11.10.2016 23:50
История абсолютных национальных успехов в Ф1.
"Формула-1" - вершина автоспортивного мира. Для любой нации почётно создать лучший автогоночный болид или лучший автогоночный мотор или вырастить на своих просторах гонщика-чемпиона.
Особенно почётно для нации иметь лучшую заводскую команду. И уж полный шик, если в составе такой команды побеждает отечественный же гонщик. Именно таким вот тройным успехам какой-либо нации в Ф1 и посвящена данная заметка.
Если Росберг станет чемпионом, то Германия станет третьей в истории Ф1 нацией, чей сын станет чемпионом мира на полностью отечественной гоночной технике.
История вопроса приведена ниже в шести частях.
1. Да здравствует Италия!
В первые годы своего существования Ф1 была воплощением итальянской национальной идеи. Шутка ли, три из первых четырёх чемпионатов мира были выиграны итальянскими гонщиками на полностью итальянской технике. Первым чемпионом мира стал в 1950 году Джузеппе Фарина на "Альфа-Ромео", а в 1952-53 годах титулы взял Альберто Аскари в составе "Феррари".
Потом в Ф1 надолго настало время аргентинского "Маэстро" Хуана-Мануэля Фанхио, а к концу его правления, флагман итальянского автоспорта в лице "Феррари" окончательно переориентировался на предоставление возможности бороться за титул легионерам из других стран.

На этом кадре, сделанном после Гран-При Великобритании 1953 года, запечатлены все упомянутые в данном разделе заметки герои.
Слева направо: победитель гонки и будущий чемпион по итогам сезона Альберто Аскари, второй призёр гонки и будущий вице-чемпион по итогам сезона Хуан-Мануэль Фанхио, третий призёр гонки и будущий третий призёр по итогам сезона Джузеппе Фарина.
2. Гордись, Британия!
Но время абсолютной национальной гордости в Ф1 не закончилось. С началом 60-х годов аналогичные успехи пришли к Британии. В 1962-63 годах титул чемпиона оспаривали британские гонщики Грэм Хилл и Джим Кларк на полностью отечественной технике. Грэм защищал цвета "БРМ", а Джим выступал за "Лотус" с движком "Ковентри-Клаймакс". В 1962-м успех пришёл к Хиллу, а год спустя к Кларку. В 1965 году комбинация Кларк-"Лотус"-"Ковентри-Клаймакс" снова стала победной. Рекорд Италии по трём абсолютным национальным триумфам на отрезке в четыре года был повторён.

Друзья в жизни, соперники на трассах Ф1. Джим Кларк (слева) и Грэм Хилл (справа) были олицетворением абсолютного британского национального триумфа в Ф1 в первой половине 60-х годов прошлого века.
3. Чуть-чуть не хватило "Зелёному континенту"!
Италия и Британия добились своих успехов по праву. Эти две нации действительно задавали тон в большинстве чемпионатов мира с момента рождения класса Ф1.
В 1966 году к этим нациям чуть было не присоединилась Австралия! Гоночные болиды раскрашенные в цвета австралийского флага с австралийским же движком "Репко" задавали тон в чемпионате. И чемпионский титул по итогам года достался австралийцу Джеку Брэбэму, по совместительству гонщику и владельцу одноимённой команды. И только один нюанс не позволил восторжествовать в абсолюте австралийской национальной идее. Джек Брэбэм организовал свою команду как британский автогоночной коллектив. А цели и задачи новой марки были весьма многогранны, выходили за рамки Ф1 и были нацелены на британский рынок услуг. Так что этот выстрел команды "Брэбэм" в Ф1 был очень хорош, но в рамках данной заметки не засчитан.

На этой фотографии (сделана перед Гран-При Голландии 1966 года) почти всё принадлежит Австралии. Гонщик, мотор, раскраска болида. Сконструировали болид два австралийца (один из них и находится в болиде). И только прописка команды британская. В то время автогоночной бизнес был гораздо успешнее, если базировался в Британии.
4. Считаются ли успехи британцев с "Форд-Косворт"?
Этот раздел заметки я целиком отдаю на откуп читателям из числа посетителей нашего Портала. Считать ли движки "Форд-Косворт" полноценным британским продуктом или усмотреть в них отчетливый американский след? Каждый волен считать как хочет. Слава богу, что хронологически успехи британских гонщиков на британской технике, оснащенной движками "Форд-Косворт", не затрагивают соседние разделы заметки.
Успехи же эти уместились в девятилетний интервал и оказались следующими:
1968 год, Грэм Хилл - чемпион на "Лотус";
1971, 1973 годы, Джеки Стюарт - чемпион на "Тиррелл";
1976 год, Джеймс Хант - чемпион на "МакЛарен".

Ещё одно брутальное фото с участием Грэма Хилла (на фото слева). Он и Джеки Стюарт (на фото справа) в половине чемпионатов мира в период с 1968 по 1973 годы побеждали на движках "Форд-Косворт".
5. Попытки возродить национальную идею в 80-е годы.
С конца 70-х годов британские гонщики стали постепенно отходить на второй план. В Ф1 наступало время новой волны гонщиков, значительную часть которых составляли французы. Произошёл прорыв французов и в области производства гоночной техники. Сразу две французские команды с конца семидесятых годов стали пусть периодически, но побеждать в отдельных гонках и получать более-менее значимые успехи в КК по итогам того или иного сезона. Именно Франция предприняла новые попытки достижения абсолютного национального успеха в Ф1.
Первая попытка не была связана с громкими именами. В 1981 году одним из трёх соискателей титула в последней гонке сезона и одновременно наименее значимым из этих соискателей оказался Жак Лаффит, защищавший цвета команды "Лижье", оснащенной в тот год мотором "Матра". Титула Жак не получил, а даже наоборот, вылетел по итогам последней гонки из тройки призёров чемпионата.
Два года спустя Ален Прост на "Рено" предпринял более серьёзную попытку принести абсолютный триумф своей нации в Ф1. Ален лидировал в ЛЗ перед последней гонкой сезона, но титул в итоге упустил. После этого будущий "Профессор" решил искать славы в Британии либо Италии, и Франция навсегда выбыла из соискателей абсолютного национального успеха.
С момента попытки Проста прошло всего два года, когда "Феррари" решила воскресить в памяти болельщиков старые добрые 50-е годы. Микеле Альборето половину сезона на равных боролся всё с тем же Простом, защищавшем теперь цвета британского "МакЛарен". Но когда "Феррари", пытаясь угнаться за прогрессирующим соперником по скорости, категорически утратила надёжность техники, старания итальянца стать чемпионом на отечественной технике пошли псу под хвост.
Вот с той то неудачи Альборето и до самого недавнего времени ни о каком абсолютном национальном триумфе в Ф1 и речи не шло.

Ален Прост (слева) и Жак Лаффит (справа) так и не воплотили в жизнь мечту своей нации об абсолютном триумфе в Ф1.
6. "Мерседес" и Нико Росберг. Возрождение забытого?
Всё изменилось с приходом в Ф1 гибридных технологий, начиная с сезона 2014 года. Заводская команда "Мерседес" выдвинулась на первые роли в Ф1, а одним из гонщиков команды является немец Нико Росберг. Первые два сезона господства в Ф1 немецкой техники принесли два триумфа британскому гонщику Льюису Хэмилтону, несмотря на то, что в среде болельщиков Ф1 неоднократно возникали слухи о наличии внутри команды сил, желающих триумфа немца на немецкой технике.
В настоящее время Ф1, впервые с 1983 года, снова реально стоит на пороге нового абсолютного национального триумфа в Ф1. Немецкого национального триумфа. Кому то это нравится, кому то нет. Кто-то восхищается сильными и стабильными выступлениями Нико Росберга в нынешнем сезоне. Кто-то видит в этом подвох и антиспортивные козни, направленные против Льюиса Хэмилтона.
Впереди ещё четыре этапа за которые что-то может измениться или наоборот упрочиться в текущем состоянии. Давайте просто смотреть гонки и болеть за "своих" гонщиков. И пусть победит сильнейший. А если при этом восторжествует национальная идея, то почему бы и нет. Как видно из заметки, это далеко не прецедент.

Нико Росберг - новое воплощение абсолютного триумфа национальной идеи в Ф1? Если Нико станет чемпионом в составе "родной" заводской команды, то такое событие станет в Ф1 первым с 1962 года, когда британец Грэм Хилл стал чемпионом в составе "БРМ".
Автор заметки: ROMAN grosjean (октябрь 2016 года).