1936 год. Хроника свержения

23.08.2016 06:01

1936 год. Хроника свержения "Мерседес" с автовершины (часть 3).

 

80 лет назад, 23 августа 1936 года, состоялся предпоследний третий этап чемпионата Европы на швейцарской трассе в Бремгартене.

Для команды "Мерседес" успех в этой гонке был необходим чтоб сгладить впечатление от досаднейшего фиаско в домашней гонке. "Мерседес", в отличии от "Ауто Юнион", за три недели до швейцарского Гран-При прекратил участие в крупных и престижных (а значит весьма привлекательных с точки зрения стартовых и призовых выплат), но не зачётных гонках, ради лучшей подготовки своей техники к швейцарской баталии. Командой были в очередной раз проведены все планируемые и вроде бы достаточные мероприятия по повышению надёжности техники. В "Мерседес" решили не искать замену Луису Широну, по собственной инициативе покинувшему команду после аварии на Гран-При Германии, а ограничились участием в гонке четырьмя автомобилями. Но теперь все гонщики команды, включая итальянского легионера Луиджи Фаджиоли, получили в своё распоряжение актуальную технику 1936 года с полным набором обновлений к очередному Гран-При.

В "Ауто Юнион" был полный порядок с техникой и полная "веселуха" с гонщиками. В то время как "Мерседес" уже взял паузу для более интенсивной подготовки к швейцарской гонке, "Ауто Юнион" принял участие в одной из престижнейших гонок того времени: "Копа Арцебо" на трассе в Пескаре. 

Накануне первых тренировочных заездов Акиле Варци повторил свой германский подвиг, не появившись в расположении команды. Но на этот раз его оперативно разыскали в Риме и "под белы ручки" (под конвоем) отправили в Пескару. Какие уж беседы были проведены руководством команды с итальянцем доподлинно не известно, но только к Акиле неожиданно вернулась былая форма. Он был абсолютно быстрейшим на трассе и в квалификации и в гонке и только чрезмерный износ шин, заставивший его сделать целых четыре пит-стопа против двух у остальных гонщиков команды, отбросил его на третье место за  партнёрами по команде Берндом Розенмайером и Эрнстом фон Делиусом. 

Зато одновременно с восстановлением Варци в список гонщиков "Ауто Юнион" с тяжелыми моральными травмами попал Ханс Штук. Во время тренировочных заездов перед тем самым "Копа Арцебо" у машины Штука на полном ходу оторвалось колесо, после чего гоночный болид неуправляемо пошёл прямо на шикану из прессованных блоков сена, за которой находилось ограждение стадиона. Гонщик в самый последний момент выбросился из машины на тюки с сеном, а сам автомобиль пробил шикану и перевернувшись разбился об стену. Ханс получил незначительную физическую контузию и тяжёлое моральное потрясение. Он не нашёл в себе сил выйти на старт гонки в Пескаре и по прежнему не был способен максимально эффективно управлять гоночным автомобилем ко времени проведения Гран-При Швейцарии.

Эрнст фон Делиус на высоком уровне провёл гонку в Пескаре, но после её окончания стало ясно, что в "Ауто Юнион" поспешили, не дав как следует зажить ладоням молодого немца, истёртым до крови во время Гран-При Германии. После осмотра ладоней фон Делиуса перед началом швейцарского гоночного уикенда, в "Ауто Юнион" были вынуждены перевести этого безусловно талантливого молодого немца в разряд запасных гонщиков, а в состав боевых пилотов вновь ввести Рудольфа Хассе, чья малоопытность сделала его выделяющимся слабым звеном в общем могучем организме этой немецкой команды.

Также в "Ауто Юнион" наконец то реализовали план в отношении Варци, который был разработан перед Гран-При Германии. Пока Варци сражался на автогоночной трассе с соперниками, его номер в гостинице был тщательно обыскан на предмет наличия наркотиков. Также были проведены поиски любовницы Варци Элис Питч, с подачи которой Акиле предположительно подсел на наркотики. Элис нашли в Италии, а не в Швейцарии, наркотиков не нашли вообще.

