• Гран-при Бразилии 2016 года: пресс-конференция в четверг

11.11.2016 10:58

 

Участники: Льюис Хэмилтон (Mercedes), Фелипе Масса (Williams), Даниэль Риккардо (Red Bull), Нико Росберг (Мерседес), Макс Ферстаппен (Red Bull), Себастьян Феттель (Ferrari), Чарли Уайтинг (FIA)*, Джеймс Аллен (ведущий)

* Гоночный директор FIA Чарли Уайтинг принимает участие во второй части пресс-конференции пилотов в четверг для того, чтобы уточнить некоторые моменты по гран-при Мексики 2016 года. Делается это исключительно для того, чтобы избежать несоответствия фактов с высказываниями в процессе дискуссии.

 

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ЧАСТЬ 1

Джеймс Аллен: Фелипе, давай начнем с тебя. Это твой последний Гран-при Бразилии в Формуле один, как пилота. Что это значит для тебя?

Фелипе Масса: Ну, я думаю, что последняя домашняя гонка будет особенным уик-эндом для меня. Это место, где я вырос, место, которое я помню, будучи на трибуне, наблюдая и поддерживая Айртона Сенну, Нельсона Пике. Я всегда мечтал быть здесь. А потом мне удалось попасть сюда, и я даже сумел выиграть две гонки здесь, в Интерлагосе, довольно много раз был на подиуме, так что это безусловно фантастическое место для меня. Я наверняка буду скучать по гонке здесь. Когда я увижу этих ребят на трассе в следующем году, мне наверняка станет грустно, что я не рядом с ними. Но я так счастлив и горд за все, через что я прошел за эти 15 лет в Формуле один, все люди которых я повстречал – друзей, гонщиков, ведь мы боремся с этими ребятами довольно давно... Так что да, я буду скучать, определенно, по этому месту, по некоторым классным трассам, но и по нескольким друзьям тоже. Это будет очень особенный момент для меня.

Джеймс Аллен: Как ты сказал, за карьеру у тебя было здесь так много замечательных воспоминаний - победы, подиумы, и особенно с Ferrari. Какой из моментов можно назвать наиболее ярким, и кого из твоих соперников ты бы хотел выделить особо?

Фелипе Масса: Сложно сказать. Мы говорим о лучших гонщиках в мире. Все, кто попал сюда, здесь из-за таланта. Они здесь именно из-за таланта. Конкуренция очень высокая, но я думаю, что я определенно многому научился. Я думаю, что я получил удивительный жизненный опыт. Я бы сказал, что определенно это не легко, быть пилотом Формулы один, но это были фантастические времена, и я так счастлив, что достиг того, чего мне удалось добиться, ведь путь сюда был таким долгим, и да, я всегда буду помнить этих парней как жестких соперников – впрочем, за последние годы наши отношения вне трассы стали чуть теплее, а когда мы все завершим карьеру, они будут еще лучше. Просто я желаю им всего наилучшего и буду поддерживать их в будущем.

 

Джеймс Аллен: Хорошо, Спасибо. Льюис, воспоминания о 2008 году по-прежнему очень сильны. Ты в тот день выиграл чемпионат мира, первый из трех, но Фелипе оказал достойное сопротивление, поднявшись на подиум и выиграв гонку. Какой он соперник?

Льюис Хэмилтон: Это было великолепно - пилотировать вместе с Фелипе и против него. У нас было несколько отличных сражений. Даже до Формулы один, когда я был в еще GP2, мы уже тогда стали приятелями, и это было здорово. Но да, в том году были действительно грандиозные сражения, и даже после 2008 года для меня всегда было привилегией гоняться вместе с Фелипе, чем я всегда буду дорожить. Конечно, на каком-то этапе мы все станем кучкой старичков, заменив нынешних ветеранов, и будем вместе наблюдать за гоночными сражениями, глядя на других молодых парней, но да, я думаю, Формуле 1 будет точно не хватать Фелипе.

 

Джеймс Аллен: Хорошо, тот же вопрос и всем остальным. Какую атмосферу мы ожидаем на этом Гран-при в эти выходные?

Нико Росберг: Это будет здорово. Я уверен, что бразильцы будут сходить с ума, чтобы поддержать Фелипе в его последней гонке. Он много сделал для Ф1, так что это будет потеря для спорта, и конечно для всех нас.

Джеймс Аллен: Макс?

