Активная система защиты кокпита для болидов Формулы 1

21.10.2016 18:08

 

Технический эксперт Motorsport.com Джорджо Пиола подготовил специальный ролик, в котором реализовал идею Энрике Скалаброни – бывший конструктор Ferrari и Williams предложил свой вариант защиты пилота от посторонних предметов.

 


По ходу Гран-при Италии бывший конструктор Ferrari и Williams Энрике Скалаброни предложил собственный взгляд на проблему безопасности в современной Формуле 1.

В первую очередь с его идеями ознакомились руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер и коммерческий босс Ф1 Берни Экклстоун. Мы также получили возможность ознакомиться с предложениями специалиста – и на их основе подготовили видео для болельщиков.

 

(кликабельно)

 

Ранее руководством чемпионата рассматривались две системы: Aeroscreen и Halo. Реализация первой вызвала вопросы после не совсем удачных тестов FIA, а в случае со второй также остался ряд вопросов – в частности, как будет выбираться гонщик из кокпита после аварии.

Чтобы решить эти проблемы, Скалаброни решил разработать совершенно новый план, суть которого – активная система защиты головы пилота, которая должна срабатывать только во время инцидента.

Впервые такая мысль пришла Скалаброни после инцидентов с Фелипе Массой и Генри Сертизом, после которых в течение нескольких лет он прорабатывал свою концепцию.

По его мнению, сейчас систему можно вывести на новый технологический уровень, если ее поддержат команды и руководство Ф1.

Рассказывая о своей идее в интервью Motorsport.com, Скалаброни отметил: «Она состоит из двух отдельных элементов: первый – активный защитный экран, второй – подвижный "козырек" над головой пилота.

Активный экран расположен в верхней части шасси, чуть выше передней подвески и перед гонщиком. Он сделан из высокопрочного материала, и на нем нет никаких искривлений, чтобы не мешать обзору гонщика.

С помощью двух приводов экран может подниматься и отражать летящие обломки».

 

Скалаброни рассказал, что экран активизируется в двух случаях: если гонщик сделает это самостоятельно, или это может произойти автоматически, если сенсоры на машине "заметят" приближающиеся обломки.

«На руле будет расположена кнопка, которой в случае инцидента сможет воспользоваться гонщик, – продолжил Скалаброни. – Но еще есть сенсоры, которые обнаруживают летящие обломки. Сенсоры образуют как бы трехмерный коридор, в котором ловят объекты. Подобные технологии применяются в аэрокосмической промышленности.

Защита может быть активирована за две миллисекунды. Экран вернется в свое изначальное положение, если пилот стал участником инцидента, но повреждений нет и он может продолжать».

"Козырек" над головой гонщика сделан так, что он отражает объекты, летящие в любом направлении и может быть снят вручную.

«Он откидывается в сторону с помощью кнопки, на которую может нажать гонщик или маршал, – объяснил Скалаброни. – Там стоит простой вращательный механизм, который позволит пилоту свободно сесть в кокпит или покинуть его прямо как сейчас».

 

 

Однако гоночный директор Ф1 Чарли Уайтиг без энтузиазма встретил идею "активной" системы, когда в начале года она была ему показана.

«Я показал проект Чарли Уайтингу, но на этом все закончилось, – сказал Скалаброни. – Я хотел бы оставить этот проект FIA, потому что у меня нет ресурсов, чтобы проводить тесты.

Я также просил о помощи Кристиана Хорнера, которому идея показалась интересной. Но после отказа от разработки Aeroscreen он не хочет вкладывать деньги, если FIA не планирует с этой системой всерьез работать...»

 

Помимо предложения Скалаброни были и другие варианты. Давайте рассмотрим три из них  – не исключено, что какая-то из представленных версий уже в ближайшем будущем станет реальностью Формулы 1.

 

Укрытие для шлема

 

Специальная структура, расположенная вокруг шлема пилота, призвана снизить шанс получения травм, если большой обломок другой машины летит в сторону кокпита.

При всех плюсах такого решения есть и очевидная сложность: в этом случае пилоту сложно оперативно покинуть кокпит, а медикам будет куда сложнее прийти ему на помощь, если машина, к примеру, перевернулась.

Понятно, что возможны различные методы решения этой проблемы, но в нашем видео показан самый простой и очевидный из них с использованием шарнира.

Лучше всего подобное устройство будет работать в паре с мягкими стенками кокпита, уже используемыми сейчас.

 

Стационарный экран

 

Предложенная Red Bull концепция защитного экрана Aeroscreen стала бы отличным ответом в случае инцидентов вроде аварии Фелипе Массы – по ходу квалификации Гран При Венгрии 2009 года в шлем бразильца попала металлическая пружина, отлетевшая от Brawn Рубенса Баррикелло.

В числе идей Скалаброни был защитный экран, вытянутый в длину. От него, как от трамплина, отлетал бы любой посторонний объект, который после этого точно избежал бы контакта со шлемом.

Впрочем, этот принцип надо серьезно изучать и прорабатывать. Могут понадобиться дополнительные изменения в конструкции передней части шасси, чтобы добиться желаемой эффективности.

 

Активный экран

 

Пожалуй, наиболее спорный вариант. Здесь задействована подвижная пластина с гидравлическим приводом в верхней части шасси. Принцип её действия тот же, что у описанного выше экрана – но активируется пластина только при необходимости, не мешая обзору пилота в остальное время.

По идее Скалаброни, приводить защиту в действие может или пилот простым нажатием кнопки, или электроника, опираясь на показания датчиков, смонтированных в передней части машины. Если они обнаружат предмет, траектория которого может нести потенциальную угрозу, панель активируется в автоматическом режиме.

Здесь главной сложностью выглядит время реакции и срабатывания устройства. Оно почти наверняка сможет справиться с обломками, когда скорость машины невелика, но как быть в конце длинных прямых?

Сейчас введение обязательной защиты отложено как минимум до 2018 года. Несмотря на отсутствие окончательного решения, все понимают, что де-факто это будет Halo, которую в тренировках последних Гран При активно обкатывают многочисленные пилоты разных команд. 

Однако обратная связь, собранная после этих тестов, все же может привести к отказу от первоначального замысла. Тогда потребуется другое решение, которое будет признано наилучшим с точки зрения защиты гонщиков, – и приведенные нами решения полностью или частично могут оказаться востребованными.

 

4 Отзыва