06.11.2016 19:51

FIA не стала наказывать Себастьяна Феттеля за оскорбление Чарли Уайтинга, и это, наверное, правильно. Проявление гонщиками эмоций – это отлично. Потому что, в конце концов, только их эмоции и могут нам показать, кто они на самом деле.
Другое дело, что вся эта история с истерикой по радио, ужимками в интервью и письмами с извинениями отчетливо, на мой лично взгляд, показала, почему четыре чемпионских титула подряд у Себастьяна Феттеля были, а собственной эпохи в Формуле 1 – такой, чтобы с армией болельщиков, или, если хотите, культом, как у его собственного кумира Михаэля Шумахера – не было.
Дело не только в том, что Феттель, закатив скандал Уайтингу, в очередной раз пытался чего-то добиться при помощи капризов. Хотя и этого уже немало… Я честно попытался подобрать другое слово, но это ведь именно так и называется, да?
У нас есть совсем свежий пример для сравнения: Льюис Хэмилтон, тоже "пострадавший" от действий Макса Ферстаппена в Японии, ограничился одним – весьма спокойным – сообщением по радио, а потом даже не стал обсуждать случившееся после финиша, настояв заодно на том, чтобы команда отозвала протест. Хотя у него на кону стоит не просто подиум.
Проблема, которую решала FIA в случае с Феттелем на этой неделе, – это проблема из области воспитания. Реагировать ли на истерики? Принимать ли извинения? Наказывать ли?
Такие же вопросы Феттель не раз ставил перед руководством Red Bull Racing в победные для себя годы – и там решения почти всегда принимались в его пользу. Вспомните хотя бы пресловутый "Multi 21".
Про не всегда "взрослое" поведение Себа очень хорошо в своей книге написал Марк Уэббер. Если не читали – рекомендую. Даже если не хватает знаний английского, она сама по себе – весьма достойный повод его подтянуть.
Если продолжать тему про воспитание, то более или менее очевидно, что в RBR Феттеля просто-напросто немного избаловали. А то, что его истерики в последнее время становятся громче – возможно, лишь признак того, что в Ferrari на них чуть менее оперативно обращают внимание.
Что еще наглядно продемонстрировал мексиканский эпизод – так это боязнь Себа принести извинения. Не в письменном виде, а именно публичные: когда надо встать перед всей группой на табурет и сказать: "Был неправ. Прощу прощения. Больше не буду".
После Гран При Мексики он попытался разыскать Чарли Уайтинга лично, потом отправил письма ему и FIA. Но публично – несмотря на то, что его ругань в прямом эфире имел возможность услышать по большому счету каждый живущий на планете человек – он извиняться не стал.
На подиуме Себ отшутился тем, что вроде как использовал "язык Монтойи", благо последний подвернулся под руку, а в ходе пресс-конференции этой темы вообще не касался. У Феттеля нет аккаунтов в социальных сетях, через которые можно передать, скажем, видеообращение к Чарли. Но на крайний случай вполне можно было воспользоваться услугами пресс-службы Ferrari. Там бы ему еще и помогли составить правильный текст, со всеми этими "отдаю себе отчет в том, что являюсь публичной фигурой", "подал неподобающий пример подрастающему поколению" и "не позволю себе подобного впредь".
Вот вам прогноз: когда в предстоящий четверг Феттель встретится с журналистами в рамках традиционной пресс-конференции перед началом уик-энда в гостевом домике Ferrari в Бразилии, ему обязательно будет задан вопрос о словах в адрес Чарли еще раз – и Феттель на него ответит примерно так: "Парни, я вообще удивлен, что эта тема хоть кого-то еще интересует".
Потому что такое уже было. Когда Феттель в Китае спустил всех собак на Даниила Квята, обвинив того в собственной аварии с напарником по Ferrari, едва ли не все в паддоке понимали – неправ был всё-таки сам Себ. Многие ждали, что посмотрев повтор, он заберет слова обратно, а может быть за них и извинится.
Тогда он уехал с трассы, так и не расставив точки над "i" – единственной реакцией на стартовую аварию так и осталась первая, про которую можно сказать, что она "сгоряча". Но на встрече с журналистами в Сочи Себ заявил, что эпизод, мол, уже в прошлом, и что он вообще удивлен всеобщим по этому поводу возбуждением. То есть и слова свои обратно не забрал, но и подтверждать позицию – ставшую столь непопулярной в паддоке – тоже не стал.
Зато потом – после того самого столкновения в третьем повороте и очередной истерики по радио – можно было сходить на командный мостик Red Bull Racing и припомнить Квяту Шанхай в интервью. «Я не могу сказать, что он мне не нравится, но я думаю, он сделал ошибку две недели назад. И я думаю, что он сделал еще одну сегодня – это очевидно, – но я уже ничего не могу поделать, потому что они продолжают гоняться, а у меня уже нет машины», – сказал Себ, выйдя к журналистам, когда до финиша в Сочи оставалась еще пара десятков кругов. "До кучи" замечание про Шанхай уже смотрелось весьма себе органично. И Себастьяну уже было не так важно, что прошло с тех пор две недели.
В 2013 году Феттель мялся на пресс-конференции в Малайзии, сидя рядом с Марком Уэббером, а через полторы недели – надо полагать, с одобрения руководства – изменил позицию на 180 градусов. Он называл Квята "торпедой" за маневр в Китае, а таран Росберга в собственном исполнении в Малайзии – "гоночным инцидентом". Об извинениях Феттеля тогда, к слову, рассказал сам Нико – в собственном видеообращении в социальных сетях.
У Себа очень хорошо подвешен язык, но всё его красноречие куда-то теряется, когда надо признать собственную неправоту.
Для такого поведения в русском языке есть очень подходящее слово. Малодушие. Или – если со словарем – "недостаток мужества, твердости духа, веры и решительности".
Себастьян Феттель – великолепный гонщик и отличный парень с очень неплохим, кстати, чувством юмора. Но в его образе всё-таки чуть больше от отличника и любимчика классной руководительницы, чем от харизматичного лидера. А это, как ни крути, не совсем подходящая ролевая модель для кумира миллионов и культовой в истории спорта фигуры.
Так что давайте уже и правда завязывать со сравнениями Феттеля и Михаэля Шумахера. Они родом из Германии, они пришли в Ferrari с парой-тройкой чемпионских титулов, добытых в других командах, а в первом за Скудерию сезоне выиграли по три гонки. Но это, в общем, и всё, что их объединяет.
http://ru.motorsport.com/f1/news/mnenie-pora-perestat-sravnivat-fettelya-s-shumakherom-847082/?s=1