08.11.2016 06:11
История команды "МакЛарен" в Ф1 началась 22 мая 1966 года. В этот день вместе с зачётной гонкой в Монако стартовал очередной чемпионат мира. Для дебюта в Ф1 Брюсом МакЛареном и сотрудниками его компании была разработана модель "М2В". В качестве поставщика моторов привлекли "Форд".
Первоначально планировалось выставить в Монако две машины, но суровая реальность оказалась такова, что Брюс МакЛарен в одиночку защищал честь своей команды. В квалификации Брюс показал десятое время среди шестнадцати участников. Он был на три секунды медленнее самого быстрого гонщика и на четыре с половиной секунды быстрее самого медленного. Гонка прошла ни шатко ни валко. Брюс сумел отыграть несколько позиций, несмотря на то, что Монако и в то аремя была необгонной трассой, но в зачётную зону так и не пробился, а на десятом круге прекратил гонку из-за утечки масла. Таким получился дебют новой команды.

Монако-1966. Вот он - шаг в историю. Шаг практически в бессмертие. Брюс МакЛарен со своими механиками готовит болид, сконструированный собственной командой, к первому выходу на старт Гран-При.
Прошло несколько лет, за которые к компании "МакЛарен" пришли первые успехи не только в Ф1, но и в нескольких других сериях автоспорта. Команда Ф1 дала возможность отцу-основателю компании победить на технике, носящей его собственное имя. Затем компания лишилась своего отца-основателя, а некоторое время спустя отказалась от содержания заводской команды в Ф1, обеспечивая техникой платёжеспособных клиентов и поимев за счёт клиентской команды первый громкий триумф своей техники в Ф1. И вот, на следующий год после первого чемпионского титула в ЛЗ и первой победы марки "МакЛарен" в КК, грянул первый юбилей в виде сотого старта в Гран-При.
Произошло это на втором зачётном этапе чемпионата мира 1975 года в Бразилии. В то время в заокеанские вояжи, открывавшие очередной сезон, большинство конструкторских коллективов привозили прошлогоднюю, в лучшем случае слегка модернизированную технику. На отчётном этапе команда "Мальборо Тим Тексако", привилегированный клиент компании "МакЛарен" в Ф1, оказалась одним из трёх участников, использующих актуальную технику. И то лишь потому, что компания "МакЛарен" уже третий год не столько разрабатывала, сколько раскрывала потенциал сверхудачной модели "М23". По итогам квалификации действующий и двукратный чемпион мира встал на первый ряд стартового поля, а его партнёр Йохан Масс, чья техника по принятому в команде укладу была подготовлена к гоночному уикенду по остаточному принципу, оказался только десятым.
На старте у обоих гонщиков команды случилась пробуксовка, приведшая к потере нескольких позиций у каждого. Затем по ходу гонки оба обладателя техники "МакЛарен" разобрались со всеми конкурентами на прошлогодней технике, включая гонщиков "Феррари", чья болиды резко повысят свою конкурентоспособность после ввода в строй актуальной модели. А из всех конкурентов на уже актуальной технике не столкнулся ни с какими проблемами по ходу гонки только бразилец Карлуш Пасе из команды "Брэбэм". Он и победил. А на долю марки "МакЛарен" достались остальные места на пьедестале почёта в предсказуемом порядке: Фиттипальди-Масс.

Церемония награждения после Гран-При Бразилии 1975 года. В венке победителя стоит Карлуш Пасе, а вокруг него гонщики "МакЛарен" (слева в полоборота от фотографа - двукратный чемпион Фиттипальди), двойным подиумом отметившие сотую гонку своей команды.
Прошло ещё несколько лет. За это время в Ф1 вернулась заводская команда "МакЛарен", и уже под "родной" вывеской был взят ещё один титул в ЛЗ. Потом наступили тяжёлые времена, когда команда долгое время не была конкурентоспособной. И вот когда забрезжил "свет в конце тоннеля", в виде пришествия к власти молодого, энергичного и амбициозного Рона Денниса, наступило время очередного юбилея марки в виде двухсотого старта в Гран-При.
Это случилось в Германии на Хоккенхаймринге в 1981 году.
Подготовка к юбилею удалась на славу. В 199-й гонке Джону Уотсону удалось не без везения добыть для "МакЛарен" первую за три с половиной года победу в Гран-При. В 200-м же старте всё сложилось по другому. Гонщики "МакЛарен" целиком заняли лишь пятый ряд стартового поля. Опытный Уотсон с самого старта испытывал проблемы с управляемостью, потерял немало позиций при пилотажной ошибке и развороте, после чего провёл осень осторожную гонку, учитывая не полное доверие к своей технике. Тем не менее, такой подход в те годы частенько приносил результат на фоне многочисленных технических проблем у тех гонщиков, кто выводил свою технику на предел возможного. Вот и в этот раз Джон постепенно поднялся до зачётной зоны и принёс своей команде очко за шестое место. Ну а второй гонщик команды, молодой, горячий и очень в те годы перспективный Андреа де Чезарес провёл великолепное начало гонки, красиво и рискованно обгоняя одного соперника за другим, пока не врезался при попытке очередного обгона в "Лижье" Патрика Тамбэ, сойдя в результате с дистанции и испортив гонку сопернику.
А победил в этой гонке представитель той же команды, что и при первом юбилее "МакЛарен". Нельсон Пике из "Брэбэм", будущий чемпион мира отчетного сезона.

Андреа де Чезарис в 1981 году. Этот гонщик мог стать подлинным украшением двухсотого Гран-При "МакЛарен". Но не стал. Эффектная, но не эффективная езда итальянца сподвигла Рона Денниса на решение пригласить вместо него в команду опытнейшего Ники Лауду, возвратившегося в большой автоспорт, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое положение.
Снова прошло несколько лет. Команда "МакЛарен" успела выйти на орбиту больших успехов и сойти с неё под натиском "Уильямс-Хонда", тут же переманить от "Уильямс" к себе мотористов "Хонда" и создать дьявольский бразило-французский дуэт гонщиков. Вот здесь и подоспело время трёхсотого старта в Гран-При.
Это случилось на втором этапе чемпионата мира 1988 года, Гран-При Сан-Марино.
Айртон Сенна уже во второй раз одолел в квалификации более опытного партнёра по команде, по совместительству двукратного чемпиона мира. Но впервые стартовал с поула после всех проблем, свалившихся на него двумя неделями ранее и вылившихся в старт с пит-лейн и последующую дисквалификацию из протокола той гонки. Ален Прост старт юбилейной гонки своей команды провалил, откатившись на задворки зачётной зоны. Затем вернулся на вторую строчку протокола гонки, но не более того. Айртон безжалостно воспользовался ситуацией и не отдал Алену даже одного-единственного круга во главе пелетона. Ален в ответ не позволил Айртону оформить "Большой шлем". Трехсотая гонка "МакЛарен" завершилась максимальным триумфом в обстановке взаимного уважения гонщиков друг к другу. Время "Великой войны" ещё не настало.

Свой первый дубль для "МакЛарен" Айртон Сенна и Ален Прост добыли в Сан-Марино в трёхсотой для команды гонке.
Опять прошло несколько лет. Дуэт "Макларен-Хонда" достиг пика могущества и спустился с этого пика. Отгремела "Великая блазило-французская война". Провалилась попытка вернуться на вершину с движком от "Форд-Косворт". Ушёл из команды, а потом и из жизни, Айртон Сенна. В обстановке нового сложного периода в истории команды настало время четырёхсотого старта в Гран-При.
Местом действия стала Канада где прошёл шестой этап чемпионата мира 1994 года.
Состав команды "МакЛарен" был самым скромным за все последние годы. Мика Хаккинен, в котором только самые прозорливые эксперты видели будущего чемпиона мира, делил команду с нынешним экспертом "Скай спорт" Мартином Брандлом.
Невысокие стартовые позиции (Мика - седьмой, Мартин - двенадцатый) не переросли в более-менее приличный результат. Ни один из болидов команды-юбиляра не доехал до финиша. Мартина подвела электрика, Мику - движок от "Пежо". А пятое место, на котором шёл Мика перед своим сходом, было объективным потолком для "МакЛарен" в конкретной гонке.
Победил же в отчётном Гран-При Канады Михаэль Шумахер на "Бенеттон-Форд Косворт". Будущий чемпион мира отчетного сезона.

Мартин Брандл тоже является частью истории "МакЛарен". Но четырёхсотая гонка команды случилась в промежутке между пиковыми достижениями Мартина (2-е и 3-е места в гонке) в этом автогоночном коллективе.
В очередной раз прошло несколько лет. У "МакЛарен" закончился трудный период, после которого наступили и закончилась звездные сезоны Мики Хаккинена. В Ф1 наступала эпоха "Феррари" и Михаэля Шумахера. В первом же сезоне этой новой эпохи для "МакЛарен" подошло время по настоящему юбилейного достижения - полтысячи стартов в Гран-При.
И снова местом действия стала Канада. Несмотря на то, что Мика Хаккинен продолжал оставаться главной ударной силой "МакЛарен-Мерседес", в Канаде на первую роль в команде вышел Дэвид Култхард. По крайней мере, поначалу. Он квалифицировался вторым против четвёртой стартовой позиции у Мики. Но перед самым отъездом на прогревочный круг, когда весь обслуживающий персонал уже должен был покинуть стартовое поле, у машины Дэвида ещё продолжалась работа. У шотландца в последний момент заглох двигатель и его потребовалось перезапустить. Работа была сделана, но пелетон двинулся на прогревочный круг на несколько секунд позже штатного расписания. Каким бы мизером это ни казалось, но за нарушение спортивного регламента Дэвид был наказан в гонке десятисекундным штрафом "stop and go". Этот штраф отбросил Дэвида, бывшего в начальной стадии гонки весьма конкурентоспособным и вплотную преследующим Михаэля Шумахера, вглубь пелетона. Выбираясь из "глубинки" на "поверхность" Дэвид допустил контакт с "Бенеттон" Алекса Вурца, что привело к очередным временным и позиционным потерям. В итоге, Дэвид финишировал вне зачётной зоны (седьмым). Мика же провёл свою гонку весьма средне и занял в ней четвёртое место, пропустив вперёд не только пару гонщиков "Феррари", но и "Бенеттон"Джанкарло Физикеллы.
Победил же в гонке Михаэль Шумахер, то есть будущий чемпион отчетного сезона, что стало уже традицией юбилейных гонок "МакЛарен", если не считать сотую гонку.

В 2000 году на счету Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда было больше дублей, чем у гонщиков "Феррари" (четыре против трёх). На фото один из этих дублей в Испании. А вот юбилейная гонка команды в том году оказалась одной из самых слабых в сезоне по итоговому результату.
Ещё раз прошло несколько лет. Команда "МакЛарен" всю эпоху непрерывных успехов красной команды во главе с "Красным бароном" провела то с неудовлетворёнными амбициями, то вовсе без оных, затем уступила заводской команде "Рено" в борьбе за право заменить собой на "Эвересте автоспорта" бывшего гегемона, а потом скромно отошла на второй план при попытке "Феррари" вернуть позавчерашний день. Вот на этом то втором плане и настало для команды время шестисотого старта в Гран-При.
Это произошло на Нюрбургринге, который в 2006 году принимал у себя Гран-Рри Европы.
Юбилейный Гран-При у команды не задался. Это была гонка из числа тех, где практически все обгоны в верхней части пелетона создавались не на трассах гонщиками, а на командных мостиках стратегами. И стратеги "МакЛарен" ничего полезного для своих гонщиков не сделали. Колумбиец Хуан-Пабло Монтойя вплывал в зачётную зону только за счёт оттянутых пит-стопов, а после этих самых пит-стопов погружался в приграничную зону между первым и вторым десятком текущего протокола гонки. В конце-концов, Хуан-Пабло вообще прекратил гонку из-за отказа двигателя.
Примерно тоже самое можно было сказать и об ещё одном гонщике "МакЛарен" Кими Райкконене. За счёт оттянутых пит-стопов он пару раз на временной основе выбивался в лидеры гонки, но на деле не смог попасть даже на подиум, уступив, хоть и совсем немного, паре гонщиков "Феррари" и вклинившемуся между ними Фернандо Алонсо на "Рено".
А победил в очередной юбилейной для "МакЛарен" гонке Михаэль Шумахер. Уже в третий раз подряд по ходу заметки, но на этот раз всего лишь будущий вице-чемпион отчётного сезона.

Пожалуй, не было в Ф1 на момент начала сезона 2006 года другой пары гонщиков, в такой значительной степени не реализовавших свой потенциал, как Хуан-Пабло Монтойя и Кими Райкконен. Так всё осталось и после того года. И очередной юбилей команды тоже прошёл под знаком нереализованных возможностей.
Прошло, как вы наверное уже догадались, несколько лет. В "МакЛарен" наступила и прошла последняя в истории команды золотая эпоха, немного омрачённая шпионским скандалом. Команда обзавелась двумя британцами-чемпионами (одним доморощенным, другим приглашенным) и научилась стабильно строить местами быстрые, а местами ненадёжные болиды. Вот на этот период в истории команды пришёлся последний на данный момент юбилей команды в виде семисотого старта в Гран-При.
Случилось это в Южной Корея в 2011 году. Впервые за много лет у команды появилась реальная возможность отпраздновать круглое событие вполне доступным сильным результатом. По результатам квалификации Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон взяли места на нечётной стороне первого и второго рядов стартового поля. Их соседями по стартовым позициям были гонщики сверхгрозной по тем временам команды "Ред Булл". Увы, сильный, но отнюдь не максимальный результат в юбилейной гонке был для гонщиков "МакЛарен" определён уже в момент старта. Гонщики "Ред Булл" несокрушимо обосновались на первом и третьем месте текущего протокола гонки и никакие старания гонщиков "МакЛарен" и стратегов команды не смогли ничего изменить. Второе и четвёртое места на финише в порядке Хэмилтон-Баттон стали максимумом доступного для "МакЛарен" в отчётной гонке.
Победил же в гонке будущий чемпион отчётного сезона Себастьян Феттель. С Михаэлем в предыдущем разделе заметки вышла небольшая осечка, лишь подтверждающая общую статистическую картину: кто побеждает в юбилейной для "МакЛарен" гонке, тот почти гарантированно имеет много положительных эмоций по итогам всего чемпионата!

Старт Гран-При Южной Кореи 2011 года. Лучший со времён Айртона Сенны и Алена Проста результат команды в юбилейной гонке был лишь отступлением с позиций занятых по итогам квалификации. На том отрезке истории подобное случалось с командой достаточно часто.
И вот прямо сейчас (после, ясен пень, нескольких промежуточных лет) подошёл срок отметить очередной юбилей. Второй раз в истории команды, после Мики Хаккинена, в её составе есть гонщик, участвовавший в предыдущей юбилейной гонке. Сейчас это Дженсон Баттон.
Команда подошла к своей очередной круглой отметке не в самой лучшей форме. Так что четвёртое место по итогам Гран-При, неизменно сопутствующее команде в её круглых гонках в годы, начинающиеся с двух цифр "20...", стало бы воистину сильным достижением. А может, вопреки всему, в "МакЛарен" замахнутся на нечто большее? Ведь в прошлый раз традиционное четвёртое место в гонке было лишь приправой к месту другого гонщика команды на подиуме! ;-)
Ждать осталось недолго.Совсем скоро эта глава команды будет написана и перевёрнута. А мы станем ждать следующего юбилея, может быть заставящего вспомнить трехсотую гонку! ;-)

Ну и какими результатами вы будете отмечать юбилей своей команды, парни? Что за мимика, Фернандо? Это намёк?
Автор заметки: ROMAN grosjean (ноябрь 2016 года).