Макс Ферстаппен: Конечно, в своей карьере он смог много чего добиться. Провести столько лет в Формуле 1, четырежды претендовать на чемпионский титул! Поэтому я думаю, что это, безусловно, очень волнительный момент для него, и я думаю, в целом, Гран-при Бразилии - это всегда что-то особенное: и отличный трек, и отличная атмосфера, сюда всегда хочется приезжать.

 

Джеймс Аллен: Себ, ты выиграл здесь несколько раз, у тебя было несколько хороших сражений с Фелипе, что думаешь?

Себастьян Феттель: Да, я думаю, что... ну, мы не должны говорить сами о своем таланте. Я думаю, и в этом нет никаких сомнений, что он один из самых талантливых пилотов на стартовой решетке. Но помимо этого, он еще и отличный парень. Он тот человек, который вам всегда улыбнется, потому что он сам словно светится изнутри, поэтому я думаю, что его уход будет серьезной потерей. Надеюсь мы и после его ухода еще гн раз увидим его улыбку, и в этом отношении я желаю ему всего наилучшего. Но в эти выходные, я думаю, было бы здорово увидеть много бразильских флагов в его поддержку, потому что, как уже говорили парни, он сделал отличную карьеру. Так что, да, это важный момент в этот уик-энд.

Джеймс Аллен: Даниэль, и наконец, твои мысли?

Фелипе Масса: Подумай, прежде чем говорить!

Даниэль Риккардо: Да, я с нетерпением жду парада пилотов в воскресенье. Это всегда очень интересно - за все годы моих выступлений здесь любому, кто был напарником Фелипе, там доставалось по полной! В этот уик-энд Фелипе получит дополнительную порцию обожания и, возможно, несколько забавных бразильских прозвищ, но это по-своему даже забавно. Атмосфера на автодроме всегда потрясающая – думаю, здесь нас ждут фантастические болельщики.

 

 


Джеймс Аллен: Спасибо за добрые слова. Возвращаемся к Льюису и Нико. До конца сезона ещё две гонки, и победа в воскресенье делает тебя, Нико, чемпионом мира. Льюис, тебе конечно тоже хочется выиграть Гран-при Бразилии, тем более что раньше тебе этого не удавалось. Что скажете? Напряжение растет? Нико, давай сначала ты…

Нико Росберг: Да, настроение конечно великолепное, ведь это здорово - сражаться за чемпионский титул за два этапа до конца сезона. С нетерпением жду уик-энда и конечно постараюсь победить.


Джеймс Аллен: Льюис?

Льюис Хэмилтон: У меня с этим этапом связаны смешанные воспоминания, так что победить здесь впервые – особенный вызов, который уже испытали в свое время Нико и Фелипе. Впрочем, такова моя цель, терять всё равно нечего.


Джеймс Аллен: Вопрос к гонщикам, сидящим во втором ряду. Учитывая конфигурацию трассы и погодные условия, каковы шансы на борьбу с Mercedes? Даниэль?

Даниэль Риккардо: Да, вероятность дождя есть, и это может быть весьма любопытным. У соперников прессинг несколько выше, но я бы не отказался быть на их месте – мне нравится такая дополнительная нагрузка. В любом случае, если представится возможность, мы должны её использовать. При дожде будет веселее – посмотрим, как всё сложится. Надеюсь, нас ждет славная гонка.

Джеймс Аллен: Себастьян?

Себастьян Феттель: В силу определенных причин в Бразилии гонки всегда получаются особенными – не знаю, в чем конкретно секрет. На этой трассе интересно гоняться, но, пожалуй, само сочетание невероятной атмосферы и местной погоды обеспечивало по-настоящему сумасшедшие Гран При. Вы вспомнили этап 2008 года, заключительная гонка в 2012-м тоже получилась фантастической – уверен, в воскресенье нас тоже ждет что-то интересное. Да, большинство из нас не сражаются за титул, но мы будем бороться за победу в конкретной гонке. Погодные условия и так далее – они могут всё изменить.


Джеймс Аллен: Макс, потенциально здесь вы можете рассчитывать на победу?

Макс Ферстаппен: Мы всегда стараемся победить, однако лично у меня нет достаточного опыта выступления в Бразилии при смешанных погодных условиях. Конечно, я видел немало гонок по телевизору – думаю, этап, как всегда, получится интересным. Мне понравилось гоняться здесь в прошлом году – хочется верить, с дождем будет еще интереснее, так что с нетерпением жду начала уик-энда.

 


ВОПРОСЫ С МЕСТ


Вопрос: (Педро Лопес – GloboEsporte.com) Даниэль, как прошла вчера ваша вчерашняя мясная вечеринка?

Даниэль Риккардо: Наша вечеринка вчера была... Очень неплохо. К счастью, всё уже позади, иначе я бы потел до сих пор. Но да, как тебе сказать... Мuito bon?

Вопрос: (Кевин Исон – The Times) Себ, вот можешь мне сказать... Ты уже почти год с Ferrari, и этот сезон Вы начинали с такими радужными надеждами, а заканчиваете совершенно безрезультатно. Ты все еще веришь, что когда-нибудь сможешь стать чемпионом с Ferrari?

Себастьян Феттель: Да.

Вопрос: (Кевин Исон – The Times) Почему?

Себастьян Феттель: Потому что, как правило, я с оптимизмом смотрю в будущее. Переход стал для меня серьезным решением, я понимал, что путь к успеху потребует времени. Очевидно, что предыдущий сезон мы провели очень здорово, мы все ближе к Mercedes, потому ожидания от нынешнего сезона были высокими. Я думаю, что это нормально, если заняв второе место в Кубке Конструкторов, вы потом нацеливаетесь на первое. Да, нам не удалось этого добиться, но, тем не менее, наша цель – победа в чемпионате, борьба за титул, и я вижу внутри команды немало перемен, которые сделают нас сильнее. Я думаю что это просто вопрос времени.

Вопрос: (Ливио Орихио – GloboEsporte.com) Вопрос для Нико, потом – для Льюиса. Нико, ты выиграл предыдущие два Гран-при Бразилии, всякий раз стартуя с поула, притом Льюис в обоих тех случаях тоже выглядел очень конкурентоспособным. Возможно, вы нашли некий ключ к успеху на этой трассе? Льюис, почему вы не могли одолеть Нико в двух предыдущих Гран-при Бразилии?

Нико Росберг: Мне нравится эта трасса. Это отличный трек, и я всегда выступал на ней здорово, так что с нетерпением жду начала уик-энда. Предыдущие две победы оставили отличные воспоминания, но в этот раз нужно всё начинать с нуля, прошлые успехи не помогут мне победить в ближайшее воскресенье. Мне просто нужно постараться хорошо сделать свою работу и все.

Льюис Хэмилтон: Я действительно не знаю, почему я не выигрывал здесь, поэтому у меня нет ответа для тебя. Я стараюсь сделать это каждый год, и разумеется, в этом году буду стараться тоже.

Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action и Speedsport) Фелипе, полагаю, после гонки вас захлестнут эмоции. Насколько сложно будет в последний раз заглушить здесь мотор?

Фелипе Масса: Я думаю, что это всегда одинаково. Находясь в кокпите, ты не думаешь о других вещах, ты думаешь только о том, как сработать настолько хорошо, как только ты можешь. Я бы сказал, что всю гонку я буду сосредоточен на работе и стремлении добиться лучшего результата для себя и команды, поскольку сейчас это крайне важно в нашем соперничестве с Force India. Возможно, уже после клетчатого флага наступит тот особенный момент – будет волнующе проехать свой самый последний круг по Интерлагосу. По ходу гонки ты концентрируешься на текущих задачах, но после эмоции могут быть совершенно разными.


[В этот момент появляется Чари Уайтинг и присаживается рядом с Льюисом.]

 

 


ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ЧАСТЬ 2: ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГРАН-ПРИ МЕКСИКИ

[Примечание: Чарли Уайтинг будет обращаться к некоторым видеофрагментам гонки в Мексике, которые будут показаны в зале пресс-конференции в качестве иллюстраций своих ответов]

Бончиани (пресс-секретарь FIA): Мы решили отступить от правил пресс-конференции, потому что много разговоров было о результатах в Мексике. Поэтому я подумал, что будет логично пригласить Чарли.

 

Джеймс Аллен: Чарли, очевидно есть несколько ключевых моментов, представляющих интерес. Для начала мы хотели бы поговорить о ситуации, когда Льюис Хэмилтон на старте срезал второй поворот, и о том, как позднее Макс Ферстаппен повторил этот маневр в том же самом месте. В чем разница между этими двумя моментами?

Чарли Уайтинг: Принципиальная разница в том, что Льюис просто не получил никакого долговременного преимущества, в отличии от Макса. Мы можем показать вам пару видео сюда, просто чтобы освежить в памяти все: возможно, это поможет...

[Пилоты дружно уставились на экран.]

 

 

Эпизод первый – думаю, вы все его прекрасно помните. Вы можете видеть, как Льюис допускает ошибку на входе в поворот, срезает апекс, получает заметное преимущество, но затем сам от него отказывается. Как вы видите, на прямой между третьим и четвертым поворотами он поднимает ногу с педали газа на 20%, чтобы уменьшить полученное ранее преимущество, потому что, очевидно, что он получил значительное преимущество. Затем,минутой позже, появится автомобиль безопасности, и отрыв исчезает вовсе. Потому стюарды решили, что здесь не было какого-либо длительного преимущества.

В случае с Максом и Себастьяном, если бы Макс повторил действия Льюиса на прямой между третьим и четвертым поворотами, он конечно бы потерял бы позицию. Я думаю именно поэтому стюарды сошлись во мнении, что Ферстаппен заслуживает штрафа, так как он получил длительное преимущество. С позиции стюардов в этом фундаментальное отличие между этими двумя ситуациями.

Джеймс Аллен: Спросим гонщиков. Макс, что скажешь после того, как посмотрели повтор и услышали комментарии Чарли?

Макс Ферстаппен: Ну я не согласен с решением, но ведь это все равно не имеет никакого значения, не так ли? Я получил штраф. Но если уж назначать штрафы, то назначать их либо в обоим, либо не назначать вовсе. Возможно, нам следует всё изменить таким образом, чтобы выезд за пределы трассы был наказанием сам по себе, вместо того, чтобы стюарды решали - наказывать или нет. Я думаю, нам нужно придумать такое решение, которое бы само по себе наказывало гонщика за собственную ошибку.

Джеймс Аллен: Льюис, твое мнение?

Льюис Хэмилтон: В целом я согласен с пояснением Чарли, хотя у меня нет четкого мнения. Работа стюардов очень сложна, поскольку каждый инцидент уникален – к примеру, в моем случае сразу после ошибки на трассе появилась машина безопасности. Нелегко применять одно и то же правило к разным ситуациям, но я также согласен с Максом в том, что мы должны сотрудничать с Чарли, чтобы стюардам,например в следующем году, было бы проще принимать решения, и чтобы эти решения были более понятными для всех.

Джеймс Аллен: Перейдем к следующей теме. Смещения в зоне торможения активно обсуждались по ходу сезона, притом в Остине FIA выпустила разъяснения. Чарли, в свете этих разъяснений не мог бы ты прокомментировать оборону Себастьяна от атак Даниэля в предыдущей гонке?

Чарли Уайтинг: Я думаю, здесь нам следует вернуться к событиям в Венгрии, где было две схожих ситуации с участием Кими Райкконена и Макса Ферстаппена. Всё это долго обсуждалось в Германии на брифинге пилотов, где все сошлись во мнении, что смещаться на торможении нельзя.

Мы с этим согласились, однако уже в Японии произошел инцидент между Максом и Льюисом. Тогда Льюис сообщил по радиосвязи: «Он сместился. Он сместился, когда мы были на торможении». Стюарды, как вы знаете, не нашли в той ситуации нарушения, что привело к активной дискуссии на брифинге в Остине, после которого я опубликовал разъяснения, на что именно следует обращать внимание стюардов. По сути, Мексика была первой гонкой, где стюарды впервые применяли это правило.

В правилах есть три ключевых аспекта: во-первых, пришлось ли одному из гонщиков совершать какие-либо активные действия, чтобы компенсировать ненормальное изменение направления движения на торможении другим пилотом, во-вторых, имела ли место быть несвойственная смена направления движения в зоне торможения, в-третьих, несло ли это действие потенциальную опасность другому гонщику. Если все три условия присутствуют, стюарды должны признать маневр опасным и применить штраф. Стюарды сошлись во мнении, что Себастьян сместился на торможении, и это очевидно как на телеметрии, так и на повторе: это была потенциально опасная, несвойственная обычной траектории, смена направления движения в зоне торможения, которая могла привести к столкновению. Посмотрите внимательно на следующие кадры, поскольку я сомневаюсь, что кто-то из вас видел этот ракурс с одной из камер на трассе. Отчетливо видно, как сперва обе машины находятся на левой стороне трассы, затем Себастьян смещается вправо и уже в зоне торможения возвращается на левую часть, где Даниэлю приходится уклоняться от контакта. С бортовой камеры видно... [смена кадров]

[Показывается новое видео. Со стационарной камеры на трассе.

 

 

Действительно видно, что Феттель явно агрессивно смещается в сторону Риккардо.]

...если бы Даниэль ударился правой передней частью своей машины в заднюю левую часть машины Себастьяна, дальнейший сценарий бы развивался совершенно иным образом. Стюарды сочли это потенциально опасным маневром, все три озвученные мной условия присутствовали, потому они сочли необходимым вмешаться.

Джеймс Аллен: Снова спросим гонщиков. Даниэль?

Даниэль Риккардо: После гонки мы беседовали со стюардами – полагаю, и болельщикам, и нам не хочется так долго после финиша ждать итогового решения, но что было, то было. Маневр был ровно таким, как его описал Чарли. Когда пытаешься обогнать на торможении, действуешь на пределе, и на любое движение здесь уже невозможно среагировать – потому я заблокировал колеса и понеслось... Не скажу, что ситуация внчалае вовсе была неподконтрольной, но как только задействованы тормоза, сделать что-либо мы уже не в силах.

Когда атакуешь на прямой, и соперник смещается в одну сторону, ты можешь сместиться в другую, эточасть игры, но при нажатых тормозах сложно менять направление движения. Потому я считаю решение стюардов верным. Полагаю, болельщикам было сложно после гонки всё это воспринять, но мы попытаемся… Мне нравятся жесткие сражения, просто мы постараемся впредь не смещаться на торможении, чтобы подобных прецедентов не возникало.

Джеймс Аллен: Себастьян, твое мнение?

Себастьян Феттель: Ну, очевидно, что я не согласен с тем решением, которое было принято. Я сместился всего лишь один раз, обороняя свою позицию, а затем, на мой взгляд, я оставил Даниэлю достаточно места внутри. На большей части торможения моя машина ехала строго прямо, а Даниэль , как мне кажется, заблокировал колеса лишь потому, что на внутренней стороне трассы уровень сцепления был заметно ниже... да... думаю, что мы все это знали. В поворотах, находясь вне траектории, гонщики часто блокировали колеса, так что со стороны инцидент выглядел несколько драматичнее, чем было на самом деле. Не думаю, что маневр был реально опасным для Даниэля в тот момент, но решение принято, пришлось смириться [напомню, что Ferrari подали официальный протест по этому инциденту и потребовали пересмотра наказания].


ВОПРОСЫ С МЕСТ

Вопрос: (Ливио Орихио – GloboEsporte.com) Чарли, комментарии понятны, но проблема в том, что на разных этапах работают разные стюарды, и мы не вполне уверены, что люди руководствуются одинаковыми критериями – потому возникают вопросы к интерпретации правил. Вам не кажется, что это неправильно, когда в одной гонке стюарды руководствуются одними принципами, а в другой – другими? Полагаю, гонщики жаловались именно на это.

Чарли Уайтинг: Не могу с вами согласиться. Как заметил Льюис, каждый инцидент уникален. На первый взгляд может показаться, что ситуация практически идентична той, что была в предыдущей гонке, но если разобраться подробнее…

Следует помнить, что в распоряжении стюардов огромное количество информации, недоступной остальным – легко утверждать, что решения принимаются непоследовательно, но в большинстве случаев, если вникнуть в детали, вы сами обнаружите, что инцидент А вовсе не похож на инцидент Б. Есть незначительные отличие, для которых временами требуются дополнительные разъяснения.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Чарли, вы не коснулись темы ненормативной лексики в радиообмене – в частности, слов, сказанных Себастьяном в ваш адрес. Что вы об этом думаете?

Чарли Уайтинг: Что ж, я поделюсь с вами своим мнением. Я думаю, что это конечно плохо... В Формуле 1 ненормативная лексика звучит не впервые, и тот факт, что она была направлена в мой адрес, безусловно, огорчает, но досада Себастьяна была вызвана определенными обстоятельствами, и то, что сразу после гонки он подошел ко мне и извинился, для меня вполне достаточно – я готов забыть о случившемся и двигаться дальше. Думаю, именно так нам всем следует поступать. В пылу борьбы случается всякое – думаю, вы видели реакцию FIA, ее вполне достаточно.

Джеймс Аллен: Себастьян, если желаешь, можешь ответить…

Себастьян Феттель: Я готов ещё раз извиниться за свои слова, но если вы ведёте борьбу на трассе, то вполне понятно, что я был сильно расстроен из-за всего, что тогда произошло. Хотя, конечно, теперь сожалею по поводу сказанного. Я хорошо понимал, что сразу после гонки должен поговорить с Чарли, а кроме того потом я отправил письмо. И я рад, что он принял мои извинения.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) В FIA обратили внимание, что ругань в эфире может негативно повлиять на подрастающее поколение. Макс, может ты тоже хочешь высказаться по данному поводу?

Макс Ферстаппен: Спасибо! Большое спасибо. Если в пылу борьбы у тебя под рукой есть радиосвязь, можно выкрикнуть что-то непотребное. Представьте, мы бы раздали микрофоны футболистам и слушали все 90 минут их реплики в борьбе. Представляете, что мы бы услышали? Или, скажем, не в футболе, а в регби… Может радиопереговоры стоит вообще убрать из эфира? Нужно понимать, что мы ведём борьбу на пределе, сражаемся с соперниками колесо в колесо, чувствуем прилив адреналина. Если подобные инциденты плохо влияют на подрастающее поколение, возможно, не стоит их транслировать в эфир.

Джеймс Аллен: Льюис, ты кивнул. Согласен с Максом?

Льюис Хэмилтон: Да нет, мне просто кивнули из зала.

Вопрос: (Ральф Бах – AutoBild Motorsport) Чарли, по-вашему, как часто человеку, вроде Дональда Трампа, с его манерой излагать свои мысли, пришлось бы ходить к стюардам из-за ненормативной лексики? Спрашиваю потому, что господин Трамп недавно выиграл президентские выборы в США. Полагаете, этот посыл правильный для молодежи? Английский сленг используется всеми в мире, в том числе в университетах…

Чарли Уайтинг: Честно говоря, не представляю, как должен поступить Дональд Трамп. Своё мнение по поводу ненормативной лексики я озвучил, вопрос в том, стоит ли в принципе транслировать ее в эфир, нужно обсуждать дополнительно. Не понимаю причин вашего вопроса – я своим предыдущим ответом четко обозначил собственное отношение к тому, что произошло в Мексике.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta Dello Sport) Себастьян, не кажется ли тебе, что после двух предыдущих гонок вам необходимо восстановить свою репутацию? Инциденты, использование ненормативной лексики… Не кажется ли вам, что, теряя терпение по ходу гонки, вы снижаете собственный натиск на соперника вроде Макса и тем самым наказываете самого себя?

Себастьян Феттель: Не уверен, что понял вопрос. Очевидно, что-то было в Остине, раз вы говорите о двух предыдущих гонках… Не могли бы вы повторить?

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta Dello Sport) Вопрос в том, желаете ли вы восстановить свою репутацию после двух предыдущих гонок…

Себастьян Феттель: На самом деле мы неплохо провели те две гонки, в Мексике я стартовал седьмым, но в итоге сражался за подиум, что можно считать большим достижением. Я думаю, что... соглашусь с остальными гонщиками: в пылу борьбы адреналин зашкаливает, а я не хотел довольствоваться четвертым местом, пусть даже это неплохой результат при старте с седьмой позиции – мне хотелось бороться за подиум, раз уж представился такой шанс. Обстоятельства не помогали, но я думаю, что попробовал все, что было в моих силах.

Мы не раз наблюдали, насколько сложно атаковать – я создал для Макса прессинг, ну а дальше вы сами всё знаете. В целом оба предыдущих этапа прошли неплохо, и если можно что-то критиковать, так это наше выступление в субботу, не идущее ни в какое сравнение с тем, что мы демонстрировали в воскресенье.

Вопрос: (Эндрю Бенсон – BBC Sport) Чарли, многие проблемы, связанные с выездом за пределы трассы, объясняются тем, что сам выезд не наказывается никаким штрафом – можно спокойно вернуться на траекторию, сохранив при этом позицию. Планируете ли вы реконструировать трассы, чтобы подобных случаев больше не было, и что думают об этом сами гонщики?

Чарли Уайтинг: Да, на самом деле ммы уже применяли отдельные решения на трассах, где случались ситуации вроде той, что была в Мексике – скажем, во второй шикане в Монце, последней шикане в Монреале или во втором повороте в Сочи.

Мы разработали систему, при которой гонщик вынужден возвращаться на траекторию определенным маршрутом и терять на этом время. В прошлом году в Мексике этой проблемы не было, поскольку травяное покрытие было более свежим и, к тому же, влажным, из-за чего было сложнее просто проехать прямо – в этом году всё стало намного проще, из-за чего и возникли проблемы.

Впрочем, устранить эти проблемы довольно просто, достаточно применить аналогичные решения, из-за которых гонщики будут медленнее возвращаться на траекторию – тогда не возникнет споров, было ли получено какое-либо преимущество. Думаю, как раз об этом чуть раньше говорил Макс.

Нико Росберг: Будет здорово, если появится система, при которой машина сама собой замедлялась бы в зонах вылета. Думаю, это наверняка решило бы проблему.

 

Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Чарли, если говорить об инциденте в первом повороте, стало ли появление машины безопасности решающим доводом в пользу неприменения штрафа к Льюису Хэмилтону? Вы сказали, что он не получил длительного преимущества, однако, судя по повтору, на торможении перед первым поворотом у него было преимущество в один корпус машины, а перед четвертым поворотом, несмотря на сброшенную скорость – четыре-пять корпусов. Если бы машина безопасности не выехала на трассу, стюарды позволили бы Хэмилтону продолжить гонку? И вопрос к гонщикам, кто еще не высказывался по этому поводу – ваше мнение?

Чарли Уайтинг: Мы собирались попросить Льюиса сбросить скорость, чтобы восстановить отрыв, который был у него на входе в первый поворот, но заметили на телеметрии, что он уже и так всерьез замедлился. В следующий момент был объявлен режим виртуального сейфти-кара, затем на трассу выехала реальная машина безопасности, так что смысла в дальнейших действиях не было – иначе бы мы конечно поступили соответствующим образом, да.

Вопрос: (Эрик Габриэль – motorsport.com) Вопрос для Льюиса и Нико. Мы много говорили о стиле пилотирования Макса Ферстаппена – что вы думаете о нем и не опасаетесь ли, что Макс может вмешаться в ход битвы за титул?

Нико Росберг: Опасаюсь? Ни в коем случае. Стиль пилотирования? Важно, что мы продолжаем обсуждать подобные вопросы, поскольку важно добиться последовательности в принимаемых решениях. Нужно понять, как достичь прогресса, ведь речь не идет об одном конкретном гонщике – единый подход нужен всем.


Льюис Хэмилтон: Для начала вам стоит убрать подальше свой мобильный телефон – знаете, он представляет опасность. Не очень здорово держать его так близко.Радиация и всё такое. (общий смех) Эй, серьезно, я пытаюсь помочь!
На самом деле, я могу лишь прокомментировать пилотаж Макса по ходу сезона – он очень талантливый парень… Да, я называю его юношей, поскольку для меня он остается слишком молодым, ему нет и двадцати. Максу предстоит многому научиться, но очевидно ,что он добился огромного прогресса и со временем станет той силой в Формуле 1, с которой всем придется считаться.

Макс Ферстаппен: Я продолжаю с ними переговоры по вопросу, кто заплатит мне больше. Ответ узнаем в воскресенье!

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Вопрос ко всем, кроме Льюиса и Нико. В оставшихся гонках будете ли вы аккуратнее вести себя с Льюисом или Нико, зная, что они сражаются за титул?

Даниэль Риккардо: Честно говоря – нет, поскольку каждый этап для нас сродни старту сезона. В Мельбурне ты сражаешься изо всех сил, точно так же действуешь в концовке, а чемпионат в итоге сложится так, как должен сложиться. Не думаю, что нам следует каким-либо образом способствовать результату: тот факт, что Льюис и Нико сражаются за титул, не означает, что мы не должны пытаться их атаковать, если выпадает такой шанс.

Я всегда с уважением отношусь к соперникам, но намерен бороться на пределе, и если будет возможность… Как правило, если мы сражаемся с Mercedes, значит, речь идет о возможной победе в гонке, а если появляется такой шанс, я не намерен его упускать. Чемпионат закончится так, как получится, победитель будет один, и мы не должны влиять на конечный результат, самоустраняясь от борьбы на трассе. Думаю, вы меня поняли.

Себастьян Феттель: Мы гоняемся с целью увидеть клетчатый флаг – соответственно, ты не будешь делать что-то, что не позволит тебе достичь желаемого. Это касается и борьбы с претендентами на титул, но, опять же, следует помнить, что парни в силу определенных причин по ходу сезона сработали лучше прочих, смогли обеспечить себе нынешние позиции, и остальные участники должны относиться к этому с уважением.

Макс Ферстаппен: Представьте, как мы говорим своей команде: «Я лучше останусь в стороне от борьбы и просто буду ехать за ними». Уверен, и соперникам это вряд ли понравится. В борьбе мы всегда с уважением относимся к конкуренту и не пытаемся зацепить кого-либо – так было на протяжении всего сезона и при атаке, и при обороне позиций. Подход не меняется.

Фелипе Масса: Мне хотелось бы побороться с Льюисом и Нико в гонке, и если представится такой шанс. Думаю им следует быть осторожными со мной, так как я постараюсь максимально осложнить им жизнь.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Нико и Льюис, вы слышали ответы гонщиков – примерно такого отношения к себе вы ждете в предстоящий уик-энд и через две недели в Абу Даби?

Нико Росберг: Разумеется, они не намерены ослаблять натиск лишь потому, что кто-то сражается за титул. Каждый из нас остается бойцом, потому такой подход вполне очевиден.

Вопрос: (Бруно Викариа - Bandeirantes Radio) Чарли, что скажете о новом Интерлагосе? Вас устроила реконструкция?

Чарли Уайтинг: Конечно. У команд теперь больше пространства, условия для работы стали заметно лучше, как и инфраструктура в целом.

Вопрос: (Ливио Орихио – GloboEsporte.com) Чарли, вы пришли в Формулу 1 в семидесятых в роли механика, затем стали гоночным инженером, а сегодня мы, большей частью, обсуждаем здесь поведение гонщиков? Считаете ли вы, что все эти правила, касающиеся их поведения, являются признаком прогресса спорта? Что об этом думают сами гонщики?

Чарли Уайтинг: К сожалению, спорт становится всё более сложным, постоянно появляются запросы на какие-либо разъяснения – правила становятся всё более объемными и детальными.

К примеру, всё правила, касающиеся пилотажа, можно сформулировать одним предложением: гонщик должен пилотировать безопасно. Но когда у вас есть столь простая формулировка, вас постоянно спрашивают, что именно она означает, можно ли поступать вот так, делать вот это…

Потому правила становятся всё более объемными, всегда есть потребность в большей детализации, большей точности, и это касается не только пилотирования, но и спортивной и технической составляющих. Регламент становится более сложным, поскольку каждый старается взять максимум от любой ситуации, и лично я не вижу никакой вероятности, что правила станут сколь-нибудь проще: у нас технически сложный вид спорта, и на протяжении последних двадцати лет он становился всё сложнее.

Даниэль Риккардо: После предыдущей гонки я опротестовывал маневр, притом это был специфический маневр на торможении, но в остальном нам должно быть позволено… Знаете, на самом деле за последние два года правила стали намного мягче.

Мы постоянно пытались добиться для себя большей свободы в гонке, и с тех пор ситуация стала заметно лучше. Да, всегда будут инциденты, в которых кто-то останется недовольным, но мы должны иметь возможность полностью выкладываться на трассе – это делает спорт захватывающим, освобождает эмоции и делает каждого из нас личностью.

Болельщиков привлекает в гонщике то, как он проводит Гран-при, как реагирует на обстоятельства. Каждый из нас обожает гонки, мы приезжаем на этап, чтобы победить, но если нет шансов на первое место, тебе не хочется просто так ехать в воскресенье своем темпе – хочется сражения. Мы всегда жаждем прогресса в той или иной области, но нам бы не хотелось, чтобы правила стали слишком жесткими, и участники боялись бы сделать лишний шаг. По-моему, сейчас ситуация вполне приемлемая.

Льюис Хэмилтон: Соглашусь с Даниэлем. Мы все здесь ради бескомпромиссной борьбы, притом у нас разные мнения насчет правил, поскольку для каждой ситуации у нас есть две противоположные точки зрения. Потому нам необходимы посредники вроде Чарли, которые, не имея никаких предубеждений и предпочтений, помогают принять верное решение, позволяющее открыто соперничать друг с другом и притом действовать в рамках правил.

Макс Ферстаппен: Вполне естественно, что гонщики не должны сталкиваться друг с другом или вынуждать соперника терять много позиций. В остальном можно сражаться в полную силу.

Вопрос: (Ральф Вудалл – L’Equipe) Чарли, не могли бы вы пояснить, почему Себастьяну добавили десять секунд штрафа, а Максу – пять?

Чарли Уайтинг: В каждой ситуации у стюардов есть несколько вариантов штрафа: добавить пять или десять секунд, назначить проезд по пит-лейн или десятисекундную остановку в боксах (Stop&Go). Нарушение со стороны Себастьяна стюарды сочли более серьезным, поэтому был применен и более серьезный десятисекундный штраф.

 

На прощание Маттео Бончиани делает коллективную фотографию участников пресс-конференции на свой iPhone.

 

 

Видео пресс-конференции (на англ.языке) можно посмотреть на оф.сайте F1:

 


* Отредактировано автором 11.11.2016 в 11:07
1 Отзыв