26.10.2016 06:10
В истории Ф1 их было семеро. Тех, кому гоночная судьба предоставила всего один шанс побороться за титул в последней гонке сезона, и кто упустил этот шанс.
События в заметке изложены в хронологическом порядке.
1. Тони Брукс - вице-чемпион 1959 года.
Перед заключительной гонкой сезона 1959 года, местом проведения которой был американский автодром на территории заброшенного аэродрома в Себринге, Тони Брукс, защищавший цвета "Феррари", занимал третье место в ЛЗ, уступая только гонщикам на технике "Купер": лидеру заводской команды Джеку Брэбэму и лидеру частной команды Роба Уокера Стирлингу Моссу. Турнирный расклад для Брукса перед завершающей гонкой сезона был следующим. Для завоевания титула ему нужна была только победа в этой гонке. При этом, победа с получением дополнительного балла за самый быстрый круг в гонке делала Брукса чемпионом, при условии что Джек Брэбэм финиширует ниже второго места. В случае же, если быстрый круг доставался кому то из оппонентов в борьбе за титул, условия ужесточались: Брэбэм с записанным на своё имя лучшим кругом должен был не попасть в число призеров гонки, а Стирлинг Мосс при аналогичном достижении должен был финишировать ниже второго места.
Исходя из реалий 1959 года, последнее из озвученных условий могло свершиться только при наличие каких-либо проблем по ходу гонки у Брэбэма и Мосса. Именно так всё и получилось. Мосс лидировал, но сошёл из-за проблем с коробкой передач, а унаследовавший лидерство Брэбэм незадолго до финиша полностью израсходовал топливо и хоть и дотолкал свой "Купер" до финишной черты, в призёры гонки не попал. Да и лучшее время круга "ушло на сторону", не доставшись ни одному из соискателей титула. Так что шанс стать чемпионом у Тони Брукса мог бы быть весьма значительным.
Мог бы, но не стал. В первом же повороте, в послестартовой скученности участников, болид Брукса получил сильный боковой удар от "Феррари" Вольфганга фон Трипса.
Поведение техники после этого не изменилось, но Тони всегда был щепетилен в вопросах собственной безопасности (и как только совмещал это со своей опасной профессией?), поэтому заехал после первого же круга в боксы и попросил механиков тщательно осмотреть болид на предмет скрытых повреждений. Это заняло некоторое время и, по сути, борьба за титул для Брукса закончилась. Он оказался одним из трёх гонщиков, добравшихся до финиша без каких-либо проблем с техникой. Но от двух остальных счастливчиков отстал на целых три минуты, а третье место в гонке принесло ему только второе итоговое место в ЛЗ.

Тони Брукс (в центре фотографии в тёмной рубашке) вместе с партнёрами по команде "Феррари" Филом Хиллом и Дэном Герни (на фото слева от Тони) на Гран-При Германии 1959 года. Это трио в полном составе стало призерами гонки, а будущий вице-чемпион одержал в этой гонке победу.
2. Клей Регаццони - вице-чемпион 1974 года.
Местом действия второго эпизода снова стали Соединённые Штаты, на этот раз некогда очень известная трасса в Уоткинс-Гленн. А новый герой заметки снова защищал цвета "Феррари". Накануне последней гонки сезона Клей Регаццони имел равное число очков со вторым соискателем титула Эмерсоном Фиттипальди из стана "МакЛарен". Так как Эмерсон имел неликвидируемое преимущество по дополнительному показателю в виде большего числа побед в гонках за сезон, турнирный расклад обязывал Клея финишировать в Уоткинс Гленн в очках и выше бразильца. При этом финиш не ниже четвёртого места надёжно ограждал Регаццони и от ещё одного претендента на титул, Джоди Шектера из команды "Тиррелл".
На деле же швейцарский гонщик провёл одну из худших на тот момент гонок в карьере.
Может быть команда подвела своего гонщика, не сумев найти для него правильные настройки. Может быть сам Регаццони психологически "перегорел" перед решающей гонкой сезона, что и стало главным фактором поражения. Может быть имела место в какой-либо пропорции совокупность вышеперечисленных факторов.
Как бы то ни было, но по итогам квалификации Клей стартовал с наиболее низкой для себя за весь сезон девятой позиции, позади прочих соискателей титула. И Шектер, до своего схода по техническим причинам, и Фиттипальди от старта до финиша, всё время находились в очковой зоне. Регаццони же с самого старта находился вне зачётной зоны, погружаясь всё глубже и глубже в текущем протоколе гонки и испытывая очевидные проблемы с управляемостью болидом, а пит-стопы, в ходе которых команда пыталась хоть что-то сделать для решения проблемы с управляемостью, только задвинули швейцарца в самый подвал пелетона. До финиша Клей добрался на одиннадцатом месте с четырёхкруговым отставанием от лидеров гонки. Это наихудший показатель среди всех героев текущей заметки.

Гран-При Монако 1974 года может служить иллюстрацией того, как в некоторых ключевых точках чемпионата Регаццони терял много ценных очков, что и привело к итоговому поражению в чемпионате. Он мог выиграть гонку в Монако, но допустил пилотажную ошибку и потерял в итоге несколько позиций. На фото запечатлён момент, когда Клея, после его ошибки, обходит будущий победитель этой гонки Рони Петерсон (единственный в Ф1 не чемпион, отъездивший целый сезон с чемпионской "единичкой" на болиде).
3. Карлос Ройтеманн - вице-чемпион 1981 года.
4. Жак Лаффит - четвёртое место в ЛЗ по итогам 1981 года.
Данный раздел заметки один на двоих героев. Снова перед завершающей гонкой сезона три гонщика претендовали на титул. Снова местом решающего сражения за титул стала американская трасса. На этот раз она была проложена по территории огромной парковки перед казино "Цезар Палас" в Лас-Вегасе.
Карлос Ройтеманн занимал лидирующую позицию перед завершающей гонкой сезона и обладал лучшей техникой чемпионата от команды "Уильямс". Его основной задачей на гонку было финишировать впереди Нельсона Пике из команды "Брэбэм", отстававшего всего на одно очко, но имевшего большее число побед в гонках по ходу сезона, так что отыгрыш даже этого одного очка выводил бразильского гонщика в чемпионы.
Задача же третьего претендента на титул, Жака Лаффита из стана "Лижье", была куда как сложнее. Жаку нужна была только победа в гонке, да ещё обременённая дополнительными условиями в виде финиша Карлоса не выше пятого места, а Нельсона - не выше четвёртого. Задача в первой её части была из области фантастики, если учесть, что столь высокое положения Жака в Личном Зачёте было следствием невероятно удачного стечения обстоятельств для гонщика "Лижье" почти в половине гонок сезона.
По итогам квалификационных заездов Ройтеманн взял поул, а Лаффит расположился на вполне объективном для уровня своей команды двенадцатом месте.
Лаффит был единственным из соискателей титула, чья техника была обута в шины "Мишлен" (у остальных претендентов был "Гудьир"). На "Гудьир" можно было пройти всю дистанцию гонки без пит-стопов, чем и воспользовались все клиенты американского поставщика, на "Мишлен" - нельзя. Зато с "Мишлен" можно было некоторое время очень хорошо контролировать поведение машины в крутых поворотах американской трассы и проводить в этот момент атаки на соперников, обутых в "Гудьир", даже если они почти не уступали в скорости на прямых. Благодаря вышеуказанному преимуществу, Лаффит провёл красивую и боевую гонку. По ходу Гран-при он пробился с двенадцатого места на второе, почти все позиции отыграв на трассе, потом снова откатился назад в период потери эффективности шин и после пит-стопа, а затем снова пробился в очковую зону, правда лишь на последнее зачётное место. Зрелищная гонка принесла разочаровывающий итог. Жак Лаффит не то что титула не получил, в призёры чемпионата не попал. Победитель заключительной гонки сезона Алан Джонс, партнёр Ройтеманна по "Уильямс", оттеснил французского гонщика на четвёртое место в ЛЗ.
У Ройтеманна ситуация оказалась совсем другой. Веря в свою пилотажную исключительность, Карлос принял решение стартовать на самом жёстком из всех имеющихся комплектов шин "Гудьир". Это было именно решение гонщика. Фрэнк Уильямс, довольный уже свершившейся победой в Кубке Конструкторов и одновременно уставший и обозлёный от постоянных упрёков со стороны Ройтеманна в фаворитизме в пользу Алана Джонса, дал указание не вмешиваться в выбор Карлосом стратегии на гонку.
Ройтеманн провалил старт. И дело было не только в шинах, но и в не самых удачных действиях гонщика. А вот потом дело было уже в шинах. Поддерживать темп ушедших вперёд соперников Карлос не смог, превратился в "паровозик Ройтеманн" для кавалькады преследователей, а затем из-за сильной вибрации вследствие использования максимально жёстких шин, стал совершать одну ошибку за другой, пропустив вперёд ещё пару соперников, одним из которых был главный конкурент в борьбе за титул Нельсон Пике. Гонка Карлоса была разрушена, а в момент пропускания вперёд Пике и судьба титула оказалась практически решена. На финише Ройтеманн был лишь восьмым с круговым отставанием от своего партнёра по команде Алана Джонса, уверенно выигравшего гонку на более мягком типе шин "Гудьир".
Но самое неприятное для Карлоса было в том, что Нельсон Пике хоть и не без труда, но получил пятое место в гонке и обошёл аргентинца в борьбе за титул.

На данном фото запечатлены оба героя данной заметки в компании молодого Найджела Мэнселла (третий призёр гонки) на подиуме после Гран-При Бельгии. Это была последняя в сезоне и в карьере победа Ройтеманна в гонке. На лице победителя нет радости. В пятницу на пит-лейн прямо перед его "Уильямс" споткнулся и упал механик команды "Озелла". Отреагировать на это гонщику было невозможно. Произошёл наезд на человека. Тяжелые травмы не оставляли механику шансов выжить. На момент победы Ройтеманна в гонке, механик был ещё жив, но все в паддоке знали, что положение несчастного безнадёжно. Он скончался на следующий день после гонки.
5. Эдди Ирвайн - вице-чемпион 1999 года.
Впервые место действия очередного эпизода заметки перенеслось из Америки в Азию. Решающая гонка сезона 1999 года состоялась на Сузуке. Титул оспаривали лидер ЛЗ Эдди Ирвайн на "Феррари" и Мика Хаккинен на "МакЛарен", отстававший от оппонента на четыре очка.
Так как Ирвайн был лидером ЛЗ, то и гоночных раскладов, при которых он становился чемпионом, имел не мало. Но все эти расклады имели в своей основе более-менее неудачное выступление в гонке Мики Хаккинена. Если же финский гонщик выигрывал гонку, то именно он и становился чемпионом. И никаких гвоздей!
Ход завершающего сезон гоночного уикенда подтвердил, что без вмешательства каких-либо высших сил чемпионом Ирвайну было не стать. А высшие силы в тот день славно отдохнули. Техника Хаккинена не подвела, а Шумахер...
Был ли Мика Хаккинен действительно непобедим в тот день? Или же Михаэль Шумахер, лишённый возможности лично сразиться за титул со своим прошлогодний оппонентом из-за известного происшествия в Сильверстоуне и обуреваемый ревностью к возможному триумфу партнёра по команде, намеренно не стал усердствовать в попытке лишить фина победы в гонке? Эти вопросы и поныне поднимаются среди поклонников Михаэля и его недоброжелателей. Но вопросы эти чисто риторические.
На лицо факт: Эдди Ирвайн, финишировавший в этой гонке третьим, отстал от победителя Мики Хаккинена более чем на полторы минуты, ни на секунду не дав повода усомниться в справедливости исхода чемпионата мира.

На кадре запечатлён подиум после предпоследнего этапа чемпионата мира 1999 года в Малайзии. Второй призёр гонки Михаэль Шумахер поливает победителя гонки Эдди Ирвайна на фоне финишировавшего третьим Мики Хаккинена. А вот подиум последней гонки сезона, с теми же самыми героями, оказался оформлен самым неудачным для Эдди образом.
6. Фелипе Масса - вице-чемпион 2008 года.
Дошла очередь и до того гонщика, который своим грядущим завершением карьеры вдохновил автора на написание заметки по данной теме.
Уже в четвёртый раз в текущей заметке герой эпизода защищал цвета "Феррари", и в третий раз главным и более удачливым оппонентом гонщика Скудерии выступал пилот команды "МакЛарен".
На этот раз дело было в Бразилии на Интерлагосе.
Фелипе Масса перед завершающей и одновременно домашней гонкой сезона уступал семь очков Льюису Хэмилтону. Никакое место ниже второго не оставляло Фелипе шансов на титул, но даже в случае его победы должно было выполниться второе условие в виде финиша Льюиса не выше шестого места в гонке.
Всего год назад точно такой же расклад по отношению ко всё тому же Льюису Хэмилтону был перед последней гонкой сезона у Кими Райкконена, партнёра Фелипе Массы по команде. И Кими стал чемпионом!
Но два раза в одну и ту же воронку снаряд не попадает.
Фелипе выполнил свою программу максимум и в тот момент, когда первым пересёк финишную черту Гран-При Бразилии, являлся виртуальным чемпионом мира. Но за те без малого сорок секунд, которые прошли между финишами Фелипе и Льюиса, последнему удалось отыграть одну такую необходимую позицию у Тимо Глока на "Тойота" и оказаться в итоговом протоколе гонки на пятом месте. Льюис Хэмилтон стал чемпионом, а весь формульный мир наблюдал непередаваемую смесь эмоций на лице "самого-самого чуть-чуть не чемпиона" Фелипе Массы во время церемонии награждения.

Церемония награждения по итогам Гран-При Бразилии 2008 года. Весь задний план размыт на фоне непередаваемых эмоций Фелипе Массы, уже почувствовавшего было на своей голове корону чемпиона, но так её и не получившего.
7. Марк Уэббер - бронзовый призёр 2010 года.
Ах, какой был сезон! Какой был сезон!!! И последняя гонка в Абу-Даби обещала суперинтригу, которая могла бы затмить собой не такие уж и далёкие в тот момент события из предыдущего эпизода этой заметки. В итоге, всё получилось не совсем так, но тоже весьма эмоционально.
Не буду расписывать все возможные гоночные расклады в пользу того или иного из четырёх (!) претендентов на титул (Хэмилтон с его 24-х очковым отставанием от лидера ЛЗ был претендентом чисто номинально, но все-таки). Остановлюсь лишь на том раскладе, который, возможно, повлиял на ход гонки и её результаты. Если бы Себастьян Феттель, защищавший цвета команды "Ред Булл", выиграл гонку в Абу-Даби, то его партнёр по команде Марк Уэббер, занимавший до гонки более высокую вторую позицию в ЛЗ, независимо от собственного результата остался бы позади Себастьяна по итогам всего чемпионата. А вот текущий лидер чемпионской гонки Фернандо Алонсо, выступавший за "Феррари", уступил бы в таком случае Себастьяну первое место в ЛЗ только при условии собственного финиша в гонке не выше пятого места.
По итогам квалификации Себастьян Феттель взял поул, а затем и возглавил гонку с самого старта. Марк же Уэббер по итогам квалификации остался лишь на пятом месте, в том числе уступив всем прочим претендентам на титул, и после старта гонки не улучшил своего расположения в текущем протоколе гонки, следуя при этом непосредственно позади Фернандо Алонсо. Таким образом, сложилась ситуация, при которой Себастьян Феттель контролировал положение в гонке, а Фернандо Алонсо на своём текущем четвёртом месте в протоколе гонки контролировал положение во всём чемпионате. Марк самостоятельно вмешаться в процесс контроля Фернандо Алонсо не мог.
Что же произошло тогда в Абу-Даби? Зачем был нужен ранний пит-стоп Уэббера? Была ли это попытка помочь Марку оказаться впереди Фернандо, что тоже играло на руку Себастьяну, но и Марку предоставляло дополнительные возможности что то предпринимать для самого себя? Или это был хитроумный план, имевший целью погрузить Фернандо вслед за Марком вглубь пелетона, откуда испанец мог и не выплыть на требуемые ему позиции? Ещё одни риторические вопросы. Случилось то, что случилось. "Феррари" отреагировала на пит-стоп Марка и вскоре зазвала Фернандо в боксы. В результате Алонсо сохранил свою позицию впереди Уэббера, но оба оказались за спиной простого русского паренька Виталия Петрова. И вот за этой то широкой и непроходимой спиной сначала скрылись, а потом растворились чемпионские перспективы обоих претендентов. По результатам последней гонки Марк Уэббер переместился на третью строчку Личного Зачёта.

Марк Уэббер пристально смотрит на своего оппонента в борьбе за титул чемпиона мира на совместной фотосессии участников Гран-При Абу-Даби 2010 года. Эти двое ещё не знают, что будут по ходу гонки "замаринованы" на невысоких позициях гоночного протокола, а немного нечёткий на заднем плане Себастьян Феттель получит полнейшую "Викторию".
Ну и напоследок что-то вроде прикола. Нико Росберг пока ещё тоже входит в эту категорию, ибо в 2014 году пока один единственный раз за карьеру оспаривал титул в последней гонке сезона. И проиграл! Но не буду тратить на Нико время. Этот сезон уже вычеркнул Росберга из кандидатов в заметку.
Автор заметки: ROMAN grosjean (октябрь 2016 года)