07.09.2016 14:41

![]()
Я не могу точно вспомнить момент, когда впервые встретил Нико Росберга. Все, что я помню о том моменте – это презрение к нему и к его поведению: напыщенный петух, «имею право», сын чемпиона мира. Никакого уважения и благодарности. Его величество, смесь
высокомерия и блондина. И это всего лишь чемпион Формулы BMW с несколькими победами в Формуле 3 и тремя годами в моносериях – маловато заслуг для такого раздутого тщеславия! Мне он совсем не нравился. Поэтому я всячески избегал его… но это было довольно трудно, ведь я занимался продвижением чемпионата, в котором он участвовал. Я старался делать так, чтобы кто-то другой брал у него интервью. Другим всегда это удавалось лучше.
Но после невразумительного начала карьеры стал появляться результат. И первый достойный успех пришел на домашней гонке в Монако. В 2005 году он впервые гонялся на улочках Княжества и сразу же оказался на подиуме. Это вселило в него необходимую для гонок уверенность. Его первой победы пришлось ждать недолго, и его чемпионат начался, как только он впервые выиграл. В то время как фаворит чемпионата Хейкки Ковалайнен из команды Arden задавал темп с начала сезона, результаты Росберга (ART) улучшались с каждой гонкой.
Команда ART была не первым выбором. По результатам предыдущего сезона в Формуле 3000 Росберг выбирал между ART и BCN и больше склонялся в сторону BCN, однако Николя Тодт и Фредерик Вассёра смогли заманить его в ART. И Росберг не прогадал: в то время как в новом сезоне BCN еле-еле барахтался и в итоге закрылся, ART заложил для немца мощный фундамент будущих успехов.
Росберг поехал очень быстро с самого начала, и наблюдать за тем, как он развивается, было для меня непросто. Он произвел неизгладимое впечатление: со стороны казалось, что в его скорости присутствовала какая-то легкость и в то же время метрономная точность. Но он мне все равно не нравился! Хотелось, чтобы он стал хорошим парнем, которым я мог бы восхищаться. Но вместо этого я был опечален – такой замечательный талант был у такого высокомерного задаваки.

Я слишком хорошо помню худшие моменты. Однажды он шел на обед и увидел шаблонный заголовок пресс-релиза, написанный мной после победы его напарника по команде Александра Према в квалификации: «Мощь Према приводит к поулу».
Нико проходил мимо и демонстративно процедил: «А почему "Мощь" не применяется ко мне?»
Я поднял голову и попытался понять, о чем это он. Нико был зол, и я не мог понять, зачем так мелочно реагировать из-за простого заголовка? Или мне нужно было выпустить статью с заголовком вроде «Росберг царствует»? В этом был весь Нико.
«Козел!»[на самом деле Уилл употребил более грубое выражение: "Dick" - прим. Crunch] – пробормотал я себе под нос настолько громко, чтобы он услышал. Он услышал.
Позже вечером я искал его PR-менеджера Карстена Штренга и зашел в моторхоум ART.
– Карстен, мы можем поговорить?
Но тут из-за загородки выпрыгнул Нико.
– Что, со мной ты не хочешь говорить? А?! Что это за хрень? Или тебе лучше говорить с Карстеном, чем со мной?!
Я психанул и вышел, а Карстен побежал за мной: «Уилл, не принимай близко к сердцу. Ты же понимаешь, что у него шутки такие, разве нет? Просто заряди ему что-нибудь жесткое в ответ, ему понравится. Он любит пошутить, но если ему не ответить на его уровне, он всегда будет вести себя так высокомерно, поскольку посчитает себя круче».
На следующий день он отпустил еще одно высказывание в мой адрес, на что я плюнул и показал ему средний палец. «Fuck you Rosberg!» Он как будто отшатнулся, а меня прошиб холодный пот – не перегнул ли я палку? Такое поведение было недостойно пресс-секретаря чемпионата. Вдруг я только окончательно разрушил хоть какой-то контакт с человеком, которому суждено было стать нашим первым чемпионом?
Но он криво ухмыльнулся, и больше никогда у нас ничего подобного не было. Наши отношения очень скоро наладились. В конце сезона я получил посылку из Монако. В ней была командная рубашка ART с благодарностью от Нико за поддержку. Я поместил ее в рамку, и она до сих пор остается одной из моих памятных вещей за всю карьеру, связанную с гонками.
Нико был самым подкованным пилотом, с которым я когда-либо работал. Завоевав титул GP2 и едва сойдя с подиума, он по очереди разговаривал с журналистами из разных стран, с каждым на его родном языке. Я видел, как раньше он участвовал в брифингах с прессой, но меня поразило, как спокойно и без видимых проблем он воспользовался своими знаниями языков в момент, который был на тот момент самым значимым в его карьере.
В этом и есть вся суть Нико Росберга. Он не просто умный, он настолько умный, что невольно возникает вопрос, а настолько ли мы умны, как думаем о себе? И временами это становится его недостатком.
Я знаю его интеллект и потребности быть на высоте, из-за этого снова и снова возникали неприятности с интервью еще в GP2. Интервьюер садился, все друг другу улыбались и были готовы начать разговор. Нико обычно занимал оборонительные позиции, отвечал резко, но всегда следил за выражениями. Он с легкостью делал так, чтобы интервью шло в комфортном для него ключе. В итоге интервью получалось ужасным, и у всех складывалось такое же впечатление, которое возникло у меня при первой с ним встрече. Он казался дерзким и высокомерным - сволочью, иначе говоря.
Когда я вернулся в журналистику в 2008 году, я договорился об интервью с Росбергом в Williams. В первые две минуты я вновь увидел оборону, чопорность, высокомерие и неприятие. Я выключил диктофон и спросил, будет ли он продолжать изображать из себя козла, или мы продолжим нормально. Он тут же смутился, извинился, и мы записали обширное интервью.
Но его скорость... скорость была неоспоримой. В своей дебютной гонке чемпион GP2 в конце второго круга поменял переднее антикрыло, но прорвался сквозь пелотон и заработал очки за рулем неказистого болида Williams. Он стартовал со второго ряда во второй гонке в Малайзии. Но через некоторое время вся его скорость как будто забуксовала. Народ в Williams поговаривал, что Нико иногда как бы «выключается» из гонки или «засыпает». Когда от него требовалось выложиться, он этого не делал. Достаточно вспомнить Сингапур-2008, когда его ошибка на выезде из пит-лейн стоила команде победы. На том этапе многие задавались вопросом — неужели Росберг до этого бил баклуши и только сейчас показал реальную скорость своего болида. Конечно, на тот момент он уже успел постоять на подиуме со своим некогда напарником Льюисом Хэмилтоном, но после первых этапов сезона скорость Williams куда-то испарилась. Куда?
Когда Росберг перешел в Mercedes, он регулярно смог опережать своего именитого напарника и семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера ровно настолько же, насколько в Williams опережал Казуки Накаджиму. Не пытаясь сделать вывод о том, что Накаджима и Шумахер на самом деле одинаково быстры, мы приходим к единственно возможному объяснению: Нико Росберг ленился в Williams, пытаясь показать миру, как его большой талант пропадает зря за рулем машины не его уровня.
И тут возникает вопрос — не слишком ли Нико Росберг умен для своего собственного блага? Этот вопрос вновь возник в этом [2014] году в Монако. Я всегда знал, что у Росберга достаточно сообразительности, чтобы провернуть трюк в квалификации [Росберг, показав быстрейшее время, ошибся при следующей попытке, в результате желтые флаги помешали Хэмилтону побороться за поул, и по сути свели шансы на победу в гонке к минимуму], но не был уверен, достаточно ли в нем цинизма, чтобы сделать это на самом деле. Или же он понял, что одной скорости и ума недостаточно для того, чтобы стать чемпионом? Как бы то ни было, Росберг сыграл роль «плохого парня», и она принесла ему победу в гонке и временно переломила ход борьбы за титул.
Многие указывают на Монако 2014 года, как переломную точку в карьере Росберга. Я всегда утверждал, что чемпиона от неудачника отличает возможность становиться законченным мерзавцем, когда это нужно. Возможно становиться мерзавцем Росберг и научился, но это до сих пор так и не помогло ему стать чемпионом. Впрочем, быть мерзавцем или нет - его личное дело.
Льюис Хэмилтон по праву считается одним из лучших гонщиков в современной Формуле-1. И тем не менее, к середине сезона он проигрывал Росбергу, что по гонкам, что по квалификациям. Казалось, что вот оно - используй свою метрономическую точность, используй свою скорость и побеждай. Мало у кого в то время возникало сомнение в том, что Росберг может стать чемпионом.
Но потом была история с Хэмилтоном на Гран-при Венгрии, которая тоже стала шоком [во время гонки Росберг ехал позади Хэмилтона, и требовал, чтобы тот его пропустил]. Может быть, мы требуем от Росберга слишком многого, но он обязан был использовать летний перерыв для того, чтобы забыть все неурядицы и вернуться к борьбе за титул свежим, свободным от старых обид, тем более, что сама та ситуация была дурацкой, помнить о которой не стоило совершенно. В конце концов, никто не обязан тебя пропускать, и если ты быстрее - обгоняй без лишних слов.
Однако Росберг не смог выкинуть эти обиды из головы, и в течение всего летнего перерыва его мысли вертелись вокруг одного и того же, он сосредоточился на негативе, с которым и приехал в Спа. Хэмилтон стал его навязчивой идеей. Именно тогда, и по сей день.
Для меня тот инцидент в Спа выглядел раздутым из ничего, даже смешным. Росберг мог отступить и действовать более расчетливо, Хэмилтон мог бы оставить больше места напарнику. Гоночный инцидент? Так оно выглядело.

Выглядело до того, как Росберг заявил, что намеренно не стал избегать контакта. Если Нико действительно хотел преподать урок Льюису, то должен был действовать жестче. В то время я утверждал, что Росберг должен был стать или героем, или злодеем. Иначе он рисковал стать никем. Намеренный контакт с напарником - шаг в сторону злодейства? Быть может, но затем он сменил точку зрения и заявил, что сам виноват в инциденте, извинившись перед напарником. И это печально. Его неспособность выбрать конкретную сторону и желание быть «и вашим, и нашим» породили атаку на него со всех сторон - и со стороны команды, и со стороны армии болельщиков Льюиса, и даже со стороны своих собственных сторонников.