Теперь, собственно, о гоночном уикенде в Бремгартене.

"Мерседес", в принципе, доказал, что со скоростью у него полный порядок. Рудольф Караччиола на относительно коротком бремгартенском кольце привёз в квалификации почти полторы секунды лидеру "Ауто Юнион" Бернду Розенмайеру. Техника "Мерседес" вполне могла оккупировать весь первый ряд стартового поля, но всем партнёрам Караччиолы по команде помешали показать максимально возможные результаты всевозможные накладки, в том числе и технического характера. Так что с первого ряда вместе с Караччиолой стартовали конкуренты из "Ауто Юнион" Розенмайер и Варци, а на долю "Мерседес" (Манфред фон Браухич, Герман Ланг) пришелся весь второй ряд стартового поля). Остальные гонщики двух немецких команд вообще не проехали ни одного по настоящему быстрого круга: Фаджиоли по техническим причинам, Штук из-за подавленного состояния, Хассе в следствие малоопытности. Но уровень немецкой техники был настолько высок, что даже этих троих относительных неудачников квалификации смогли опередить из прочих соперников только два гонщика на "Альфа-Ромео": "мега-звезда" автоспорта того времени Тацио Нуволари и Рене Дрейфус.

Гонка ожидаемо прошла под знаменем немецкой техники. С самого старта восемь немецких автомобилей расположились на восьми первых строчках протокола гонки. Самым выдающимся достижением остального автогоночного мира было девятое место Тацио Нуволари впереди, превратившееся в восьмое только после раннего схода Фаджиоли. Тацио сошёл на девятнадцатом круге, так и не сумев обогнать ни одного гонщика на немецкой технике.

Первый круг НП Швейцарии 1936 года

Первый круг Гран-При Швейцарии 1936 года: На фото восемь гонщиков и все они на немецкой технике. Лидирующую четвёрку составляют Караччиола, Розенмайер, фон Браухич, Варци: слоёный пирог из "Мерседес" и "Ауто Юнион".

 

Украшением гонки до некоторого времени была захватывающая дуэль за первое место между действующим чемпионом Европы Рудольфом Караччиолой и одним из главных претендентов на титул текущего сезона Берндом Розенмайером. Эта пара быстро ушла в отрыв от всех прочих соперников и поначалу Бернд просто преследовал лидировавшего со старта Рудольфа. Но после пары кругов гонщик "Мерседес" по каким то причинам уже не мог подтверждать тот запас по скорости, который он демонстрировал в квалификации. На прямых скорость "Мерседес" и "Ауто Юнион" была примерно равной, а в поворотах "Ауто Юнион" имел явное преимущество. Розенмайер приступил к атакующим действиям и Караччиоле пришлось задействовать весь арсенал защитных приёмов, включая опасные захлопания "калиток" и неоднократные подрезающие перемещения по всей ширине трассы. Постепенно оба гонщика настолько вошли в раж, что и организаторам гонки и руководству обеих немецких команд стало очевидно, что дело может закончиться аварией с большой вероятностью сопутствующей трагедии, что бросило бы густую тень на весь триумфальный для немецкой техники сезон и привело бы к весьма суровому разбору полетов со стороны высоких покровителей обеих немецких команд.

Произошло очень редкое событие: прямая борьба за чемпионский титул (а это была именно прямая борьба за титул, в которой участвовали претенденты с равным числом текущих зачётных баллов) была принудительно прекращена организаторами с согласия руководства "Мерседес", фактически подписавшего своим согласием пакт о капитуляции в этой гонке в пользу "Ауто Юнион" ради вероятного спасения жизни лучших гонщиков нации.

Караччиоле были показаны голубые флаги, означающие требование пропустить вперёд более быстрого гонщика. После начального непослушания действующего чемпиона флаг стал синим. Это означало, что следом последует уже чёрный флаг - дисквалификация. Только после этого Караччиола выпустил Розенмайера вперёд. Вопрос с победителем гонки был решён. А некоторое время спустя на "Мерседес" Караччиолы сломался задний мост и действующему чемпиону Европы с трудом удалось избежать серьёзной аварии, укротив почти неуправляемый болид и относительно благополучно "припарковав" его на обочине трассы. Этот сход подтвердил справедливость претензий команды "Ауто Юнион" и ее лидера Бернда Розенмайера на победу в гонке и лучшую позицию в Личном Зачёте перед последней зачётной гонкой сезона в Монце.

Мерседес Караччиолы на обочине. ГП Швейцарии 1936 года

"Мерседес" Караччиолы на обочине трассы.

 

Всего добрались до финиша только пять автомобилей, все из числа немецкой техники: "Ауто Юнион" в полном составе и один "Мерседес". Все прочие болиды этой марки сломалась по ходу гонки, наплевав на все мероприятия команды по повышению надёжности своей техники.

Фаджиоли стал единственным добравшимся до финиша мерседесовцем лишь потому, что его "Мерседес"... сломался самым первым. На первом же плановом пит-стопе Герман Ланг, имеющий несмотря на свою национальность меньший приоритет в команде, отдал свою машину Фаджиоли. И лишь потом отказала техника сначала у Караччиолы, а потом и у фон Браухича.

Фаджиоли мог без особого труда стать третьим в этой гонке, ибо ни Штук ни Хассе не создавали ему серьёзной конкуренции, но внеплановый пит-стоп в завершающей части гонки из-за внепланового износа шин отбросил итальянца на четвёртое место за спину Штука.

Занявший второе место Варци, в свою очередь, не составил никакой конкуренции Розенмайеру, уступив победителю гонки более пятидесяти секунд на финише.

Картинка к авторской заметке про ГП Швейцарии 1936 года

Победный финиш Бернда Розенмайера на Гран-При Швейцарии 1936 года.

 

Положение в Личном Зачёте гонщиков после Гран-При Швейцарии было следующим. Ханс Штук, получивший в подарок от Луиджи Фаджиоли третье место, сохранил лидерство в чемпионате. Но теперь он всего на один балл опережал партнёра по команде и победителя двух последних гонок Бернда Розенмайера. Слишком много зачётных баллов получил Бернд за ранний сход в первой гонке сезона в Монако (в то время зачётная система была реверсивной, чем выше была итоговая позиция гонщика по итогам автосостязания, тем меньше очков он получал, сходы на разных стадиях гонки диффиренциально "награждались" бОльшим числом баллов при более ранних сходах, а чемпионом становился гонщик, набравший наименьшее число баллов в сезоне). Не утратил шансов на титул и Рудольф Караччиола. Но его претендентство было самым скромным, так как все его шансы исчезали при преодолении Хансом Штуком четверти дистанции Гран-При Италии, либо при преодолении Берндом Розенмайером половины дистанции указанной гонки. Впрочем, руководство "Мерседес" решило на призрачные шансы удачу не ловить и отозвало свою заявку на участие в последней зачётной гонке сезона.

Но этот демарш последовал через несколько дней после Гран-При Швейцарии, а вечером после гонки Караччиола и Розенмайер встретились друг с другом возле лифта в вестибюле отеля, где проживали во время гоночного уикенда большинство участников гонки. Последовала словесная перепалка, не перешедшая в драку, но не сделавшая чести ни опытному чемпиону, ни молодому претенденту на право называться лучшим гонщиком Старого Света. Эта перепалка стала отправной точкой глубокой неприязни двух выдающихся немецких гонщиков друг к другу. Эта неприязнь ещё не раз будет на потеху публике вырываться наружу при различных обстоятельствах в виде новых словесных баталий немецких чемпионов.

Картинка к авторской заметке про ГП Швейцарии 1936 года

Немецкие чемпионы довоенных лет, чье соперничество на трассе переросло в личную неприязнь: Рудольф Караччиола (слева) и Бернд Розенмайер (справа)

 

Автор заметки: ROMAN grosjean (август 2016 года)

3 Отзыва