнст фон Делиус, а Ланг всё ещё не оправился от последствий сильнейшего гриппа. Но если с Ричардом вопрос был ясен и закрыт, то Герману доктор команды предписал употреблять много сливок и гарантировал обретение от этого процесса прежней физической формы. То ли сливки и впрямь помогли, то ли имело место самовнушение, но Герман Ланг, выполнив предписание доктора, к швейцарской гонке действительно восстановил физические кондиции и вернулся в строй, составив компанию Рудольфу Караччиоле, Манфреду фон Браухичу и Кристиану Каутцу.
Во время тренировочных, они же квалификационные, заездов Тацио Нуволари никак не мог адаптироваться к управлению заднемоторной техникой «Ауто Юнион», и Бернд Розенмайер помогал ему в поиске настроек, совершив несколько кругов на машине Нуволари. Ехал при этом Бернд быстрее чем Тацио (а также быстрее чем все гонщики «Мерседес» кроме Рудольфа Караччиолы) и показал время достойное четвёртого места на стартовом поле (второй ряд). Лучшее же время самого Тацио тянуло только на седьмое место стартового поля (третий ряд и впереди лишь одного «Мерседес» под управлением ревматика Фаджиоли). Для самого же себя Бернд расстарался ещё лучше, уступив только Рудольфу Караччиоле. Третье место на первом ряду стартового поля застолбил за собой ещё один «Ауто Юнион» под управлением Ханса Штука. Гоночный день начался с курьёза. Организаторы гонки, не разобравшись в том, что за рулём одного из «Ауто Юнион» ездили в тренировках сразу два гонщика, определили для Нуволари четвёртую стартовую позицию. «Мерседес», сразу два гонщика которого (фон Браухич и Ланг) оказались безвинно отодвинутыми назад на стартовой решётке, подал протест и восстановил справедливость.
Очередной неутешительный результат гонки для «Ауто Юнион» был предопределён практически в самом начале заезда. На трассе, ещё влажной после недавно прошедшего дождя, Розенмайер стартовал не лучшим образом, уступив и обладателю поул-позишн Караччиоле и партнёру по команде Штуку, возглавившему гонку. А вскоре Бернд и вовсе ошибся, отбивая атаку Германа Ланга, выехал с трассы в самом неподходящем для этого месте (где было минимум травы) и застрял в грязи.

22 августа 1937 года. Старт Гран-При Швейцарии. Ханс Штук («Ауто Юнион», стартовый номер «10») вырывается в лидеры. За ним последуют Рудольф Караччиола («Мерседес» стартовый номер «14») и Бернд Розенмайер («Ауто Юнион», стартовый номер «8»), для которого третья текущая позиция в гонке станет несчастливой уже на первом круге.
Вытолкали Бернда обратно на трассу зрители, коих для этого процесса понадобилось около двух десятков. Бернд, прекрасно зная, что посторонняя помощь на трассе означает дисквалификацию, просто заехал в боксы по завершении круга и гонку прекратил. Вскоре подоспело и официальное решение о дисквалификации, распространявшееся, к счастью, только на автомобиль, но не на гонщика, имеющего право в случае необходимости заменить за рулём одного из своих коллег. А таковая необходимость вскоре возникла. Тацио Нуволари так и не раскрыл до конца все секреты управления заднемоторной техникой и выступал откровенно слабо, всё больше и больше отставая от лидеров гонки. Так что на восьмом круге итальянца зазвали в боксы и отдали его машину Розенмайеру. Но слишком много оказалось упущено, чтобы Бернд смог включиться в борьбу за победу или даже за призовое место в гонке.
Правда у «Ауто Юнион» был ещё Ханс Штук, возглавивший поначалу гонку. Увы, по мере подсыхания трассы Штук оказался не способен противостоять натиску гонщиков «Мерседес» и одного за другим пропустил Караччиолу, Ланга и фон Браухича. Команда «Ауто Юнион» за счёт оптимальной стратегии и хорошей работы на пит-стопе вновь вывела Штука на третье место, заодно отыграв почти всё отставание от второго места, однако Ханс снова подвёл команду, так и не включившись в борьбу за второе место, а потом опять потеряв и третье. Единственным влиянием Ханса на итог гонки было то, что он своим последовательным сопротивлением технике «Мерседес» рассредоточил тройку лидеров так, что внутренней борьбы в этой тройке не было уже до конца гонки. Караччиола, Ланг и фон Браухич финишировали в том же порядке, в каком одолели Штука, с солидными временными интервалами между друг другом.
Розенмайер, в свою очередь, уже не в первый раз в году продемонстрировал самый высокий гоночный темп, превзойдя по этому показателю даже победителя гонки Рудольфа Караччиолу. Но слишком большая временная потеря за то время, пока за рулём машины находился Нуволари, свела на нет все усилия действующего чемпиона Европы.

