22.09.2016 14:09

Давно ушли в прошлое времена, когда руль предназначался лишь для того, чтобы, собственно, рулить – поворачивать передние колеса машины влево и вправо. Сегодня рулевое колесо машины Формулы 1 – это сложнейший инженерный механизм, граничащий с произведением искусства, в чем мы лишний раз убедились на прошедшем в этом году Гран При в Баку, где Льюис Хэмилтон запутался в многочисленных кнопках, тумблерах, рычажках и переключателях и долго не мог найти способ включить нужный режим работы двигателя.
Нынешние рули, кроме прочего, позволяют пилотам выбирать картографию мотора, менять мощность и уровень потребления топлива, проверять масло, контролировать управляющие системы и корректировать настройки в зависимости от условий на трассе.
Современные рули, наиболее совершенные из которых стоят в районе 40 тысяч евро, подобны настоящим бортовым компьютерам, оснащенным жидкокристаллическим дисплеем, на котором отображается вся необходимая информация для управления сложнейшей турбированной силовой установкой.
Шпаргалки

В первой половине нынешнего сезона FIA всячески пыталась ограничивать радиопереговоры по ходу гонки между пилотами и боксами, чтобы они оставались практически один на один с техникой.
Это привело к тому, что гонщики начали наклеивать на руль стикеры, подобные тем, что частенько висят у офисных служащих на мониторах. В частности, Себастьян Феттель обвесил свою Маргариту – так он прозвал шасси Ferrari нынешнего года – шпаргалками, чтобы не забыть, где и что находится. Не хватало лишь стикера о том, как заказать пиццу, ведь имя машины обязывает...
Левая шпаргалка (на фото вверху) напоминает Феттелю следить за уровнем расхода топлива (FUEL), состоянием заряда батарей (SOC), а также за температурой шин и тормозов (Tyre Temp и Brake Temp).
Средний стикер предназначен для процедуры проведения пит-стопов. Пилот имеет возможность передать информацию в боксы о том, на сколько щелчков он желает изменить угол атаки переднего антикрыла (FW ? Grip 2/3). Также он должен убедиться, что во время пит-стопа будет выбран правильный режим стратегии заряда батарей (Strategy SOC).
На правой шпаргалке даны ответы на вопросы о том, что делать в режиме машины безопасности (SAFETY CAR IN Mode PUSH K2).
Пилот Mercedes Нико Росберг также славится развешиванием разнообразных стикеров вокруг рулевого колеса.
Нюансы расположения элементов управления на руле

На первый взгляд рули Феттеля и Райкконена выглядят идентично (на фото вверху), но лишь на первый.
На самом деле они содержат ряд отличий, начиная с цветовой гаммы центральных переключателей режимов и заканчивая расположением ключевых кнопок.
Можно отметить, что области вокруг кнопок N (нейтраль) и P (ограничитель скорости на пит-лейне) значительно отличаются. К примеру, кнопки 10 и -1, позволяющие менять режимы на дисплее, а также кнопка связи с боксами расположены по-разному.
Кроме того, кнопка подтверждения ОК на руле Себастьяна установлена слева, тогда как у Кими – справа. Что касается переключателя K2, то у немца он расположен справа вверху, а у финна хоть и тоже справа, но пониже – рядом с центральными тумблерами.
Такие отличия характерны не только для команды Ferrari – у Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга также наблюдаются серьезные отличия в размещении элементов управления на руле, что можно также видеть на фото выше.
Почти точная карбоновая копия

Учитывая партнерское техническое соглашение между Haas и Ferrari, неудивительно, что рулевое колесо, установленное в кокпите VF16, так похоже на свои аналоги в машинах SF16-H.
В прошлом году FIA сократила список элементов шасси, обязательных для собственного производства командами, претендующими на статус конструктора.
Приложение 6 спортивного регламента устанавливает, что коллектив должен самостоятельно производить монокок, ячейку безопасности, переднюю структуру безопасности, конструкцию верхней дуги безопасности, антикрылья, днище, диффузор и элементы кузова – в общем, все плоскости, по которым скользит воздушный поток.
В случае с Haas за строительство этих деталей отвечает прославленный конструктор Dallara, базирующийся в итальянской Парме. Все остальное, не вошедшее в указанный список, дебютант Формулы 1 покупает у Ferrari, включая силовую установку, коробку передач, заднюю структуру безопасности, элементы подвески, тормозные воздуховоды… и, конечно же, рулевое колесо!
При этом руль команды Haas не является точной копией аналога Скудерии. Так, к примеру, количество позиций на трех центральных круглых переключателях у них одинаковое, но индикаторы и цветовая гамма отличается.
Также подкупает чувство юмора команды, разместившей на месте шпаргалок Феттеля надпись "Наслаждайся каждым съеденным бутербродом".
В нижней части руля кнопки также расположены иначе – PUMP под RADIO, а OK – под K2. Что касается переключателей, то в команде Haas решили позаимствовать их расположение у Райкконена, а не у Феттеля.
Но это все мелочи, а главное отличие между рулями Haas и Ferrari скрывается в их задней части – на обороте.
Перед стартом нынешнего сезона FIA запретила командам использовать систему сцепления с двумя подрулевыми лепестками, но с обратной стороны руля VF16 по-прежнему красуются два переключателя. При этом оба они выполняют одну и ту же функцию, но помогают гонщику точнее поймать сцепление колес с трассой после пробуксовки вне зависимости от того, в каком положении находятся руки на руле.
Стоит отметить, что все остальные команды, за исключением Ferrari, также сохранили на своих рулевых колесах по два лепестка. А в Маранелло решили установить по одному переключателю, занимающему все доступное пространство, которые, к тому же, могут быть как нажаты, так и отжаты гонщиком.
Расшифровка кнопок и рычагов на руле Ferrari

1 – RF (Rear Flap) – активирует систему открытия заднего крыла (DRS)
2 – N – включает нейтральную передачу
3 – OK – позволяет пилоту подтвердить полученную информацию без необходимости выходить при этом на радиосвязь
4 – C – быстрая смена картографии двигателя
5 – активирует связь по радио с инженерами
6 – SOC (State of charge) – регулирует режим работы пакета батарей в отношении их зарядки и разрядки
7 – DIF IN – позволяет изменить настройки дифференциала на входе в повороты
8 – FUEL – меняет степень обогащения топливно-воздушной смеси
9 – MF (Multifunction) – основной тумблер меню, позволяющий выбрать различные стратегии управления двигателем, ERS, баланс тормозов и т.д.
10 – SPARK – настраивает режим картографии мотора
11 – BB (Brake Balance) – распределяет тормозное усилие между передней и задней осью
12 – ATCK (Attack) – позволяет совершить временное ускорение
13 – START – выбор режима крутящего момента двигателя для старта или пит-стопа
14 – TRQ (Torque) – выбор идеального крутящего момента для разгона на выходах из поворотов
15 – WET – позволяет переключить все параметры в дождевой режим
16 – SLOW – информации об этой функции нет
17 – этот переключатель появился только в этом сезоне, и его назначение пока неизвестно
18 – K1 и K2 – быстрое переключение режимов работы системы рекуперации энергии ERS
19 – 1/-10 – изменение показателей на дисплее на определенное количество позиций
20 – P (Pit Limiter) – включение ограничителя скорости на пит-лейне
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько