19.10.2016 22:46

В сентябре 2001 года на Лаузицринге пилот Формулы 1 Алекс Дзанардин попал в жуткую аварию, потерял очень много крови и обе ноги, но выжил. Он вернулся за руль и выиграл несколько гонок, а затем стал чемпионом Паралимпиады на ручном велосипеде и продолжает ставить перед собой запредельные цели.
А этот рассказ о пилотах Ф1, которые после страшных аварий и тяжелейших травм вернулись к нормальной жизни и гонкам.
Дэвид Пэрли
Этому пилоту принадлежит невероятный рекорд Формулы 1, установленный на Гран-при Великобритании. Цена такого достижения соответствующая – 29 переломов костей ног, таза и ребер, три вывиха, шесть остановок сердца и множество операций. Через год-два после «установления рекорда» хромой британец с тросточкой уже участвовал в клубных гонках Porsche и британской серии Avrora. Наравне с автогонками он увлекался авиаспортом и погиб за штурвалом самолета в море. Дэвид любил риск, и многие после его смерти пришли к выводу, мол, получил то, за чем гонялся всю жизнь.

После аварии левая нога Пэрли стала короче на пять сантиметров, а каблук – выше.
Клей Регаццони 35 лет, победитель ГП Италии 70, 74, вице чемпион 1974

Жизнь усатого гонщика за время его карьеры не раз висела на волоске. В 1973 году в ЮАР швейцарец не сгорел заживо только благодаря стараниям Майка Хейлвуда. В 1980 году сломанная педаль акселератора и оставленный на трассе болид привели к аварии и параличу гонщика. Прикованный к инвалидной коляске, он продолжил сражаться в гонках на выживание и на Дакаре до 1990 года, для чего разработал ручное управление автомобилем. Клей иногда комментировал гонки на телевидении и часто критиковал современную Формулу 1.
Мартин Донелли

Перед 55-ым Гран-при Испании мы уже вспоминали об аварии пилота Lotus в подборкенескучных фотографий. В 1990 году никто даже не мог представить, что британец выживет. Как и Дзанарди, он мог лишиться ног, в особенности левой – ее собирали по кусочкам и сберегли. После пяти месяцев в больнице ирландец направился в Австрию к Вилли Дунглу, у которого в свое время проходили реабилитацию Ники Лауда и Герхард Бергер.
Мартин пережил не одну операцию, прежде чем врачи вынесли ему окончательный вердикт – больше никаких гонок. Однако через десять лет он вновь применил свои профессиональные навыки, а в прошлом году даже проехал три гонки в рамках чемпионата BTCC. Кроме того, Донелли несколько раз был третьим стюардом Гран-при.
Карл Вендлингер

В 2011 году в Монако, когда на выходе из тоннеля в отбойник влетел Серхио Перес, многие вспомнили аналогичный инцидент семнадцатилетней давности. В 1994 Карл Вендлингер ударился головой о металлическую скобу, которая скрепляла ограждения. Как результат, две недели в коме и возвращение к нормальной жизни через семь месяцев. И это при том, что врачи рассчитывали максимум на самостоятельное завязывание шнурков. Былую гоночную форму ему удалось вернуть только через три года, но в Формуле 1 его уже никто не ждал.
Покинув Большие призы, Вендлингер перебрался в кузовные чемпионаты и стал неоднократным призером и победителем Ле-Мана и Себринга, а также чемпионом FIA GT. Австриец продолжает гоняться по сей день. Не далее как в октябре прошлого года он выходил на старт 12-часовой гонки в Брно за рулем Mercedes-Benz SLS AMG GT3.
Мика Хаккинен

Лебединой песней Карла Вендлингера в Формуле 1 стала авария в Австралии в 1995 году. В тот гоночный уик-энд едва не оборвалась жизнь Мики Хаккинена. Его авария стала наглядным примером того, почему шины не должны взрываться по ходу гонки, а кокпит необходимо оборудовать специальной защитой головы. Удар о края монокока на сумасшедшей скорости был настолько сильным, что финн едва не захлебнулся кровью. Сид Уоткинс оперативно сделал трахеотомию и восстановил дыхание пилоту McLaren. Его доставили в больницу и спасли жизнь. Доктора боялись, что Мика не встанет на ноги, а он успел полностью восстановиться к началу нового сезона. Два чемпионских титула Хаккинена заставили Михаэля Шумахера назвать финна самым сильным соперником за всю карьеру.
Лучано Бурти

Когда во время прошлогоднего Гран-при России Карлос Сайнс влетел в отбойник, первое, что пришло на ум, – авария Лучано Бурти в Спа 14 лет назад. В 2001 году пилота тоже долго извлекали из болида, а вытащив, обнаружили повреждения шлема, многочисленные гематомы и кровоизлияние в мозг. Только спустя 11 лет бразилец рассказал, чего это ему стоило. Из комы он вышел через два дня и последующие два года возвращался к обычной жизни. Первые четыре месяца были самыми мучительными – приступы головной боли, потеря кратковременной памяти и несвязная речь. После этого Лучано стал настойчивее в принятии решений и смог вновь сесть за руль гоночного автомобиля. Побыв в роли тест-пилота Ferrari, Бурти вернулся на родину, где и сейчас выступает в местном чемпионате сток-каров.
Роман Расюк