22 августа 1937 года. Бернд Розенмайер («Ауто Юнион», стартовый номер «6», изначально управлявшийся Тацио Нуволари) преследует «Мерседес» Рудодьфа Караччиолы. Зрители в 1937 году могли только мечтать о такой ситуации в гонке, но… Бернд в данном случае уступал Рудольфу целый круг. Вскоре Розенмайер пройдёт Караччиолу и на финише будет в одном круге с победителем гонки, но всё-таки очень далеко от него…
К концу гонки Розенмайер вышел на пятое место за спиной Штука и даже отыграл большую часть отставания от партнёра по команде, но большего сделать не успел. Если бы Штук смог ехать в таком же темпе как Розенмайер, то не только не упустил бы третье место, но и, скорее всего, навязал бы «Мерседес» борьбу за второе место. Но Ханс в завершающей части сезона справлялся со своей работой заметно хуже Бернда, которому, однако, сильно не везло с гоночными обстоятельствами.
Теперь ещё раз о Нуволари. Несмотря на все свои проблемы с освоением техники «Ауто Юнион», он был вынужден вернуться в гонку. Фаджиоли не преодолел и половины дистанции, когда приступ сильнейшей ревматической боли заставил его вернуться в боксы. Там итальянца буквально на руках достали из машины, так как сам он был не в состоянии покинуть болид (участие в гонках Фаджиоли возобновит только после окончания второй мировой войны). Нуволари заменил соотечественника и к концу гонки отстал от лидеров гонки почти на два круга, заняв последнее седьмое место среди всех гонщиков на немецкой технике (до финиша добралась вся немецкая техника кроме дисквалифицированной машины Розенмайера). Но даже при этом Тацио на два круга опередил лучшего из гонщиков на «Альфа-Ромео», так что даже при общем провальном результате своего выступления, Тацио умудрился остаться в плюсе по чистой скорости, до которой он смог разогнать технику под своим управлением.

22 августа 1937 года. В завершающей части гонки демонстрируется табличка с текущим положением в лидирующей группе гонщиков, которое уже не изменится до финиша Гран-При: Караччиола, Ланг, фон Браухич (все «Мерседес»), Штук («Ауто Юнион»).
Ну и наконец, о положении в зачёте чемпионата Европы. Караччиола уполовинил своё отставание от Манфреда фон Браухича. Разрыв между ними был теперь в два очка, что давало Манфреду возможность победить в чемпионате даже в случае очередной победы Рудольфа на заключительном этапе в Италии при собственном втором месте. К чести руководства команды, оно не стало вмешиваться в борьбу за победу в чемпионате, идущую между их гонщиками, и не предприняло никаких командных указаний в адрес Германа Ланга, который не смог в этой гонке конкурировать с Рудольфом Караччиолой, но вполне заслужил второе место впереди Манфреда фон Браухича.
Автор заметки: ROMAN grosjean (август 2017 года).