10.10.2016 11:42

Макс Ферстаппен уже успел зарекомендовать себя довольно жестким и бескомпромиссным пилотом в борьбе на трассе. Многие крикиуют его за излишнюю, по их мнению, манеру пилотажа, однако факт остается фактом - подавляющее большинство своих дуэлей Макс выиграл, и это нельзя просто взять и сбросить с весов. Кому-то это по душе, кому-то нет... Давайте сегодня рассмотрим два похожих момента, произошедших с Максом, в одном из которых сопернику понравилась борьба, а другому - нет.
Итак, сначала давайте вернемся немного в прошлое и вспомним атаку Кими на Макса в Спа. Произошло это на прямой Kemmel перед 7м поворотом и связкой Les Combes (где незадолго до этого Макс выдавил Кими за пределы трасссы).

Для начала давайте посмотрим оптимальную траекторию захода в ЛеКомб. Как мы видим, она проходит по внешней стороне трассы.

А теперь давайте посмотрим, как на прямой перед этой связкой маневрировали наши два горячих перца.

Как мы видим, Макс сместился один раз вправо на прямой, закрывая внутренню часть трассы. Что очень важно - сделал это он еще до точки торможения. Затем он вернулся на траекторию, попутно оттормаживаясь. Иначе говоря, да, он смещался на торможении. Но совсем не там, где многие подумали. Первое смещаение происходило при нажатой педали газа.

Действия Кими в этом моменте довольно спорные, на самом деле. К сожалению для финского ветерана, с возрастом он подрастерял некоторые навыки обгонной тактики, поэтому его действия в последнее время несколько прямолинейны. Основная ошибка Кими была в том, что у него не было запасного плана на тот случай, если Макс начнет смещаться вправо, захлопывая калитку (хотя это было очевидно). Пристроившись на внешке к Максу в кильватер и используя слипстрим, Кими тем самым дал понять Максу, что сейчас последует нырок на внутреннюю. Само собой Макс этого ждал, и поэтому как только последовало движение Кими вправо, он тотчас последовал его примеру, заставляя Кими оттормаживаться и убивать собственную атаку.
У Кими было два основных варианта: либо обгонять по внутренней, либо по внешней. В первом случае Кими стоило использовать слипстрим сильнее, приблизившись вплотную, и затем резко выныривать из-за спины Макса, лишая его тем самым возможности тоже сместиться вправо, потому что это уже было бы чистое самоубийство - на такой скорости идти на боковое столкновение своего заднего правого колеса с передним левым это верный способ изобразить пропеллер. Похожее произошло, кстати, с Льюисом и Нико в Испании, и мы все помним, чем всё закончилось. Но скорость там была значительно ниже. Здесь же могло всё закончиться весьма плачевно.
Второй же вариант, и лично мне он больше по душе, это вариант с перекрещиванием траекторий.

Используем слипстрим, но не подбираемся вплотную, как в первом случае, а оставляем себе пространство для маневра. Затем резко делаем обманное движение вправо, Макс, полагая, что мы собираемся обгонять по внутренней, начинает смещаться вправо, а мы резко даем руля влево и обходим его по внешней. Хитрость этого варианта в том, что в данном случае Макс уже не сможет перекрыть нам траекторию, поскльку вот это уже запрещено правилами. Смещаться влево он может, но обязан нам оставить место. Ну а дальше все просто. Имея преимущество по скорости, мы обходим соперника и первыми подходим к связке по оптимальной траектории. Макс же вынужден пропускать нас и пристраиваться сзади, поскольку в противном случае рискует не вписаться в поворот - данная связка не предполагает захода с внутренней траектории. Дальше он мог бы попытаться контратаковать, и там тоже есть любопытные варианты, но это уже другая история)
Вспомнили? Теперь вернемся к Льюису и Максу на Сузуке.
Рассматриваемый инцидент, если его можно так назвать, произошел на предпоследнрем круге гонки перед 16 поворотом, аккурат в точке детекции зоны DRS.

Данный участок схож в основном с описываемым выше, соответственно основные траектории примерно те же. Ну и размеется, варианты атаки так же аналогичны, хотя разумеется, помимо описываемых есть и иные варианты.
Итак, как оно все произошло. Сначала на нормальной скорости.

Как мы видим, общая ситуация схожа с произошедшим в Спа. Тем не менее, есть и отличия. Главное отличие - Макс смещался аккурат в точке торможения. Лично на мой взгляд это не столь критично, поскольку во время атаки/обороны эти самые точки гонщик рассчитывает индивидуально в каждом случае, и предсказать зараннее, где она будет, просто не представляется возможным. К тому же, и скорости были ниже, а соперник понимающий.
Второе отличие, тоже очень существенное - перед 16 поворотом очень короткая прямая. Даже не прямая, а фактически излом. О чем это говорит? Что в данном месте слипстрим менее эффективен, поскольку не дает такой прибавки к скорости.
Льюис действовал по схеме, схожей со схемой Кими, однако его действия были более резкими и поэтому неудобными для Макса. В данной ситуации голландец действовал на грани фола, однако к его чести стоит признать, что и соперник в этот раз был более зубастый, поэтому иные способы защиты просто не сработали бы.
Льюис смещается вправо, Макс повторяет его действия, закрывая калитку, но в отличие от Кими, Льюис оставил себе место для маневра, поскольку сделал домашку и знал, что Макс будет смещаться. Таким образом он перекрещивает траекторию, резко перекладывая руля влево и... Все бы получилось для Льюиса просто великолепно, но на этом прямая и закончилась. Обратите внимание на разницу с действиями Кими - Льюис как будто бы зараннее собирался перекрещивать, настолько плавным вышел маневр.

Но тем не менее, изначально Льюис планировал атаку именно по внутреннему радиусу. Да, Макс ее отбил, но справедливости ради, стоит заметить, что шансов было и так немного. Слишком специфичное место для обгона сопоставимой по скорости машины, пилот которой грамотно обороняется.
В итоге, разумный выбор был у Льюиса лишь один, и он им воспользовался - уехал по прямой.
Смотрим еще раз, специально для вас сделал некоторое подобие slow-motion для лучшей наглядности.

Мог ли Льюис избрать иную тактику для обгона в этом месте? Наверное да, если бы еще на излому вынудил Макса уйти на внутреннюю часть, с последующей обманкой влево и попыткой обгона тоже по внутренней. Но в этот раз Макс должен был ему оставить место.
В общем, что могу сказать. Спасибо Льюису за то, что все-таки рискнул и попытался обойти. Ну а Максу - очередной респект за грамотную оборону, пусть и на грани фола. Был бы это не Льюис, заработал Макс не подиум, а обочину в итоге.
Сложно сказать, действует он так всегда, или сознательно выбирает стратегию защиты, соизмеряя ее с силой соперника... Покажет время. Однако стоит вспомнить, что неделю назад Макс был крайне корректен в борьбе с напарником, а значит когда надо - он может. Значит он думает, прежде чем выбирать тактику при атаке и обороне. А это очень здорово, братцы.
Надеюсь впереди у нас будет еще немало любопытных и не менее острых ситуаций с молодым голландцем, и он по-прежнему будет оставаться яркой вспышкой посреди туманной мглы нынешней возни пелетона.
И... Льюис ему в помощь! Ведь 2017 не за горами, помните...
Нус, что скажете по данной теме, уважаемые соратники?