То, как он взаимодействовал с представителями СМИ — наглядный тому пример. В Монце он разговаривал со мной и американским телевидением уверенно, жестко и совершенно не стыдясь, несмотря на то, что команда поставила ему на вид инцидент в Спа. С немцами он вел себя точно так же, дерзко защищая свою позицию.
Но в разговоре с британцами его плечи опускались, голова склонялась, а голос был наполнен раскаянием. И хотя содержание его речи не отличалось от того, что он говорил немецким или прочим журналистам, подача ее для британцев была совершенно не той, что десять секунд назад. Хитрый ход, расчетливый и продуманный.
Так же, как и в финале серии GP2, в Бахрейне-2014 я был ошеломлен. Такой же ушлый и слишком умный со своей аудиторией… но, возможно, он в этой ситуации перехитрил самого себя.
Он может выглядеть очаровательным. Может проявлять хорошее чувство юмора, которым он пользуется с непринужденным изяществом. А иногда он может быть ребенком. В Венгрии в 2014 году, например, я должен был провести интервью после гонки GP3. Плотный график. Но когда я почти добрался до места, то почувствовал, как кто-то начал мешать мне и тащить назад. Момент был упущен. Я подумал, что это охранник и раздраженно повернулся. Но нет. Это был Нико, на лице которого тут же появилась ехидная улыбка.
В том году у Нико были классные гонки. Например Бразилия - идеальный пример того, что может Росберг, когда все сводится в одно, и его скорость, помноженная на ум, приводит к желаемому результату. Или та же Канада.
Но эти моменты были слишком редкими. Всего пять побед из 10 стартов с поула о многом говорят. И если лидируя от старта до финиша он еще мог побеждать, то в прямой борьбе "колесо в колесо" со своим напарником по команде, он чаще проигрывал. Он с треском проиграл Хэмилтону в Бахрейне, даже несмотря на то, что имел более оптимальную стратегию и лучшие шины. сначало было фиаско в Монце, затем полный провал в России. В Остине он утверждал, что просто "так получилось". Это было одно из самых шокирующих признаний, которые я слышал от человека, в разгар борьбы за то, чему он вроде бы посвятил всю свою жизнь.
Вообще, в том году временами казалось, что перед нами снова тот самый Росберг из Williams прошлых лет... Делая вроде бы все правильно, возможно он считал, что делает достаточно для того, чтобы все его действия в итоге все-таки привели его к титулу, когда его напарник ошибется и сам вручит ему чемпионство в последней гонке сезона. Или может Росберг, как и некоторые до него, считал, что ничем не хуже своего отца, который смог выиграть титул всего с одной победой за сезон? За стабильное второе место можно набрать немало очков, особенно если напарник сходит или ошибается.
Думаете, это добродетель? Это большой вопрос.

Может ли Росберг стать чемпионом? Он быстр, он темпераментен, он мотивирован, и иногда он может быть сволочью. Это все те качества, которые делают просто гонщиков чемпионами. Однако, хватит ли ему всего этого, чтобы стать лучшим?
Увидим в воскресенье.
![]()
Статья написана накануне последней гонки в 2014 году, которая и определила тогда чемпиона.
Нико Росберг: "Жесткий конец. Хотелось бы бороться до последнего поворота... Поздравление, Льюис. Ты заслужил это звание. Это был особенный год. Но в 2015 я вернусь еще сильнее!"
Итак, две попытки Нико проиграл, и проиграл убедительно. Что же будет во время третьей, и возможно, последней его попытки?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Статья о Льюисе Хэмилтоне перевернет ваш мир с ног на голову, выпотрошит наизнанку и оставит в полной растерянности от того, что черное оказалось белым.
Не пропустите!
Об авторе:
Уилл Бакстон (Will Buxton) - один из известнейших британских журналистов, внештатный сотрудник Motorsport, более полутора десятков лет пишет об автогонках и Формуле 1. Писал статьи для Джо Савара в www.grandprix.com., и был ведущим журналистом в одном из самых известных изданий о Формуле 1 - "Formula 1", проработав там до самого закрытия. Параллельно Формуле 1, освещал события в младших сериях GP2 и GP3 вплоть до конца 2014 года, после чего принял решение полностью сосредоточиться на Королеве автоспорта.
В настоящее время Бакстон является полностью акредитированным журналистом паддока и присутствует на всех сессиях каждого гран-при. Является спортивным экспертом телеканала NBC. Иначе говоря, Бакстон это официальное лицо Формулы 1 в СМИ.
В дополнении к основным обязанностям гоночного эксперта, Бакстон также выступает в качестве официального конферансье, ведущего и интервьюера любых фан-событий Формулы 1.
Весьма уважаемая личность в паддоке и за его пределами.
Более подробно об авторе можно узнать (на англ.языке) по прямой ссылке здесь: