09.09.2016 10:46

Верь. Упорно трудись. Истина в тебе самом.
![]()
Я ожидал, что он будет выглядеть старше...
Он был маленькой мегазвездой в Англии еще с картинга. Даже в юном возрасте его лицо мелькало по телеизору в новостях, в картинг-шоу, на страницах Autosport и Motoring News. Он - будущий чемпион. Вот о чем мы тогда говорили. Вот во что мы всегда верили. И вот он, эта будущая суперзвезда Формулы 1.
Я ожидал, что он будет повыше. Я ожидал, что он будет шире... я ожидал, что он будет выглядеть старше.
Но он стоял на пит-уолл, в его комбинезоне ASM F3. Черный флис, размером раза в три больше чем надо, обернут вокруг него, маленькие кудряшки "мини-афро" трепещут на ветру. Развернувшись и согнувшись под порывами ледяного Мистраля [сильный и холодный северо-западный ветер], торопливо пошел назад к гаражу. Уже там, в предвкушении чего-то нового, он с приветливой улыбкой протягивает руку и тепло здоровается - Приятно познакомиться.

Впервые я встретился с Льюисом на холодной, зимней трассе Поль Рикар, вскоре после того, как ему исполнился 21 год, где он дебютировал на испытательных тестах GP2 команды ART Grand Prix (сестринская команда ASM, в которой он годом ранее выиграл титул чемпиона GP2). Свежеиспеченый чемпион серии F3 Euro должен был сесть в чемпионскую машину Нико Росберга, и одно только это уже вызвало шумиху перед его приездом в паддок. У всех было ощущение, что этот "McLaren junior" будет особенным.
Быть членом молодежной программы одной из команд Формулы 1 действительно что-то значило десять лет назад. Ресь шла не о том, чтобы носить командную рубашку или логотип на спецодежде, тренироваться в тренажерном зале команды или прыгать на симуляторе по несколько кругов каждые полгода (приличные симуляторы были тогда лишь в зачаточном состоянии)... Если вы были членом молодежной программы любой из ведущих команд Формулы 1, это означало, что вы идете в ногу со временем. У вас был кто-то, кто верил в вас и кто стоял за вами. И самое главное, у вас был реальный шанс попасть в Формулу 1. Молодые пилоты того времени действительно были избранные. Я вспоминаю программу Renault и тех пилотов, которых они произвели: Ковалайнен, Лопес, ди Грасси, Мальдонадо, Кубица, ван дер Гарде, Дюваль д'Амброзио, Грожан... Это был удивительный кладезь талантов.


1. Хэмилтон, 2. ди Реста, 3. Феттель. F3 Euro 2005 год.
Список McLaren был сравнительно небольшим. Хэмилтон был величайшей надеждой команды, и только. И не было еще ни какого-то высокомерия, не было чувства собственной значимости... Это был еще обыкновенный мальчишка. На все тесты и гонки он приезжал со своим отцом Энтони, мачехой Линдой и младшим братом Николасом. Все они были одной крепкой семьей, не слишком отличавшейся от семьи еще со времен картинга. Им казалось, что ничто не нужно менять. Это было то, что они всегда делали.
Он впечатлял с самого начала, хотя временами был слишком горяч. Всего во второй своей гонке в Имоле он был дисквалифицирован за обгон машины безопасности, а спустя четыре года он умудрился повторить то же самое на Гран-при Европы, в Валенсии. Но Боже мой, он был быстр. Его пилотирование было так красиво, что порой казалось постановочным... срежиссированным.
Две его гонки в Сильверстоуне были великолепны. Двойной обгон Пике и Пиццонии в Мaggots по сей день остается одним из величайших обгонов в истории GP2.
Двойной обгон в Сильверстоуне 2006 (для просмотра видео этого обгона, клик по картинке)
А потом была его борьба за победу в воскресенье. Когда он проходил лидирующий Campos Феликса Портейро, я единственный раз в жизни услышал, чтобы аплодисменты заглушили рев V8. А потом его долго не могли найти в паддоке. Как я узнал позже, он стоял у сетки в задней части корпуса и давал автографы всем, кто хотел. Его никто об этом не просил. Он просто сам захотел это сделать.
Для меня уик-энд GP2 в Стамбуле всегда будет тем местом, где Льюис Хэмилтон появился для Формулы 1. Тогда еще никто не разобрался в том, насколько он хорош. Я хорошо помню тот момент... Тот уик-энд стал для британца худшим в сезоне. Его соперник, Нельсон Пике-мл. отыграл отставание в Венгрии, выиграв поул, обе гонки и поставив оба лучших круга [в GP2 за ЛК дают очко]. Стамбул был предпоследним гран-при сезона, и Хэмилтон был обязан вновь завладеть инициативой. Но Пике снова выиграл поул и первую гонку, проехав на ЛК быстрее Хэмилтона на... полсекунды.
В тот момент Хэмилтон выглядел потерянным. Его эмоции взяли над ним верх в Венгрии, и это его до сих пор тяготило. Но он нашел в себе силы, смог собраться и зарядить себя на дальнейшую борьбу. В одночасье он понял, что нужно сделать - он попросил команду убрать ему прижимную силу везде, где только возможно и использовать базовые настройки для Монцы. В Стамбуле! В команде подумали, что он сошел с ума, и пытались вразумить зеленого ночичка, предупреждая его, что без прижимной силы он моментально вылетит с трассы. Думаете его это убедило?
Конечно же, именно это на старте спринтерской гонки в воскресенье и произошло, и выкинув Хэмилтона из ТОП-20 и похоронив его надежды на титул.
для просмотра всей гонки - клик по картинке (рекомендую)
То, что произошло дальше, завораживает и кажется совершенно немыслимым. Я стоял с подругой в гараже Super Aguri и с благоговейным ужасом наблюдал то, что происходило на трассе. Один за другим все механики и инженеры столбенели, забыв, чем занимались, и впивались глазами в экран. Их апплодисменты сопровождали каждый круг британца, повторы раз за разом неустанно транслировались по всему пит-лейн.
Все дело в том, что когда Хэмилтона крутило, он смог нащупать тот самый предел сцепления резины с трассой, который остальным не удалось ощутить. Это был тот предел, который он не имел права превышать, но этот предел был намного выше, нежели у других участников гонки. С существенно меньшей прижимной силой, нежели у соперников, он обгонял их как ураган, буквально как стоячих. К 23-му кругу гонки, ни разу не совершив пит-стоп, он сумел совершить чудо и обогнал практически весь пелетон. Его лучшее время было поставлено на последнем круге и было на 0.854 быстрее, чем у самого быстрого пилота в тот день.
Многие утверждают, что все это стало возможным благодаря смелости Льюиса Хэмилтона. Но в большей степени это стало возможным благодаря его гоночному чутью... его природным способностям, которые всегда выделяли его особенный и уникальный талант. И лишь немногие смогли бы рискнуть своей карьерой и пойти против команды, во-первых, выбрав низкую прижимную силу, а во-вторых, адаптировав свой стиль пилотирования под то мизерное сцепление, с которым никогда ранее здесь не пытались ездить.

Однако есть и еще кое что. Чаще всего Хэмилтона позиционировали как пилота с природными способностями, пилота "от Бога". Это то, что легло в основу его репутации на протяжении всей его карьеры. Но в результате этого, создалось предвзятое мнение, что он гонщик типа "сел и поехал", который легко изнасилует болид, не задумываясь о том, что требует от него невозможного. Это не так далеко от истины, но совсем с другой стороны, нежели кажется.
В начале своей карьеры в GP2, Льюис связался со мной и спросил, как я научился говорить по-французски. Я сказал ему, что это результат жизни в Швейцарии, французских мультиков и учебных дисков Мишель Томас. Он попросил об одолжении, и я отправил все это ему. Почему он попросил? Потому что он считает важным выучить язык, на котором говорит его команда инженеров.
Эта просьба, в возрасте 21 года, не была следствием того, что у него недостаточно умственных способоностей, чтобы делать больше, нежели чем он был способен. Да, я был в восторге от мультиязычного Нико Росберга, но я нашел весьма впечатляющим показатель человека, который в возрасте Льюиса захотел прямо посреди напряженного сезона выучить с нуля новый язык.
Возможно, "природные способности" Хэмилтона прекрасно уживаются с его сущностью. Большой поклонник Айртона Сенны, он наслаждается сравнением со своим героем. Но в глубине души, я полагаю, это лишь отвлекающий маневр. Для того, чтобы распространить миф и придать ему правдоподобность, нужно отвлечь внимание от того, что его природные способности всего навсего лишь один из видов оружие в его арсенале, как гонщика. Чтобы заставить людей думать, что он не так умен, как его соперники, чтобы скрыть свою огромную силу.
Противостояние Хэмилтона и Росберга часто сравнивают с противостоянием Сенны и Проста. Но это не так. Эти две ситуации полностью уникальны и должны рассматриваться отдельно друг от друга. Да, есть у них что-то общее, как есть какие-то общие черты первой пары героев со вторыми, но все не так просто, как кажется на первый взгляд. А ведь ситуацию настолько упростили, что сравнивая Росберга с Простом, уже успели сложить общее мнение, что тому, будучи современным "Профессором", будет намного проще при новом регламенте, и что в это время он будет процветать. Его превосходный интеллект должен позволить ему грамотнее работать с настройками болида, использованием тормозов, эффективным расходом резины и топлива. И что же мы увидели?
В "Подозрительных лицах" герой Кевина Спейси высказывает поистине гениальную фразу: "Величайшим трюком дьявола во все времена было убедить мир в своей нереальности". Я думаю об этом каждый раз, когда я слышу чьи-нибудь слова о том, что Хэмилтон не так умен, как Росберг или плохо разбирается в технике, напичканной в современный болид.
Потому что для меня величайшим трюком является то, что Льюис Хэмилтон не перестает гнуть свою линию, убеждая весь мир том, что он не настолько умен.

Подумайте об этом. Его умение регулярно эффективно расходовать топливо сейчас лучше, чем у кого бы то ни было в пелетоне. Применительно к Росбергу, я не могу вспомнить ни одной гонки, где при использовании идентичной техники, расход топлива у Хэмилтона был бы выше. Это факт, нравится он вам или нет. Льюис умеет использовать резину, выжимая из нее всю скорость, которую она максимально долго способна выдавать. Ему пришлось бороться с износом практически всю гонку (думаю что в Германии, и кажется в Венгрии), и пока резина не исчерпала свой ресурс, он расходовал минимум топлива. Он научился водить эти новые машины, научился извлекать максимум полезного при наименьших затратах.
После бразильского Гран-при, где он потерял около семи секунд во время вылета перед самым пит-стопом, он прокомментировал нам после финиша с американских телеканалов, что гордится такой гонкой, как эта, которую он буквально вытащил в Интерлагосе. Хэмилтон действительно что еще раз показал, что несмотря на существующие концепции, он смог сохранить шины, смог поддерживать расход топлива, и при этом быть быстрее напарника. Далекий от невежественного авантюриста, каким его многие считают, он подтвердил свои сильные стороны характера в этом интеллектуальном состязании с напарником, который вдобавок является в данное время быстрейшим гонщиком в пелетоне.
Наиболее умудренные опытом люди в паддоке в преддверии сезона заявляли, что именно у Льюиса Хэмилтона будет больше, чем у кого-либо другого пилота в пелетоне, вопросов и проблем при новом регламенте. Ответ Хэмилтона, таким образом, был выразительным восклицательным знаком на все эти заявления.
Очень часто в этом сезоне Хэмилтон говорил о своем желании вновь выиграть титул. Он вновь и вновь заявлял, что борьба за титул в 2014 году для него ощущается, словно в первый раз. Словно это не он, а совершенно другой человек срывал апплодисменты в 2008 году. И во многих аспектах я понимаю, почему.
Льюис Хэмилтон 2014 года кардинальным образом отличается от того человека, который чуть не выиграл свой первый титул в дебютном сезоне и который примерил корону в 2008. Для общественности сейчас он Мега-звезда. Он имеет свой собственный частный самолет, живет в Монако и Лос-Анджелесе со своей подругой поп-звездой. Он может в любое время позвонить Уиллу Смиту, чтобы просто поболтать, или поужинать с Prince, когда он в городе.
Мы смеялись над этим в начале года. Над безумием жизни, где благодаря спорту перед ним открылись невиданные раннее перспективы в карьере и дальнейшей его судьбе. Но карьера пилота недолговечна. И он знает это. И из-за этого решил выжать из ситуации все, что сможет. Поэтому за всем, что вы видите, за видимым гламуром, блестящими побрякушками и утомительными светскими раутами, находится все тот же самый ребенок, которого я впервые встретил в тот холодный и ветренный день в окружении своей семьи.
Когда я сел, чтобы один-на-один взять у него интервью в Хоккенхайме, его первый вопрос был не обо мне, моей команде, что мы снимали и почему... Он спросил о Софи, моей дочке; как у нее дела, сколько ей уже сейчас, как у нее в школе - во всем проглядывало желание однажды создать свою семью.
Вот он, настоящий. Вдумчивый. Искренний. Подлинный.

