20.10.2016 07:52

Сход Льюиса Хэмилтона в ходе Гран-при Малайзии напомнил всем болельщикам «Формулы-1» старую истину: не всегда в гонках побеждает быстрейший – иногда успеха добивается тот, у кого надежнее техника, или более везучий.
Можно жаловаться на несправедливость такого положения вещей (впрочем, есть ли смысл искать справедливость в соревновании, в котором участники изначально находятся в неравных условиях) или наслаждаться дополнительным фактором, вносящим интригу в подчас скучные гонки, но независимо от нашего мнения надежность техники всегда была и будет важной переменной в формуле определения чемпиона мира.
В теории вероятности есть такое понятие, как регрессия к среднему. В спорте его суть заключается в том, что на дистанции влияние удачи нивелируется. Если кто-то попал в полосу везения, то потом наступит обратная серия, и при достаточной выборке это не будет иметь никакого значения. Конечно, на «Формулу-1» подобное не распространяется. Для того, чтобы везение не оказывало серьезного влияния на исход чемпионата мира, он должен состоять из сотен гонок, а не из двух десятков. На такой короткой дистанции неизбежно должны быть те, кому судьба выдаст больше, чем они заслужили, и те, кто остался обделенным.
Мы решили вспомнить случаи из недавнего прошлого, когда технические проблемы оказывали существенное влияние на исход чемпионата и пилот, показывавший самые быстрые секунды на трассе, либо брал титул с большим трудом, либо вовсе проигрывал.
Когда фаворитам удавалось устоять
2010 год: Себастьян Феттель

Гонка в Абу-Даби вошла в историю как одна из самых захватывающих развязок чемпионатов: Феттель, занимавший в личном зачете третье место, в итоге добился победы, а Фернандо Алонсо из-за стратегической ошибки «Феррари» лишился почти выигранного титула. Но всего этого могло и не случиться, если бы не технические сходы в предыдущих Гран-при.
Себастьян явно был быстрейшим гонщиком сезона, а «Феррари» Алонсо зачастую оказывалась даже не второй, а третьей силой позади «Макларена». Но проблемы с выхлопом в Бахрейне, с тормозами в Австралии и с двигателем в Корее в сумме стоили Себастьяну 60 очков – в разы больше, чем потеряли на отказах техники Фернандо и второй номер «Ред Булл» Марк Уэббер (этот факт стоит взять на заметку и сегодняшним сторонникам теории заговора). И это не считая излишней горячности самого Себастьяна, приведшей к столкновению с Уэббером в Турции и с Баттоном в Бельгии.
Если бы не стратеги Скудерии, тот сезон имел шансы стать ярким примером того, как быстрейший гонщик проигрывает титул, но в итоге оказался частью совершенно другой истории.
2006 год: Фернандо Алонсо

Сгоревший мотор на «Феррари» Михаэля Шумахера, наверное, первым приходит на ум болельщикам со стажем, когда речь заходит о чемпионатах, упущенных из-за технических проблем. Если бы не досадный сход на «Сузуке», Михаэль приехал бы на последний этап лидером общего зачета, а уж там история могла сложиться совсем по-другому.
Факты, однако, показывают, что это выдавание желаемого за действительное – Михаэль не смог стать восьмикратным чемпионом вовсе не из-за того, что его машина ломалась чаще, чем у Алонсо. Помимо «Сузуки», немец еще лишь раз сходил по техническим причинам – в Венгрии, но Алонсо там тоже не смог финишировать. И если Фернандо сошел с дистанции, лидируя в гонке, то Шумахер в лучшем случае мог рассчитывать на удержание третьего места на более старой резине, чем у его соперников. Алонсо также настигла поломка двигателя в Монце, что приводит нас к выводу, что потери из-за технических проблем у двух претендентов на титул были равными: примерно по 16 очков у каждого (по старой системе начисления очков).
Болельщики «красного барона» могут вспомнить еще вылет в Альберт-парке и судейский штраф в Монако, но это скорее относится к области ошибок самого Михаэля и не поддерживает тезис о том, что титул был проигран из-за технических проблем.
2007 год: Кими Райкконен

Еще один случай, когда часто можно услышать сомнения в справедливости и логичности исхода чемпионата – это единственный титул Кими Райкконена. Мол, заработал он его только из-за проблем с электроникой на «Макларене» Льюиса Хэмилтона на последнем этапе сезона. Если же посмотреть на более глобальную картину, то выяснится, что из-за отказов техники больше очков потерял как раз Кими – два схода с третьих мест в Испании и на «Нюрбургринге» отняли у финна 12 очков.
Что касается «Макларена», то их машина весь сезон была не только быстрой, но и надежной. Оба пилота не доезжали до финиша только из-за собственных ошибок и у каждого оказалось в пассиве по одному результативному просчету в конце первенства. Льюис разве что потерял еще пару очков в Турции из-за прокола шины, но это не меняет общей картины.
Потерянные титулы
2005 год: Кими Райкконен

Классический случай противостояния быстрой и надежной машин. Кими в тот год просто летал по трассе, выиграл семь Гран-при, десять раз установил быстрейший круг и... три раза сошел с дистанции, лидируя. Иногда это получалось очень зрелищно, как в случае с лопнувшей подвеской на «Нюрбургринге», иногда без спецэффектов, как в Имоле. А еще был дополнительный пит-стоп в Малайзии и 40 суммарно потерянных позиций на старте из-за замен двигателей. Впрочем, «Макларен» в тот год был достаточно быстр, чтобы даже в таких условиях Кими боролся за высокие места, а один раз даже выиграл, несмотря на штраф, но все это в сумме дает в районе 40 очков, потерянных по техническим причинам, что наверняка является рекордом по крайней мере в XXI веке, если учитывать разницу в системах начисления очков.
У Алонсо тоже не всегда все ладилось – он упустил весьма возможную победу на Гран-при Канады, – но если подводить итог, то получается, что скорее всего титул завоевал бы Кими Райкконен, не вмешайся фактор надежности техники.
2008 год: Фелипе Масса

Сезон-2008 стал комедией ошибок для лидеров, о чем говорит хотя бы тот факт, что долгое время претендентом на чемпионство числился Роберт Кубица на гораздо более медленной машине.
В таком сезоне очень трудно подсчитать все потери с учетом ошибок пилотов, капитанских мостиков и отказов техники – практически в каждой гонке кто-то из лидеров недобирал очки, но если рассматривать исключительно фактор надежности техники, то тут Массе повезло меньше, чем Хэмилтону. Его дважды подводил двигатель – в Австралии и Венгрии, – что стоило бразильцу по меньшей мере 15 очков, в то время как самой большой потерей Льюиса стала ошибка на выезде с пит-лейн в ходе Гран-при Канады.
Таким образом, Масса мог стать чемпионом мира, если бы «Феррари» подводила его чуть реже, и Фелипе может в какой-то степени считать, что жизнь недодала ему чемпионских титулов. Что, впрочем, не отменяет и того, что сам бразилец тоже много ошибался в том сезоне, и сваливать все на технику несправедливо.
Фактор надежности техники в противостоянии Хэмилтона и Росберга
Когда одна команда доминирует в чемпионате, но внутри коллектива нет четкого разделения на первого и второго номеров, фактор надежности становится даже важнее, чем обычно. В беспроблемном Гран-при в случае победы главный соперник в борьбе за титул скорее всего финиширует вторым и у него получится отыграть только семь зачетных баллов. В то же время победа при сходе партнера по команде дает целых 25 очков преимущества. Нехитрая арифметика подсказывает, что для того, чтобы отыграть последствия одного-единственного схода с дистанции, потребуется выиграть 4 Гран-при.
Именно с этого и началась чемпионская гонка в сезоне-2014: Хэмилтона подвел двигатель (тот самый злосчастный проводок, помните?), Росберг одержал победу и сразу получил перевес в 25 очков. Помимо этого, Льюис сошел с трассы в Канаде, потерял пять позиций на старте Гран-при Германии и оказался пострадавшим в столкновении между двумя партнерами по «Мерседесу» на втором круге в Спа.

У Росберга суммарно трудностей возникло меньше. Не считая проблем с силовой установкой в Абу-Даби, которые уже не имели никакого значения для исхода борьбы, он еще сошел с дистанции в Сильверстоуне и Сингапуре, что дает счет примерно 58-43 по техническим потерям в пользу Хэмилтона (но 79-58 в пользу Росберга, если учесть проблемы Нико в Абу-Даби вместе с двойными очками). Суть, однако, в том, что англичанин гораздо сильнее провел начало и концовку чемпионата, не сломался ни после упущенного лидерства на старте сезона, ни после столкновения в Бельгии и поэтому смог стать чемпионом, несмотря на то, что удача не всегда была с ним.
В 2015 году у Росберга было два технических схода против одного у Хэмилтона, но правда в том, что все три схода приключились в заключительной трети чемпионата, когда игра была окончена и Льюис ехал к третьему чемпионскому титулу в эконом-режиме.
И теперь самый интересный вопрос. Можем ли мы утверждать, что в сезоне-2016 на Хэмилтона обрушилось аномальное количество технических проблем, кардинально меняющих расклад в чемпионате? Ответ: нет, не можем.
Конечно, Льюис справедливо раздражен тем, что двигатели у него ломаются чаще, чем у Нико. Но если не принимать во внимание Гран-при Малайзии, все это стоило трехкратному чемпиону мира не так много очков. Льюис совместно с командой решил принести в жертву Гран-при Бельгии, но благодаря красному флагу по ходу заезда ему удалось серьезно прорваться из конца пелотона и финишировать на подиуме. Какое-то количество очков отняли проблемы с силовой установкой в квалификации в ходе Гран-при Китая, но зато для Хэмилтона в этом году удачно заканчивались столкновения с Росбергом. Ни разу не было так, чтобы Льюис терял позиции, а Нико продолжал гонку как ни в чем не бывало. Напротив, это Росбергу не пошли на пользу столкновения в Австрии и Канаде. В сумме эти эпизоды стоили немцу в районе 15 очков.
Иначе говоря, Хэмилтон действительно испытал больше технических проблем, чем Росберг, но разница эта ничуть не больше, чем в 2014-м. Один сход Нико – и они практически уравняются в этом плане. Главное отличие этого сезона от 2014-го в том, что тогда Льюис гораздо лучше провел начало чемпионата, чем напарник, а на этот раз, напротив, провалился, да так, что в мае многие задавались вопросом, сможет ли вообще Хэмилтон побороться за чемпионат.
И если в итоге англичанин не сможет за оставшиеся четыре гонки переломить ситуацию в свою пользу, то ему и его болельщикам имеет смысл винить не команду, не сумевшую предоставить надежную технику, а самого Льюиса, который по ходу сезона не был стабильно быстрее партнера.

"Постойте", - скажете вы. - "А как же недавние подсчеты, показавшие, что Хэмилтон потерял море очков?" И вы будете правы. Именно поэтому я привел последнюю часть этой любопытной статьи без изменений, и сейчас собираюсь разгромить автора в пух и прах числами и фактами.
Итак, приступим. Сразу оговорюсь, что все спорные моменты автоматом будут считаться либо с 50% вероятностью, либо в пользу Росберга, дабы его поклонники не обвиняли меня в предвзятости вычислений) Считаем лишь те гран-при, где кто-либо из пилотов Mercedes получал преимущество за счет тех.проблем у напарника.
1. Гран-при Китая.
Для Хэмилтона квалификация закончилась еще в первом сегменте – из-за проблем с ERS британец не смог показать никакого времени, и в гонку Льюис отправился с последнего места, а финишировал на 7 месте (6 очков).
Принимая во внимание, что мерсы в этот уик-энд были традиционно быстрее остальных, а так же учитывая вышесказанное, вполне можно принять на веру высокую вероятность того, что если бы не неисправности ERS в квале, Льюис вполне мог финишировать вторым в гонке. Да, мог и выиграть, но как я уже говорил, все гипотетические ситуации я буду считать впользу Росберга.
Итого, потеря составила 12 очков.
2. Гран-при России.
В Сочи Хэмилтона вновь подвела турбина и MGU-H. В итоге, он не смог показать времени в третьем сегменте квалификации и стартовал в гонке 10. Финишировал Льюис вторым, поэтому в данной ситуации будем считать, что он не потерял очков, хотя разумеется, он мог бы и победить, если бы стартовал с первого ряда.
3. Гран-при Бельгии.
В Спа Льюису решмли заменить СУ, причем несколько раз, что гарантированно отправило его на последнее стартовое место. Впрочем, Льюису не привыкать, и хоть не без доли везения, но он все же смог пробиться на третье место.
Итого, потеря составила 3 очка, хотя я склонен считать, что 10, ибо в Спа Хэмилтон традиционно сильно проводит уик-энд, и эта трасса подходит ему лучше, чем Росбергу. Поэтому я бы поставил плюс 10 Хэмилтону и минус 7 Росбергу. Но раз уж договорились - пусть будет только 3 очка.
4. Гран-при Сингапура.
В Сингапуре неисправность подстерегла Льюиса уже в первой же тренировке, где из-за неисправности гидравлического клапана британец нк смог найти оптимальные гоночные настройки. В последующих тренировках проявились неисправности с электроникой, что помешало найти так же и квалификационные настройки.
В итоге, Льюис в квалификации и гонке боролся не столько с соперниками, сколько с собственной машиной, хотя и смон финишировать на третьем месте.
Итог - потеря очередных трех очков. И снова - гипотетически он мог и вовсе выиграть гонку.
5. Гран-при Малайзии.
Ну а в Малайзии все мы помним, сколько потерял Хэмилтон из-за сгоревшего мотора, будучи неоспоримым лидером вмего уик-энда. Абсолютно нового мотора, стоит заметить.
Итог - потеря 25 гарантированных очков. Росберг при победе Хэмилтона набрал бы на 2 очка меньше, поскольку финишировал бы не 3м, а 4м.
Итак, давайте подсчитаем. По самым пессимистичным для Льюиса прогнозам, и это существенный момент! - из-за технических неполадок он потерял минимум 45 очков.
Иначе говоря, на данный момент разница между пилотами Мерседес составляла бы 12 очков в пользу Льюиса.
Если это несущественная потеря, как считает автор статьи, то тогда с каким бы преимуществом лидировал сейчас Хэмилтон, будь потеря более существенной?
И последнее. Данные подсчеты, как я уже говорил, велись исключительно с перекосом в сторону Росберга. Всего одна победа Льюиса при втором месте Росберга довела бы разницу по очкам до... 26 очков. А сколько раз в действительности Льюис мог бы выиграть?
Вывод: Технические неисправности, в том случае если они случаются лишь у одного претендента на титул, практически однозначно лишают незадачливого претендента возможности этут титул выиграть. И это уже никак нельзя назватл несущественным.