05.11.2016 18:56

После финиша гонки в Мексике, не утихают споры о том, справедливо ли наказали Феттеля, прибавив ему к итоговому результату 10 секунд, или же красивая борьба была в рамках правил, и наказание было совершенно излишним.
Давайте подробно рассмотрим тот эпизод и попробуем выяснить, что же произошло там на самом деле. Да, у нас конечно нет телеметрии, но видео и мозги есть, а значит определенные выводы все же сделать можно.
Итак, для начала давайте посмотрим, с какой же именно формулировкой наказали Феттеля. Вот этот документ за номером 38:

Читаем раздел "Аргументация":

«Телеметрия и видео свидетельствуют о том, что пилот болида под номером 5 изменил направление движения при торможении.
Статья 27.5 и Письмо директора гонки гонщикам [имеется ввиду письмо Чарли Уайтинга пилотам, в котором говорится о недопустимости изменения траектории на торможении] отмечает по сути три критерия, которые определяют нарушение:
Потенциально опасный пилотаж
Видеокадры со всех наружних камер, в том числе в замкнутом цикле нужного участка трансляции, а так же камер с болидов гонщиков, плюс данные телеметрии, показывают, что есть аномальное изменение направления движения болидом под номером 5, и это признано потенциально опасным ввиду близости колес двух болидов.
На видеозаписи четко видно, что болиду под номером 3 в результате пришлось совершить маневр уклонения.
Соответственно, поскольку все три критерия были выполнены, пилот болида под номером 5 признан виновным в нарушении
статьи 27.5».

Мы имеем четко зафиксированное нарушение последней директивы о недопустимости смещения на торможении (интересно, куда смотрели стюарды во время Гран-при США во время того самого столкновения Переса и Квята, за которое наказан был именно Квят, хотя именно Серхио явно смещался на торможении).
Давайте посмотрим, что же там зафиксировали стюарды, и есть ли что-то еще интересное в этом моменте.
Итак, вот, собственно сам инцидент с камеры вертолета...

... и с камеры на болиде Риккардо.

А теперь давайте более подробно.
Как мы видим, в начальной стадии Феттель смещается к наружней стороне трассы...

... а затем, уже в зоне торможения, увидев накатывающего слева Риккардо, начинает обратное смещение к внутренней части, пытаясь захлопнуть калитку перед Дэном. Почему именно захлопывал, а не просто заходил в поворот - оптимальная траектория захода расположена именно с внешней, правой стороны трассы, что мы видим на примере идущего переди Ферстаппена, и согласно новой директиве ФИА, Феттель был обязан придерживаться изначально выбранной траектории (зеленая траектория на фото ниже).
Однако так же немаловажен еще один факт - в этот же момент Риккардо так же начал смещаться, но не влево, как Феттель, а вправо, то есть навстречу движению болида Феттеля.

Кто-то скажет, что Дэн сам виноват, раз приблизился к Феттелю, однако это не так. Смещение Риккардо обусловлено тем, что он не ожидал смещения Феттеля влево, что как известно, теперь запрещено. Иначе говоря, если бы Феттель не взял левее, а двигался как положено, между болидами бывших партнеров по команде остался бы приличный зазор.
После этого Феттель продолжает на торможении теснить тормозящего в пол Риккардо, оттирая его к внутренней части. Зеленым и голубым показаны траектории, по которым бы двигались болиды, если бы Себ не начал смещение.

Что происходит дальше. Подлетев к повороту, Феттель к своему удивлению обнаружил, что негодяй Макс вдруг начала поворачивать по оптимальной траектории.

Не ожидавший такого подвоха, четырехкратный чемпион сделал единственно правильное, по его мнению, движение рулем - да, влево и прямиком в Риккардо. Обратите внимание на положение болидов - передние колеса Риккардо далево впереди задних колес Феттеля.

Совершенно очевидно, что это была грубая ошибка титулованного немца. Он обязан был заходить в поворот шире, оставив место Риккардо (зеленая траектория), благо что Ферстаппен ему уже никак не угрожал.
Однако Себастьяном двигало чувство мести и праведного гнева - он ни в коем случае не хотел пропустить Риккардо (стоять насмерть! Позади - Москва!) и не хотел упустить Ферстаппена (вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...), хотя Макс уже вставал на газ, а сам Себ еще тормозил, что делало возможность атаки на Макса в 5м повороте практически нулевой.
Ну а дальше уже все, момент себя исчерпал. Почувствовав удар слева, Себ очнулся, и только тогда взял чуть правее. Так они с Риккардо, слегка тыкаясь друг в друга и вползли в поворот.
Как мы видим, весь этот эпизод состоял из ошибок Феттеля. Да, в критический момент болид Макса был достаточно близко от Себастьяна (хотя совершенно очевидно, и это прекрасно видно на видео, что Макс просто поворачивал, и пихаться с Себом в его планы не входило), но ведь он четырехкратный чемпион, многоопытный пилот, и он прекрасно должен был знать, что выбирая подобную траекторию, он идет на сближение с курсом голландца. Иначе говоря, это никак не должно было стать неожиданностью, и Себастьян был просто обязан учитывать этот фактор. Ведь столкнись они с Максом, виновным признали бы однозначно самого Феттеля - он был позади и избрал очевидную траекторию, ведущую к столкновению. Вердикт был бы прост - спровоцировал столкновение. А это уже не просто 10 сек к итоговому результату. Здесь могут наказать и стартовыми позициями на следующую гонку.
Ну а что касается вердикта стюардов, который так не понравился нашему Виталику Петрову - здесь все очевидно: они были абсолютно правы.

Поэтому, Виталику стоит подумат и выбрать - либо он ратует за яркие гоночные сражения и отказывается от симпатий в сторону принятого запрета смещения на торможении, либо признает, что Себастьян нарушил данную директиву ФИА и поэтому наказан был совершенно справедливо.

К слову, на последок хочу еще вот что заметить. Стюарды наказали Феттеля исключительно за изменение траектории на торможении. За последующий контакт с Риккардо Себастьяна наказывать не стали, хотя как мы видим, в столкновении вина лежит чисто на четырехкратном чемпионе. Равно как и в оквадраченных в хлам шинах Даниэля.
Был ли это осознанный пилотаж немца, или же всему виной праведный гнев, закрывший ему глаза и заставивший мыслить неадекватно - сие науке неизвестно. Ясно только одно - гнев пилоту не советчик.
Ну и на закуску - по заявкам трудящихся)

Такое впечатление, что Льюису уже сообщили, что Макса наказали за срезку и следующим на очереди стоит он сам...

- Макс, а ты куда собрался? А как же подиум...
- А все, меня наказали... За срезку шиканы в первом повороте...
- Ну и че с того... Мы тоже с Льюисом срезали, и ничего - намана все...