Те, кто хотят видеть его ненастоящим и тщеславным персонажем, не видят этой стороны Льюиса Хэмилтона. Они не видят его у гаража на питлейн, разговаривающим и действительно слушающим своих поклонников. Когда он приехал сегодня в Нью-Йорк на шоу продолжительностью всего две минуты, он пришел на два часа раньше и каждую минуту этого времени он проводил со своими фанами. Точно так же, как это он делал в GP2 в Сильверстоуне.
В начале сезона, в Монако, мы целый день колесили с ним по городу, снимали интервью для NBC. Мы вспоминали славные дни GP2, где все было проще. Мы вспоминали McLaren и один момент в этой команде, когда он практически уже перешел в BMW. Мы говорили о семье, друзьях, страхе и прессинге. Огромном таком давлении.
Это гонщик, который никогда не позволял себе расслабиться и потерпеть неудачу. Он никогда не мог думать ни о чем ином, кроме как стать лучшим. Представьте себе давление, оказываемое на ребенка, который в 11 лет набирается смелости, чтобы заявить Рону Деннису о себе и попросить помощи, а затем каждый год пахать до седьмого пота, стараясь совершить невозможное.
Как я уже говорил, и что мы обсуждали с Льюисом в этом году, McLaren действительно в 2004 году не хотели продолжать поддержку Льюиса, который поэтому был практически на грани подписания контракта с BMW, и только собственный результат Хэмилтона в Бахрейне впоследствии достаточно возобновил интерес Денниса, чтобы вернуть его назад на борт McLaren.
Таким образом, неослабевающий прессинг сопутствовал Хэмилтона с его первого круга на болиде Формулы 1. Он был мальчишкой, но в то же время стал и мишенью для британских СМИ. Герой в своих лучших проявлениях, злодей в худших - такова его карьерная жизнь в ярких прожекторах Формулы 1.
Вероятно стоит вспомнить, что Хэмилтон сделал то, что удавалось лишь нескольким пилотам Формулы 1... Знаете, я не собираюсь притворяться, что не знаю, откуда у него столько денег, просто вдумайтесь: он выигрывал гонки в каждом сезоне всей своей карьеры. Но это было далеко не так легко, как думают многие - легендарная команда, легендарная машина... Ему пришлось развиваться в условиях тяжелейшего прессинга и повышенного внимания к своей персоне. И поэтому его рост происходил далеко не так гладко, как привыкли думать многие.

После завоевания титула, несколько следующих лет были наполнены потрясениями и хаосом. Льюис боролся со спортом, с командой, но больше всего с самим собой. Он разругался со своей семьей, заменил свой менеджмент, отдалился от блаженного счастья со своей девушкой, погрузившись в абсолютное одиночество. Ничто из этого не сделало его счастливее. Не дало того удовлетворения, которого он жаждал.
Все началось еще во второй половине 2006 года, как только стало ясно, что в 2007 году он будет с McLaren. Пропали кудрявые волосы, которые были заменены бритой головой. Это было не его решение, не его выбор.
[Льюис Хэмилтон: «Я помню сезоны 2005−2006, у меня были тогда длинные волосы — прическа Афро. В Монако Рон подошел ко мне на стартовой решетке [гонки GP2 2006г.] и сказал, что мне нужно что-то сделать с прической. Я его спросил: что конкретно его не устраивает. Он ответил: просто сбрей. Тогда я еще был слишком застенчивым. Теперь я говорю: контролировать меня нет причин, я сам знаю, каким мне нужно быть».]
Да, это была мелочь, но она сигнализировала начало строгого режима, который задушит личность Льюиса Хэмилтона, и которая в конечном итоге приведет Льюиса к мысли об уходе из команды, даже не смотря на то, что благодаря ей он взобрался на вершину.
Для меня 2011 год был самой низшей точкой. Я помню его в Корее. Он был как никогда одинок. Вокруг него не было команды, не было семьи, даже таких друзей как Дженсон. Никто не пытался с ним сблизиться, не с кем поговорить. Не с кем даже поужинать. Он никогда не казался более одиноким, чем в тот миг. Никогда не казался более потерянным.
Довольно странно, что в те выходные я переписывался с одним из моих собственных героев детства... Довольно противоречивая фигура, но в жизни он умел мотивировать, он стал оратором и артистом, и переслал мне несколько мудрых высказываний, некоторые из которых были сказаны великими историческими деятелями, другие написаны им лично. Одно из них я распечатал и отдал Льюсу в субботу днем. Я подумал, что если кто и сможет это использовать, так это он.

«Душа окрашена в цвет мыслей. Думай только о тех вещах, которые находятся в соответствии с твоими принципами и могут нести тебе свет. Ты сам выбираешь, каким тебе быть. День за днем ты формируешь себя. Твоя искренность и есть твоя Судьба - это свет, который укажет тебе путь».
И Льюис выиграл квалификацию. Это был единственный поул в сезоне, который не смогли выиграть пилоты Red Bull.
Позже он шел из задней части гаража FIA, поднял голову и поймал мой взгляд. Он улыбнулся на миг и показал большой палец. До конца сезона оставалось всего три гонки, и мы договорились найти время и поужинать. Мы никогда раньше этого не делали, но жизнь и работа сблизили нас обоих.
В 2012 году что-то изменилось в Льюисе, его вдруг осенило, что для того, чтобы выйти из своих внутренних потрясений и переживаний, чтобы разорвать этот замкнутый круг, ему нужна смена обстановки. Ему нужно было прервать отравляющие его отношения, и в 2013 году новый дом в Mercedes позволил Льюису наконец обрести свободу и стать тем гонщиком, которым он всегда хотел быть.
Некоторые говорят, что он сильно повзрослел за последние два года. Я хочу сазать, что именно свобода, предоставлемая ему Mercedes, позволила ему вернуться к тому, кем и чем он действительно является. В любом случае, неоспоримо то, что перемены в нем настолько заметны, что когда он говорит, что сейчас словно вновь боется за первый титул в карьере, я действительно ему верю.
И еще, некоторые заблуждения, касающиеся его персоны, его личности, которые окружали его с ранних лет, актуальны и по сей день. Возможно потому, что он позволял им оставаться. Возможно потому, что многие люди, особенно болельщики, не видят истинного человека, который скрывается за забралом шлема.
Льюис Хэмилтон является одним из наиболее природно одаренных пилотов своего поколения. Но так же он является и одним из самых умных, рассудительных и вдумчивых людей. Безжалостный, инстинктивно агрессивный убийца в борьбе колесо-в-колесо, он так же еще и зрелый, сосредоточенный и умеющий концентрироваться в нужные моменты человек. Льюис Хэмилтон практически достиг пика своих возможностей в своем стремлении стать идеальным гонщиком.
Он распустил свой показной менеджмент, и вновь окружил себя своей семьей. Его отец снова стал завсегдатаем паддока, а его мачеха Линда никогда не бывает слишком далеко. Когда у него получается вырваться из своих гоночных сражений, рядом неизменно повяляется и его брат, Ник, с которым они очень близки.
Со всеми этими атрибутами известности Льюис не кажется никем, но неловко позируя перед камерами, он надевает золотые цепи, снимается рядом со знаменитостями. Это часть имиджа.
Но счастливым он выглядит лишь на семейных фотографиях. Когда он рядом с ними. Или когда ходит по магазинам Wiatrose [сетевой британский супермаркет] со своей подругой. Или просто отдыхает дома с Роско.
Потому что в глубине души он все тот же неловкий парень с кудряшками из Стивенэйджа. Как и его одноклубник со времен картинга и нынешний соперник в чемпионате Ф1, Льюис Хэмилтон сильно изменился за последнее десятилетие, как гонщик. Но как человек, на самом деле, он совсем не изменился.
![]()

Перевод: Crunch
Статья о Росберге: