13.09.2016 05:56
1936 год. Хроника свержения "Мерседес" с автовершины (часть 4)
80 лет назад, 13 сентября 1936 года, на автодроме в городском парке Монцы состоялся Гран-При Италии, последний зачетный этап чемпионата Европы в высшей категории автоспорта.
Команда "Ауто Юнион" прибыла в Италию в почетном статусе лучшего автопроизводителя самой мощной автогоночной техники текущего года. Этот статус немецкая команда обрела в тот момент, когда их главные конкуренты и соотечественники из стана "Мерседес" отозвали свою заявку на участие в гонке в Монце. Теперь оставалось только во внутрикомандной борьбе решить вопрос о том, кто станет чемпионом Европы: Ханс Штук, лидирующий в Личном Зачете с перевесом в один балл или Бернд Розенмайер, выигравший две из трёх предыдущих зачётных гонок и потому имеющий преимущество над не побеждавшим в этом году в зачётных гонках Штуком в случае равенства набранных очков.
По сути, задача каждого из претендентов сводилась к тому, чтобы просто финишировать впереди соперника.
Большую роль в грядущем сражении партнёров по "Ауто Юнион" за титул должна была сыграть психологическая составляющая.
Ханс Штук продолжал приходить в себя после опаснейшей аварии, в которую он попал меньше месяца назад во время тренировочных заездов перед незачетной гонкой в Пескаре. Гонщику тогда пришлось решиться на прыжок из неуправляемого гоночного автомобиля на высокой скорости, чтобы избежать очень вероятной гибели.
Бернд Розенмайер же, напротив, находился на эмоциональном подъёме. Победы на двух предыдущих зачётных этапах в Германии и Швейцарии вселяли уверенность в своих силах. Плюс к этому, Бернд в некоторых вещах был весьма суеверен. Например, он считал число "тринадцать", приносящим ему удачу. В текущем году он женился. Свадьба состоялась тринадцатого июля ровно за тринадцать дней до Гран-При Германии в котором Бернд одержал победу. А теперь и решающая гонка всего сезона снова приходилась на тринадцатое число. Супруга Розенмайера - известнейшая в то время женщина-лётчик Элли Байнхорн, приехала в Италию поддержать своего мужа и даже прохватила несколько кругов по трассе на гоночном автомобиле мужа во время тренировочных заездов. В общем, Бернд был в абсолютном порядке и полон решимости завоевать чемпионский титул.

Бернд Розенмайер (справа) и его супруга Элли Байнхорн в компании Эрнста фон Делиуса в городском парке Монцы накануне решающей гонки чемпионата Европы 1936 года.
Так же, как и несколько предыдущих лет, итальянская трасса была оснащена трёхрядными шиканами на всех самых длинных прямых. Решение задачи по снижению максимальной скорости а значит и по повышению безопасности гонщиков, прекрасно сочеталось с решением задачи по нивелированию разницы в скорости между итальяской и немецкой гоночной техникой. Да, соперниками немецкой команды были в этой гонке только два итальянских производителя "Альфа-Ромео" (под вывеской "Феррари") и "Мазерати", последний из которых оказался слишком слаб и, по сути, сыграл роль массовки. Из состава же команды, руководимой Энцо Феррари, конкуренцию гонщикам "Ауто Юнион", несмотря на все шиканы, смог составить только один.
Тацио Нуволари провёл очередной блестящий уикенд. В квалификационных заездах (в этом году стартовая решетка формировалась уже не по жребию) суперитальянец уступил только обоим претендентам на титул, встав с ними на первый ряд стартового поля, обойдя при этом ещё двух гонщиков "Ауто Юнион": Эрнста фон Делиуса и Акиле Варци. В борьбе же за лучшую стартовую позицию Бернд Розенмайер уверенно переиграл Ханса Штука с перевесом в почти две с половиной секунды на немного не дотягивающем до семи километров кольце.

Старт Гран-При Италии 1936 года. Судя по кадру, лучше всех среагировал на зелёный свет светофора Ханс Штук ("Ауто Юнион", стартовый номер "2"). Но это не помогло ему сохранить лидерство даже до конца стартовой прямой. Тацио Нуволари, чей "Альфа-Ромео" на кадре частично закрыт автомобилем Штука и Бернд Розенмайер ("Ауто Юнион", стартовый номер "4") совсем скоро обойдут пока ещё действующего лидера Личного Зачёта.
Я уже отмечал, что немецкая техника не только превосходила все прочие команды по чистой скорости в гонке, но и отличалась потрясающей динамикой разгона на старте. Гран- При Италии 1936 года стал в этом плане совершенно нетипичной гонкой. Все до единого гонщики "Ауто Юнион" сразу после начала гонки потеряли места по отношению к стартовым позициям. Тацио Нуволари обошёл обоих претендентов на титул и возглавил гонку, а Рене Дрейфус и Карло Пинтакуда (оба на "Альфа-Ромео") опередили Эрнста фон Делиуса и Акиле Варци.

Начальная стадия Гран-При Италии 1936 года считается одной из жемчужин довоенных гонок, что нашло своё отражение в творчестве художников, делавших акцент на запечатлении знаменитых автогоночных баталий. Михаэль Тёрнер, без сомнения, взял за основу своей картины верхний кадр, но немного "адаптировал" его под послестартовую ситуацию в гонке: Нуволари лидирует перед Розенмайером и Штуком, а следом идут две красные "Альфа-Ромео" под управлением Дрейфуса и Пинтакуда. На исходном же кадре, сделанном на немного более позднем этапе гонки, в глубине за тройкой лидеров располагаются серебристые болиды "Ауто Юнион", успевшие справиться со "вторым эшелоном" "Альфа-Ромео".
Дрейфус и Пинтакуда, впрочем, быстро отдали назад отыгранные на старте гонки позиции.
К началу четвёртого круга прорвался на первое место Розенмайер и сразу стал уходить в отрыв. Упорство Нуволари в борьбе с наседавшим Штуком стало играть Бернду на руку. Штуку понадобилось больше времени, нежели Розенмайеру, чтобы задвинуть Нуволари на третью строку текущего протокола гонки. Бернд успел создать вполне комфортное преимущество и был полным хозяином положения в борьбе за титул. Впрочем, вопрос с титулом не стал откладывать своего решения до конца гонки.
На девятнадцатом круге Ханс Штук второй раз за месяц попал в кошмарную передрягу, в которой имел все шансы погибнуть, но вновь уцелел при немалой доле везения. Ханс потерял управление своим гоночным болидом в процессе преодоления одного из блоков шикан. Автомобиль опрокинулся и гонщик оказался выброшен прямо на середину трассы. Скорость в шиканных поворотах была не очень высокой, поэтому то, что Ханс при этом получил лишь небольшую физическую контузию, чудом не было. Но гонщик, учитывая события немногим менее чем месячной давности, был ошеломлен и не способен сразу покинуть место своего падения на асфальт. А его автомобиль пробил блок соломы, из которого были сформированы шиканные барьеры, ударился в дерево, подлетел в воздух и обрушился обратно на трассу (на четыре колёса, как положено любой уважающей себя гоночной технике) в считанных сантиметрах от лежащего на асфальте Штука. Свидетели аварии утверждали, что Ханс Штук вполне мог бы позволить себе отмечать тринадцатое сентября, как дополнительный день рождения. О продолжении гонки за рулём другого автомобиля уже и речи не шло. Борьба за титул окончилась.
Как только Бернд Розенмайер преодолел половину дистанции, количество очков, которые он мог получить за гонку, стало гарантированно меньше того, что причиталось Штуку за ранний сход (напомню, система начисления очков в то время была реверсивной, чем лучше результат, тем меньше зачётных очков, при этом разное число очков начислялось не только в зависимости от занятого места на финише гонки, но и от того, какую часть дистанции преодолел тот или иной гонщик). Вторую половину гонки Бернд провёл в статусе нового Чемпиона Европы и завершил Гран-При как и подобает настоящему чемпиону - на первом месте.

Кадр из второй половины Гран-При Италии 1936 года. Бернд Розенмайер уже в статусе Чемпиона Европы на пути к победному финишу в гонке.
Тацио Нуволари пришёл к финишу на две минуты позже, причём несколько последних кругов разрыв не менялся. Ни Розенмайер, ни Нуволари не ехали в конце гонки в полную силу экономя ресурс своей техники, так как пресловутые монцевские шиканы были для этого самого ресурса отнюдь не полезны. Нуволари мог не опасаться за своё второе место. В начальной стадии гонки, когда Розенмайер и Штук прорвались вперёд, ещё и Акиле Варци попытался бросить вызов своему соотечественнику, но его "Ауто Юнион" сломался на том самом круге, когда потерпел аварию Ханс Штук. "Ауто Юнион" же Эрнста фон Делиуса барахлил примерно с половины дистанции и к концу гонки молодой немец проигрывал Розенмайеру и Нуволари два круга. При этом никто из прочих участников гонки не оказался способен бросить вызов хотя бы фон Делиусу.
После гонки прошло чествование нового чемпиона Европы Бернда Розенмайера. Ханс Штук занял в итоговой табели о рангах второе место, а Тацио Нуволари, благодаря второму месту в домашней гонке, вознёсся аж на третью строку Личного Зачёта. Правда стало это возможно только вследствие демарша команды "Мерседес" и "награждения" Рудольфа Караччиолы максимально возможным числом баллов за пропуск зачётной гонки. Но команда "Мерседес" сама выбрала такой результат. Ни руководство этой команды, утратившей статус лучшей автоспортивной команды Старого Света, ни ее гонщика-лидера не интересовало никакое другое место кроме первого, а оно оказалось недоступно вследствие низкого уровня надёжности техники, остававшегося таковым от начала и до конца сезона.
Так что в целом, Тацио Нуволари, подтвердивший в 1936 году свой высочайший класс и высочайшую квалификацию, вполне заслужил статус призёра чемпионата Европы, несмотря на более слабую (но зато более надёжную) технику, находившуюся в его распоряжении.
Впереди у "Мерседес" было несколько месяцев для "работы над ошибками". Команда засучила рукава и взялась за дело...
Продолжение следует в 2017 году...
Автор заметки: ROMAN grosjean (сентябрь 2016 года)