Последний из Могикан

12.10.2016 10:37

 

Для чемпиона мира-2009 Дженсона Баттона уик-энд в Сепанге стал 300-м Гран При в карьере. По следам юбилея британца мы решили оглянуться назад и вспомнить тех, кто 16 лет назад, 12 марта 2000 года, вместе с ним вышел на старт в Мельбурне.

 

 

Мика Хаккинен и Дэвид Култхард - McLaren

После двух подряд побед в чемпионате Мика Хаккинен выиграл четыре гонки в сезоне-2000, уступив в сражении за титул Михаэлю Шумахеру. После не слишком успешного выступления в чемпионате 2001 года финн объявил об уходе в творческий отпуск, после которого больше так и не вернулся в Формулу 1. С 2005 по 2007 годы Хаккинен выступал в DTM за команду HWA Mercedes, вместе с которой выиграл в общей сложности три гонки. В конце 2008-го он окончательно повесил шлем на гвоздь. Единственный раз после завершения гоночной карьеры Мика вышел на старт в финале межконтинентального Кубка Ле-Мана в Чжухае в 2011-м.

Култхард был близок к Хаккинену по ходу сезона-2000, выиграв три гонки и став третьим по итогам чемпионата. Шотландец провёл ещё восемь лет в Формуле 1. В 2005-м он перешёл из McLaren в Red Bull Racing¸ которой принёс первый подиум в истории на Гран При Монако-2006. После завершения карьеры в Ф1 Дэвид, как и его бывший напарник, перешёл в DTM, где за три года не добился каких-либо успехов. В настоящее время Култхард время от времени участвует в демонстрационных заездах Red Bull и является одним из самых авторитетных экспертов Ф1.

 

Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло - Ferrari

Дебют Дженсона Баттона в Формуле 1 совпал с началом беспрецедентной эры доминирования Михаэля Шумахера, выигравшего пять чемпионских титулов подряд. В 2006-м семикратный чемпион мира ушёл в отставку, но спустя четыре года вернулся в качестве гонщика возрожденной заводской команды Mercedes. К сожалению, форма «Серебряных стрел» в то время была далека от нынешней и за три года Шумахер лишь раз, в Валенсии-2012, поднялся на подиум. В конце 2012 года Михаэль окончательно завершил карьеру, а ещё спустя год произошло то самое злополучное падение на горнолыжном курорте в Мерибеле, разделившее его жизнь на до и после…

К Гран При Австралии-2000 Рубенс Баррикелло провёл в Формуле 1 уже более 100 гонок, а к концу карьеры довёл данный показатель до рекордных 322. Останься Баттон ещё на один сезон, и он вполне мог бы превзойти достижение бразильца.

За этот период Баррикелло одержал в общей сложности 11 побед, две из которых пришлись на сезон-2009, который Рубенс провёл в чемпионской BrawnGP вместе с Дженсоном. В конце 2011 года Баррикелло завершил карьеру в Формуле 1, но не завязал с гонками. Сначала двукратный вице-чемпион попробовал себя в IndyCar, а затем перешёл в бразильскую серию сток-каров, где выступает по сей день и даже стал чемпионом в 2014-м.

 

Хайнц-Харальд Френтцен и Ярно Трулли – Jordan

Пик карьеры Френтцена пришёлся на 1999 год, когда, выступая за Jordan, немец одержал две победы, шесть раз поднялся на подиум и в какой-то момент сезона даже считался претендентом на чемпионский титул. Сезон-2000 был менее успешным, и Хайнц-Харальд лишь дважды, в Бразилии и США, финишировал на пьедестале почёта. Ну а в середине 2001 года он со скандалом покинул коллектив Эдди Джордана и перешёл в команду Prost, которая перед началом следующего года обанкротилась. Немец нашёл себе место в Arrows, но и «Оранжевые стрелы» вскоре, ещё до конца сезона-2002, прекратили существование. На 2003 год Френтцен подписал контракт с Sauber, а по окончании ушёл из Формулы 1. Несколько сезонов Хайнц-Харальд провёл в DTM и различных гонках спорткаров, включая «Ле-Ман».

В то время как карьера Френтцена в начале 2000-х годов пошла под откос, его напарник Ярно Трулли, наоборот, был на подъёме. Несколько успешных выступлений за Prost позволили итальянцу получить место в Jordan. Особое впечатление Трулли в сезоне-2000 произвёл в квалификациях, и это впечатление не испортили даже столкновения в гонках и потери очков. Он провёл в Формуле 1 ещё 11 лет, несколько раз поднялся на подиум, выступая за заводские команды Renault и Toyota, а на Гран При Монако-2004 одержал свою первую и единственную победу. Последние два года Ярно провёл в составе Caterham и на данный момент остаётся последним итальянским гонщиком Ф1.

 

Эдди Ирвайн и Джонни Херберт – Jaguar

Взяв на себе номинальную роль лидера Ferrari после перелома ноги Михаэля Шумахера в Сильверстоуне-1999, Ирвайн до финальной гонки сезона сражался за титул с Микой Хаккиненом, которому в итоге уступил всего два очка. Это была высшая точка в карьере ирландца. Уже в следующем году он перешёл в новую команду Jaguar, где стал де-факто лидером. Но громкого успеха этому тандему было не суждено добиться: в сезоне-2000 Ирвайн набрал всего четыре очка, а за два следующих года лишь дважды поднялся на подиум. После 2002 года их пути разошлись: Эдди повесил шлем на гвоздь, а Jaguar просуществовала ещё два сезона, после чего была продана Дитриху Матешицу и превратилась в Red Bull Racing, с годами ставшую одной из самых грозных сил в Формуле 1.

«Jaguar была похожа на обезглавленную курицу, – заявил Ирвайн в недавнем интервью Motorsport-Total. – В руководстве царил хаос. Не было никого, кто был способен взять команду под управление и повести вперёд.

Постоянно вмешивались люди из Ford, Джеки Стюарт. Это было стадо баранов! В команде было десять руководителей, и никто при этом не знал, что делать, поскольку никто их них никогда раньше не работал на таком уровне.

Джеки очень умный человек, но к тому времени он просто был слишком стар».

Одним из руководителей Jaguar в то время был Гюнтер Штайнер, который сейчас возглавляет Haas.

«Я думал, что Гюнтер является подходящим руководителем, но затем его выкинули из Ford. Это было странно! Но здорово, что он сейчас получил второй шанс в Формуле 1».

Карьера Херберта в «Королевских гонках» подошла к концу ещё раньше. Сезон-2000 стал последним для британца. Причём его финальная гонка, прошедшая в Сепанге, завершилась наихудшим образом – из-за поломки задней подвески Джонни попал в тяжёлую аварию за восемь кругов до финиша, получив ушибы обеих ног.

«Я думаю, это было неизбежно, – прокомментировал тогда Херберг в своём типичном стиле. – Я начал свою карьеру с того, что меня унесли на носилках с трассы [авария в гонке Формулы 3000 в Брэндс-Хэтче-1988, в которой он получил переломы обеих ног], и этим же закончил».

После ухода из Ф1 Херберт выступал в американской серии Ле-Ман, пробовал силы в IndyCar, BTCC, а в 2012 году объявил о завершении гоночной карьеры и сосредоточился на работе телеэксперта на британском Sky Sports F1. Недавно в свет вышла автобиография Херберта, получившая название "Всё, что тебя не убивает..."

 

Ральф Шумахер и Дженсон Баттон – Williams

Первым из десяти напарников Баттона в Формуле 1 был Ральф Шумахер, к началу 2000-х годов зарекомендовавший себя как один из быстрейших гонщиков в пелотоне. В гонке открытия в Мельбурне немец принёс первый подиум новому тандему Williams-BMW. Дженсон по ходу всего уик-энда находился в тени партнёра по команде, став в квалификации лишь 21-м и опередив лишь другого новичка Гастона Маццакане. По ходу гонки 20-летний британец прорвался на шестое место, но отказ мотора за 11 кругов до финиша положил конец его надеждам на очки в дебютном Гран При.


По ходу дальнейшей части сезона баланс сил между напарниками по Williams менялся то в одну, то в другую сторону. Но по итогам чемпионата Шумахер-младший на три позиции опередил англичанина и набрал вдвое больше очков. В следующем году место Баттона в Williams занял Хуан-Пабло Монтойя, а сам Дженсон перешёл в Benetton.

 

Ральф Шумахер провёл ещё четыре года в Williams, выиграв в общей сложности шесть гонок. Последние три сезона младший брат семикратного чемпиона мира без особых успехов выступал за Toyota. После ухода из Формулы 1 в конце 2007 года он провёл пять лет в DTM, где всего дважды поднялся на подиум, хотя и выступал за такую сильнейшую команду как HWA Mercedes.

 

Джанкарло Физикелла и Алекс Вурц – Benetton

Свой четвёртый сезон в «Королевских гонках» Физикелла начал в потрясающем стиле, финишировав пятым в Австралии и вторым в Бразилии. Ещё два подиума итальянец завоевал в Монако и Канаде, и таким образом помог Benetton по итогам сезона занять четвёртое место в Кубке конструкторов. Тем не менее следующая часть его карьеры получилась витиеватой. Итальянец выступал за Jordan, Sauber, Renault и Force India, но в конце смог осуществить свою мечту и провёл пять последних гонок в 2009-м в составе Ferrari. В настоящее время 43-летний итальянец продолжает защищать цвета компании из Маранелло в чемпионате мира по гонкам на выносливость. В 2012 и 2014 годах Физикелла вместе с напарниками по AF Corse Джанмарией Бруни и Тони Виландером выиграл «24 часа Ле-Мана» в классе GTE Pro.

Казалось, что сезон-2000 станет последним в карьере Вурца в Формуле 1. Австриец оказался в глубокой тени Физикеллы, и в следующем году присоединился к McLaren, где в течение пяти лет был тест-пилотом. Шанс выйти на старт у него появился на Гран При Сан-Марино-2005, когда потребовалась замена травмированному Монтойе. Вурц финишировал на четвёртом месте, а после дисквалификации Баттона за недостаточный вес машины оказался третьим. В 2006 году Алекс перешёл на должность резервного пилота Williams, а в 2007-м и провёл полный сезон в качестве напарника Нико Росберга.

В 2008 году Вурц перешёл в гонки на выносливость, где с большим успехом выступал на протяжении восьми лет. В конце прошлого года он объявил о завершении карьеры и в настоящее время возглавляет Ассоциацию гонщиков Гран При [GPDA], являясь одним из самых больших сторонников введения системы «ореол».

 

Жан Алези и Ник Хайдфельд – Prost

Самым возрастным гонщиком на старте Гран При Австралии-2000 был 35-летний Жан Алези. Карьера француза к тому времени уже стремительно подходила к завершению. За весь сезон он первый и единственный раз за 13 лет не набрал ни одного очка. В середине 2001 года Жан перешёл из Prost в Jordan, где и провёл пять последних гонок в Формуле 1. Но на этом его автоспортивная карьера была далеко не закончена. В течение пяти следующих лет он выступал за Mercedes в DTM, выиграв четыре гонки, также пробовал силы в «Ле-Мане», а в 2012-м вышел на старт в «500 милях Индианаполиса».

В настоящее время Жан активно занимается карьерой своего сына Джулиано, который в этом году выступает в серии GP3.

22-летний Хайдфельд был вторым самым молодым гонщиком в пелотоне в 2000 году. Немец, как и Баттон, дебютировал в Формуле 1. Правда, в отличие от Дженсона, действующий на тот момент чемпион Ф3000 не набрал ни одного очка. Но зато немец быстрее поднялся на подиум. Если Баттону пришлось ждать аж до Гран При Малайзии-2004, то Ник сделал это уже в третьей гонке после перехода в Sauber в 2001-м, финишировав третьим на Интерлагосе.

Не считая победы Баттона в Венгрии-2006, к 2008 году статистика выступлений обоих была схожей: 11 и 16 подиумов, один и три поула, лидерство в восьми и 13 гонках – правда, всё в пользу Дженсона. Но если в 2009 году карьера Баттона получила неожиданный импульс, и он стал чемпионом, то вот карьера Хайдфельда покатилась под гору.

 

После ухода BMW немец остался не у дел и получил шанс вернуться только в качестве замены – сначала он в конце сезона-2010 занял место Педро де ла Росы в Sauber, а в 2011-м занял место травмированного Роберта Кубицы в Lotus-Renault, но был уволен ещё до конца года и больше в Ф1 не вернулся. В настоящее время Ник выступает в чемпионате мира по гонкам на выносливость за частную команду Rebellion Racing в LMP1 и готовится к третьему сезону Формулы E.

 

Педро Диниц и Мика Сало – Sauber

Несмотря на клеймо рента-драйвера и в целом ничем не приметную карьеру, Диниц к 2000 году имел за плечами пять сезонов и более 80 проведённых Гран При. Сезон начался для него со схода в Австралии и пропуска домашнего этапа на Интерлагосе – из-за проблем с задним антикрылом на обеих машинах Sauber снялась с этапа, но в следующих 15 гонках у него было всего три схода и при этом на финише он ни разу не опускался ниже 11 места. Тем не менее впервые с 1995 года Диниц не набрал ни одного очка и по окончании сезона принял решение завершить карьеру. В следующем году он выкупил 40% акций Prost, но через несколько месяцев поругался с Аленом Простом и вышел из проекта, вернувшись в Бразилию, где основал национальную серию Формула Renault. Ну а окончательно покинув автоспорт, Диниц занялся семейным бизнесом.

После замены травмированного Михаэля Шумахера в Ferrari во второй половине сезона-1999 и двух подиумов Сало подписал контракт с Sauber на следующий год. Несмотря на в целом неплохое выступление и шесть набранных очков, финн, как и Диниц, покинул швейцарскую команду. В 2002 году он вернулся в качестве боевого гонщика Toyota. Лучшим достижением Сало стали два шестых места, в Австралии и Бразилии, и всего лишь два очка. По окончании сезона Toyota полностью сменила состав. Финн ушёл из Ф1 и попробовал силы в самых различных гоночных категориях – CART, GT1, на протяжении трёх лет он выступал в гонке Gold Coast 600, в знаковом этапе V8 Supercars, где в 2012-м одержал победу. В 2014-м финн выступил в «24 часах Ле-Мана» в экипаже SMP Racing вместе с Сергеем Злобиным и Кириллом Ладыгиным, заняв 12-е место в LMP2. В настоящее время Сало являетсяспортивным директором серии SMP F4.

 

Педро де ла Роса и Йос Ферстаппен

Успех в японских гоночных сериях, таких как Формула Nippon и GT, помог де ла Росе получить место в Arrows в 1999 году. Испанец остался в команде Тома Уокиншоу на следующий сезон, но произвести впечатление не смог, набрав всего два очка. Затем были два безуспешных сезона в Jaguar, после которых Педро перешёл в McLaren, где целых восемь лет исполнял обязанности резервного пилота. В середине 2006 года каталонец заменил уволенного Хуана-Пабло Монтойю и выступал до конца сезона – его лучшим достижением стало второе место в той самой памятной дождеовой гонке в Венгрии, в которой Баттон одержал первую победу. В 2010-м де ла Роса, несмотря на 39 лет и довольно скромный послужной список, вернулся на стартовую решётку, подписав контракт с Sauber. Свой последний сезон в Ф1 он провёл в составе HRT в 2012-м. В два следующих года он был тест-пилотом Ferrari, но покинул Скудерию вместе с соотечественником Фернандо Алонсо.

В настоящее время де ла Роса является экспертом на MovistarF1 и получает экономическое образование.

Вдуматься только: когда Дженсон Баттон дебютировал в Формуле 1, Максу Ферстаппену было всего-навсего 2,5 года. Отец самого голландца в том сезоне вернулся на стартовую решётку после пропуска одного года, подписав контракт с Arrows. Несмотря на проблемы с надёжностью, машина была достаточно быстра, поэтому несколько разу Йосу удалось блеснуть, как в Монце, где он финишировал четвёртым. На следующий сезон Ферстаппен остался в команде, а в 2002-м не нашёл места для продолжения карьеры. Ещё через год он вернулся в качестве пилота Minardi, но после завершения сезона без сожаления покинул команду из Фаэнцы.

«Я рад, что ухожу, – сказал тогда Йос. – В команде царит настоящий хаос, если это было в моих силах, то я бы провёл ряд увольнений. Я работал во многих командах, но такого никогда не встречал. Многие детали машины ломаются от старости и износа. Уж лучше сидеть дома, чем выступать за такую команду».

На этом карьера «Босса» в Формуле 1 была завершена, но спустя 11 лет он вернулся в паддок уже в качестве менеджера своего сына Макса, который дебютировал в той же команде из Фаэнцы, но уже под названием Toro Rosso.

 

Марк Жене и Гастон Маццакане – Minardi

В 2000 году Жене провёл свой второй и последний полный сезон в Формуле 1. Оба раза испанец выступал за Minardi. В 2003-м и 2004-м он заменил в Williams травмированного Ральфа Шумахера и довёл таким образом количество проведённых гонок в Формуле 1 до 36-ти. Но на этом гоночная карьера Жене не закончилась – вплоть до 2014 года он выступал в гонках на выносливость, причём весьма успешно – в 2009-м вместе с напарниками по Peugeot Дэвидом Брэбэмом и Алексом Вурцем он выиграл «24 часа Ле-Мана», а ещё дважды, в 2008-м и 2014-м, финишировал вторым.

Гастон Маццакане был третьим дебютантом в сезоне-2000 наряду с Дженсоном Баттоном и Ником Хайдфельдом. В Альберт-Парке аргентинец поделил последний ряд с Баттоном, но на этом сходство между ними заканчивается. После одного года в Minardi аргентинец перешёл в Prost, но уже после четырёх первых гонок был уволен. Попытки вернуться в Формулу 1 ни к чему не привели. В 2004-м Маццакане дебютировал в ChampCar, где провёл один сезон в составе команды Dale Coyne, его лучшим достижением стало шестое место на финише в Торонто.

В августе нынешнего года он выступил на этапе бразильского чемпионата GT на Интерлагосе.

Стоит отметить, что Маццакане на данный момент остаётся последним аргентинским гонщиком Формулы 1.

 

Жак Вильнёв и Рикардо Зонта – BAR

Второй год в составе BAR прошёл для чемпиона мира-1997 гораздо лучше по сравнению с дебютным, когда Вильнёву не удалось набрать ни одного очка. Уже на первом этапе в Мельбурне канадец финишировал четвёртым. Ещё трижды по ходу того сезона, во Франции, Австрии и США, он повторил этот результат и закончил чемпионат на седьмой позиции, непосредственно впереди Баттона, которого опередил на пять очков. Именно молодой британец стал его напарником через три года. Внутрикомандный конфликт разгорелся между ними с самого начала, когда оба заехали на пит-стоп практически одновременно. В итоге всё закончилось тем, что Вильнёва постепенно просто выдавили из BAR, взяв на его место протеже Honda Такуму Сато.

Сам канадец остался без контракта и со стороны наблюдал за прогрессом своей бывшей команды, которая в 2004-м впервые включилась в борьбу за подиумы и в Кубке конструкторов уступила лишь Ferrari, а Баттон стал третьим в личном зачёте.

 

В конце сезона-2004 Вильнёв вернулся на стартовую решётку, когда из Renault ушёл Ярно Трулли. Затем был сезон в составе Sauber, которая в 2006-м стала заводской командой BMW. Вильнёв сохранил место, но ненадолго, и после аварии в Хоккенхайме его заменил Роберт Кубица.

Второго возвращения в Формулу 1 не случилось, но завершать гоночную карьеру Жак и не думал, и за прошедшие десять лет не попробовал силы разве что в ралли. Где он только не выступал: «Ле-Ман», V8 Supercars, NASCAR, бразильский чемпионат сток-каров, WRX, Формула E. В 2014-м он даже вернулся в «500 миль Индианаполиса».

Кроме того, Вильнёв регулярно комментирует гонки на ТВ. Ну и, конечно, ни одна из злободневных тем в современной Ф1 не обходится без его едких и критических замечаний.

Своим первым очкам в Формуле 1, набранным на Гран При Австралии-2000, Рикардо Зонта был обязан именно сходу Баттона в конце гонки. Затем бразилец ещё дважды, в Италии и США, финишировал шестым, но этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить место в BAR. Фактически на этом его карьера была завершена. В 2001-м он вышел на старт только один раз, заменив в Монреале Хайнца-Харальда Френтцена в Jordan. Ещё пять гонок он провёл во второй половине сезона-2004, заменив в Toyota уволенного соотечественника Кристиано да Матту.

С 2007 года и по настоящее время Зонта выступает в бразильском чемпионате сток-каров. Правда, в отличие от Рубенса Баррикелло, особых успехов он не добился, одержав за девять сезонов всего одну победу.

 

 

Из всех пилотов Формулы 1, принимающих участие в гонках Формулы 1 того сезона, в настоящее время, действующим и в полном смысле слова боевым пилотом, остался один лишь Баттон. Последний из Могикан... Последняя песня. Последний сезон.

Нам будет не хватать их всех. Спасибо за классные гонки, парни!

 

 


* Отредактировано автором 12.10.2016 в 12:34
6 Отзывов